Во многих российских школах недавно запустили проект «Билет в будущее», который помогает ученикам 6–11-х классов осознанно выбрать профессию . Мы поговорили с несколькими ребятами, которые прошли профориентационные тесты, а также с их родителями, и выяснили, кем сегодня хотят стать школьники, что влияет на их выбор и какое участие в этом должна принимать школа.
«Мои одноклассники в основном ориентируются на зарплату»
Даниил, 9-й класс, Московская область
Я прошёл три этапа профориентационного тестирования на уроке информатики. После мы отвечали на вопросы дома. Те, у кого хватило выдержки, прошли все три этапа, потом поехали на практическое мероприятие. Я всё делал сам, родители мне не помогали.
Мне понравилось отвечать на вопросы по специальности, которая меня интересует, — например, 3D-моделирование. Я его изучал и раньше, и было приятно, что в итоге не зря, эти знания пригодились. Мы несколько лет назад с двоюродным братом хотели создать игру, и я начал изучать разные программы по созданию моделей. В итоге наш проект никуда не продвинулся, но навыки я получил.
Кем будут ваши одноклассники в будущем

Я думаю стать архитектором: пойти в колледж недалеко от дома, а после этого поступить в институт. Мне интересно было бы проектировать красивые жилые дома. Пока я не задумывался настолько далеко, но точно понимаю, что это интересная и востребованная профессия.
Мои одноклассники, да и вообще подростки, мне кажется, особенно не заботятся о будущем. В основном ребята ориентируются на зарплату, многие хотят открыть свой бизнес. Сам я мечтаю достойно жить, но какой-то определённой цели у меня нет.
Мне кажется, что система профориентации в школе должна начинаться задолго до 9-го класса, потому что сейчас мы готовимся к ОГЭ. Но при этом подготовка и занятия, которые есть в школе, вряд ли пригодятся в жизни. Нужно больше дополнительных занятий по разным отраслям, чтобы каждый мог себя попробовать во всех профессиях и решить, кем он хочет стать в жизни.
Что такое «Билет в будущее»
Проект состоит из комплексного тестирования и профориентационных мероприятий, где ребята знакомятся с миром профессий, пробуют свои силы и общаются с опытными наставниками.
Они дают участникам рекомендации по построению индивидуального учебного плана с подробной информацией о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в конкретном городе и максимально подходящих под интересы и уровень знаний школьника.
«В школе мне было сложно выбирать профессию, потому что тогда просто не с кем было поговорить»
Ольга Тихонова, мама Даниила (9-й класс), Московская область
В нашем случае результаты просто подтвердили то, что мы и так знали: сын увлекается творчеством и немножко инженерией. С раннего детства он был очень творческий парень. В первом классе мы его отдали танцевать в секцию, учиться играть на фортепьяно, потом была гитара. Сейчас у нас дома звукозаписывающая студия.
Кем стал двоечник из вашего класса?
Однако творческим людям бывает сложно хорошо зарабатывать, всё равно нужна какая-то «земная» профессия, и он это понимает. После 9-го класса мы собираемся поступать в архитектурный колледж, сына очень увлекает инженерия.
Я помню себя в 15 лет. Мне было очень сложно выбрать профессию, родители постоянно работали, и мы вместе ничего особенно не обсуждали, никто мне не помогал. Поэтому в таких случаях могут помочь профориентационные программы, такие как «Билет в будущее». А родители должны слушать ребёнка, уважать его выбор и личность.
Я, например, сына особенно не направляла, в профориентационном проекте участия почти не принимала. Я даю ему возможность действовать самостоятельно.
В школе можно было бы многое поменять, чтобы лучше раскрывать личность учеников, их увлечения. Потому что пока у нас всё-таки ещё старая авторитарная школа. Она реформируется, и рано или поздно учителя начнут обращать внимание на предрасположенность ученика к тем или иным предметам. Главное — неравнодушие и заинтересованность учителей.
Однако педагоги должны быть замотивированы ещё и финансово, потому что времени и сил часто на что-то, кроме уроков и репетиторства, не хватает
Ну и учителям проще говорить и натаскивать, чем заставлять детей искать информацию самим, как-то раскрываться. Я думаю, что со временем мы от этого избавимся и у школьников и педагогов будет больше самостоятельности.
«Родители не понимают мою мечту, но я смирилась с этим»
Лиза, 10-й класс, Воронеж
Я увлекаюсь географией и химией, а свободное время посвящаю книгам — это моя вторая жизнь. В школе мне ещё нравится английский. Я бы хотела учить людей правильно обращаться с природой, потому что мне кажется, что бесконечная добыча полезных ископаемых ни к чему хорошему не приведёт. Но также интересно увидеть мир. Больше всего хочется поехать в Камбоджу, Чехию и Англию.

В рамках проекта «Билет в будущее» мы ездили на фестиваль, где нам показывали, как работают представители разных специальностей. Особенно интересно было узнать про ветеринарию. Я поняла, что выбирать профессию нужно тщательно и идти туда, к чему лежит душа. Поэтому я хочу стать географом, но если не получится, то технологом.
Есть два места, куда я думаю пойти учиться, — Воронежский государственный университет и Воронежский государственный университет инженерных технологий. Родители не разделяют моего мнения, но я уже давно смирились с этим. Учителя, наоборот, поддерживают и помогают мне готовиться к поступлению по мере своих сил.
В школах, мне кажется, должны уделять больше внимания тому, куда стремится ребёнок, и помогать ему. Проект «Билет в будущее» мне понравился тем, что эксперты и их помощники очень серьёзно отнеслись к своей задаче, было действительно много полезных советов, да и просто весело.
«Родители не должны давить на ребёнка, когда он выбирает профессию»
Анна Калугина, мама Михаила (6-й класс), Московская область
В сентябре классный руководитель рассказал нам о проекте «Билет в будущее», и ребёнку стало интересно. Так совпало, что именно в этом году у него начался какой-то активный период. Обычно он довольно спокойный и крайне редко принимал участие в школьной жизни, а сейчас вот произошел какой-то прорыв, и так вовремя подвернулся этот проект.
Мне он их показывать сперва не хотел — наверное, стеснялся, или это какой-то подростковый момент, но потом мы вместе посмотрели. По итогам там выделили личные качества, которые ему самому нравятся. Ему нравится 3D-моделирование, пока в игровой форме, в том числе в Minecraft, и это увлечение как раз в тесте проявилось — его это очень воодушевило. Мы ездили на выставку, посвящённую 3D-печати, он там сам ходил: с кем-то общался, знакомился.
Ещё в результатах тестирования было, что у него хорошие навыки визуализатора, что востребовано в инженерных профессиях, дизайне, архитектуре. Кроме того, выяснилось, что у него хорошо развиты коммуникативные способности. Он стал изучать программы по визуализации, предлагает свои работы каким-то сообществам в интернете, и вроде бы их хорошо принимают.
Мне понравилось, как составлены характеристики с психологической точки зрения. Они действительно бодрят, я бы сказала. Я вижу, что ребёнок меняется в лучшую сторону. Надеюсь, эти тестирования поддержат его в правильном развитии. В результатах ещё говорилось, что нужно поработать над стрессоустойчивостью, потому что он, бывает, бросает какое-то дело, если сразу не получается.
Мне кажется, родители не должны давить на ребёнка, когда он выбирает профессию. Нужно показывать все плюсы и минусы разных специальностей
Если бы у него была тяга к тому, что мне не нравится, я бы больше говорила о недостатках. Но давление у нас не проходит: это даст обратный эффект. Нужно принимать решения ребёнка и не пытаться реализовать с его помощью какие-то свои несбывшиеся мечты, тогда всё будет хорошо в любом случае.
Источник: mel.fm
КЕМ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В БУДУЩЕМ?

Конечно, будет хорошо, если дети пойдут по моим стопам, но заставлять их быть художниками я не стану. Приятно, что старшая дочь уже серьезно рисует. Но я не считаю, что ребенок должен непременно продолжать дело отцов, когда это касается искусства — это же не передача производства по наследству! Но если будут склонность и искренняя любовь к художественному творчеству, то дети, безусловно, получат мою поддержку.
А вот выбор профессии — все-таки не сугубо личное дело ребенка, а семейное. Этот вопрос, по-моему, должен решаться совместно с родителями. Надо только присмотреться, к чему расположены наши чада. Ведь если у ребенка есть дарование, то нужно обязательно позаботиться и о создании среды, которая поможет ему себя реализовать.
Можно мягко склонять его к какому-то выбору, ведь полагаться на абсолютную детскую свободу во всем невозможно. Все дети хорошо рисуют, поют, осваивают инструменты, но не все становятся поэтами, музыкантами и художниками.
Сейчас бытует мнение, что замечательное будущее для ребенка — это бизнес. Но мне было бы грустно, если бы мой ребенок жил ради зарабатывания денег. А если дети свяжут жизнь с Богом и Церковью, я буду искренне рад. Безусловно, хорошо, когда ты ощущаешь свое призвание к чему-то, когда тебя высоко оценивают — но ведь главное, чтобы тебя «признали» там, где ты окажешься после завершения земного пути.

Диана Гурцкая , певица, заслуженная артистка РФ, воспитывает сына, Москва
Добрый человек — всегда успешный
Я думаю, главные достижения человека в жизни — доброта и человечность. Если ребенок вырастет добрым, любящим, отзывчивым, то он в любой профессии сможет добиться очень многого. И Бог такому человеку всегда поможет.
Мне кажется, что учитель, врач или священник не может быть недобрым человеком. Если мой ребенок станет хорошим учителем, который сможет передать свои знания детям и научить их бережному отношению друг к другу, — это лучше, чем если бы он стал «успешным» бизнесменом. А быть священнослужителем — это Божий дар! Сын-священник — это такая благодать, о которой любой родитель может только мечтать.
Моему сыну 29 июня исполнится три годика. Сейчас он безумно любит машины и без них своей жизни не представляет. Но когда он будет заканчивать школу и выбирать специальность, скорее всего, интересы его будут другими.
Я думаю, нельзя принуждать ребенка выбирать какую-то профессию, навязывать ему свою несбывшуюся мечту. Можно лишь подсказать или, скорее, подготовить его, подвести к тому возрасту, когда он сам будет готов сделать правильный выбор. Уже сейчас я делаю шаги в этом направлении: постоянно говорю с ним о доброте, о том, как с любовью относиться к окружающему миру и людям. Кому-то это покажется смешным: да что такой маленький ребенок поймет? Но он очень даже понимает, и хотя говорит еще не очень хорошо, слово это знает — «доблота».

Константин Лихолат , частный предприниматель, воспитывает дочь, Санкт-Петербург
Прежде всего, я хочу, чтобы мой ребенок вырос достойным гражданином. Чтобы моя доченька искренне любила свою родину, уважала ее великую, неоднозначную, временами даже страшную историю. Чтобы любила родную землю такой, какая она есть, и старалась сделать ее лучше.
Я никак не могу согласиться с теми, кто видит будущее своих детей за границей. Может быть, меня воспитывали так: не ругать свою страну, а стараться здесь что-то построить. И к тому же, определенный вес в обществе, интересная и прибыльная работа у меня и у людей моего окружения появились именно здесь, в России.
Мне кажется, точка зрения «жить где угодно, только не в этой стране» — поверхностная. Конечно, легче приехать в сверкающий офис, обставленный по последнему слову техники, внести туда новый стол и начать работать. Но как придет, так и уйдет. А попробуйте въехать в кирпичные стены, с которых штукатурка сыплется! Отремонтируйте, подстройте это все под себя — и будете дорожить этим больше, чем «хлебным» местом в благополучной Европе.

Николай Бурый , системный администратор, отец двоих детей, Березино, Беларусь
Будущее без компромиссов
Никогда специально не представлял себе, кем именно будут мои сын и дочь. Главное, по-моему, чтобы дети жили жизнью, посвященной Богу, чтобы не осуетились.
А профессия — это уже вторично. Особенно если работаешь не там, где хочется, а там, где придется: ты просто зарабатываешь этим на жизнь.
Вообще для меня работа и духовная жизнь — это разные сферы, не обязательно пересекающиеся. Они пересекаются, когда встает вопрос: пожертвовать своими принципами ради работы или нет? Надеюсь, что мои дети будут достаточно утверждены в вере, и им не придется идти на сделки с совестью, но хватит сил выбрать не хлеб и мучение от поступков-компромиссов, а хлеб и радость от исполнения Божьей воли. А приспосабливаться не нужно. Как поется в песне Андрея Макаревича, «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Анна Орлова , главный редактор журнала «Мамонтенок», пресс-секретарь Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, мать двоих детей, Москва
Вопрос, какую профессию выберут мои дети, не является для меня насущным. Они еще маленькие, но уже сейчас я рассказываю им о том, какие занятия существуют, в чем их прелесть. И я буду рада любому их выбору, если он позволит раскрыться их личности, стать свободными и уверенными в себе и своих силах людьми.
В нашей семье нет преемственности профессии. На мой взгляд, самое главное — это не навязывать ребенку свое видение его будущего и не ограничивать его свободу выбора. Ведь для того, чтобы человек был по-настоящему счастлив в работе, он должен свою работу любить. Для этого она должна быть творческой. Ведь человек, как и Господь, по сути своей творец!
А творчески можно подойти почти к любой профессии.
Но раскрыться в профессии может только тот человек, который с детства ощущает, что в нем нуждаются, искренне интересуются его жизнью — только тогда он способен быть открытым к этому миру, не воспринимать его враждебно.
Дети, жизнью которых родители мало интересуются, считая, что ребенок сыт-обут-одет, а остальное сделают сад-школа-телевизор, пронесут через всю свою жизнь целый набор комплексов и обид. Они никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности. Это, по большому счету, то же социальное сиротство.
А если ребенок с детства знает, что такое уважение и взаимопонимание, если он умеет сопереживать и сострадать, то уже неважно, какой «дом» будет построен на этом крепком «фундаменте».

Галина Вайгер , член союза писателей России, специалист по связям с общественностью театра «Камерная сцена», мать троих сыновей, Москва
Хочу видеть их верными
Я почти уверена, что мои сыновья будут связаны с искусством. Все-таки воспитание и генетика берут свое! Папа — музыкант и режиссер, мама — писатель и театральный деятель. Старший уже учится на звукорежиссера, у него была своя музыкальная группа; средний заканчивает актерско-режиссерский колледж, младший тоже наверняка пойдет по творческому пути.
Было время, когда младший сын, Марк, говорил, что хочет стать священником, монахом. Мы с ним по несколько месяцев жили в монастыре в Сербии — там он алтарничал, сослужил митрополиту Амфилохию, человеку очень высокого духовного уровня. Я надеюсь, что это не пройдет для сына бесследно.
Чего бы я никогда не пожелала своим детям, так это идти в бизнес. Я думаю, что он делает людей жесткими, расчетливыми — у них работает только разум, а вот с чувствами проблема. Есть, конечно, исключения, но в целом это акулий закон жизни.
Но мое самое главное пожелание относится даже не к профессии, а к внутреннему состоянию детей. Я хочу видеть сыновей верными людьми. Верными семье, верными своему выбору, верными своей вере. Мне очень важно, чтобы дети пришли к Православию.
В конце концов, не принципиально, кем они будут — важно, какими они будут!

протоиерей Максим Первозванский , отец девятерых детей, Москва
Увлеченность жизнью и достойная цель
Мои дети могут выбрать любую профессию. Главное, чтобы они находились в гармонии с собой и с Богом. Например, одна из моих старших дочерей — историк, другая — физик. Совершенно противоположные сферы! И я поддерживаю их обеих.
Я не предпринимаю каких-то специальных усилий, чтобы дети пошли по моим стопам. Моя задача — научить ребенка пользоваться информацией, прислушиваться к Богу и к себе; и еще — помочь ему понять, к чему он больше склонен.
Очень важно, чтобы родители были чем-то увлечены: историей Второй мировой войны, фотографией или просто строительством дачи — да чем угодно. И тогда эта увлеченность (не обязательно точно тем же самым) передается детям. А уж дальше их Господь направит.
Если говорить о служении священника, то такой выбор должен делаться не в 16 лет. Я не сторонник того, чтобы ребенок сразу поступал в семинарию: можно и в армии послужить, и хорошее светское образование получить — это действительно помогает понимать других людей и, что называется, разбираться в повестке дня.
Вообще традиционно выделяют четыре профессии, которые приносят человеку максимальное удовлетворение: это священник, врач, учитель и военный. Они связаны со служением и приносят зримую пользу: человек чувствует, что не зря живет. Карьера, заработок — это тоже важно. Но если вы ставите перед собой достойную цель — Господь выстроит все вокруг нее.
Опрос подготовили: Валерия Посашко, Юлия Шабанова, Ольга Карпуненкова, Ольга Кирильченко
26-27 апреля 2010 года среди посетителей сайта Superjob.ru (экономически активное население России, имеющее детей до 16 лет) был проведен опрос на тему: «В какой профессиональной сфере Вы хотели бы видеть в будущем Вашего ребенка?» (если у Вас два и более детей до 16 лет, то — старшего). Вопрос закрытый — респондентам предлагалось 19 вариантов ответа.

Из 4 учителей, прокомментировавших свои ответы, ни один не пожелал своему ребенку работать в сфере педагогики.
3D-графика Алексея Кузьмичева
Источник: foma.ru
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
Один маленький шаг определяет всю нашу дальнейшую жизнь. Так и складывается шаг за шагом будущее. Именно поэтому нужно жить осознанно и поступать, обдумав каждое свое действие. При этом каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом: «Что меня ждет в будущем?». Предлагаем пройти психологический онлайн тест, который приоткроет тайну вашего будущего!
Проходили 28555 раз 77805 Психология
В избранное

Как часто вы выходите на улицу?
- Только по надобности (учеба/работа/магазин)
- Стараюсь выходить почаще, даже без повода
- Лучше сидеть дома целый день

Много ли проводите времени в социальных сетях?
- Несколько часов в день
- Практически круглосуточно
- Раз в сутки почту проверить

Любите ли вы сюрпризы?
- Смотря какие
- Нет
- Обожаю

Если бы вы смогли стать животным, то каким?
- Кот (кошка)
- Коала
- Лев (львица)

Легко ли вы привыкаете к чему-то новому?
- Зависит от ситуации
- С трудом
- Всегда открыт(-а) для интересного

Готовы ли вы прямо сейчас отправиться в путешествие?
- Нет. Без предварительной подготовки о каком путешествии речь?!
- В хорошей компании и в интересное место – почему бы и нет!
- Конечно! Уже почти собраны вещи!

Давно ли вы виделись со своими друзьями?
- Давно
- Я и сейчас с ними сижу
- На днях встречались

Как вы питаетесь?
- Стараюсь не пропускать новые кафе и пробовать блюда разных стран
- Зависит от случая. Иногда готовлю дома, иногда заказываю еду на дом или посещаю кафе
- Питаюсь в основном дома

Как вы выбираете себе одежду?
- Всегда слежу за модой и выгляжу стильно
- Одежда должна быть комфортной и служить долго
- Для меня одежда – способ самовыражения, так что я часто выгляжу необычно

Без чего вам трудно представить свой день?
- Без кофе, новостей, мессенджеров
- Без йоги, медитации и любимой музыки
- Без общения с близкими людьми

На что бы вы потратили внезапно свалившиеся деньги?
- Решу накопившиеся проблемы: схожу к врачу, доделаю ремонт
- Куплю ноутбук или запишусь на курсы китайского языка
- Возьму отпуск и отправлюсь в тур по новым для меня странам

Что из повседневной рутины вас утомляет сильнее всего?
- Трафик на дорогах, пробки
- Домашние дела: уборка, мытье посуды, вынос мусора.
- Работа, требующая повышенной концентрации внимания

Хотели бы вы вернуться в прошлое и изменить что-либо?
- Вернуться в прошлое можно, но менять ничего не хочу
- Я об этом мечтаю. Вся жизнь бы сложилась иначе.
- Нет. Прошлое — это бесценный опыт

Что вам хотелось бы изменить в своей жизни?
- Уделить больше внимания личной жизни
- Наладить отношения с родными людьми
- Добавить в свою жизнь больше разнообразия

Как вы предпочитаете справляться со стрессом?
- Мне сложно справляться со стрессом. Обычно я поддаюсь своим эмоциям и плачу
- Поем, посмотрю фильм или позвоню друзьям
- Схожу прогуляюсь или почитаю книжку
Источник: moretestov.com