Какую проблему поднимает писатель в рассказе Телеграмма в чем важность этой проблемы

Новелла была впервые опубликована в журнале «Огонёк» (1946, № 8). Время действия – 1940 год. Место действия – село Солотча под Рязанью (ныне в черте города). О прототипе главной героини мы узнаём из повести Паустовского «Золотая роза».

Это Екатерина Ивановна Попова (Пожалостина) (1856 – 1940) – рано овдовевшая старшая дочь художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, местной знаменитости. Именем Пожалостина назван областной художественный музей. «Мемориальный» дом, описанный в новелле, в 1970 г. сгорел дотла, но в 1992 г. был восстановлен и наконец стал домом-музеем.

В доме наследниц Пожалостина Паустовский снимал комнаты: здесь никто не мешал ему писать. Интересно, что кроме «блудной дочери» Насти – «красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом» («Золотая роза») – у Е.И. Пожалостиной всё же был родной человек, безвыездно живший в том же самом доме, – её младшая сестра Александра Ивановна.

Литературное направление и жанр

В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин. А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа. Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки. Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.

Русская литература. 7 класс. К.Г. Паустовский «Телеграмма» /22.10.2020/

Тема и проблематика

Тема новеллы – пропасть между судьбами поколений «отцов» и «детей», образовавшаяся в результате Октябрьской катастрофы 1917 г. Табу в подсознании современного Паустовскому читателя не давало этому, советскому, читателю ни малейшего шанса правильно истолковать первую (на самом деле «тематическую») фразу новеллы: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный».

Эта «на редкость» глубокая пропасть создаёт специфическую нравственную проблематику. В этой исторической действительности никто не прав и никто не виноват – и при этом виновны все. ХХ век движется с бешеным ускорением, если сравнивать с веком ХІХ, в котором «ухитрилась» так и прожить всю свою жизнь главная героиня новеллы, – и это создаёт «неудобства» в её общении с людьми ХХ века. Однако и ХХІ век оставил мало шансов «догнать» его живущим в прошлом и прошлым – и таким образом тема, открытая Паустовским, является не временной, а эпохальной.

Сюжет и композиция

«Телеграмма» — одно из ярких опровержений теории авторитетного немецкого слависта Вольфганга Казака, согласно которой «вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского». В «Телеграмме» предельно сжатый объём текста не мешает выстроить две параллельные, одновременно развивающиеся сюжетные линии – деревенскую и ленинградскую, – чтобы эффектно соединить их в финале.

Русская литература. 7 класс. К. Г. Паустовский «Телеграмма» /29.10.2020/

Первая линия: «Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником». Вторая: «Настя работала секретарем в Союзе художников». Объединяет их слово «художник». Не обладая художественным даром знаменитого самородка-отца, выходца из простого народа, старуха горда своей причастностью к его «мемориальному» дому. Её дочь Настя тоже не унаследовала художественного дара деда, но она, искусствовед и организатор художественной жизни, свою причастность к семейному делу понимает иначе: она помогает талантам пробиться, состояться, ведь и её собственный дед не выбился бы в люди без помощи знающих людей.

Так параллельные сюжетные линии по сути становятся контрастными. В селе Заборье не происходит ровным счётом ничего, просто угасает жизнь старухи. В Ленинграде жизнь кипит, Настя открывает и выводит в свет истинное художественное дарование – скульптора Тимофеева. О его последнем шедевре – скульптурном портрете Гоголя – она со знанием дела говорит: «Это действительно превосходно».

Однако истинное искусство неподкупно и нелицеприятно, оно выдвигает тяжкие, неподъёмные моральные требования, и это не зависит ни от творца (Тимофеева), ни от мецената (Насти). В самый момент Настиного триумфа её настигает телеграмма из Заборья: «Катя помирает». С этой скомканной телеграммой в руке она пытается продолжить свой триумф, «но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный», она «всё время чувствовала на себе… с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь».

Не выдержав взгляда Гоголя, Настя бежит на вокзал. Тем временем её мать тихо умирает в старом доме. Приехав на второй день после похорон, Настя всю ночь проплакала в пустом теперь дедовском доме и наутро, прячась от людей, уехала с чувством «непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Еще по теме:  Для Андроид ТВ Телеграмм

Герои

С поразительным мастерством повествователя-новеллиста Паустовский на малой сценической площадке собрал целую толпу персонажей, дав каждому из них яркую, запоминающуюся характеристику.

Первая группа персонажей – деревенская. Это Катерина Ивановна – персонаж «мемориальный».

Она — умирающая память о никому теперь как будто и ненужном ХІХ веке.

Деревенская девчонка Манюшка, из чистой, хорошо скрываемой жалости ухаживающая за старухой, получая от неё драгоценные (для музея) подарки из ХІХ века, говорит, что «сдаст их в утиль». Если бы не она да старик-сторож (!) Тихон, знавший Катю молодой и помнящий её великого отца, давно бы «сдали в утиль» и саму старуху, которой довелось бы тихо умирать в пустом доме, ибо больше она не нужна никому, даже собственной дочери.

Жалея Катю, Тихон не только отправляет Насте «ту самую» телеграмму, но и пишет «ответ» на бланке телеграфа, который ослепшая старуха всё равно прочесть не может. Не поверив в «ответ», Катерина умирает. На похоронах её вдруг появляется молодая сельская учительница, которая «подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку». Это «заместительница» Насти, воплощённая мечта её матери о жизни вместе с дочерью. «Старухи оглядывались на неё, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами – уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные».

Если уж в селе «просветительский» идеал XIX века не работает, даже дети здесь уже себе на уме и не нуждаются в моральных прописях (ведь они же советские дети!), то уж у ленинградских персонажей, по мнению Катерины Петровны, «свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Думая так, она прежде всего думает о Насте, которая раз в 2-3 месяца шлёт ей 200 руб. с припиской о том, что «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза», но внешность обманчива, ведь героиня драмы Г. Ибсена всю жизнь ждала своё счастье в лесной хижине, Настя же поступила ровно наоборот.

Открытое Настей дарование Тимофеев – «маленький, решительный, злой», и такой же изваянный им Гоголь, они два сапога пара – настоящие художники. Скульптор знает себе цену, он не любит высоких слов, о своём Гоголе говорит насмешливо: «Серьезный дядя, да?» Гоголь же, едва явившись на свет Божий, зорко высмотрел в Настиной сумочке нераспечатанное материнское письмо («Эх ты, сорока!» — будто слышит она его голос), а в момент своего выставочного триумфа – скомканную в её руке телеграмму.

В отличие от молодого Тимофеева, маститый Першин говорит много и высокопарно, но вряд ли разбирается в искусстве. Вчера он ни в грош не ставил Тимофеева, сегодня превозносит и его, и особенно Настю за её «заботу о человеке».

Наконец, персонаж, которому эпитеты заменяют имя и фамилию, — седой вспыльчивый художник. Этот чуткий пожилой человек участлив к Насте; только Гоголь и он заметили, что Настя получила какую-то телеграмму:

– Ничего неприятного?
– Нет, – ответила Настя. – Это так… От одной знакомой…

А ведь не исключено, что седой вспыльчивый художник в молодости был знаком с Настиным дедом и спросил «не просто так». Здесь уже могли бы соединиться две сюжетные линии. «Мысль, брошенная старым художником, о внимании к человеку» могла бы стать шатким гуманистическим мостиком между жизнями советской и досоветской и отозваться простым вниманием к умирающей дочери классика – если бы Настя не стыдилась собственной матери, если бы морально давно уже не «сдала её в утиль».

Художественное своеобразие

Кроме обычной для Паустовского ключевой роли лирического пейзажа с его неизменно «щемящими» нотками, в «Телеграмме» не менее ключевую роль играют неслучайные сюжетные совпадения с классическими текстами (например, с пушкинским «Станционным смотрителем», где в точно такой же ситуации бегства дочери в Петербург все виноваты и все правы) и «слова-сигналы». Так, упоминание о «Неизвестной» И.Н. Крамского (1883) создаёт представление о том, какой была Катя в молодости. А упоминание о похоронах В. Гюго (классика хоронила «вся Франция») создаёт важную контрастную пару к тихим, безлюдным похоронам самой Кати. Правда, на самом деле Екатерина Пожалостина (прототип) могла лишь вообразить похороны Гюго по отчётам в прессе, ибо жила она с отцом в Париже не в 1880 г., когда хоронили Гюго, а в 1872 – 1874 гг., так что и тут мы имеем дело с тонким художественным приёмом.

Правда, и в «Золотой розе» Паустовский решительно утверждал: «Катерина Ивановна была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом ». Если это и впрямь было так, то в данном случае мы имеем дело с художественным приёмом, придуманным самим персонажем, – о чём автор и не подозревал!

Еще по теме:  Как записать войс в Телеграмме

Источник: goldlit.org

Какую проблему поднимает автор в произведение телеграмма

В своём произведении Паустовский поднимает проблему взаимоотношения родителей и их детей. Он показывает, что дети часто не понимают, каково их старикам. Они не испытывают к ним благодарности, забывают навещать их. Именно так произошло с Катериной Петровной. Её дочь живёт в другом городе, она не видела мать несколько лет.

Пожилая женщина чувствует себя одиноко, ей не хватает любви. В конце повести её здоровье ослабевает. Героиня умирает, но перед смертью она так и не смогла увидеть лицо своего ребёнка.

  • Сотрудничество
  • Правила проекта
  • Сообщить о проблеме
  • Лицензионное соглашение
  • Политика конфиденциальности

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Восстановление пароля

Если письма нет, проверь папку «Спам».

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Нужна регистрация на Учи.ру

«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.

Источник: uchi.ru

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение

Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе «Телеграмма». Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.

В центре находятся мать — Катерина Петровна — да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.

А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким.

В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.

Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение.

К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека?

Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно…

Так, произведение «Телеграмма» состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными!

Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя. Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случаться!

Вариант 2

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.

Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.

Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.

Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.

А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.

Так и случилось. Катерина Петровна, по словам односельчан, «померла без … сродственников». Рядом были лишь дочка соседа Манюшка да сторож Тихон, которые помогали ей по дому. Ничто не утешило её в последние минуты. Она разгадала неуклюжую, но идущую от чистого сердца уловку Тихона, который прочитал телеграмму от Насти, написанную им на телеграфном бланке «корявыми буквами».

Еще по теме:  Coment bot Телеграм что это

На похоронах «иссохшую жёлтую руку» задушевной сердечной старушки поцеловала не дочь, а недавно приехавшая в Заборье молоденькая застенчивая учительница.

Настя опоздала на два дня. Целую ночь проплакала она в холодной тёмной комнате. Уехала тайком, чтобы никто не видел и ни о чём не спрашивал. Уехала с чувством невыносимой тяжести и «непоправимой вины», которую никто не сможет снять, кроме мамы.

Сочинение 3

У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.

В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала.

Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.

Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.

Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно.

Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.

Телеграмма — сочинение

Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.

Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.

Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде.

Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому.

Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.

Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.

Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.

Источник: sprint-olympic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...