Когда дети в классе ссорятся, учитель оказывается перед дилеммой: с одной стороны, они должны учиться решать конфликты сами, с другой стороны — разве можно игнорировать происходящее? Рекомендациями делится семейный психолог Луиза Рустамова.
Вопрос. Что делать, если учитель не может справиться с конфликтом между двумя девочками-подростками в классе?
Ответ. Конфликты подростков — это, как правило, следствие гормональной перестройки организма. На пустом месте происходят вспышки агрессии, и малейшая провокация, на которую до пубертата человек не обратит внимания, в этом возрасте является серьезным триггером для многих подростков.
Вопросами взаимодействия детей в классе занимается классный руководитель. Если с его помощью конфликт не разрешается, необходимо привлечь психолога. При отсутствии возможности оперативно обратиться к нему можно попробовать поговорить с детьми.
Во-первых, следует поговорить с каждым участником конфликта отдельно. Это нужно для того, чтобы лучше понять мотивы и причины ссоры. Во время разговора наедине снижается уровень агрессии. Соответственно, к этапу, когда будет проводиться совместная беседа, участники конфликта будут уже не так злы.
Дагестанский чат лучшее! Дагестанский ватсап избранное! Дагестанский вацап все в одном!
Во-вторых, попробуйте втроем найти компромисс для выхода из сложившейся ситуации.
Если найти точку примирения не получится, стоит пригласить родителей детей для беседы
Они обязательно должны быть в курсе того, что происходит. Ведь очень часто подростки конфликтуют, чтобы привлечь к себе внимание родителей, — многие из них страдают от дефицита внимания со стороны взрослых. Это связано с тем, что родители часто заняты собственными делами или не знают, как правильно справляться с воспитанием ребенка в пубертатном периоде. Когда у подростков возникают проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно, они пытаются привлечь внимание взрослых любыми способами.
«Крики о помощи» в подростковом периоде проявляются через агрессию — плохое поведение, непослушание, драки со сверстниками. Порой преподавателю непросто справиться с большим количеством подростков в сложном эмоциональном и физиологическом состоянии. Если у учителя не хватает сил и компетентности для разрешения конфликта, можно обратиться к заместителю директора и директору. Если никто не имеет достаточного влияния для работы над проблемой, это еще один веский повод поставить в известность родителей. Они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их ребенок вырос адекватным и здоровым, поэтому поиск хорошего профессионального психолога переходит под их ответственность.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.
Материал подготовила стажерка «Мела» Камилла Магомедова. Фото: Just dance / Shutterstock / Fotodom
Источник: mel.fm
Типы одноклассников, которые точно есть в КАЖДОМ КЛАССЕ
Что мне делать, если мои одноклассники матерятся, а просьбы к ним и обращения к учителям не действуют?
Мои одноклассники вставляют мат после каждого слова! Мои просьбы и обращения игнорируют как одноклассники,так и учителя. Отец Димитрий, что мне делать? ПОМОГИТЕ.
SOS. SOS. SOS!
.
отрок Александр,13 лет, Оренбургская область, город Новотроицк — (Александр)
Ответ
Прот. Димитрий Смирнов: Может быть, школу поменять. Мат считается административным правонарушением, можно написать заявление в милицию.
Прот. Александр Березовский: Одному мальчишке стать против целого класса?
Прот. Димитрий Смирнов: Трудно. Но ведь он спрашивает, что можно сделать, я и рассказываю.
Прот. Александр Березовский: Хорошо, когда есть, куда уйти, а когда другая школа в соседнем селе, как тогда быть?
Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь мат – это явное нарушение правопорядка. Если милиция не примет меры, тогда писать в прокуратуру. А если вернуться к вопросу о гражданской активности, в эту школу могут приехать люди, человек сто (вместо того, чтобы с плакатиками стоять) и навести там порядок, если уж полиция и прокуратура ничего не делают..
Прот. Александр Березовский: Как они будут наводить порядок? Лупить всех?
Прот. Димитрий Смирнов: Лупить – это крайняя мера. Но есть ведь законные меры, которыми можно заставить соблюдать правила.
Прот. Александр Березовский: Ну это только жалобы писать.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Писать жалобы, вплоть до Верховного Конституционного суда. Подавать жалобы на учителей, на директора, которые не принимают меры. Начать писать во все газеты. Сделать видеозаписи этого безобразия, выложить в Интернет. То есть нужно начать сражаться, вызвать огонь на себя. Правда, в этом случае придётся пострадать, не без этого.
А если будет драка, то это хулиганство, уголовщина, за это можно и в тюрьму сесть.
Прот. Александр Березовский: Ну. это нужно очень сильно захотеть изменить ситуацию и набраться огромного мужества, чтобы пойти на такое сопротивление.
Прот. Димитрий Смирнов: Зато по-христиански.
Прот. Александр Березовский: Действительно, часто не хватает мужества у людей, которые видят безобразия.
Прот. Димитрий Смирнов: Я надеюсь, что у этого парня хватит. А с какой стати это терпеть?
Прот. Александр Березовский: А может быть, и найдётся кто-то ещё, кто ему сочувствует, просто пока молчит?
Прот. Димитрий Смирнов: Уверен, что найдётся. А пока они молчат, зло побеждает. А нужно, чтобы побеждало добро. Так можно молчать и платить монголам дань не двести пятьдесят лет, а тысячу, как болгары и сербы шестьсот лет туркам платили.
Прот. Александр Березовский: А если человек пять ребят соберутся, мне кажется, это будет уже реальная сила, которая сможет противостоять.
Прот. Димитрий Смирнов: Да впятером всю школу можно заставить делать что надо, хоть строем ходить на переменах. А если десять ребят найдётся, можно и учителей заставить строем ходить.
Источник: www.dimitrysmirnov.ru
Классный час «Если обижают, что делать?»
Автор разработки: Кузнецова Мария Петровна, социальный педагог МБОУ Кагальницкой СОШ № 1.
Тема: Буллинг.
1. Актуализировать знания учащихся о взаимоотношениях между одноклассниками.
2. Проанализировать с учащимися умения строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор.
3. Создать условия для развития умений сотрудничать и действовать сообща.
Воспитательная:
— формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, насилие, агрессия и пр;
— формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям;
— формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли.
Развивающая: развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.
Оборудование к беседе: компьютер с проектором, экран, аудиоколонки.
— Здравствуйте ребята! Давайте создадим в вашем классе солнечное, дружеское настроение. У меня в руках желтый мячик, давайте по очереди скажем комплимент (приятные позитивные слова) соседу. Обязательное условие говорить эмоционально, восхищаясь, улыбка необходима. Я начну: «Марина, у тебя замечательная прическа!» (Дети продолжают.)
— Здорово! Я думаю, что у всех хотя бы немного поднялось настроение. Ведь, когда тебе улыбаются и рады, ты улыбаешься в ответ. А теперь начнем. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас становиться жестокими, нетерпимыми, агрессивными и как быть в ситуации, когда тебя обижают. Только п рошу вас придерживаться правил нашей беседы:
— Высказывать своё мнение спокойно.
— Терпеливо выслушивать мысли товарищей.
— Не перебивать друг друга.
— Общаться спокойно и тихо.
— Посмотрите друг на друга. Мы все разные, но тем не менее мы все хотим одного и того же. Каждый человек хочет… (Дети продолжают фразу и варианты записываются на доске (уважения, любви, признания, заботы и др.).
— Но мы живем в обществе людей с разными интересами и ценностями и не всегда можем получать их одобрение. Могут возникать конфликты и ссоры. Как быть если тебя обижают?
Сейчас я прочитаю рассказ Валентины Осеевой «Перышко». Будьте внимательны, после мы обсудим его. Слушайте.
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
— Зачем ты взял мое перышко?
— Подумаешь какая невидаль — перышко! — закричал Федя. — Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
— Жалко перышка! Для своего же товарища! — кричал Федя. — Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
— Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
— Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
— Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.
— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.
— Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слезы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из нее Мишино перо и бросил его на парту.
— На, получай! Заплакал! Из-за одного перышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.
— Теперь давайте обсудим прочитанное и услышанное.
Вопросы для обсуждения:
— Как можно объяснить поступок Феди? Можно ли так поступать?
— Понимал ли Федя, что поступал неправильно?
— Правильно ли поступил Миша? Как бы вы поступили на его месте?
— Почему Миша плакал?
— Почему все ребята поддержали Федю?
— К чему приводят конфликты? И как быть, когда против тебя выступает весь класс?
— Какие выводы мы можем сделать? (Выводы учащихся).
— Если ты уверен в своей правоте, будь спокойным. Умей уверенно, правильно и четко донести свою мысль так, чтобы было понятно.
— Чувство юмора может помочь сгладить, нейтрализовать конфликт и помочь посмотреть на ситуацию с другой точки зрения.
— Если невозможно разобраться в конфликте самому, нужно обратиться ко взрослым –родителям, учителям, психологу, социальному педагогу. И помни, ты не один! Помощь рядом!
— Также существует единый федеральный телефон доверия для детей 8 800 2000 122, где можно получить своевременную помощь и поддержку. Телефон доверия работает круглосуточно, анонимно, бесплатно. (Пояснить значение слов, записать номер в дневник).
— Вот и подошла наша беседа к завершению. Давайте подытожим. Кто может подвести итог нашей встречи? (Высказывания учащихся).
— Помните: зачастую в конфликте виноваты обе стороны – и обидчик, и потерпевший; чувство юмора может обезоружить обидчика; из любой ситуации есть выход, главное, найти верный! Спасибо за внимание!
Приложение 1.
Памятка для детей «Если обижают, что делать?»
1. Расскажи о ссор e тому, кому доверяешь (лучше взрослому), посоветуйся, как помириться.
2. Если родители или учитель зам e тили, что ты переживаешь, не убеждай их, что все хорошо. Выговорись, стан e т легче.
3. Помни, что переживать, даже плакать – нормально и не стыдно. Взрослые чувствуют то
4. Если виноват ты сам, подумай, что можешь изменить в своем поведении и подойди к другу поговорить (лучше, когда тот будет один).
5. Обратись к школьному медиатору (психологу, социальному педагогу). Он знает как вас помирить, н e будет никого обвинять и наказывать.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai