1) Как звали старуху из рассказа В.М. Шукшина «Срезал»?
А) Алевтина Синицына
Б) Алевтина Берестова
В) Агафья Журавлёва
Г) Агафья Лыкова
2) Как называлась деревня, в которой жила старуха?
3) Кто приехал к старухе попроведать, отдохнуть?
А) средний сын с женой и дочерью
Б) средний сын с женой и сыном
В) средний сын с женой, сыном и дочерью
Г) средний сын с женой
4) Как звали сына старухи?
А) Владимир Иванович
Б) Виктор Иванович
В) Геннадий Иванович
Г) Константин Иванович
5) Приехавшие к старухе гости…
6) «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный» …
Б) Егор Капустин
В) Глеб Капустин
7) Где работал герой рассказа из предыдущего вопроса?
8) Кандидатами каких наук были гости, приехавшие к старухе?
9) Какую проблему начал обсуждать Глеб Капустин?
10) Что значит выражение «бочку покатил»?
А) переместил бочку с одного места на другое
Василий Шукшин. Срезал. Рассказ. Читает Михаил Ульянов (1982)
Б) сбросил бочку в море
В) упрекнул кого-нибудь в чём-либо без достаточных оснований
Г) искал что-то в бочке
11) Что значит выражение «с цепи сорвался»?
А) выпало звено из цепи
Б) сильно дернулся и сорвался с цепи
В) разорвалась цепь
Г) кто-либо ведет себя грубо, агрессивно
12) Что значит выражение «тянуть на себя одеяло»?
А) делать что-либо в своих интересах, в свою пользу
Б) сильно потянуть одеяло на себя
В) перетянуть одеяло на себя с другого
Г) хорошо накрыться одеялом
13) Что означает слово «микитим»?
14) Название какой популярной сейчас передачи встречается в рассказе?
А) Что? Где? Когда?
Б) Пусть говорят
15) Что значит срезал?
А) поставил в тупик
Б) срезал ножом или ножницами
В) провалил экзамен
Коротко ответьте на вопросы:
Шукшин Срезал. Кто главный герой?
Шукшин Срезал. Что хотел сказать
Главная тема творчества русского, советского писателя В. М. Шукшина – жизнь простого деревенского человека. Один из самых известных рассказов Шукшина — рассказ «Срезал». Не случайно автор выбрал такое название для своего произведения.
КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?
«Срезать» — в просторечии значит: «поставить на место», «унизить», «публично опустить в глазах других людей». Как колосок, срезанный серпом, падает на землю, так один человек теряет свою репутацию в результате хамского и резкого обращения с ним другого человека.
Смысл названия рассказа «Срезал» полностью соответствует его содержанию.
СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Герои произведений Шукшина часто недовольны своей жизнью, они не хотят быть «как все», мириться с одинаковостью и стремятся показать свою индивидуальность очень необычными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Именно чудиками, а не чудаками.
«Чудики» живут среди обычных людей, в обычном мире. Но в них накапливается столько нереализованного потенциала, что в обыденной среде им тесно и душно. Эта огромная душевная сила пытается вырваться наружу и устремится к идеальному миру. Такие персонажи чувствуют свою чудаковатость, но не находят поддержки и понимания со стороны окружающих.
Срезал. Василий Шукшин
Обычно шукшинские «чудики» очень наивные, добродушные, трогательные люди. Но ситуацию, описанную в рассказе «Срезал», комичной назвать нельзя. Скорее она трагикомична.
Герой рассказа Глеб Капустин – тоже чудик. Но чудик злой, хамоватый и жестокий, к тому же имеющий претензию на роль лидера в своем социуме. Деревенский житель Капустин чувствует свою нереализованность и никчемность. Очевидно, жизненные обстоятельства не дали ему возможности получить образование, вырваться из деревни и совершить что-то значимое, что сделало бы его известным. А, возможно, исполнению мечты помешала банальная лень и нежелание упорно потрудиться.
Среди местных мужиков Глеб чрезвычайно популярен. Его умение «срезать» городских жителей, приезжающих в деревню — это зрелище яркое. Все они являются постоянными зрителями представлений, на которых Глеб Капустин является единственным актером. Для мужиков Глеб – очень умен, начитан и всесторонне развит. На самом деле этот человек невежественен, а образован весьма поверхностно.
В основном, посредством чтения газет и журналов. К тому же у Глеба хорошо «подвешен язык», которым он умело владеет в дискуссиях. Типичный холерический темперамент помогает ему быстро реагировать на реплики и вопросы, что также способствует выполнению «миссии» по унижению собеседника.
Глеб ненавидит всех, кто когда-то уехал из родной деревни, занял свою нишу в жизни, «поднялся». Он пытается самоутвердиться за счет других. В основном, это городские образованные люди, которым он доказывает, что все их образование ничего не стоит.
В деревню к матери приезжает погостить на лето Константин Иванович Журавлев, ученый человек, кандидат наук, филолог. Ученый не загордился, не стал надменным. Он относится к землякам с должным уважением и почтением, несмотря на довольно высокое положение в обществе. Возможно, поэтому Константин Иванович проигрывает в споре с деревенским демагогом, что просто не позволяет себе опускаться до его уровня.
Глеб заранее готовится к «спектаклю», собирает вокруг себя зрителей – деревенских мужиков. Он и ведет-то представление по законам жанра. Задавая глупые вопросы о «проблемах шаманизма» и прочей ерунде, он подводит беседу к ее кульминации. Значения вопросов, которые он сам же задает образованному человеку, Глеб совершенно не понимает. Тем более, их не понимает собеседник.
Дурацкие вопросы ставят Константина в тупик, и он не хочет на них отвечать. Именно этого и надо Глебу: показать, что раз ученый человек не отвечает, значит, он не знает ответа.
СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА
В финале рассказа Глеб произнес фразу о том, что он любит «щёлкнуть по носу образованных». Не задирайся, мол. Унизив таким образом земляка, Глеб возвысился сам.
Но возвысился — то он в чьих глазах? – Только лишь в глазах таких же, как и сам, завистливых м злобных людей. Да еще в своих собственных. Теперь он может шествовать по деревне с гордо поднятой головой, не понимая при этом, что все его злорадство и пафос на самом деле ровным счетом ничего не стоит.
Источник: kakoy-smysl.ru
Тест с ответами: «Срезал» В.М.Шукшин
19. Слово «срезал», в одноименном рассказе, употреблено в значении:
а) обрезать верхнюю часть чего-либо
б) обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить +
в) ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить
20. Какой вывод сделали мужики после посиделок у бабки Агафьи:
а) Проиграл!
б) Срезал! +
в) Ничья!
21. С кем приезжий сравнил «проверяющего»:
а) с демагогом-кляузником +
б) с сумасшедшим
в) с депутатом
22. Что проверяющий посоветовал побольше читать гостю бабки Агафьи:
а) библию
б) газеты +
в) энциклопедии
23. Куда направились мужики с деревенским «проверяющим»:
а) в клуб
б) в сельмаг
в) в гости к Агафье +
24. В каком историческом факте допустил ошибку приезжий полковник:
а) откуда прибыл Лжедмитрий
б) кто велел поджечь Москву в 1812 году +
в) с кем воевал Александр Невский
25. Как мужики относились к кандидату после случившегося:
а) презирали
б) ненавидели
в) жалели +
26. Что Глеб пожелал Константину напоследок:
а) творческих успехов
б) приятного отпуска +
в) карьерного роста
27. С чем Глеб сравнил кандидатство:
а) с костюмом +
б) с именем
в) с маской
28. Что Глеб предложил начертить на песке:
а) игру «Крестики-нолики»
б) уравнение неравенства
в) схему Солнечной системы +
29. О каких расчетах спросил Глеб у Константина:
а) естественных траекторий +
б) падения уровня моря
в) ежегодной прибыли
30. Что, по словам Глеба, есть на луне:
а) люди
б) разумные существа +
в) вода
Источник: liketest.ru