Вот видите, я уже в который раз убеждаюсь в исключительной полезности информационного сайта «Большой вопрос». И автору вопроса — моё персональное спасибо за возможность ознакомиться с рассказом Константина Паустовского: «Телеграмма». Знаете, после внимательного прочтения и осмысления сюжета — долго перебирал из жизни подобные ситуации. И как ни прискорбно, они бывают и это ни есть хорошо.
И если раньше, в былые времена люди семейно кучковались. Об этом особо заботились старшие, дедушки, бабушки. Традиции были таковы, что все жили в одном месте — весь семейный род: родители, их дети, и старшее поколение. Поэтому таких казусов, который описан в рассказе «Телеграмма» — практически не было. И в этой связи, совесть родственников, которые хоронили члена семьи — была чиста.
А то, что случилось с дочкой Катерины Петровны — это минимум неприятная ситуация. Нельзя допускать, точнее бросать родную престарелую, больную мать — одну в сельской глубинке без попечения родной дочери. Поэтому с тягостными чувствами умирала мама и с такими же, если не большими тягостными чувствами была её дочь Настя, которая опоздала на похороны.
…не выучил. (Без памперсов не смотреть!)
Есть действующий человеколюбивый закон: перед смертью, самые близкие родные — обязательно должны повидаться и если можно поговорить с человеком. И ему и родным от этого будет гораздо легче. Для этого и дана всем нам людям Господом Богом такое нравственное качество, как человеческая совесть.
На похоронах, случайно оказалась, приехавшая учительница. И в разговоре с провожавшими она спросила: «Одинокая, должно быть, была эта старушка? Такая жалость! Ей ответили, что у неё в Ленинграде живёт дочь.
Так что следует всегда использовать совесть по назначению и прибегать к ней в трудную минуту. Она подскажет нам многое. В противном случае будет так как описано в упомянутом рассказе «Телеграмма».
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Какой урок совести вы вынесли из рассказа телеграмма письменно
Даниил Гранин о К.Паустовском • «Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен
Презентации » Литература » Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы Г
Урок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
Слайды презентации
Слайд 1
Константин Георгиевич Паустовский (1892- 1968)Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского
языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса город
Санкт-Петербург, 2012
Слайд 2
Даниил Гранин о К.Паустовском • «Это был человек удивительной чистоты, святого отношения
к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то
же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен
быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера». • Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Слайд 3
“ Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда
в долгу, – это мать”. М.Горький • Главным для Паустовского было
стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести. • О чем, по-вашему,
рассказ «Телеграмма»?
Слайд 4
Словарь • Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других • Совесть – чувство
моральной ответственности за свое поведение • Нравственность – внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек • Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в
жизни немощных и нуждающихся
Слайд 5
Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной,
которая одиноко переживала свою старость • В очерке «Зарубки на
сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой
женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь. • В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа. • Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?
Слайд 6
Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти
и пейзажные описания • Настя, по-вашему, — злой, плохой человек? Ответ
обоснуйте.
Слайд 7
Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине?
Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти
в Ленинграде. • Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о
Насте. • Какой она вам показалась?
Слайд 8
Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная
людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ
, но что-то настораживает читателя. • Портрет Насти: «На одной из площадок
Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
Слайд 9
Настя– Сольвейг? • Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг
оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе
светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. • Настя праздник устраивает, но
глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. ) • Что настораживает в описании героини?
Слайд 10
Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний НастиЭпитеты из ленинградских пейзажей • Косо
(летел снег) • Темная (вода Невы) • Водянистый (снег) • Серая (изморозь) • Хмурое (небо) • Хлеставший в лицо
(снег) • Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж? • Какова роль кратких пейзажных
описаний? Слова Насти, адресованные маме и маме • -Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься! • -Какая Катя. Какой Тихон? • -Это так… От одной знакомой… • -Поздно! Маму я уже не увижу. • «Что же это, мама?
Что. Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня , лишь бы простила.» • Как и почему происходит прозрение в героине?
Слайд 11
Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести? • Как
описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми
яркими? • Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти? • (Гоголь в рассказе
по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Слайд 12
Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого
персонажа. •Даша-курьерша • Какие эпитеты характеризуют ее? • Почему? • Как вы
их понимаете? • Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь»
подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?
Слайд 13
Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин. • Какова
его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего
или противопоставившего этих художников? • В какой части рассказа опосредованно выражена позиция
автора, не принимающего ложной заботы о человеке? • Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?
Слайд 14
• В чем особенность диалога между Настей и кассиршей? • Что произошло? • Почему Настя
все-таки получила билет? • Как в конце 2-й части уже предвосхищен
печальный конец? • Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
Слайд 15
Ленинградский сюжет • Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет? • Какова его роль в рассказе
«Телеграмма»? • Что в рассказе целом и в ленинградской части его
внушает надежду: не все потеряно?
Слайд 16
Телеграмма • Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора? • Подумайте, о
какой телеграмме идет речь? • В чем метафористический смысл названия
рассказа? • Телеграмма — это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых
близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
Слайд 17
Синквейн • Телеграмма • Краткая, неожиданная • Летит, волнует, сообщает • Тревожная весть от матери • Поздно…
Слайд 18
“ Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда
в долгу, – это мать”. М.Горький • Какой вы увидели мать
Насти? • Почему она простила дочери все? • Как относились к ней люди? • Кто оказался
рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни? • Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.
Слайд 19
Домашнее задание • Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»? (письменно) • Напишите письмо-покаяние
“Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо маме). • Подарите свои
сочинения (стихи) мамам
Слайд 20
Использованные материалы • Русская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост.
Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок.
Источник: slaidy.com
Презентация на тему Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Рассказ Телеграмма
Даниил Гранин о К.Паустовском «Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть
- Главная
- Литература
- Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Рассказ Телеграмма
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»
Автор работы: Зверева
Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ
гимназия №148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург, 2012
Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной
чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий,
и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
Слайд 3“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого
мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Главным
для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести.
О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?
Слайд 4Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью
других
Совесть – чувство моральной ответственности за свое
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся
Слайд 5Рассказ написан под впечатлением от встречи с
реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою
В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?
Слайд 6Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где
встречаются портреты Насти и пейзажные описания
Настя, по-вашему,
— злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.
Слайд 7Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское
отношение к героине? Из повествовательной части главы
мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде.
Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
Какой она вам показалась?
Слайд 8Настя вовсе не исчадие ада, у нее
трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо
забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя.
Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
Слайд 9Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”.
Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла
взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
Слайд 10Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты
из ленинградских пейзажей
Косо (летел снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый
(снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)
Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?
Слова Насти, адресованные маме и маме
-Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя. Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что. Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет.
Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?
Слайд 11Кого и почему в рассказе Паустовский делает
«пробудителем» Настиной совести?
Как описан образ Гоголя в
рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
Слайд 12Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова.
Назовите имя этого персонажа.
Даша-курьерша
Какие эпитеты
характеризуют ее?
Почему?
Как вы их понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?
Слайд 13Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один
художник –Першин.
Какова его роль в системе
персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников?
В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке?
Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?
Слайд 14
В чем особенность диалога между Настей и
кассиршей?
Что произошло?
Почему Настя все-таки получила билет?
Как в
конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец?
Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
Слайд 15Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?
Какова его
роль в рассказе «Телеграмма»?
Что в рассказе целом
и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?
Слайд 16Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится
позиция автора?
Подумайте, о какой телеграмме идет речь?
В чем метафористический смысл названия рассказа?
Телеграмма — это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
Слайд 17Синквейн
Телеграмма
Краткая, неожиданная
Летит, волнует, сообщает
Тревожная весть от
матери
Поздно…
Слайд 18“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого
мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Какой
вы увидели мать Насти?
Почему она простила дочери все?
Как относились к ней люди?
Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни?
Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.
Источник: thepresentation.ru