Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произведении, огромна. Например, ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), олицетворений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).
Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».
Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.
Явления природы. Развиваем образное и ассоциативное мышление, внимание, способность анализировать.
Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора.
Источник: shollklass.ru
«Телеграмма», рассказ Константина Паустовского, который не оставит вас равнодушным.
Всем доброго дня. Меня зовут Павел и это журнал «Советское кино «. У меня такая радость, больше тысячи подписчиков на канале! Значит не так уж плОхи мои тексты и их вполне можно читать. Я очень вам благодарен за доверие, постараюсь и дальше радовать интересными выпусками.
В этой статье я решил немного поэкспериментировать с форматом, поэтому давайте поговорим о рассказе Константина Паустовского » Телеграмма «.
Сначала небольшая предыстория. Так вышло, что с детства я относился к творчеству Паустовского с некоторым » презрением». На то были свои причины, и сейчас я о них расскажу.
Во 2-м классе меня и моих одноклассников буквально заставляли читать рассказы Константина Паустовского и Виталия Бианки (про природу, животных). Это было глупое и недальновидное решение со стороны тех, кто составляет программу внеклассного чтения.
Может и существуют дети 7-8 лет, которые любят многостраничные описания природы, но я таким не был . В те времена я предпочитал » Тома Сойера » и » Остров сокровищ «, а не эти «сопли» про зайчиков, которые скачут по полянкам.
Прошло много лет, я стал старше, обзавелся собственными детьми и только теперь открыл для себя мир классической литературы . Эти завораживающие описания природы, прекрасные диалоги, судьбы простых людей. Чтобы начать ценить такие вещи, нужно сначала приобрести солидный багаж знаний и жизненного опыта.
Но вернемся к рассказу » Телеграмма «. Он небольшой, буквально 20 страниц, но насколько пронзительна тема затронутая в нем. Если честно, я открыл для себя другого Константина Паустовского, не того, что мне пытались навязать в детстве.
Престарелая мать доживает свой век в деревне в старом отцовском доме. Ее дочь Настя в Ленинграде, она вся горит работой, ей не до матери-старухи. А мать уже и не надеется на приезд дочери, но в душе ждет единственного родного человека, который остался в ее жизни.
Я читал этот рассказ и периодически восклицал: » Ай да Паустовский! «. Описания природы, людей, событий выполнены безукоризненно, какие же меткие сравнения находит автор. Эта грустная история буквально проходила у меня перед глазами. Трагичный , буквально пронизывающий душу финал не оставит вас равнодушным .
Источник: dzen.ru
Природа. Пейзаж в произведении
Пейзаж в произведении – это изображение природных образов в литературном произведении, выполняющее различные функции в зависимости от целей, метода и стиля писателя.
История развития описания пейзажа в литературе
Прежде всего, следует отметить, что пейзаж (от французского «страна, местность») на протяжении всей истории развития литературы занимал важное место в произведениях, однако его функции и смыслы существенно варьировались. В позднесредневековой и ренессансной литературе пейзаж носил символических характер, иллюстрировал религиозные идеи. На смену символическим пейзажам пришли другие виды пейзажа, которые условно могут быть представлены следующими типами:
- пейзаж реальности;
- пейзаж фантазии;
- идеальный пейзаж.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Все виды пейзажа объединяют изображение реальной природы с авторским замыслом, творческим методом эпохи.
Ситуация кардинально изменилась на рубеже XVIII – XIX вв., когда сформировалось так называемое естественное видение природы. Новое видение природы было во многом сформировано рождением романтизма как нового мироощущения. Указанное миропонимание нашло свое воплощение в философской концепции Шеллинга. В пантеистическом миропонимании философа природа и человеческая душа сливаются воедино, природа заменяет и подменяет собой личность человека. Романтики верили в божественное начало гор, лугов, деревьев и цветов:
«В природе, в языке врожденных чувств
Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.»
Природа, пейзажи воспринимаются как инструмент общения личности с мировой душой. В результате рецепции человеком природы и влияния природы на человека осуществляется взаимоотражение человеческой и природной души.
Особое место в творчестве романтиков отводится изображению сельских пейзажей.
Образы природы в русской литературе
«Природа. Пейзаж в произведении»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др. Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования.
Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.
В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:
«Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…»
Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.
Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:
«День, отлитый из жёлтого стекла, стоял над бахчами…»
Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей. Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:
«…вороны. подняли жалобный крик, как будто знали, что у доктора умер сын, а у Абогина больна жена…»
Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.
Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.
Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.
Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:
- пейзаж, природные образы служат средством раскрытия чувств персонажей;
- пейзаж участвует в формировании образов персонажей;
- пейзаж реализует структурную функцию, обозначая место и время, когда происходят события, о которых идет речь в произведении;
- природные образы способствуют развитию сюжетной линии, влияя на мотивы, особенности поведения и поступки персонажей.
Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.
В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.
Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.
Источник: spravochnick.ru