Кевлар — что же это такое на самом деле и как его производят? Объясняют химики.
Кевлар — торговое название пара-арамидного (поли-пара-фенилен-терефталамидного) волокна, разработанного учёными американской химической компании DuPont
Тогда, в 1964 году, исследовательская группа искала решение, как заменить автомобильные шины на значительно более легкие, но в то же время сохранить прочность. Положительного результата удалось достичь Стефани Кволек. Она сумела получить волокна исключительной прочности, которые после тестирования показали ошеломляющие результаты — новая нить оказалась прочнее стали. Материал обязан своей прочностью большому количеству водородных связей между карбонильной группой и группой NH, а также стэкингу ароматических колец. Весь научный состав лаборатории осознал всю значимость полученного материала, а также безграничные возможности химии полимеров.
Сейчас кевлар производят по реакции, показанной на картинке. Волокнообразующие полимеры производятся при низкой температуре путем поликонденсации в растворе. К последнему добавляют реагенты и интенсивно перемешивают. Из этого раствора выделяется полимер в виде крошки или геля. Далее его промывают и высушивают. Затем полимер растворяют в сильных кислотах (например, в серной).
Сложно ли прострелить кевлар? | Разрушительное ранчо | Перевод Zёбры
Из получившегося раствора методом экструзии формируются нити и волокна. По структуре кевлар относится к сетчатым полимерам. Производится он в виде технических нитей, имеющих различную линейную плотность и структуру. Количество волокон в нитях может быть разным: от 130 до 1000 при производстве кевларовой ткани и от 500 до 10 тыс. при изготовлении корда и канатов. Этот материал выпускается в виде ровинга, ткани и пряжи.
Свое применение кевлар находит в тех отраслях, где крайне важны стойкость к износу и термическая стабильность, низкая структурная жесткость и максимальная легкость, а также отличная прочность при низком весе. Поэтому неудивительно, что этот материал пришелся «ко двору» при изготовлении средств индивидуальной защиты, в частности бронежилетов, шлемов.
На сегодняшний день изготавливается различная одежда из кевлара, предназначенная не только для военнослужащих и различных спецподразделений, но и для тех, кто выбирает ультраактивный образ жизни и помешан на той же охоте или страйкболе. Конечно, страйкболисту ни к чему кевларовая броня с высоким уровнем защиты и дополнительными бронепластинами, а вот футболка со специальными кевларовыми вставками будет весьма уместной. Бронежилет из кевлара по праву считается одним из наиболее надежных средств индивидуальной пассивной защиты. Благодаря своей уникальной легкости, прочности и относительной долговечности такая «броня» способна защитить владельца от скользящих ударов холодного оружия и смягчить последствия попадания пуль, препятствуя проникновению и распространению осколков.

Загадочный кевлар: что это за материал и почему он прочнее стали
Источник: 9979.livejournal.com
БМП «Кевлар-Э». Особенности украинской разработки на старом шасси
На выставке «Оружие и безопасность-2021» украинская компания «УкрИннМаш» представила БМП «Кевлар-Э». Машину на базе модернизированного шасси МТ-ЛБ позиционируют как замену парка БМП-1 и БМП-2, отдельные из которых были выпущены почти 50 лет назад. Но сможет ли проект с использованием разработок прошлого века стать такой заменой?
БМП «Кевлар-Э»
Конструктивные особенности
Заместитель директора «УкрИннМаш» Андрей Грищенко рассказал об особенностях новой машины. «Кевлар-Е» основана на модернизированном шасси МТ-ЛБ с дополнительным бронированием. Листы разнесённой брони изменили силуэт корпуса машины, сделав его схожим с САУ 2С1 «Гвоздика» на шасси МТ-ЛБ.
Производитель отмечает, что «Кевлар-Э» выдерживает обстрел лобовой проекции 12,7-мм пулями. Также машине нарастили противоминную защиту. При этом неизвестно, при каких параметрах обстрела обеспечивается заявленная стойкость, и как обеспечили противоминную защиту. Не исключено, что днище усилили дополнительными листами брони с небольшим углом наклона для рассеивания взрывной волны.
Иначе говоря, защищённость «Кевлар-Э» сравнима с БМП, обладающими максимальной толщиной брони во лбу корпуса 19 мм. Украинская машина вмещает экипаж из трёх человек и шесть десантников – против семи бойцов в десантном отделении БМП. При этом, «Кевлар-Э» значительно выше и немного длиннее советских БМП. Масса машины неизвестна, но сообщается, что она сохранила плавучесть.
«Кевлар-Э» сохранил компоновку МТ-ЛБ с трансмиссией и отделением управления впереди, моторным отделением посередине, а десантным и боевым отделениями в корме. Выставочный образец оснастили боевым модулем «Штурм» с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (копия 2А72), спаренным пулемётом КТ-7,62 (копия ПКТ), и ПТРК «Барьер». С левой стороны модуля установлен 30-мм гранатомёт КБА-117.
Первый образец вооружили боевым модулем «Штурм».
Фото: https://defence-ua.com
Спорный момент
Представитель «УкрИннМаш» отметил, что использование шасси МТ-ЛБ связано с отсутствием средств на создание новой базы. Кроме того, модернизация существующего шасси – «это приемлемый вариант». МТ-ЛБ имеет задел для модернизаций – шасси «способно выдержать дополнительную броню, мощный боевой модуль, а вместо советского мотора легко устанавливается современный западный двигатель», — отметил Андрей Грищенко.
Первый образец, переделанный из МТ-ЛБ, находится на этапе тестирования. В дальнейшем планируется производить «совершенно новые» корпуса для «Кевлар-Э», — добавил Грищенко. Учитывая, что изначально производство МТ-ЛБ развернули на Харьковском тракторном заводе им. С. Орджоникидзе (ХТЗ), то это осуществимо. Правда, для этого военные должны одобрить новинку, а производитель – получить необходимое финансирование.
Также спорными являются характеристики новой машины. Помимо феноменальной проходимости, свойственной МТ-ЛБ, «Кевлар-Э» не получил каких-то решающих преимуществ по сравнению с БМП-1 и БМП-2. Это относится и к слабой защищённости БМП – по словам Грищенко, «ставить более мощную броню на БМП просто нет смысла» из-за большой массы.
БМП-30 – болгарская машина на базе САУ 2С1 «Гвоздика» с похожей на украинскую разработку судьбой.
Фото: https://commons.wikimedia.org
Главным аргументом в пользу новинки можно считать вероятность выпуска принципиально новых изделий, а не обновления советского задела. Но это, опять же, может потребовать серьёзных инвестиций.
Источник: naukatehnika.com