Конфликт с одноклассниками как его преодолеть

В числе школьных конфликтов – и конфликты между учащимися. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А. И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек.

Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле слабых сверстников.

Истоки агрессивного поведения школьников связаны с дефектами воспитания. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие.

примеры конфликтых ситуаций в виде мультфильмов

Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

Конфликты отдельных подростков со сверстниками служат кульминацией их неблагополучия. В ряде психологических исследований показано, что неблагополучие подростка в отношениях с одноклассниками прямо обусловлено важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим определенных требований к его поведению.

В работах Т. П. Гавриловой и В. Н. Лозовцевой отмечено, что импонирующие подросткам качества личности сверстников в принципе не отличаются от качеств, привлекающих их во взрослых людях, причем решающее значение для них имеют, во-первых, нравственные качества, в которых выражаются отношение к человеку вообще и товарищу в частности, и, во-вторых, специфический комплекс волевых черт и физических достоинств, составляющих своеобразный «идеал мужественности» подростка. Не только мальчики, но и девочки хотят быть смелыми, стойкими, иметь твердый характер. У мальчиков также очень ценится физическая сила. Наличие или отсутствие этих качеств у подростка в значительной степени определяет и его авторитетность в коллективе, и благополучие в личных отношениях, и, наконец, становится он образцом для одноклассников или нет.

Изучая группу подростков одного класса на протяжении трех лет, психологи установили: непринятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, страдают одним общим недостатком – отсутствием чувства товарищества . Этот недостаток не компенсируется в глазах подростков ничем, поэтому даже отличник (или хороший спортсмен) может оказаться в одиночестве.

Важнейшие нормы этого «кодекса» – равенство, честность, уважение, верность, помощь товарищу. Подростки 11–12 лет дружно осуждают сверстников, не соблюдающих требование «вести себя на равных», противопоставляющих себя коллективу. Вместе с тем подростки очень ценят умение постоять за себя, а стремление защитить себя с помощью взрослых вызывает осуждение.

Как разрешать конфликты правильно? Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Поэтому одна из главных педагогических мер преодоления конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста. Психологи установили, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Важно отметить, что решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками. Описание этих факторов мы приведем, следуя А. Я. Анцупову:
«Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией . Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня…» Школа является неотъемлемым и важным структурным элементом социума. От родителей ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Из многих других источников школьники знают о различных проблемах жизни, по-своему переживают их, проецируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В. И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик – ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11 %;
  • из-за отсутствия взаимопонимания – 7 %;
  • в связи с борьбой за лидерство – 7 %;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7 %;
  • в связи с общественной работой – 6 %;
  • у девочек – из-за мальчика – 5 %.

Считают, что конфликтов у учеников не было – 11 %.

Как же реагируют школьники на эти конфликты? Оказалось, что 61 % школьников испытывали чувство ненависти к одноклассникам.

Это свидетельствует о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно. Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство – 30 %;
  • подхалимаж, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей – 27 %;
  • личная обида – 15 %;
  • ложь и высокомерие – 12 %;
  • соперничество между одноклассниками – 9 %.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: «желание выделиться» среди сверстников – 12 %;
  • источник агрессии: «бессердечие и жестокость взрослых» – 11 %;
  • «все зависит от взаимоотношений в классе» – 9,5 %;
  • в агрессивности ученика «виновата семья» – 8 %;
  • агрессивные школьники – дети с психическими отклонениями – 4 %;
  • агрессивность – явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1 %;
  • «агрессивность – плохая черта характера» – 1 %;
  • «в классе были агрессивные ученики» – 12 %;
  • «в классе не было агрессивных учеников» – 34,5 %.
Еще по теме:  Как помочь однокласснику на контрольной

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушения общепринятых норм поведения. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

  • курение – 50 %;
  • употребление спиртных напитков – 44 %;
  • грубость, хамство в общении – 31 %;
  • употребление нецензурных выражений – 26,5 %;
  • ложь – 15 %;
  • неуважение учеников друг к другу – 13 %;
  • половая распущенность – 10 %;
  • мелкие кражи – 10 %;
  • драки – 10 %;
  • хулиганство – 10 %;
  • наркомания – 6 %;
  • издевательства над младшими и слабыми – 6 %;
  • азартные игры на деньги – 3 %.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация [19, 186].

Источник: psyera.ru

Как решать конфликты мирным путём

Может быть, ты поссорился с другом, может с одноклассником возникло недопонимание, а может быть вообще с незнакомым человеком. Но чаще всего конфликты происходят именно между друзьями и знакомыми. Разрешить конфликт и сохранить дружеские отношения бывает не так уж и сложно, если не доводить его до ожесточённого спора. Вовремя оцени ситуацию и не дай конфликту разгореться на столько, чтобы это привело к применению физической силы. Умный человек всегда найдёт слова, которыми можно урегулировать ситуацию.

Что делать, когда понимаешь, что аргументы заканчиваются и в ход могут пойти кулаки?

1. Посмотри на ситуацию со стороны. Стоит ли вообще отстаивать свою позицию, если причина пустяковая. Не выглядите ли вы с другом как малыши, не поделившие совочек. Может быть каждому лучше остаться при своём мнении, если тема вашего спора не касается ваших личных интересов, а началась из-за пустяка.

2. Уважай оппонента. Пусть в чём-то вы не согласны друг с другом, но каждый из вас – личность – и достоин уважения. Ни в коем случае не оскорбляй его и не оценивай его качества. «Ты такой нудный/ вредный/ эгоист…», «Всегда ты споришь/ всё портишь… » — эти фразы любого могут вывести из себя, ни в коем случае не используй их.

3. Не отвечай на оскорбления оскорблениями. Так обычно драки и начинаются. Если друг сказал в твой адрес что-то обидное, так и скажи ему: «Мне очень обидно» (или вырази другие чувства, которые у тебя возникли). О своей обиде, злости можешь говорить очень эмоционально и подбирать для этого самые яркие слова.

Например: «Твои слова меня так разозлили, что у меня внутри всё кипит и, кажется, что я могу взорваться от злости!», «Мне так обидно, даже больно слышать такое!». Подтверждай свои слова мимикой.

4. Старайся понять собеседника, а не только доказать свою правоту. Позволь ему высказаться, внимательно слушай его. Даже если считаешь, что собеседник не прав, не говори ему «Ты не прав», это обидит и рассердит его. Лучше скажи: «У меня другое мнение на этот счёт».

5. Найди то, в чём вы друг с другом согласны (хотя бы какую-то мелочь), и обрати внимание собеседника на это.

6. Говори спокойно, но не равнодушно. Если ты начнёшь кричать, это вызовет ответную агрессию, но если не будешь выражать абсолютно никаких эмоций, это тоже может раздражать, т.к. собеседник решит, что ты пренебрегаешь им.

7. Чувство юмора – хороший способ разрядить обстановку, но только если ты смеёшься над собой или ситуацией в целом, а не над собеседником.

8. Говори открыто и прямо, приводи только факты, а не догадки. Если ты начнёшь говорить витиевато, двусмысленно, загадками, то тебя могут неправильно понять.

9. Вырази словами своё намерение решить проблему мирным путём. Пусть собеседник знает, что ты настроен не агрессивно, а миролюбиво. Ведь он может готовиться к применению физической силы только из-за того, что ждёт этого от тебя.

Настройся на позитивное общение . Ищи в людях хорошее, какие-то положительные черты, что-то общее между вами, и они будут стремиться к общению с тобой. Не старайся избежать конфликта любой ценой – промолчав в ответ на несправедливые слова, уходя от разговора. Если кто-то незаслуженно тебя обидел, лучше сразу всё спокойно обсудить, не затаивая обиду, которая потом может вылиться в крупную ссору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взрослые дети и родители: решаем конфликты.

Конспект занятия с родителями подросткового и юношесткого возраста. Занятие направлено на решение трудностей в общении родителей с взрослеющими детьми при помощи способа поиска альтернатив. Содержит .

Родительское собрание «С помощью правильной мотивации ума по буддисткой философии — решаем конфликты в семье»

В данной презентации использованы цитаты буддийского философа Геше Джампа Тинлей из книги «Восемь дебютных ошибок» в формировании семейной толерантности, в решении конфликтов в семье. Эта презентация .

Еще по теме:  Тесто как пух Одноклассники

Урок психологии для подростков по теме «Как решать конфликт?»

В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной к.

Рабочая программа — «Решаем конфликты мирным путем»

Рабочая программа дополнительного образования. Нацелена на развитие коммуникативных процессов и обучению безконфликтного общения.

Консультации для родителей «Умеем ли мы решать конфликты с детьми».

«Учимся предотвращать и решать конфликты» — презентация

Презентация для классного часа о конфликтных ситуациях.

Психологическое просвещение «Как решать конфликты с подростком в семье»

Рекомендации для родителей по взаимодействию с подростками в конфликтной ситуации.

Источник: nsportal.ru

Конфликты в классе: виды, решениия, профилактика

В статье раскрываются типичные заблуждения относительно детских конфликтов, характерные признаки опасных ситуаций и эффективные приемы решения проблем, возникших между одноклассниками.

18 октября 2017
Поделитесь в соц.сетях

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить».

В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение).

В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось.

На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса.

Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала.

Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения.

Еще по теме:  Как определить победителя в Одноклассниках по репостам

И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

  • вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;
  • в группе иногда стала повисать неловкая пауза;
  • может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;
  • ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

Это один из самых сложных пунктов. Когда большая нагрузка, много разноплановых задач, много классов, очень легко немного «заморозиться», перестать чувствовать усталость и в целом свои настроения и состояния. О том, как заботиться о себе в ситуации постоянных цейтнотов, мы еще будем говорить. Здесь пока речь о том, что если у вас получается быть живым и чувствительным в группе, – вы на шаг впереди и можете застать проблемы на этапе формирования. Своим подозрением вы можете поделиться с другими учителями или со школьным психологом, тогда у вас будет команда «наблюдающих».

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др.

Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно?

Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями.

Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы.

Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества».

Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса.

Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Источник: rosuchebnik.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...