Ровно год назад в этот день патриарх Кирилл утвердил «извержение из сана» прославившегося нетривиальными проповедями протоиерея Владимира Головина, организовавшего интернет-сообщество, в котором практикуются коллективные платные «соборные молитвы по соглашению с Болгаром», и его сына протоиерея Анастасия. О том, чем сегодня занимается лишенный сана клирик, как к его деятельности относится православная церковь и как кардинально сменил направление бизнеса его сын, — в материале «Реального времени».
Из храма в «скит»
Лишенный сана и прихода Владимир Головин, к которому ехали и продолжают ехать православные со всей России и из-за рубежа, по-прежнему именует себя «отцом Владимиром», читает проповеди и проводит платные коллективные молитвы по соглашению по установленному им «тарифу». Он даже расширил свою деятельность — выстроил в селе Балымеры, находящемся в 18 километрах от Болгара, «скит Воскресения Христова» — с часовней и гостиницей, где принимает паломников. Кроме того, Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани.
Кавказский скит Валаама. Беседа с игуменом N
«Реальное время» пыталось связаться с Головиным, но по сотовому телефону батюшки сейчас отвечает лишь его прихожанка Любовь П., которая сказала, что мобильника в настоящее время ее духовный пастырь не имеет. Мы обратились к нему по электронной почте, указанной на страничке «неофициального сайта» Головина на страничке «Контакты», однако ответа так и не получили. Редакция готова предоставить отцу Владимиру возможность высказать свою позицию, если он выйдет на связь с редакцией. Тем не менее некоторые подробности деятельности «изверженного из сана» священнослужителя нам стали известны.
Головин с супругой «посещают службы, как обычные миряне — молятся, причащаются». Супруга Головина, «обладая хорошим голосом, ранее всегда пела на клиросе во время службы и пыталась продолжать это делать после того, как отца Владимира лишили сана, однако ей в грубой форме запретили это делать». В часовне «скита» в Балымерах, по ее словам, круглосуточно читают акафисты последователи опального клирика, есть там и церковная лавка, где торгуют свечами и предметами церковной утвари.
— Когда нам в Болгар прислали нового священника, то батюшка (Владимир Головин, — прим. ред.) просил нас во всем помогать ему и поддерживать его, и мы это делаем, — добавила Наталья, которая по-прежнему относится к Владимиру Головину как к своему духовному пастырю. — А вместе с отцом Владимиром пострадал и его двоюродный брат — отец Георгий, который был священником в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. Его вначале отправили служить в далекую чувашскую деревню, а потом перевели в село Куралово. У него пятеро детей, а церковную кружку в последний раз открыли — там за 2 месяца 90 рублей набралось — на что им жить.
От молитвы до экскурсии
Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).
Послушный Попугайчик | Кавказский скит Валаамского монастыря
На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.
Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.
Духовная помощь по прайс-листу
Организатор экскурсий в Балымеры из Чебоксар и большая поклонница о. Владимира Головина преподаватель РГСУ Любовь Селиванова рассказала «Реальному времени», что однодневная поездка в «скит» из столицы Чувашии обходится дешевле, чем из Казани — 4 тыс. рублей с питанием. И это, по ее словам, недорого — с учетом стоимости бензина для микроавтобуса.
Селиванова рассказала о том, как проходят индивидуальные беседы Головина с паломниками (когда он служил в Болгаре, такие беседы еще не практиковались):
— Вначале проходит общая беседа. Люди предварительно составляют на черновике список вопросов, на которые хотели бы услышать ответ и по мере беседы вычеркивают из него вопросы, ответы на которые получили. Потом у каждого остаются вопросы, которые нежелательно задавать прилюдно. Время, выделенное на встречу с группой, делится на число паломников поровну, чтобы никого не обидеть. И с каждым уже идет индивидуальная беседа.
По ее словам, о. Владимир помогает принять решение — продолжать или закрыть бизнес, развестись или сохранить семью и т. п. — и практически никогда не ошибается. А еще, отметила она, Головин фактически выступает «прекрасным психотерапевтом». Но чтобы почувствовать эффект от встреч с ним — «получить помощь», одной встречи, по словам собеседницы «Реального времени», недостаточно, нужно несколько. При этом, подчеркнула Любовь Селиванова, каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им».
Селиванова также рассказала, что «когда о. Владимира лишили сана, его сын Анастасий в знак поддержки отца также сложил с себя сан и сейчас он стал концертным директором известных артистов Антона и Виктории Макарских». (На «неофициальном интернет-ресурсе» Головина можно найти видеозаписи бесед с Антоном Макарским, — прим. ред.).
«Проблема не в Головине, а в людях»
Официального церковного сана отец Владимир Головин лишился после почти полуторагодового скандала. В начале 2018 года на Рождественских чтениях в Москве настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского отец Александр (Новопашин) выступил с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина», в котором раскритиковал деятельность болгарского батюшки, создавшего и раскрутившего в интернете практику «соборных молитв по соглашению».
Особенно возмутили клириков вольные до бестактности рассуждения Головина, направленные, по словам российского историка и богослова Александра Дворкина, на то, «чтобы подчеркнуть человечество Христа» и «финансовая сторона деятельности болгарской группировки, через которую, как можно подозревать даже при беглом взгляде, проходят такие сумасшедшие деньги, что пресловутый «бог Кузя» отдыхает».
Церковное руководство применило к автору неканонических духовных практик все меры — от увещевания до прямых запретов проповедовать в интернете и читать акафисты по соглашению по твердой таксе, а потом — и совершать обряды в храме. А когда все это не подействовало, была применена крайняя мера — «извержение из сана». Головин сана лишился, но деятельность продолжил — уже вне юрисдикции Русской православной церкви.
— Это религиозный коммерческий проект, — прокомментировал «Реальному времени» сегодняшнюю ситуацию в Балымерах епископ Чистопольский и Нижнекамский владыка Игнатий. — Такую оценку его деятельности дали богословы, которые проанализировали его деятельность. Он ее продолжает, но так называемый «скит» — на самом деле не скит, а просто частная территория. Под скитом подразумевается монастырь, а тут на частной территории просто собирают людей и ведут с ними беседы. Причем наставления, которые там даются — это наставления для маловерующих, для не понимающих [истинного смысла православия]. Головину не раз объясняли, чем должен заниматься священник — это в первую очередь богослужения. И служить он должен не напоказ…
А еще владыка Игнатий сказал, что «проблема даже не столько в самом Головине, сколько в людях, которые идут к шарлатанам, а каяться не хотят, не понимают, что болезни или беды насылаются не просто так, а чтобы они задумались, что делают не так — им проще молиться по соглашению с верой в то, что тогда все изменится».
Источник: realnoevremya.ru
История Валаамского Монастыря
Монастырь расположен на территории России в Республике Карелия на островах Валаамского архипелага. Но когда возник монастырь? Точная дата его возникновения неизвестна. Во многих источниках церковно-исторической науки не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря.
Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергея и Германа. Ведь во время нашествий врагов уничтожались все церковные святыни, памятники, книги. Были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Так было утрачено и описание жития Сергия и Германа Валаамских.
Однако, несмотря на уничтожение главных святынь монастыря, ученые наводят две примерные даты:
- XII-XIV ст. Этой датировки в настоящее время придерживается ряд современных ученых Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзова. Эта точка зрения основывается на рукописи XVI века «Сказание о Валаамском монастыре» (изданной Н.А. Охотин-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдены другие источники, в которых бы подтверждались данные «Сказания о Валаамском монастыре», в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский(как принято считать), основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.
- X-XI ст. Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского. Описание жития содержит упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа из Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века была известна только одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные исследования последних лет позволили выявить и другие подобные упоминания. Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси. Представляется возможным соединить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем восстановиться на рубеже XIV – XV вв.
Становление обители
Согласно истории XI ст. мирное население этих земель, беззащитные монахи и сама Валаамская обитель перенесли тяжкие испытания – нападение шведов. Шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, из досады, что их потрепали русские, нападали, грабили и сжигали все.
В древних новгородских летописях зафиксировано, что во время нашествия шведов мощи преподобных Сергея и Германа были найдены и перенесены в Новгород в 1163 -1164 годах. В это время произошло местное прославление основателей Валаамского монастыря и положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, монахи перенесли святые мощи обратно на Валаам. Опасаясь осквернения образа святыни, глубоко в скале высекли могилу и скрыли в ней святые мощи угодников, где они и поныне находятся.
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. После заключения в 1348 году мира для Карелии в Дерпте Валаам отдыхал от гонений шведов.
В 1371 году Валаамские монахи спасли шведского короля Магнуса II Смека. Он был выброшен волнами Ладожского озера на берег острова. Сильная буря вдребезги разбила корабль, на котором он со своим войском решил совершить очередной завоевательный поход на православные земли Валаама.
В несчастье короля валаамские старцы увидели особый Промысел Божий: они призвали его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Узнав суету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду монаха, он принял большую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус умер. Валаамские старцы похоронили схимонаха Григория на братском кладбище.
Русские самодержцы поощряли Валаамский монастырь различными льготами. Князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму и братии Грамоту, благодаря которой, крестьяне, проживающие в той местности, освобождались от ряда повинностей, на монастырских угодьях Валаама не убивали зверей и не рубили лес. Грамота несколько раз подтверждалась (в 1534 году, царем Иоанном IV и так далее).
XVI столетие ознаменовано тем, что шведская армия возобновила наступление на Россию. И снова Валаам не избег горькой участи. 20 февраля 1578 года шведы напали на монастырь, замучив за православное вероисповедание 18 старцев и 16 послушников.
В 1581 году Валаамским монахам было послано новое испытание — эпидемия чумы, жертвой которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограждение. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевых Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители. Монашеская жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Валаамскими монахами было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена.
После заключения 18 мая 1595 г. мира между шведами и русскими царь Феодор Иоаннович повелел отстроить монастырь, выделив средства из царской казны. Было дано разрешение на владение вотчиной, рыбной ловлей и другими льготами. Это было начало расцвета.
Процветание Валаамского монастыря в XV – XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврой.
XVII столетие
При игумене Макарие Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия (имена неизвестны), не захотели покинуть священные места и приняли смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго.
Ожидая пришествия шведов, церковнослужители вывезли из Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые Валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить монашеское братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им было дано в управление Ладожский Васильевский монастырь.
Разрушая и сжигая Валаам, убивая служителей монастыря, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной валаамскими монахами на финском берегу Ладожского озера. По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу уступается Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на весь век оказался в руках иноверцев.
В 1685 году над могилами преподобных Сергея и Германа Валаамского была построена деревянная часовня. Но, построенная на скорую руку, часовня вскоре разрушается. Старый Крест еле держался.
Но когда финн-лютеранин осмелился сбросить его, он был поражен жестокой болезнью. Когда лютеранин раскаялся в содеянном, он был исцелен на Валааме и стал набожным почитателем преподобных. Вскоре он поселился недалеко от руин, восстановил крест и часовню. Часовня простояла до 1717 года, до тех пор пока по приказу Петра Великого не началось восстановление Валаамской обители.
Расцвет и возобновление
В 1715 г. вышел указ императора о восстановлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский 1721 год). Это могло произойти только по прямому указанию самого Петра I. В Монастырь привезли церковную утварь и продовольственные запасы из Кириллова. Возроздение началось.
Уже в начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с пристройками во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Но 3 апреля 1754 года в пасхальные дни начался пожар, уничтоживший практически все. Удалось спасти некоторые иконы, и над святыми вратами Монастыря уцелела часть стены.
Первое время после пожара монахи, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По просьбе Синода императрица Елизавета Петровна подарила на новые постройки 8000 рублей.
Строительство завершилось в 1756 году. Появилось теплое строение храма Успения Пресвятой Богородицы и соборного храма Преображения Господня. Монастырь был обнесен деревянной оградой С западной стороны ограды расположились три часовни: над воротами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель.
В окружности у него было чуть больше пятисот метров. Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священники не очень хотели проводить службу, особенно ─ раннюю литургию. В 1759 году по просьбе игумена Ефрема было благословенно в паперти теплой Успенской церкви построить обитель во имя святителя Николая чудотворца. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.
В марте 1786 года обитель, во имя преподобных отцов Сергея и Германа, Валаамских чудотворцев, была освящена и включена в когорту штатных третьего класса с игуменским настоятельством.
С 1789 года и по 1794 год, а также с 1809 и по 1814 год произошло освещение ряда церквей. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре основали епархиальную больницу на пять человек персонала. К 1811 году в Валаамской обители деревянных построек уже не было, строительство велось из кирпича. Был куплен дом для Валаамского подворья и была квалифицирована как строение первого класса.
В течение всего XIX века ведется активное строительство и благоустройство монастыря. В его стенах проходят съезды духовенства и мирян.
Когда Финляндия укрепляла свои границы…
После октябрьской революции 1917 года Финляндия получила независимость и стала укреплять свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как пограничный форпост государства на Ладожском озере, поэтому на Валаамских островах велись интенсивные работы по защите войск, населения и объектов инфраструктуры от военного воздействия. Монастырский летописец Монах Иувиан (Красноперов) свидетельствовал, что в Монастыре началось «порт-артурское сидение».
В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильно его вводят и на Валааме. Это повлекло за собой возникновение подлинного раскола в братии Валаамской обители. В 1925 году за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монаха.
В обители осталось примерно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Множество наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, обычно приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и поработать в пользу обители. Прачечными и огородами занимались 25 оставшихся на острове богомолок, образовавших свою общину.
Равномерно приходилось закрывать скиты, оставались лишь Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский. Но съезды духовенства и мирян проводились регулярно в храме ап. Петра и Павла. С 1926 года богослужение проводилось на финском языке, в Воскресенском скиту открыли детский приют. Начали печать книги.
Вторая мировая
В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией испортились. Войска СССР начали военные действие, а Валаамский архипелаг подвергся бомбежкам. В монастыре перестали проводить службы, церковную братию эвакуировали.
Когда мир был восстановлен, Валаамский монастырь отошел к землям СССР. В бывшей усадьбе Папинниеми началась новая жизнь.
После войны
В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952-1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и пожилых людей. Директор интерната разбирал часовни из дерева и отапливал им хозяйственные постройки. В нижнем храме был обустроен овощной склад, в Успенском храме работал магазин, а в Воскpесенском скиту была турбаза.
Живопись в Спасо-Преображенском соборе от сырости портилась. Деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос сожгли полностью, не стало также около двух сотен деревянных часовен на островах, строений Коневского скита.
В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был предоставлен статус памятников. Предусматривалось обустройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродрома, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей.
Современное состояние
Скиты, которые находились рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре, в 1989 году по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии передали в пользование Ленинградской епархии. После этого на остров стали приезжать первые поселенцы (иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид, Вадим) Они поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.
В нижнем храме стали идти службы, а в монастыре началась реставрация. В 1990 году был освещен главный престол нижнего собора. Согласно постановлению Верховного Совета Карелии обители вернули все храмовые и административно-хозяйственные строения и присвоили статус «ставропигиальный».
Обитель стала духовным и культурным центром. Монастырь стал мини-государством площадью с центральной усадьбой и множеством скитов, разбросанных на прилегающих островах, с заводами – свечным, кирпичным, гончарным, конным, фабрикой. Возобновилось книгоиздательство. На Валааме добывали скип@$&р, шлифовали гранит и мрамор.
Монастырская индустрия использовала передовые механизмы и технологии. Даже электричество появилось здесь на несколько лет раньше, чем в Санкт-Петербурге! На Валааме стали разводить множество плодово-ягодных деревьев и кустарников. В теплицах вызревали дыни весом до трех килограммов и арбузы – до восьми; в аптекарских садах рос золотой корень.
В 2008 году патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом цокольном комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию. Был открыт музей, посвященный патриарху Алексию II.
Процветание обители, вызвавшее восхищение и зависть, можно назвать чудом Божьим, но в основе этого чуда всегда лежал кропотливый труд. На острове всегда рады гостям. Принимают экскурсантов, приезжающих полюбоваться удивительной природой и шедеврами архитектуры, которые потихоньку возрождаются, подышать чистым воздухом.
Но есть одно условие для посещения острова – человек должен быть верующим или хотя бы «интересоваться» религией. Ведь какой смысл отправляться в монастырь, если чуждо самое главное в его жизни – вера в бога!
Посмотрите еще
- История
- Требы
- Где находится
- Подворье в Санкт-Петербурге
- Подворье в Москве
- Хор монастыря
- Вечерние молитвы
- Псалмы
Источник: valaamski.ru