Совесть —это способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать нравственные правила, требовать от себя их выполнения и производить самооценку своих поступков. Но эти собственные правила не должны противоречить общепринятым. Совесть помогает человеку чувствовать себя полноправным членом общества, соотносить своё собственное поведение с мнением окружающих. Это своеобразный компас, направляющий человека в нужную сторону, если он заблудился в жизни или допустил ошибки.
Ему становится стыдно, и он пытается исправить ошибки. Совесть регулирует поведение. Неслучайно Кант отмечал: «Закон, живущий в нас, называют совестью». Она нужна для того, чтобы мы жили правильно, не нарушая нравственных законов и понятий о добре и зле, о хорошем и плохом. Проблеме совести посвящены многие произведения русской литературы.
Обратимся к автобиографическому рассказу Виктора Петровича Астафьева « Конь с розовой гривой». Важнейшей в произведении является мысль о том, что человек должен жить по совести, чтобы сохранить любовь и уважение близких. Главный герой — сирота. У мальчика есть только бабушка и дедушка. Именно бабушка Катерина Петровна учит внука жить по совести.
Телеграмма. Константин Паустовский
Однажды Витя пошёл с левонтьевскими ребятишками на увал за земляникой. Чтобы быть как все и показать, что он не жадный, мальчик «вывалил ягоды на траву», и ребята их съели. А он натолкал в туес травы, сверху положил ягоды. Обман обнаружился, когда бабушка поехала в город, чтобы продать ягоды. Вите было стыдно, его мучила совесть, оттого что не рассказал бабушке всю правду.
Мальчишка готов был сквозь землю провалиться и принять «кару за содеянное злодейство, мошенничество». Важно то, что у ребёнка проснулась совесть. Именно она помогает осознать, что его накажут, наругают за обман. Совесть подсказывает ему выход — попросить прощения у бабушки. Мальчик нарушил правило — жить честно, поэтому ему плохо.
Совесть помогает вернуть любовь близких и жить так, как все живут. Мальчик извлек из своего плохого поступка главный жизненный урок: обманывать нельзя… В. П. Астафьев показывает: совесть помогает человеку быть ответственным за свое поведение, жить честно.
Мысль о том, что совесть связывает человека с окружающими, помогает оценить своё поведение в соответствии с общечеловеческими нормами, является одной из важнейших и в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Главная героиня, Настя, живёт в Ленинграде, работает секретарём в Союзе художников и занимается организацией выставок.
Она нужна творческим людям, но ещё нужнее матери, одиноко доживающей свой век в деревне. Катерине Петровне помогают старик Тихон и дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка. И не за деньги, а просто так, по доброте душевной. А Настя не пишет писем, но раз в два-три месяца присылает двести рублей по почте… А матери нужно её внимание и тёплые руки дочери.
Мать «думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана»… Каждое письмо из деревни вызывало у девушки «глухое беспокойство», являясь «безмолвным укором». Совесть стояла на страже её поступков. И сердце Насти дрогнуло, когда она в мастерской скульптура Тимофеева увидела скульптуру Гоголя, его «сверлящие глаза», ироническую улыбку.
Приехав в Заборье только на второй день после похорон матери, Настя ощущает раскаяние и стыд. Поэтому она сторонится людей, уезжает крадучись, так как чувствует страшную боль утраты близкого и родного человека, которого предала, не приехав проститься, лишила внимания, нежности и тепла при жизни. Только сейчас героиня осознает свою «непоправимую вину».
И понимает, что любовь и доверие родного человека важнее всех дел, работы, бытовых забот. Иногда люди понимают это слишком поздно. Проснувшаяся в душе совесть приводит к тому, что становится мучительно больно и стыдно за свои ошибки. По-моему, Настя больше никогда в жизни не поставит на первое место быт и работу.
Она осознала, что главное — любовь и внимание к самому близкому человеку, с которым существует вечная, незримая связь. Только тогда твоя душа будет спокойна. Таким образом, совесть — важнейшая нравственная категория, показывающая степень ответственности человека за свои поступки перед обществом и перед собой.
Она является мерилом нравственности и заставляет нас страдать, испытывать стыд за малодушие, обман, равнодушие и злобу. Совесть учит различать хорошее и плохое. Она помогает исправить ошибки. Только человек с чистой совестью может жить в гармонии с собой и миром.
Обновлено: 2020-12-02
Опубликовал(а): 89216841665
Источник: www.kritika24.ru
Основная мысль рассказаза паустовского «телеграмма». Чему учит рассказ паустовского телеграмма
Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.
Отзыв на рассказ «Телеграмма»
Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.
Пословицы к рассказу «Телеграмма»
Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят. У матери дочь и в тридцать лет дочурка. У матери на все слез хватит. Родительское сердце в детях, а детское в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником. Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала.
К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль. Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны. После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала.
Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад. Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста. Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке.
Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью.
Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором. После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери.
Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской. Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась. Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: «Катя помирает.
Тихон». Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной. Настя встала и быстро ушла. Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму.
Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже «Красная стрела» несла Настю в Заборье.
Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати. Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться. Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла.
Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье. Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград.
Вариант 2
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.
Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.
Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.
Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.
А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.
Отзыв о рассказе Паустовского «Телеграмма»
Главные героини рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» — пожилая женщина, Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна жила одна в селе Заборье, в доме своего отца, известного когда-то художника. Ее дочь Настя, жила и работала в Ленинграде.
Катерина Петровна скучала о дочери, но писала ей редко, стараясь не мешать жизни Насти. Дочь тоже не баловала мать письмами, ограничиваясь денежными переводами. Переводы сопровождались короткими строчками, в которых Настя жаловалась на недостаток времени, который не позволял ей ни приехать к матери, ни даже написать ей полноценное письмо.
Шли годы, и здоровье Катерины Петровны постепенно ухудшалось. Она уже не могла больше полноценно заботиться о себе. По хозяйству ей помогала Манюшка, дочь колхозного сапожника. Еще к ней приходил Тихон, сторож пожарного сарая. Тихон помнил и уважал отца Катерины Петровны и считал своим долгом заботиться о его дочери.
Осознав, что жить ей осталось совсем немного, Катерина Петровна написала письмо дочери, в котором говорила о том, что не переживет зиму и просила Настю приехать.
Настя получила это письмо, но не поехала к матери. Она работала секретарем в Союзе художников. Работы у нее было много, и в те дни она была занята тем, что помогала выбиться в люди молодому и талантливому скульптору Тимофееву. Настя сумела организовать выставку работ этого скульптора. Эту выставка была оценена положительно и Тимофеева заметили в художественных кругах.
Похвалы за организацию выставки удостоилась и Настя.
В дни проведения выставки Настя получила телеграмму из Заборья, в которой Тихон сообщал, что Катерина Петровна умирает. Настя оставила все дела и поехала к матери.
Катерина Петровна ждала приезда дочери, но она уже не вставала с кровати, настолько была слаба. Тихон, чтобы ободрить ее, изготовил на почте поддельную телеграмму, в которой написал, что Настя скоро приедет.
Но старания Тихона пропали даром. Катерина Петровна скончалась, не дождавшись приезда дочери. Настя приехала в Заборье лишь на второй день после похорон Катерины Петровны. Она побывала на кладбище, а потом всю ночь плакала в комнате матери. Из Заборья Настя постаралась уехать незаметно.
Она чувствовала себя виноватой перед матерью, и от этого ей было тяжело.
Главная мысль рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в том, что следует помнить о своих родителях и всячески поддерживать их, причем не только материально, но и личным присутствием. Настя, увлеченная своей работой, не сумела найти время, чтобы повидаться с постаревшей матерью, и Катерина Петровна ушла из жизни, будучи глубоко одиноким человеком.
Рассказ учит быть внимательным по отношению к родителям, заботиться о них и почаще навещать.
Рассказ Паустовского «Телеграмма» учит: в жизни нужно уметь вычленять главное. Мать — это святое, и никогда не стоит об этом забывать. Никакие деньги не заменят человеческого тепла, участия, любви.
В рассказе мне понравился Тихон, который заботился о Катерине Петровне из уважения к ее отцу. Тихон отправил телеграмму Насте, в которой сообщал о плохом состоянии здоровья ее матери. Он же придумал изготовить поддельную телеграмму с известием о приезде Насти, с помощью которой надеялся поддержать умирающую Катерину Петровну.
Какие пословицы подходят к рассказу Паустовского «Телеграмма»?
Даже дуб в одиночестве засыхает. Кто родителей почитает, тот век счастливым живет. Что имеем, не храним, потерявши – плачем.
Сочинение 3
У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.
В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала.
Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.
Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.
Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно.
Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.
Телеграмма — сочинение
Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.
Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.
Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде.
Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому.
Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.
Источник: ozhegova-slovar.ru
Презентация на тему Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель
- Главная
- Разное
- Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»
Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского
языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург,
Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения
к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же
время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Слайд 3“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в
долгу, – это мать”. М.Горький
Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку
о добре, справедливости и чести.
О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?
Слайд 4Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство
моральной ответственности за свое поведение
Нравственность – внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся
Слайд 5Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной,
которая одиноко переживала свою старость
В очерке «Зарубки на сердце»
из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?
Слайд 6Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти
и пейзажные описания
Настя, по-вашему, — злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.
Слайд 7Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине?
Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в
Ленинграде.
Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
Какой она вам показалась?
Слайд 8Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная
людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но
что-то настораживает читателя.
Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
Слайд 9Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг
оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый
праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
Слайд 10Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо
(летел снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый (снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)
правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?
Слова Насти, адресованные маме и маме
-Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя. Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что. Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет.
Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?
Слайд 11Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как
описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему
писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Слайд 12Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого
персонажа.
Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их
понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?
Слайд 13Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин.
Какова
его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или
противопоставившего этих художников?
В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке?
Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?
Слайд 14В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?
Что произошло?
Почему Настя
все-таки получила билет?
Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный
конец?
Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
Слайд 15Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?
Какова его роль в рассказе
«Телеграмма»?
Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает
надежду: не все потеряно?
Слайд 16Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора?
Подумайте, о
какой телеграмме идет речь?
В чем метафористический смысл названия рассказа?
— это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
Слайд 17Синквейн
Телеграмма
Краткая, неожиданная
Летит, волнует, сообщает
Тревожная весть от матери
Поздно…
Слайд 18“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в
долгу, – это мать”. М.Горький
Какой вы увидели мать Насти?
Почему она простила
дочери все?
Как относились к ней люди?
Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни?
Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.
Источник: theslide.ru