Достаточно интересным является в рассказе » Телеграмма» и вопрос об именах.
Автор оставил своей героине имя главного прототипа — Екатерина ( в тексте — Катерина ). В переводе с греческого — » чистая, непорочная», того же корня, что и слово » катарсис» — очищение.
Да, тяжелейшие прожитые годы не запятнали её чистую жизнь, её светлую душу.
Оставлено и имя дочери — Настя. Полное её имя — Анастасия — невольно являлось напоминанием о столь ещё недавних событиях казни большевиками императорской семьи. Младшую из дочерей звали Анастасией, и ходили упрные слухи о том, что она не была расстреляна и каким-то чудесным образом уцелела.
Имя Анастасия ( в переводе с греческого » воскресение», » возвращённая к жизни» ) сохранялось в интеллигентной образованной среде и до, и после революции в России: вспомним младшую сестру поэтессы Марины Цветаевой — Анастасию Цветаеву, актрису советского кино, младшую дочь певца Александра Вертинского — Анастасию Вертинскую и др.
Константин Паустовский. Телеграмма. Радиоспектакль. Аудиокнига (1973)
Несомненно, напрашивается параллель значения имени Насти в » Телеграмме» с её » возвращением» к духовной жизни, к пониманию истинных ценностей в связи с пережитой ею дочерней драмой.
Настя, «ненаглядная» дочь Катерины Петровны, такая же одинокая, как и её мать, женщина, наверное, ещё молодая, но неопределённого возраста. Ей может быть между тридцатью и сорока, ведь слишком молодой девушке вряд ли бы доверили в те годы такой важный пост, как секретарь в Союзе художников Ленинграда. Конечно, Настя — член КПСС, поскольку на такие должности назначали только партийных.
Занятость Насти людям, жившим и работавшим в советские времена, будет очень понятна: это не только её личная прихоть — работы было всегда через край — не принадлежать себе даже после рабочего дня, а посвящать своё время неоплачиваемым общественным делам. Такой образ жизни в советской стране был в порядке вещей.
Кроме того не будем забывать, что партия учила молодёжь «раньше думать о Родине, а потом о себе», семейные ценности отрицались и девальвировались, и Настя, вне сомнения, была продуктом этого времени.
Хотя, по словам художника Першина, Настя является «одной из рядовых сотрудниц Союза», но тем не менее её зарплата позволяла ей один раз в два-три месяца слать матери по двести рублей. Большие ли это были деньги? Средняя заработная плата по стране в 1936-ом году составляла 207 рублей, а у Насти она могла быть менее средней, так как работа секретаря при любом учреждении оплачивалась невысоко.
Таким образом Настя систематически посылала матери приблизительно одну вторую часть от своей зарплаты, но и того, видимо, хватало только на скромное пропитание и лекарства, ведь мы не заметили, чтобы Катерина Петровна расплачивалась с заботящимися о ней соседями деньгами, чья помощь была равносильна тимуровской.
Так Манюшка, девчонка, дочь соседа, колхозного сапожника, прибегала к ней каждый день, «чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар», а «Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу».
Телеграмма. Краткое содержание
Речи о том, что почтарь Василий приносил старой женщине, помимо денежных переводов от дочери, ещё и пенсию, — не ведётся.
При небольшой зарплате, у Насти — хорошие жилищные условия, комната в старинном доме с золотым потолком, в центре города, на реке Мойке, но, вероятно, в коммуналке. Как она получила такую должность ( пусть и «рядовую») и жильё? Не благодаря ли связям с теми, кто ещё помнил её деда, но и, несомненно, своей начатой партийной карьере? Не дед ли оставил ей эту комнату?
Почему же мать не живёт вместе с дочерью в Ленинграде и так ли уж надо Настю за это винить?
Конечно, очень озадачивают отношения дочери и матери. При всей глубокой любви к дочери ( «Ненаглядная моя», — так обращается мать к Насте в редких письмах, думает о ней дни и ночи, и даже в том, что не так уж часто пишет, тоже любовь — чтобы не тревожить, не мешать ) между двумя самыми родными людьми за всю, вместе прожитую жизнь, не создалась атмосфера душевно-интеллектуальной потребности и заинтересованности дочери в матери, и списывать этот факт только на «бессердечность» девушки было бы неправильно.
Вспомним, как горюет Настя ещё в Ленинграде, осознав непоправимость происходящего, как в день получения телеграммы о том, что мать при смерти, спешно отправляется в путь, и нет у неё возможности отстучать ответную телеграмму; какую тяжёлую ночь в слезах проводит в Заборье.
Теперь Настя сама себе судья, и слова Тихона над телом Катерины Петровны, назидательно обращённые к дочери Манюшке «не быть пустельгой, за добро платить добром», — прямой и достаточно бестактный намёк на его собственное понимание отношений только что умершей матери и её ещё не приехавшей дочери.
Вдумчивому же читателю должно быть ясно: скорее, оба этих женских образа — определённая метафора, демонстрирующая два противопоставленных друг другу мира: России былой и России молодой, новой, и, несомненно, автору жаль разрушенного и исчезающего на глазах старого мира, который для него был связан с дворянскими усадьбами его предков, с духовностью и утончённой культурой.
«В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза,» — вот так и Катерина Петровна попала вместе с отцом в Заборье.
Сторож при пожарном сарае, Тихон, «еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.
Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь».
Обратим внимание: художник вернулся в село из Петербурга, а не из Ленинграда, и ещё ранее, живя в Петербурге, приезжал оттуда » в своё родное село» строить дом и разбивать усадьбу. Почему это село было ему родным? Почему там не осталось дома его предков и надо было строить новый дом? И как из села в дореволюционной России мог выйти художник такой величины?
Думается, что таким обиняком речь идёт о дворянском происхождении отца Катерины Петровны, об экспроприированной в революцию барской усадьбе, о «вишнёвых садах» российской дворянской интеллигенции. И это сбережённое почтение к старому художнику бывшего крестьянского мальчишки Тихона, как выходца из крепостных, можно понять.
Так какую же жизнь прожила Катерина Петровна? Кто мог стать прототипом данного образа? В тексте упоминается одинокий клён в саду.
«Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»
«Хохотушка» в девушках, и она же, постоянно плачущая, слабая, почти не видящая в старости, — вот её скорбный путь. Если её дочь Настя, видимо, всё-таки имеет художественное образование (она прекрасно разбирается в искусстве ), полученное в советское время, то Катерина Петровна вряд ли избежала опеки домашних учителей и гимназии. Однако о её образовании в рассказе ни слова.
Так же, как и о том, приходилось ли ей работать кем-то в советское время или до революции. Видимо, нет, поскольку она не получает пенсию. Но всё, что она освоила и знала и чем была духовно богата, мать, несомненно, передавала дочери, воспитывая Настю в высоко духовных дворянских традициях.
«За добро плати добром», — назидательно воспитывает сторож Тихон дочь Манюшку, и в его умолчании слышится осуждение Насти. А ведь Настя и платит за добро, полученное от матери, добром, но только тем людям, с которыми она связана по работе, людям, с которыми она не находится в родственных связях, и тем ценнее её помощь.
Не всякая старость сопровождается потерей зрения. В автобиографии К.Г.Паустовского можно прочесть, что в 1915 году на разных фронтах в один день погибли два его старших брата. У него осталась только больная, почти ничего не видевшая сестра.
Не облик ли беспомощной слепой сестры отчасти лёг в основу портретной характеристики Катерины Петровны? Там же, в автобиографии упоминается одна из родовитых бабушек писателя, увлекательно рассказывавшая ему, ребёнку, о своей незабываемой поездке вместе с отцом в Париж. Вот и от воспоминаний бабушки нашли важную деталь в тексте.
Думается, что не только образ Катерины Ивановны, дочери гравёра из Заборья, но и образы очень близких людей, дорогих сердцу автора, образы женщин его семьи, с такой тоской, любовью и сожалением отражённые в облике главной героини рассказа Катерине Петровне, и стали источником вдохновения автора.
Почему же так назван рассказ? Телеграмма — это важное сообщение, передаваемое с помощью телеграфа. Важное известие мгло дойти до адресата во времена К.Г.Паустовского только таким путём.
В тексте даны две телеграммы. Первая послана Насте в Ленинград из Заборья сторожем Тихоном: «Катя помирает. Тихон». Вторая, написанная «на бланке корявыми буквами» самим Тихоном показана и прочитана им «неуверенным голосом» уже не встающей с постели Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
— Не надо, Тиша! — тихо сказала Катерина Петровна. — Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.
Сторож Тихон, единственный близкий Катерине Петровне в Заборье человек, кроме её отца, заботившийся о ней. Вот почему этот ласковый укор с обращением «Тиша», вот почему имя «Катя» в первой телеграмме, хотя мы не знаем, позволял ли он себе называть её так в общении с ней.
Интересно, что вторая телеграмма своим текстом констатирует изменение отношения Насти к матери, словно Тихон догадывается, в каком состоянии может добираться Настя до Заборья, словно очень желает ей нравственного перерождения.
Но, наверное, было бы слишком поверхностным считать заголовок отражением только этих двух телеграфных сигналов на бланках — за короткими строками, посланными адресату, может вставать более глубокий пласт проблем.
Современники Паустовского не могли не воспринимать «Телеграмму» Паустовского как обращение к себе лично. Художественное осмысление действительности писателем понуждало граждан нового социалистического государства к необходимости задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах, а на деле, и о том, что воспитательный призыв «раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких» — палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.
Источник: e1fin.livejournal.com
Сочинение: Главные герои рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Сюжет рассказа “Телеграмма”, написанного Паустовским в 1946 году, был взят из реальной жизненной истории Екатерины Ивановны Пожалостиной и ее дочери Насти. Автор лично знал эту семью и некоторое время снимал часть дома, принадлежащего героиням. Многие детали сюжета, как и образы героев, намеренно изменены автором, однако рассказ от этого не потерял своей удивительной реалистичности и трогательности. Чтобы почувствовать особую эмоциональную силу рассказа, нужно поближе познакомится с образами самих героинь произведения.
Первым делом автор рисует перед нами образ Екатерины Петровны — одинокой пожилой женщины, живущей в своём большом и пустом доме в селе Заборье. Внешность её описывается довольно удручающе: она сгорблена, невысока и печальна. Все её мысли занимает дочь — «единственный родной человек», которая давно перебралась в Ленинград и уже три года как не приезжала навестить мать.
Старушка очень любит дочь, сильно тоскует по ней, но редко решается написать ей, дабы сильно не беспокоить. И даже на свои редкие письма Екатерина Петровна часто получает в ответ ничего, только пару скупых строк и двести рублей, будто дочь желает откупиться перед ней. Любое письмо, где дочь с душой говорила бы со своей матерью, было бы гораздо дороже для пожилой женщины, нежели любые деньги.
Дома у Екатерины Петровны холодно, всё пропитано старостью. Автор называет дом мёртвым, говорит, что из него давно утекла вся жизнь. Дом отражает внутреннее состояние своей обитательницы, он будто тоже измучен и одинок. Дом становится неким символом внутренней пустоты всеми забытого человека.
Образ Катерины Петровны печален до глубины души, он заставляет нас сопереживать и сострадать героине — она оставленная мать, которая тихонько плачет в своем одиноком, старом доме. Ощущение близости скорой смерти толкает героиню на последний отчаянный шаг — она пишет письмо дочери, моля её приехать, чтобы успеть свидеться в последний раз.
Особое место в рассказе занимают второстепенные персонажи, помощники Екатерины Ивановны в доме — девочка Манюшка и старик Тихон. Особо трогательно автор описывает момент с фальшивой телеграммой в адрес хозяйки, подделанной Тихоном. Телеграмма на мгновение даёт надежду умирающей женщине вновь увидеть дочь, но фраза «всегда любящая дочь ваша Настя» окончательно раскрывает обман, мать понимает, что таких слов Настя никогда не напишет. И Екатерина Ивановна не выдерживает такого удара, болезнь захватывает её с новой силой.
Теперь поговорим о Насте, дочери Екатерины Петровны. Она молодая и талантливая художница, работает в Союзе художников в Ленинграде. Очень определяющим для читателя становится описание глаз Насти — они большие и холодные. Несмотря на муки совести по поводу брошенной матери, на затаенную тоску и обиду, она всё равно не отвечает на её письма.
Даже понимая, что мать пишет ей предсмертное письмо, она остаётся холодна и занимает себя работой, мелкими домашними делами. Трудности дороги кажутся ей неподъемными и она будто бы отказывается принимать реальность и понять положение близкого человека. Мать ей пишет — значит она жива — вот мысль, которой ей достаточно, чтобы получить ложное ощущение спокойствия. Странно то, что на фоне игнорирования мольбы собственной матери, молодая художница находит время на заботу о совершенно чужом ей человеке — скульпторе Тимофееве.
Но внезапно Настя получает которое послание от Тихона и от безразличия не остаётся и следа. Она мчится в село Заборье, но приезжает слишком поздно, Катерина Ивановна умирает. Времени, которого у Насти было слишком много за последние три года, сейчас не хватает даже на то, чтобы проститься с матерью. Она в раскаянии. Девушка понимает, что никто не будет любить ее так, как мать.
Она чувствует огромную тяжесть вины перед ней и осознает, что теперь никто не сможет облегчить вину и скорбь в ее сердце. Стыд за свое “холодное сердце” заставляет её бежать из дома тайком, мучаясь горьким чувством вины и невосполнимой потери. Смерть Екатерины Петровны становится для неё горьким прозрением, «мутным и тяжёлым рассветом» равнодушного человека.
По-настоящему любили Екатерину Петровну и заботились о ней лишь два второстепенных персонажа — это девочка Манюшка, бескорыстно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик. Только эпизод с фальшивой телеграммой таит в себе столько тепла и сострадания к старушке, что мы чётко видим, насколько девочка и старик сопереживали ей и разделяли её печаль. Их внимание к бедам пожилой женщины ещё сильнее оттеняют то безразличие, с которым относилась Настя к письмам Екатерины Петровны.
Не случайно автор добавляет в рассказ ещё один второстепенный образ — молодой учительницы, которая случайно попадает на похороны старушки. Став свидетелем печальной истории покойной, она вспоминает о своей матери и, кажется, даёт себе обещание не повторить тех ошибок, которые были сделаны Настей.
Любой из читателей может найти общие черты с героями рассказа. Каждый из нас совершает ошибки. Мы забываем вовремя навестить своих родителей, откладываем на потом встречи с друзьями и родственниками, часто не осознавая, насколько обижаем своим “холодным сердцем” близких людей. Но в том и заключается невероятная сила искусства, чтобы дарить людям ценные уроки и мудрость, которую можно усвоить гораздо легче и раньше, пока ещё не стало слишком поздно.
Источник: literaguru.ru