У Насти очень много работы: ей не только приехать, но и написать письмо некогда. Правда, Катерина Петровна регулярно получает деньги от дочери.
Старушку навещают только сторож Тихон, который помнит еще старого художника, да дочь соседа Манюшка. Девочка выполняет для Катерины Петровны нехитрую домашнюю работу, а та в благодарность дарит ей предметы своего дореволюционного гардероба: перчатки, шляпу, страусиные перья.
Однажды ночью Катерина Петровна слышит стук. С трудом одевшись, она доходит до калитки, но никого не обнаруживает. Старушка пишет письмо Насте и просит ее приехать, так как чувствует, что не переживет зиму.
Настя, получив письмо, не торопится открывать его: весточка от матери представляется ей немым укором. Девушка отправляется в мастерскую к скульптору Тимофееву, который жаловался на плохие условия для работы. В мастерской действительно очень холодно. Тимофеев показывает Насте свои работы, в том числе и скульптуру Гоголя.
Девушке кажется, что писатель смотрит на нее так, как будто знает о нераспечатанном письме. Настя обещает Тимофееву помощь и решает организовать выставку его работ.
К.Г.Паустовский — Рассказы /1 — 8/
Прочитав письмо, Настя понимает, что поехать к матери у нее не получится: слишком много работы. Кроме того, ее не радует перспектива добираться до села по осеннему бездорожью, скучать в старом доме, видеть слезы матери.
Две недели Настя напряженно работает над организацией выставки Тимофеева. На открытии экспозиции художники и критики хвалят работы скульптора, благодарственные слова в свой адрес также слышит и Настя. В этот момент девушка получает телеграмму, которая сообщает ей, что умирает Катя. Настя не может сначала понять, о ком идет речь.
Догадавшись, что речь идет о Катерине Петровне, девушка уходит с выставки. Она потрясена тем, что уходит из жизни единственный дорогой для нее человек, что она забыла о своей матери и теперь уже ничего не исправишь.
Тем же вечером Настя уезжает домой, надеясь застать Катерину Петровну в живых и получить ее прощение. В это время Тихон, не получив ответа от Насти, пишет от ее имени телеграмму, которую зачитывает Катерине Петровне. Старушка понимает, что Тихон хочет ее утешить, и, не дождавшись Насти, умирает.
Настя добирается до села лишь после похорон. Она, побывав на кладбище, уезжает, стараясь ни с кем не встречаться. Девушка мучается чувством вины, и ей кажется, что никто кроме матери, не снимет с нее этой тяжести.
Основная мысль рассказа заключается в том, что под гнетом повседневных дел и обстоятельств легко забыть о близких и дорогих людях, которые нуждаются во внимании и заботе. В один миг может оказаться так, что нет больше возможности и времени наверстать упущенное. Образ Катерины Петровны символизирует собой силу безграничной материнской любви, готовой ждать, терпеть и прощать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Паустовский. Все произведения
- Акварельные краски
- Бакенщик
- Барсучий нос
- Белая радуга
- Бриз
- Дремучий медведь
- Желтый свет
- Жильцы старого дома
- Заботливый цветок
- Заячьи лапы
- Золотая роза
- Золотой линь
- Исаак Левитан
- Кара-Бугаз
- Квакша
- Колотый сахар
- Корзина с еловыми шишками
- Кот ворюга
- Мещёрская сторона
- Михайловские рощи
- Повесть о жизни
- Подарок
- Похождения жука-носорога
- Прощание с летом
- Разливы рек
- Растрёпанный воробей
- Резиновая лодка
- Рождение рассказа
- Романтики
- Северная повесть
- Сказочник
- Скрипучие половицы
- Снег
- Собрание чудес
- Стальное колечко
- Старый повар
- Стекольный мастер
- Судьба Шарля Лонсевиля
- Телеграмма
- Тёплый хлеб
- Шиповник
Телеграмма. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Паустовский. Все пересказы
- Акварельные краски
- Бакенщик
- Барсучий нос
- Белая радуга
- Бриз
- Дремучий медведь
- Желтый свет
- Жильцы старого дома
- Заботливый цветок
- Заячьи лапы
- Золотая роза
- Золотой линь
- Исаак Левитан
- Кара-Бугаз
- Квакша
- Колотый сахар
- Корзина с еловыми шишками
- Кот ворюга
- Мещёрская сторона
- Михайловские рощи
- Повесть о жизни
- Подарок
- Похождения жука-носорога
- Прощание с летом
- Разливы рек
- Растрёпанный воробей
- Резиновая лодка
- Рождение рассказа
- Романтики
- Северная повесть
- Сказочник
- Скрипучие половицы
- Снег
- Собрание чудес
- Стальное колечко
- Старый повар
- Стекольный мастер
- Судьба Шарля Лонсевиля
- Телеграмма
- Тёплый хлеб
- Шиповник
Источник: 2minutki.ru
Константин Паустовский. Телеграмма. Радиоспектакль
Конец октября. На улице холодно, и дождливо. Екатерина Петровна чувствует себя хуже. Она всю жизнь живет в старом доме, который строил её отец, который был известным художником. К ней часто заходит Манюшка дочка сельского сапожника, и изредка приходил сторож Тихон.
У Екатерины Петровны была одна дочка Настя, которая переехала в Ленинград что б заработать побольше денег. Мать изредка писала Насте, потому что боялась отвлечь её от работы. Настя тоже не писала матери, и не навещала ее около трех лет, она только отправляла деньги каждые три месяца.
Однажды, Екатерине Петровне постучали в калитку, когда она вышла там никого не увидела. Тогда она решила написать дочке, что бы та приехала навестить мать.
Настя устроилась секретарем в союзе художников, девушка была очень занята, она устраивала выставку новому художнику и когда получила письмо матери, спрятала его в сумочку и забыла о нём, решив что если мать пишет письма значит с ней все хорошо. Через две недели Тихон написал телеграмму для Насти: «Катя умирает. Тихон.». Настя в эту же минуту отправляется к матери, но приезжает через день после похорон.
Манюшка не отходила от Екатерины Петровны 5 суток. Она сочувствовала женщине. Тихон отправился на почту и подделал письмо от Насти, что она якобы едет. Она поблагодарила Тихона и уснула навсегда.
Молодая учительница увидела похороны и вспомнила свою одинокую мать. Хоть она была новым человеком в деревне, но все же решилась пойти на похороны «одинокой женщины» подошла к гробу женщины и коснулась губами до её руки.
Приехав в родную деревню Настя увидела только свежую могилу и пустую темную комнату из которой ушла из жизни ее мама, в ней Настя долго плакала. На следующий день она поспешила уехать, чтобы её никто не увидел, и не задавал никаких вопросов. Она считала себя виноватой, и никто не сможет снять камень на душе кроме Катерины Петровны.
Герои:
Екатерина Петровна: главный персонаж. Одинокая пожилая женщина, дочь художника. Единственная дочка давно уехала в Ленинград. Каждые три месяца она присылает Екатерине Петровне по двести рублей. Она чувствовала запах духов дочери на деньгах.
Ежедневно помочь по хозяйству к ней приходит Манюшка.
Настя: единственный ребёнок Екатерины Петровны. За её русые волосы на работе ей дали прозвище. Живёт в Ленинграде, где работает секретарем в Союзе художников, она настолько погружена в работу, что забывает навещать старую мать. К ней пришли письма от мамы, но она не успела их прочитать, потому что готовила выставку.
Тихон: живёт по соседству с Екатериной Петровной. Работает сторожем. Помогал по хозяйству и заготавливал дрова для пожилой женщины. Он искренне сопереживал Екатерине Петровне. Он ещё помнит её отца: популярного художника.
Манюшка: дочь деревенского сапожника. Убирает и готовит в доме больной женщины. Взамен на помощь она дарит Манюшке раритетные вещи. Последние дни Екатерины Петровны она не отходит от неё.
Скульптор Тимофеев: странный человек, жаждущий признания.
Подробно
Главная героиня рассказа — старушка, которую зовут Катерина Петровна. Она живет в селе Заборье в ветхом деревянном доме. Её жилище построил её отец, который был известным художником. Здоровье женщины становится хуже. У нее ухудшается зрение, ей сложно вставать по утрам.
Она не выходит на улицу без надобности. После наступления осени, Катерина Петровна начала себя чувствовать ещё более одинокой. Дочь главной героини зовут Анастасия. Дочь уехала в Ленинград, работать секретарем в Союзе художников. У неё много работы, поэтому приехать к матери у неё не получается, но она регулярно высылает материальную помощь матери.
Женщине не дают заскучать сторож Тихон и соседская дочка Манюша. Девчушка помогает женщине по хозяйству и за это получает в подарок разные предметы из её гардероба.
Однажды поздно вечером женщине кто-то постучал в дверь. С трудом одевшись, она пошла проверять. За дверью никого не было. Женщина сразу написала письмо дочери, о том, что чувствует, что зиму не переживёт и то, что хочет её увидеть.
Получив письмо, дочь решает прочитать его позже. Письма от матери всегда вызывали смешанные чувства — с одной стороны это значит, что с матерью все в порядке, а с другой стороны, в них чувствовался немой укор.
В это время она организует выставку у скульптура и ей было нужно проверить его мастерскую, а то он жаловался на холод. Придя в мастерскую, её внимание привлекает скульптура Гоголя. Она смотрит на нее с упреком, будто бы зная о том, что она не прочитала письмо. Дочь читает письмо и находит много причин отложить поездку: много работы, дальняя дорога, да и не хочется видеть слезы матери и скучать в далеком селе.
В последующие недели девушка продолжает организовывать выставку скульптура. Результат превзошел все ожидания: все хвалили работы скульптура и благодарили девушку. Во время выставки Насте приносят письмо в котором говорится о том, что Катерина умирает. Девушка, спустя время осознав о чём письмо, была раздавлена этой новостью, так как умирает ее самый родной человек, а её нет рядом.
Настя решает ехать домой сейчас же, чтобы увидеть мать живую и попросить прощения. Тем временем сторож, не дождавшись ответа от дочери на телеграмму, решает сам написать ответ от имени Насти и прочитать его умирающей женщине. Старушка понимает, что сторож желает успокоить её, и умирает, так не увидевшись с дочерью.
Дочь приезжает домой после того, как Катерину Петровну похоронили. Она посещает место захоронения матери и спешит уехать, чтобы не с кем не встречаться. Настя чувствует вину за то, что не успела попрощаться с матерью. Она считает, что теперь чувство вины с ней навсегда, так как теперь она не сможет попросить прощения у матери.
Эта история о том, что не нужно забывать о самых родных людях в круговороте дней и забот. Нужно выделять время на общение с ними сейчас, ведь может случиться так, что времени осталось ничтожно мало. Главная героиня показывает нам пример того, как могут безгранично любить матери, ждать и прощать.
Картинка к произведению
Интересные темы
- Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – замечательный русский писатель первой половины девятнадцатого века. Он творил в эпоху, которую сложно назвать свободолюбивой, поскольку правление императора Николая
- Бунин — Кукушка Немолодого отставного солдата, с детства имевшего кличку «Кукушка», барин поселил в древней, чёрной и полусгнившей хижине, стоявшей возле пруда живописного старинного леса.
- Астафьев — Конь с розовой гривой Однажды бабушка пообещала Вите купить пряник конём. Это угощение было самым любимым у деревенских ребят. Бабушка собиралась поехать в город, чтобы продать землянику и купить кое-что.
- Анализ рассказа Двухмужняя Рассказ «Двухмужняя» был написан Шолоховым в 1925 году, и был напечатан отдельным изданием. Это произведение являются частью сборника «Донские рассказы».
Источник: meriana.ru
Когда написан рассказ паустовского телеграмма
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Всё сбудется, стоит только расхотеть. /Ф.Раневская/
Константин Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
- Sep. 19th, 2019 at 9:47 PM
Нет слов таких, чтоб выразить сполна,
Что значит мать и что для нас она.
Шандор Петёфи
Низко кланяюсь тем дочерям, которые были со своими матерями до их последнего вздоха. Счастье дочери – скрасить матери последние дни её жизни, счастье матери – в последние минуты чувствовать рядом любящее сердце своего ребёнка.
Катерина Петровна, героиня рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» была лишена такого счастья. Её дочка Настя жила в Ленинграде, трудилась секретарём в Союзе художников и к матери последний раз выбиралась три года назад. Чаще не могла, потому что была поглощена заботами об устройстве труда и быта непризнанных талантов. И письма в деревню не писала по той же причине сильной занятости, но, как любящая дочь, раз в два-три месяца высылала матери по двести рублей.
[ Spoiler (click to open) ]
Переводы Катерине Петровне приносил весёлый молодой почтарь Василий. Старушка сжимала денежные бумажки в ладошках, и ей казалось, что они пахнут её Настей. Потом долго читала и перечитывала несколько дочкиных слов на почтовом бланке. «Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо».
Катерина Петровна понимала, что «у них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье, лучше не мешать». Но думала Катерина Петровна о дочке постоянно: все дни, тихо сидя на краешке продавленного дивана, и все ночи при слабом свете керосинового ночника.
Чувствуя нарастающую слабость, Катерина Петровна решила всё же побеспокоить дочку и написала ей коротенькое письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу.
Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Полученное письмо вызвало у Насти вздох облегчения, раз мать пишет, значит, жива. Читать письмо на службе было некогда, и она спрятала его в сумочку до вечера. А когда дома прочла, то сразу подумала «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней» – и положила письмо в ящик письменного стола». Ни на дорогу, ни на свидание с матерью у Насти не было времени.
Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,
Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,
Чем став ослушником, родителя обидеть,
Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.
Мухаммед Бабур, узбекский поэт времён империи Великих Моголов.
Спокойно и неторопливо идёт в рассказе описание жизни старенькой Катерины Петровны в далёком, заброшенном людьми и Богом Заборье. Как художник нужными красками пишет картину, так Паустовский точными словами описывает промозглую осень, отражающую состояние слабеющей от старости и одиночества Катерины Петровны: холод, ветер, зябкость, голые деревья, дождь, слёзы, ни просвета, ни тепла, только надежда, что однажды дочка всё-таки приедет.
Велик талант Паустовского, который на трёх страницах изложил историю, достойную романа! Рассказ глубоко трогает и вызывает сильные чувства. Я очень хорошо понимаю Марлен Дитрих, которая, прочитав рассказ (в переводе), захотела выразить автору свою благодарность.
Она это сделала, когда приехала в 1964 году в Советский Союз: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем — и спасибо России!»
Заботилась о Катерине Петровне соседская девчонка Манюшка, да изредка заходил сторож Тихон. Он помогал по хозяйству и, уходя, каждый раз останавливался в дверях и спрашивал:
– Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?
Катерина Петровна не отвечала (и так ясно), и Тихон, потоптавшись у двери, уходил. А Катерина Петровна начинала тихонько плакать.
Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать. /Ф.Раневская/
Её дочка Настя не была бездушной дочерью, она искренне любила свою мать, но у неё были более неотложные дела, например, надо было «пробить» выставку талантливого скульптора Тимофеева. Две недели Настя занималась этим делом, и выставка всё-таки состоялась. Присутствующие хвалили талантливого Тимофеева, и много говорили о Настиной чуткости, неравнодушии, о её заботе и помощи нуждающимся художникам.
Когда Катерина Петровна слегла, Тихон послал Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон».
Настя в этот момент присутствовала на выставке, где чествовали молодого скульптора и хорошо отзывались о ней самой.
Она не сразу поняла, кто такая Катя и кто такой Тихон, а когда поняла, выбежала на улицу, и села на припорошенную снегом скамейку. Вспомнила о полученном письме и слова из него: «Ненаглядная моя! Ненаглядная.»
И ясно осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». В тот же вечер Настя выехала к матери, но на похороны не успела.
«Она застала свежий могильный холм на кладбище – земля на нем смерзлась комками – и холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. В этой комнате Настя проплакала всю ночь».
Жаль Катерину Петровну. Ослабшая от старости и печали, но полная материнской любви, она поддерживала тлеющую жизнь надеждой о встрече с дочерью. Когда надежда истаяла, Катерина Петровна умерла. Манюшка, добрая и беззаветная детская душа, шесть суток не отходила от неё, даже спала, не раздеваясь, здесь же на продавленном диване.
«– Не дождалась, – пробормотал Тихон. – Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, – сказал он сердито Манюшке, – за добро плати добром, не будь пустельгой…»
Нет, Манюшка станет хорошим человеком, чего не скажу о Насте. Настю я не осуждаю, я даже испытываю к ней сочувствие. Люди, в которых нет любви, — нуждаются в сочувствии, но парадокс в том, что наше сочувствие им не нужно. Сочувствие — это составляющая любви, а любви в Насте не было.
Она лишь считала, что любит мать, потому что привыкла к тому, что мать, присутствовавшая в её жизни с рождения, так и останется вечной принадлежностью её, Настиного, существования. Настя искренне верила, что надо помогать людям, но только тем, кто просит о помощи, например, скульптору Тимофееву, а мать . она же ничего не просит! Но всё равно каждое письмо от матери кололо Настю безмолвным укором, надо бы съездить, навестить, но привычней было отмахнуться от уколов совести, ведь были дела поважней!
Рассказ «Телеграмма» заканчивается словами: «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
Помню, в 90-х годах по телевизору (в качестве эксперимента) прошла социальная реклама «Позвоните родителям». Я уверена, что реклама во многих пробудила желание срочно позвонить родителям. Очень нужная реклама, говорящая о том, что проблема отношений отцов и детей существует, и будет существовать, пока люди будут думать только о себе. А ведь так легко набрать номер и сказать «мам-пап, привет, как вы там?», особенно в эпоху мобильных телефонов. Родителям многого не надо, главное для них – знать, что их любят, о них помнят, и что с детьми всё хорошо.
Ведь находила Настя время сходить на почту и отослать перевод? Значит, могла бы выкроить хоть раз в неделю время, чтобы написать письмо – неважно о чём, обо всё, что придёт в голову . Старушка жила бы этими письмами, читала бы, перечитывала, и её сердце согревалось от мысли, что она нужна своей ненаглядной дочке! Возможно, эти письма продлили бы ей жизнь!
Любовь к родителям — основа всех добродетелей /Цицерон/.
Мне, правда, очень жаль Настю, впереди у неё целая жизнь, но как она будет её жить с ощущением «непоправимой вины и невыносимой тяжести»? Помогая чужим людям, она укоротила жизнь той, которая беззаветно её любила! Нельзя ничего откладывать на потом, ведь в жизни нет ничего вечного! А мама тем более не вечна.
Некоторые люди считают, что родители всего лишь дали им жизнь, поэтому большего ждать от детей не должны. А шевеление совести заглушают денежными переводами. Но деньги не эквивалент доброты, они просто бумажки, нужные для физического мира, но бесполезные для мира духовности. Дети, нарушающие пятую Божью заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», не бывают счастливыми, в каком бы материальном достатке они не жили.
Есть Божий суд, он ждёт, он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед. /Лермонтов/
В рассказе упоминается скульптура Гоголя, выполненная ваятелем Тимофеевым. Гоголь здесь выступает в роли Настиной совести:
1. Чей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. «Кто бы это мог быть? – подумала она. – Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо. Опять расходились нервы».
2. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьется тонкая склеротическая жилка. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!»
3. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: – «Эх, ты!»
Работу скульптора Тимофеева я не видела, но, читая в рассказе описание Гоголя, я подумала, что, возможно, он похож на скульптурный портрет Гоголя работы скульптора Николая Андреевича Андреева, и я уверена, что этот памятник Константин Георгиевич Паустовский наверняка видел.
Фрагмент скульптурного портрета Н.В. Гоголя работы Н.А. Андреева.
Москва Никитский б-р, двор дома № 7.
Tags:
- мнение о книге,
- моя проза,
- паустовский,
- советская литература,
- старики
Источник: mi-ta-pe.livejournal.com