Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
- На доске: тема классного часа, эпиграф; доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что.»;
Способы предупреждения конфликтов:
- мягкое противостояние;
- конструктивное предложение.
План классного часа
- Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?».
- Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
- Мини-лекция «Эти вредные конфликты».
- Практикум. Способы предотвращения конфликтов:
- Мягкое противостояние.
- Конструктивное предложение.
- Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру».
- Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?».
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Классный час «Конфликт»
I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»
Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (ответы детей)
А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят? (ответы детей)
Прочитайте эпиграф к классному часу (читает). Как бы вы объяснили его значение?( ответы детей)
Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
- Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
(Дети поднимают руки.)
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что.»
(Дети поднимают руки, высказываются.)
Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Мини-лекция «Эти вредные конфликты»
Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный — неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.
Другой вид конфликта — холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».
СШ №22 Классный час беседа «Конфликты в вашей жизни, или…»
Есть и третья разновидность — избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы — это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Практикум. Способы предотвращения конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
Первый способ предупреждения конфликта — это мягкое противостояние. Мягкое противостояние — это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех.
Рассмотрим конкретные ситуации.
Мягкое противостояние
Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
(Психолог дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию — достоинство и твердость в мягкой форме.)
Конструктивное предложение
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае.)
Мягкое противостояние и конструктивное предложение — это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»
Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами.
Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило — «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе недавно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии).Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.
(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от психолога, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.)
Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.
Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»
(Дети по очереди отвечают.)
Так, теперь нужно сделать шаг второй.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
.и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»
Делаем третий шаг.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?
А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»
А какие решения вам могут подсказать одноклассники?
(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)
Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
классный час «Разрешение конфликтов в классе»
классный час (4 класс) на тему
Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, обучение навыкам бесконфликтного общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час «Разрешение конфликтов в классе»
Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное.
Задачи: формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам; обучение навыкам бесконфликтного общения.
Конфликт (от лат. coпflictus — столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.
Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил.
Учитель. Что произошло?
Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).
Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.
Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?
Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?
— Ой, ну зачем они нужны?
— Да, без них невозможно найти истину.
— Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
— Конфликты причиняют боль и страдание людям.
— Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Предлагается обсудить с учащимися следующие вопросы:
— В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?
— Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?
— Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
— Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
— Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?
— Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?
Обучение разрешению конфликтов
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.
Сначала формируются правила разрешения конфликта.
Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). В течение 10-15 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Памятка «Учимся жить без конфликтов»
Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.
Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Конфликт и пути его разрешения»
Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе «Учитель года-2010г.»»Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах.
Личностно-ориентированный классный час в 4 классе по теме: «Конфликты»
Успешность реализации замысла классных часов в современной начальной школе во многом зависит от того, насколько мы, учителя, сможем оказать профессионально-компетентную помощь младшим школьникам в фор.
Классный час в 4 классе «Учимся разрешать конфликты»
Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин.
Классный час в 7 классе «Жизнь без конфликта»
Классный час проведён с целью: довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов.
Классный час «Конфликт»
Классный час «Конфликт».
Классный час » Конфликт и как его избежать»
Материал может использоваться не только припроведении классных часов, но и во внеурочной деятельности.
Конспект классного часа «Учимся разрешать конфликты» (3 класс)
Тема: «Учимся разрешать конфликты» Цель: формировать у обучающихся конфликтную компетентность, научить выходить из конфликтной ситуации.Подготовительная работа: подготовить презентацию, на.
Источник: nsportal.ru
Классный час «Конфликты и пути их решения», 4 класс
Цель:
1. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в коллективе.
2. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Образовательные: — познакомить учащихся с основами общения без конфликтов,
– формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
2. Развивающие: — развивать познавательный интерес
3. Воспитательные: — воспитывать уважительное отношение к окружающим
Оборудование:
— Презентация
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начну я классный час с восточной притчи:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
— Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
— Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом зависит от нас.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»
Кл. рук-ль: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно обьединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
По 2 по 3 по 4 ( сядьте группами)
Кл. рук-ль: Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
Посмотрите на экран «что вы видите? (Звездное небо)
Какое оно?( большое, красивое, светлое,….)
-Совпали ли ваши мнения?
— Какой вывод можно сделать? —На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Кл. рук-ль: -А всегда получается понимать друг друга?
— К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Кл. рук-ль: Подберите синоним к слову спор
КОНФЛИКТ
Да, ссора может перерасти в конфликт.
— Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)
Чему мы сегодня научимся?
Какие поставим цели?
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.
3. Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание Что такое конфликт?
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определённые правила. Давайте сейчас их озвучим.
-Умей выслушать каждого.
— Уважай своего товарища.
— Не согласен – предлагай.
Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли)
Работа по группам:
1. Нарисовать человека в ссоре.
2. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.
3. Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
— А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему? (Оценивать)
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
— Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
— Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
2 задание
Ситуация 1. (обсуждение 2 мин.)
-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Варианты: — будете плакать;
— пожалуетесь учителю;
— ударите его;
— сделаете ему замечание;
— своё мнение.
Ситуация 2.
— Проблема конфликтов всегда была актуальной, решить её пытались многие. В
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
К чему может привести упрямство и неуступчивость?
Кл. рук-ль: Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации? (Дракой прав не будешь)
«В споре будь сдержан и тактичен»
Ситуация 3.
Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?
Кл. рук-ль: молодцы, правильно поступили.
3 задание
— Кл. рук-ль: давайте посмотрим мультфильм «Козленок который умел считать до 10» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.
— Кл. рук-ль: герои из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что мириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
-Что помогает разрешить конфликт?
Ученики: Нужно уступать друг другу.
Кл. рук-ль: Верно, уступка, один из способов выйти из конфликта. УСТУПКА
Ученики: Ещё можно обратиться к взрослому человеку за советом. СОТРУДНИЧЕСТВО
Кл. рук-ль: Верно, если вы затрудняетесь в том правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом.
Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.
– «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».
А ещё очень помогает разрешить конфликт юмор и шутка. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И это одно из самых главных правил человеческого общения.
— На экране появляется правило: « Главное — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
4 задание
На звездочках напишите качество человека которое помогает избегать конфликт
Прикрепить на доску.
Посмотрите у нас получилось новое созвездие , как его назовем «ДРУЖБА»
Кл. рук-ль: Ребята, подведём итог нашего занятия.
Вспомним какие задачи ставили:
1. Узнать, что такое конфликт?
(Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
2. Последствия конфликта.
(Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
3. Пути его разрешения.
(Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного поведения.
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное — относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Итог: — Мне сегодня очень приятно было работать с вами на занятии. Спасибо!
Источник: ped-kopilka.ru