Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн», «Перекрестная дискуссия».
Оборудование: портрет писателя, изречения, интерактивная доска.
Ход урока.
- Мотивация деятельности.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
- Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).
Любовь
есть что? /чувство/ чья /материнская/
какое? какая?
высокое, благородное самозабвенная, бескорыстная
ТЕЛЕГРАММА — слушать краткий пересказ рассказа Константина Паустовского
что делает?
кого?
как?
Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями
Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.
Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский.
1) Что такое телеграмма?/извещение/
2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/
3) По какому случаю посылают телеграммы:
а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения
в)Какова же основная тема рассказа?
— Тема старости и одиночества
— Взаимоотношение дочери и матери.
— Тема неискупимой вины перед матерью
— Тема любви к ближнему.
4.Прошу учащихся рассказать в каких условиях жила Катерина Петровна?/ краткий пересказ/
5.Так, кто виноват в одинокой старости Катерины Петровны?
/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/
1-ая группа дает положительную характеристику Насти
2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти
Настя положительные качества
Настя отрицательные качества
6.А теперь проведем перекрестную дискуссию
Дискуссия начинаем с правил ее ведения.
Правила дискуссии
1. Не следует перебивать говорящего.
Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими
2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность
3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным
Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:
— аргумент одной команды
й вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.
Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.
А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость.
Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз.
Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя:
«… раз пишет – значит, жива, — так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.
7). Подведение итогов работы:
Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.
Положительная сторона:
- Настя
- Милая, заботливая.
- Переживает, устраивает, доказывает.
- Забота о человеке становится прекрасной реальностью.
Отрицательная сторона:
- Настя
- Сольвейг.
- Пустельга
- Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная
- Забывает, зазнается, любит комфорт.
- Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!
- Забота о человеке становится прекрасной реальностью
Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню?
Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/
8). А что бы вы посоветовали Насте в её ситуации?
9)Чтение стихотворения
10)Напишите телеграмму от имени Насти
Домашнее задание
Чингиз Айтматов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» в 9 «А» классе »
Сш № 32 им. В. В. Маяковского
Сабирова М.К.
2009 учебный год
Тема: Урок внеклассного чтения К.Паустовский
Цели: 1.Обучение анализу произведений на нравственно-
этические темы через характеристику литературных
2.Развитие навыков работы со стратегиями
критического мышления, стимулирующими
речевую деятельность учащихся.
3.Воспитание умения слушать собеседника,
воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, с использованием
стратегий развития критического мышления.
Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,
Оборудование: портрет писателя, изречения,
- Мотивация деятельности.
- Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).
- Какова же основная тема рассказа?
Общий вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.
Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.
А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость. Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз. Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя: «… раз пишет – значит, жива, — так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.
7). Подведение итогов работы:
Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.
Положительная сторона:
- Настя
- Милая, заботливая.
- Переживает, устраивает, доказывает.
- Забота о человеке становится прекрасной реальностью.
Отрицательная сторона:
- Настя
- Сольвейг.
- Пустельга
- Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная
- Забывает, зазнается, любит комфорт.
- Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!
- Забота о человеке становится прекрасной реальностью
Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню? Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/
8). А что бы вы посоветовали Насте в её ситуации?9)Чтение стихотворения10)Напишите телеграмму от имени НастиДомашнее задание
Чингиз Айтматов
Источник: kopilkaurokov.ru
«Какой урок я вынес из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?
я понел урок из рассказа Паустовского «телеграмма»,такой что нужно ценить своих родителей и думать не только о себе и о своих делах,а больше проводить в время с семьёй. Семья на первом месте.
popolina270908: спасибо, удали ответ, пожалуйста..
fatina2008: зачем?
fatina2008: ты думаешь не правильно?
popolina270908: да, я так думаю..
fatina2008: всё правильно, ты читал/ла рассказ вообще:/
popolina270908: просто удали, прошу
Rophht: Сам рассказ очень интересный и грустный и он учит многих людей своим сюжетом.Лично я считаю,что автор хотел донести до людей то,что нельзя забывать о своих родителях,и больше проводить с ними время,иначе потом,может быть поздно. Если кому надо вот,я пыталась
Rophht: и он научил меня тому,что нельзя быть равнодушным к своим близким,которые очевидно нуждаются во внимании.
Источник: znanijam.net
Конспект урока литературы для 8 класса. «Одиночество» по рассказу Паустовского «Телеграмма»
— Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?
— Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).
1. Краткий пересказ произведения.
2. Размышления над прочитанным рассказом.
— Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
— Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
1) Тема урока.
Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)
2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
— Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).
– Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
— Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)
— Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
— А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
— Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
— Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
— Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? ( Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
— Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)
— Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку.
Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
— Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
— Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)
— Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
— Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
— Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
— Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
(Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).
(Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)
— Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
— Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, — говорит Тихон Манюшке.
— Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА — 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы.
В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
— Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу.
Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
— Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
— Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
— Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
— Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).
Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
— Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
— Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)
Источник: kladraz.ru