Кем были этруски на Ютубе

Этрусская культура — один из самых загадочных и невероятных феноменов в истории мировой цивилизации. От других народов Древнего мира этруски отличались тем, что никогда не находились в моментах забвения, даже когда Рим подчинил себе этрусские города. В эти моменты знатные представители этрусского общества начинали играть важную роль в жизни римского общества — в какой-то степени они определяли лицо культуры нового Рима.

На территории Апеннинского полуострова этрусская цивилизация — одна из древнейших. Ее формирование как самобытного образования и уникального феномена произошло в 8 веке до н. э. В этот период на территории Этрурии происходит интенсивный процесс слияния соседских общин и образования городских поселений. В местах прохождения торговых путей процесс строительства городов происходит особенно бурно.

За счет богатства железа и меди в Этрурию съезжаются купцы и торговцы из более развитых стран Средиземноморья: это способствует ускорению формирования поселений на прибрежных территориях. В начале 7 века до н. э. этрусками были созданы следующие города:

Построили Рим и исчезли: кем были и куда пропали загадочные этруски

Каждый из этих городов напоминал самостоятельное государство с политическим устройством наподобие деспотии. В руках владыки города находились религиозная и светская власти. Он имел вид определенного божества, которое почиталось в общине.

Особенности строительства городов в этрусский период

Уже в 1 веке до н. э. этрусками была создана целая федерация городов. Для них была характерна четкая планировка улиц: они пересекались под прямым углом и ориентировались на стороны света. Для строительства зданий использовались камни.

В отражении древних этрусских городов можно было увидеть отражение мировоззрения народности, а непосредственно строительство напоминало некоторый магический ритуал. Основа города закладывалась только после того, как этруски получали свидетельство воли богов, определяемое полетом птиц. Далее жрецами определялось священное место, где в будущем возникал центр города. Через городской центр проводили две оси. Одна шла с востока на запад, а другая — с севера на юг.

Затем основателем города прокладывалась борозда при помощи плуга вокруг города. Только после этого начиналась постройка архитектурных сооружений и различных городских зданий.

Культура этрусской цивилизации оставила большой след в развитии архитектуры. К примеру, они были первыми, кто стали возводить здания с купольными сводами. Также этруски создали латинский алфавит, который встречается в большинстве европейских стран, а также римские цифры.

На высокой ступени развития находилось искусство, для которого был характерен реализм и стремление к передаче наиболее существенных черт. Сильнее всего реализм заметен в портретах, которые сегодня сохранились: в них абсолютно нет места идеализму.

На Капитолийском холме этруски построили первый древнеримский храм Юпитеру.

Представители древних этрусков

Первые римские правители, множество культурных деятелей и законодателей происходили из Этрурии. Цельний Меценет — один из таких представителей древних этрусских родов и покровитель поэтов, а также друг императора Актавиана Августа. Позже имя этого этруска стало нарицательным для любого деятеля культуры, покровительствовавшего других представителям.

Кем были этруски на самом деле: ученые раскрыли тайну их происхождения

Также этрусками по происхождению были такие поэты как:

  • Секст Пропорций;
  • Авл Персии Фланк;
  • Публий Вергилий Марон и др.

У Цицерона — великого философа, оратора и политического деятеля — был друг из древнейшего этрусского рода (город Вольтерры): звали его Авл Цицена.

Как видно, период этрусской культуры — это этап закладывания основ будущей античной культуры. Очевидно, что этрусская культура оказала большое влияние на процесс формирования древнеримского общества и государства. Именно у этрусков римляне позаимствовали главные ремесленные и производственные практики, технологии строительства, основы культуры и др.

Источник: zaochnik-com.com

Этруски

Этруски (лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибром и создавшая развитую культуру, которая в дальнейшем в ходе ассимиляции оказала огромное влияние как на римскую культуру, так и на культуру в античности в целом.

Расширение Этрусской цивилизации и 12 городов Этрусской Лиги.

Происхождение этрусков

Единого мнения по происхождению этрусков на данный момент не существует. Наиболее распространены в научной среде две версии:

  • Этруски родом из Италии
  • Этруски как народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии), из-за Альп (Реции), из северокаспийских степей (Скифии)

Согласно автохтонной версии происхождения этрусков, их возвышение в 8-ом веке до нашей эры в Средней и Северной Италии явилось естественным развитием предыдущей культуры Вилланова. Схожая теория была изложена в 1-ом веке до нашей эры Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до периода, когда возникают первые свидетельства появления этрусков в Этрурии. На данный момент культура Вилланова ассоциируется больше не с этрусками, а с италиками.

В пользу второй теории говорят труды Геродота. Он утверждал Геродот, что этруски — это выходцы из Лидии, которая является областью в Малой Азии — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло в один период с Троянской войной.

Гелланик с острова Лесбоса упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. Также в то время потерпела крах Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует 13-ым веком до нашей эры или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции.

Еще по теме:  Ютуб как покрасить кухню

Вплоть до середины двадцатого века «лидийская версия» подвергалась серьезной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (13—7 века до нашей эры).

Тит Ливий приводит полумифическую версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племен. Проникновение мигрирующих северных племен — носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с 15-го века до нашей эры существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в 4-3 тысячелетиях до нашей эры и волна переселенцев с ареала Черного и Каспийского морей во 2 тысячелетии до нашей эры. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение этому приводятся результаты раскопок на острове Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Саркофаг амазонок с фресками, изображающими этрусских воинов. Национальный археологический музей, Флоренция. Около 360 года до н.э.

Римское завоевание Этрурии

С завоеванием Вей и захватом принадлежавших им земель римляне приобрели значительный плацдарм в южной Этрурии. Опираясь на него, они намеревались продолжать наступление на соседей. Развивая первоначальный успех, уже в 395 году до н.э. они захватили Капену, а в следующем году подчинили также и Фалерии, прибрав таким образом к своим рукам не только непосредственные владения Вей, но и область их политического влияния. В 391 году до н.э. римляне впервые подступили к Циминийскому лесу, на границах владений Клузия, Тарквиний и Вольсиний. И вдруг все их первоначальные планы смешались самым неожиданным образом.

Одновременно с нарастающим натиском Рима на юге, еще большая опасность нависла над Этрурией с севера. Наслышанные от торговцев о богатствах Италии, жившие за Альпами галлы со второй половины 5-го века до нашей эры стали совершать грабительские набеги на ее земли.

Столкнувшись здесь с слабым сопротивлением местных богатых народов, галлы от набегов перешли к полномасштабным завоеваниям. Рим в лице сената в 390 году до нашей эры, отправил к галлам посольство, потребовавшее у их предводителя Бренна оставить этрусков в покое. В результате, галлы свернули лагерь и пошли прямо на Рим, разгромив его войско, после чего разграбили и сожгли уже сам великий город. Получив большой выкуп, они вскоре ушли из Лация, однако их отряды ещё долго оставались постоянным источником военной угрозы не только для Рима, но и для всей центральной Италии.

Этрусская скульптура Дианы, богини охоты. 5-ый век до н.э.

После тридцатилетнего перерыва в 358 году до нашей эры этруски из Тарквиний, Вольсиний и Цере устроили совместный набег на римскую территорию. Римляне потребовали от них возмещения ущерба и отправили в Этрурию армию под командованием консула Гая Фабия Амбуста., которые Тарквинийцы разбили, а захваченных в плен 307 римлян они привели в свой город и казнили на форуме. Это сподвигло всю Этрурию на восстание и объявили Риму войну. Позже к ним присоединились и вольски, открыв на юге второй фронт, пусть и неудачно — римлянеодержали над ними несколько побед. В 356 году до н.э. консул Марк Фабий Амбуст, брат разбитого прежде Гая, нанёс тарквинийцам и фалискам ряд поражений.

В 355 году до нашей эры этруски атаковали римские соляные прииски в устье Тибра, но потерпели поражение от войск диктатора Гая Марция Рутила. После этого римляне сами перешли в наступление. Консул Гай Сульпиций Петик разорил владения Тарквиний, а в следующем году вновь ставший командующим Марк Фабий Амбуст разбил тарквинийцев в генеральном сражении. Взятых в плен 358 знатных юношей он в оковах отправил в Рим, где в отместку за убийство римских пленных их также обезглавили на форуме.

В 353 году до н.э. в войну против Рима вступили жители Цере, но при виде римской армии сразу же капитулировали. После этого консул Тит Манлий Торкват вторгся на территорию Фалерий, уничтожая урожай на полях и сжигая села. Ни у тарквинийцев, ни у фалисков не оставалось более сил сражаться и в 351 году до нашей эры с ними был заключен мирный договор на 40 лет.

Римские владения в южной части Этрурии в конце IV века до н.э.

По истечению 40 лет, этруски приняли решение вновь объявить войну Риму. Главным образом они надеялись воспользоваться сложившимся удачных для них моментом — римляне на тот момент времени оказались вовлечены в крупную войну против самнитов. Как и во время прошлой войны 389–386 годов до н.э., этруски собрали большую армию и осадили пограничный Сутрий. На помощь городу выступил консул Квинт Эмилий Барбула, который дал бой под стенами города. Обе стороны понесли в нем серьезные потери, в результате чего до конца года других военных действий более не велось.

Еще по теме:  Как заменить Ютуб на Ютуб кидс

В 310 году до нашей эры римскую армию возглавил Квинт Фабий Максим Руллиан. Он заключил союз с умбрами и разграбил принадлежавшую Вольсиниям территорию, а также у Сутрия одержал победу над вновь собравшейся здесь союзной армией этрусков. Перузия и Кортона после этого вышли из коалиции, заключив с римлянами сепаратный мир. Решающее сражение войны произошло в 309 году до н.э. у Вадимонского озера в земле фалисков, где римские войска под командованием диктатора Луция Папирия Курсора разгромили основные силы вольсинийцев.

Ливий писал о результатах сражения:

«В этот день впервые сокрушилась мощь этрусков, издревле процветающих в благоденствии; в битве они потеряли лучшие силы, а лагерь в тот же день был взят приступом и разграблен».

Этрусская статуэтка воина IV века до н.э. Античное собрание, Берлин

Фигурка этрусского воина. 4 век до н.э.

Победа над Вольсиниями окончательно закрепила римское господство в Этрурии. Когда в 302 году до нашей эры из Арреция был изгнан правивший городом род Цильниев, за помощью они обратились к Риму, а не к другому этрусскому городу, как это было заведено ранее. В следующем году диктатор Марк Валерий Максим вернул Цильниев обратно в Арреций и без какого-либо заметного сопротивления вновь установил в Этрурии мир.

Позднее этрурия была полностью ассимилирована Римлянами, как и другие латинские народы. Тем не менее, этрусская цивилизация оставила большой след в римской: инженерное дело, в частности возведение арочных сводов зданий, цемент и прочие технологии. Также и многие культурные аспекты были переняты — бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение. Также к числу важных культурных заимствований римлян у этрусков являются курульное кресло, тоги у должностных лиц, а также технологии мелиорации, осушения заболоченных мест.

Источник: x-legio.com

Кем были этруски на ютубе

Какими могли быть этруски? Нравы этого странного народа вызывали удивление как их современников, так и потомков; поневоле возникает вопрос: не было ли у них, как у героя «Персидских писем» Монтескье, «чего-нибудь примечательного в облике»? Существовал ли этрусский тип внешности, по которому в толпе обитателей Средиземноморья с первого взгляда можно было бы отличить пирата из Цере, гаруспика из Тарквиний, куртизанку из Пирги? Довольно важно узнать с самого начала, с кем мы будем иметь дело и был ли у этих людей, которых мы намерены застать за их повседневными занятиями, свой особый облик

Данные медицинской биологии

Уже целый век антропологи измеряют черепа, найденные в этрусских некрополях, прекрасно понимая, что материал для их исследований весьма скуден, к тому же из области наблюдений приходится полностью исключить эпоху, когда тела в основном кремировали.

О чем рассказывают статуи

Следует ли отсюда вывод, что на саркофаге из Черветери этруски изображены именно такими, какими они были на самом деле, и что вельможи и знатные дамы при дворе Тарквиниев походили на эту терракотовую пару? Не нужно забывать о великой силе искусства, навязывающей жизни свои законы. Скорее, как говорится, природа станет подражать искусству, чем искусство воспроизведет реальность.

Если в эпоху импрессионистов французы, пресытившись академической красотой, влюбились в купальщиц Ренуара, танцовщиц Дега и нимф Родена, чья животная грация будила их чувственность, это вовсе не значит, что в одно прекрасное утро француженки 1880-х годов проснулись с раскосыми глазами, приплюснутым носом и полными губами или что на берегах Сены обосновалось поселение таитянок, последовавших за Гогеном. А ведь в древней Этрурии влияние ионического стиля было гораздо более властным и повсеместным! Вместе с дорогими шерстяными тканями из Милета и чернофигурными амфорами из Клазомен или Аттики, вместе с техническими приемами ремесленников и даже внешним обликом богов этруски вывезли из Малой Азии и Греции каноническое представление о плавной линии лба, прямом носе, миндалевидных глазах и особенной улыбке, под которое они старались подстраиваться при жизни и которое во многом определяло собой тот образ, что должен был остаться после их смерти. Так что в надгробных изваяниях древних времен они предстают перед нами в масках.

Заманчиво поискать более правдивые свидетельства в памятниках более поздней эпохи, когда этрусский реализм, поощряемый податливостью терракоты, хоть и испытывал на себе, то тут, то там, влияние других стилей, в конечном счете все же развеял по ветру эти маски, вышедшие из моды. Накануне Второй мировой войны этим увлеклись немецкие ученые из числа приверженцев расовой теории (Rassentheorie).

Выбирая по своему усмотрению ту или иную характеристику, казавшуюся им специфической, они приходили к совершенно разным выводам. Один ученый, разглядывая урны с прахом с изображением усопших, был поражен тем, что у некоторых этрусков были носы с горбинкой или крючком . Их тут же занесли в список «орлиноносых» рас, а профессор Фишер в 1938 году повсюду встречал, зарисовывал и фотографировал итальянцев с орлиным носом — бесспорно этрусским. Везде, особенно в Кьюзи, на родине Порсенны[7], а еще в Волатеррах и Тарквиниях. В Перузии их оказалось маловато, а в Витербо не было совсем. Не связано ли это с историей Витербо, за который долго боролись римский папа и император Священной Римской империи, и не могли ли многочисленные иноземные вторжения привести к физиогномическому перевороту и исчезновению орлиных носов? Но едва затихло эхо его доклада в Берлинской академии наук, как автор одной из статей в журнале «Клио» заявил, что обнаружил главный отличительный признак этрусской расы и доказательство ее восточного происхождения — тучность .

Еще по теме:  Как добавить видео на Ютуб с телефона Айфон

Этого оказалось достаточно, чтобы в удлиненных формах с саркофагов из Черветери разглядели худобу древних этрусков, на смену которым, после этнических преобразований и социальных потрясений, позволивших коренному населению вновь обрести свои права, пришли приземистые и плотные формы италийцев. Другие в изумлении обнаружили на самых древних стелах и бронзовых изделиях изображения коренастых этрусков, которые как раз и были настоящими этрусками, дружной толпой пузатых силенов, прибывших прямо из Карии в Малой Азии, тогда как элегантная стройность фигур из Черветери говорит о существовании в Южной Этрурии совсем другого народа — пеласгов, ранее приплывших с Крита и Кикладских островов. Можно подумать, будто коренастые и стройные фигуры не могли, как было давно доказано, одновременно или поочередно господствовать в ионическом стиле! Это не помешало Эрнсту Буксу в 1942 году приписать коренным этрускам «квадратное телосложение», которое он распознал впоследствии в фигуре императора Веспасиана, чей отец явно был сабином, а мать, возможно, происходила из этрусков, и которое, по его словам, до сих пор характерно для половины населения Тосканы.

Именно в этом и заключается ценность саркофага из Флоренции, который некоторым образом подтверждает определения латинских поэтов. На нем изображен не этруск как таковой и не «вечный этруск», а один из этрусков эпохи упадка, тех зажиточных тосканцев, которых Рим лишил политической независимости, оставив им социальные привилегии. Управляя издали своими латифундиями, где трудились многочисленные рабы, они уже не покидали своих дворцов в Перузии или Тарквиниях, где, предаваясь горделивым воспоминаниям о днях былой славы, испытывали на себе все последствия dolce far niente[9] и чревоугодия.

Этруски и тосканцы

Несложно рассеять туман, в котором стилизация «древних» и систематизация «новых» скрывают от нас тип внешности этрусков. Как только авторитет греческих образцов был поколеблен, в большинстве произведений изобразительного искусства ярко проявился свежий и исполненный вкуса реализм как художников, так и заказчиков, стремившихся как можно к более точному отображению индивидуальных черт и мельчайших деталей, даже самых невыигрышных. Тот, чье изображение должно было украсить саркофаг, наверняка требовал от мастера прежде всего полного сходства, вплоть до бородавок и физических изъянов, надеясь тем самым продолжить жизнь хотя бы в камне или терракоте. Сами же скульпторы, оставив грекам мрамор, подходящий для идеализации и облагораживания, учились своему ремеслу на привычной глине и работали не затаив дыхание, осторожно работая резцом, а импровизируя, ловя случайное, мимолетное выражение; этот порыв естественным образом передавался их скульптурам из бронзы и даже алебастра или травертина. Поразительным примером этой повсеместной тенденции служит школа художников, расписывавших вазы, которая процветала в III веке до н. э. в Волатеррах. На боках кратеров со «столбиками» художники из озорства вместо красивых мечтательных профилей с греческих образцов набрасывали в несколько штрихов остроумные, на грани карикатуры, портреты горожан, каких можно было встретить на рынке или на прогулке по главной улице по вечерам: красотку с горящими глазами или сварливую тетку с недовольным видом, атлета с роскошной фигурой или насупившегося книжника, круглощекого ребенка или старуху в платке, обвязанном вокруг шеи, благодаря которой один из художников этой мастерской получил от историков, занимающихся изучением этрусской керамики, имя Nunpainter — «рисовальщик монашки» .

В этой галерее правдивых портретов, какой не создал ни один другой народ, можно найти огромное разнообразие человеческих типов и лиц, тонких и грубых, энергичных и безвольных, хитрых и глупых, в которые природой и жизнью заложены все мыслимые психологические комбинации. Однако внешне в этрусках нет ничего, что могло бы показаться нам необычным, иным, что привлекает или внушает настороженность при виде представителей другой расы, ничего, что принято называть «восточным».

На самом деле, стоит сорвать с них восточные маски — и перед нами предстают такие же итальянцы, каких мы встречаем сегодня, и это создает фантастическое ощущение их кровного родства. «Похожий на меня, мой брат», — мог бы сказать сегодняшний флорентиец. Среди них нет ни одного багдадского халифа, ни одного венецианского купца.

Зато есть тосканские крестьяне, кондотьеры, каноники, римские императоры, юные Бонапарты, а на одной урне из Вольтерры — пара шестидесятилетних стариков, живущих в ладу и согласии, Филемон и Бавкида Овидия или Таддео и Венеранда Джузеппе Джусти. И ничто не мешает нам, мысленно совершая прогулку по улицам Тарквиний и Вей, наделить их обитателей такими же чертами, как у людей, которые сегодня гуляют по Лунгарно. И последняя черта в довершение картины: этрусские женщины были гораздо ниже ростом, чем мужчины . Ученые сравнили длину найденных скелетов и выяснили, что средний рост мужчин составлял 164 сантиметра, а женщин — 155. Тем приятнее будет узнать, что вовсе не гренадерское телосложение позволило этрусским женщинам занять высокое положение в обществе и что такая властная особа, как Танаквиль, подчинившая себе своего мужа Тарквиния силой характера, не возвышалась над ним горой — напротив, разговаривая с ней, Тарквинию приходилось немного наклоняться.

Средняя продолжительность жизни этрусков

К сделанным замечаниям о физическом облике этрусков нелишним будет добавить несколько уточнений относительно средней продолжительности их жизни. Демографические исследования находятся сейчас на подъеме, и новые методы можно попытаться использовать для изучения вопросов, касающихся народонаселения в греко-римском мире. Среднюю продолжительность жизни пытались определить в Египте, в Северной Африке, в Испании, в Бордо: сведения для этого почерпнуты из надгробных надписей, в которых очень часто указан возраст умершего . Мы располагаем определенным количеством этрусских эпитафий. Что же они могут нам поведать?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...