«Я думаю, что после смерти вологодского
поэта Николая Рубцова не было
у литературной России более
непоправимой и нелепой потери, чем
гибель Александра Вампилова. И тот и
другой были молоды, талантливы,
обладали удивительным даром чувствовать,
понимать и уметь выразить самые тонкие и
оттого неизвестные для многих движения и
желания человеческой души»
3. 1967 -1968 – «Утиная охота»
А. Вампилов: «Я начал третью
трагикомедию, мне кажется, что она будет
не только моей лучшей, мне кажется, она
будет хорошей пьесой…»
«Утиная охота» впервые опубликована в
1970 году в альманахе «Ангара». До этого
пьесу пытался напечатать «Новый мир», но
редколлегия не пришла к единому
решению. Официальная причина отказа
Русская литература. 11 класс. Александр Вампилов. Жизнь и творческая судьба драматурга
звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.
4.
«Настоящего художника отличает еще и
высокая ранимость, — сказал о своем
товарище писатель Г. Николаев. —
Вампилов был раним в квадрате: первого
порядка ранимость давала внутренний
импульс таланту художника, в результате
чего появились на свет «Провинциальные
анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота»,
«Прошлым летом в Чулимске»; ранимость,
так сказать, наведенная была результатом
непонимания его художнической боли, его
искренности. Сначала не поняли «Утиную
охоту», затем еще более не поняли
«Прошлым летом в Чулимске»…»
5. Друзья и знакомые Виктора Зилова.
Саяпин…
— Ему принадлежит идея розыгрыша
Зилова, идея с венком и телеграммой.
— Приходит остановить Зилова
от самоубийства и невольно думает
о ремонте квартиры в случае, если она
достанется ему после смерти «друга».
— Все переваливает на Зилова, когда
выясняется, кто виноват
в недобросовестной информации.
6. Друзья и знакомые Виктора Зилова.
Валерия, жена Саяпина
— Энергичная, напористая. Муж восхищен
ее пробивными способностями. Ради выгоды
готова приударить за начальником мужа, грубо
льстить.
— Вот она ходит по новой квартире Зилова,
из разных концов разносится ее голос:
«Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота.
Так, так, так… А здесь? Восемнадцать
квадратов? Красота! Балкон. Юг. Север.
Красота». Она почти как Эллочка-людоедка:
минимум словарного запаса.
7. В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?
Конфликт пьесы
заключен в самом герое,
перед которым возник
главный вопрос, вопрос
судьбы:
как и для чего жить? А
потому пьеса Вампилова
ставит не бытовые, а
бытийные проблемы.
Отрывок из фильма «Отпуск в сентябре» монолог Зилова.
Для чего используется прием ретроспекции?
8. Что возникает в воспоминаниях Зилова?
Презентация, доклад П ьеса А. Вампилова «Утиная охота»
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему П ьеса А. Вампилова «Утиная охота». Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » П ьеса А. Вампилова «Утиная охота»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» Писать надо о том, от чего не спится по ночам… А.Вампилов
Слайд 2
Описание слайда:
В. Распутин: «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»
Слайд 3
Описание слайда:
1967 -1968 – «Утиная охота» А. Вампилов: «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет не только моей лучшей, мне кажется, она будет хорошей пьесой…» «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.
Слайд 4
Описание слайда:
«Настоящего художника отличает еще и высокая ранимость, — сказал о своем товарище писатель Г. Николаев. — Вампилов был раним в квадрате: первого порядка ранимость давала внутренний импульс таланту художника, в результате чего появились на свет «Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»; ранимость, так сказать, наведенная была результатом непонимания его художнической боли, его искренности. Сначала не поняли «Утиную охоту», затем еще более не поняли «Прошлым летом в Чулимске»…» «Настоящего художника отличает еще и высокая ранимость, — сказал о своем товарище писатель Г. Николаев. — Вампилов был раним в квадрате: первого порядка ранимость давала внутренний импульс таланту художника, в результате чего появились на свет «Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»; ранимость, так сказать, наведенная была результатом непонимания его художнической боли, его искренности. Сначала не поняли «Утиную охоту», затем еще более не поняли «Прошлым летом в Чулимске»…»
Слайд 5
Описание слайда:
Друзья и знакомые Виктора Зилова. Саяпин… — Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой. — Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». — Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.
Слайд 6
Описание слайда:
Друзья и знакомые Виктора Зилова. Валерия, жена Саяпина — Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить. — Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота!
Газ? Красота. Так, так, так… А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон. Юг.
Север. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.
Слайд 7
Описание слайда:
В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу? Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.
Слайд 8
Описание слайда:
Что возникает в воспоминаниях Зилова? Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить — не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье. Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая.
Слайд 9
Описание слайда:
Был ли счастлив Зилов? «Галина. Мы здесь заживем дружно, верно? Зилов. Конечно. Галина.
Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать… Будем? Зилов. Обязательно».
Слайд 10
Описание слайда:
Что любит Зилов? «Валерия. Вот что ты больше всего любишь. Зилов. Что я люблю… Дай подумать… Валерия. Ну жену, это само собой… Галина. Да нет, давно не любит… Валерия (Зилову). Ну, сообразил?
Зилов. Соображаю, не могу сообразить. Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь — в самом деле! Галина. Он любит друзей больше всего. Вера. Женщин… Кузанов. Все чепуха.
Больше всего на свете Витя любит работу. Дружный смех… …Саяпин развернул сверток. В нем оказались предметы охотничьего снаряжения… Зилов (принимая подарок). Это — да, это — уважили… Да-а. Вы правы.
Утиная охота — это вещь».
Слайд 11
Описание слайда:
О чем второе воспоминание Зилова? Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О, боже мой! Опять он умирает… Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет»)
Слайд 12
Описание слайда:
Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего? Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний. Первое. Зилов пьет пиво, сидя на подоконнике. Вдруг поднимается и швыряет плюшевого кота в угол комнаты. Второе. Зилов поднимается. Ходит по комнате. У венка останавливается.
Некоторое мгновение стоит перед венком. «Зилов. Пошутили, мерзавцы!» Третье. Закинув руки за голову, лежит на тахте.
Слайд 13
Описание слайда:
Литературовед Е. Гушанская: «Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и серьеза, боли и насмешки непреодолима. Писатель предлагает характер человека, в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино»
Слайд 14
Описание слайда:
Анализ сцены — воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен ли герой?
Слайд 15
Описание слайда:
Сравните трактовки этой сцены в критике. Б. Сушков
Слайд 16
Описание слайда:
Смысл названия. Мотив охоты в пьесе. Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты рассветов и закатов, от запаха трав и цветов, от красок леса и неба, от тишины… Если в природе мы так чувствуем ее и себя, значит, в ней очищаемся от суеты, наносного, ненастоящего, дурного в себе — нравственно очищаемся.
Но охота — это ведь еще и погоня, преследование и смерть, которую несет охотник, это дозволенное, разрешенное убийство! А Галина, жена Зилова, говорит, что он ни разу не убил даже маленькую птичку. Он же жалеет, что не способен убить, завидует хладнокровию Димы. Так что же для него охота? Ведь не хобби, как сказал Кушак.
Слайд 17
Описание слайда:
Анализ финальной сцены «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем». Трижды повторяет автор это «плачет или смеется»: от истолкования этих слов зависит судьба героя, какой мы ее представляем, уже за рамками пьесы.
Слайд 18
Описание слайда:
Традиции Чехова в пьесе Первая авторская ремарка: «Городская квартира в типовом доме… Мебель обыкновенная… В окно видны последний этаж и крыша типового дома»? Какой знак подал нам здесь автор, повторяя одну и ту же деталь?
Источник: myslide.ru
Конспект урока литературы по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» (11 класс)
Цели:
-показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;
-организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас.
Описание
Конспект урока литературы по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» для 11 класса
«Писать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
Автор: Долгова Галина Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г. Прокопьевска Кемеровской области.
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Награды: почетный работник общего образования России
Тема. Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов.
Цели:
— показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;
-организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. Портрет А.В. Вампилова;
2.Словарь:
Деградировать – постепенно ухудшаясь, приходить в упадок.
Ретроспекция – обращение к прошлому.
Интеллигентность — подлинная образованность, культура.
Инквизитор – 1. Судья инквизиции — следственный орган католической церкви. 2. Человек, с холодной жестокостью выпытывающий что-либо у кого-нибудь, мучитель.
Христос : Не хлебом единым жив человек.
Великий инквизитор: В том ты был прав. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его были хлебы.
Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2.Индивидуальное задание. Страницы биографии Александра Вампилова.
Обобщающее слово учителя:
В детстве, юности истоки творчества А. Вампилова, его духовного мира. Пьесы драматурга с большим трудом находили себе дорогу к читателю. По мнению критиков, лучшая пьеса – «Утиная охота». Сегодня мы беремся работать не только над его лучшей пьесой, но и самой трудной, даже для критиков. Очень часто Вампилова обвиняли в пессимизме, очернительстве, жестокости.
Я думаю, что сегодня у вас тоже могут возникнуть разногласия в оценке поступков героев, и, если эти разногласия не будут высказаны вслух, в душе они все равно будут.
Домашнее задание:
Опираясь на те вопросы, которые мы записали, а также на услышанное на уроке, составить сложный план по теме и приготовить развернутый ответ по этому плану.
Обращаемся к эпиграфу. Ответить на вопрос, почему именно эти слова из произведения Достоевского взяты эпиграфом, мы постараемся в конце урока.
Работа с текстом (вопросы для аналитической беседы даны заранее)
1. Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно? (В. Зилов)
2. Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?
3. Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?
4. Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?
А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.
Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?
Энергичная, напористая, пробивная, современная.
Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая.
Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод . Прочитать только ее реплики и сделать вывод. (Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)
В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)
Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.
Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет «аликами»?(потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано.
5. Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?
Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия.
6. Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал. И теперь что он начинает делать?
Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое.
7. Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?
Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно.
8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в дом Зиловых? А было ли оно?
Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь.
9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)
Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.
10 Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?
Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.
В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.
11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).
12. Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его.
13. Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?
Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал.
14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена
сообщает ему, что у них будет ребенок.
15. Обращаемся к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из этого эпизода? (Корежит от его нерешительности, лживости. Он по сути заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)
16.Понимает ли Галина его фальшь? (Конечно, она понимает, ей больно и горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)
Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.
17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?
Слово учителя:
Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.
Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.
Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.
Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей. Это расплата за свершенное Зиловым зло.
18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?
Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение.
Вывод:
Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?
Конечно же, о типичности этой обстановки, о типичности семьи, о том, что здесь произойдет.
Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?
Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?
Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях
19. Обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?
Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе
живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.
Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»
Комментирование оценок.
Благодарим всех за работу!
Использованная литература
1. Крупина Н.А., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1992. – 192с.
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс, М.: «ВАКО», 2003, 320с.
3. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс: Методическое пособие /Т.Г. Кучина, А.В. Леденев. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2002. – 224с.
Источник: www.uchmet.ru