Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
примеры конфликтых ситуаций в виде мультфильмов
Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:
– межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
– конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
– межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка.
Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, активно проявляемая инициатива — это выражение потребности обрести власть над собственной жизнью. Появляется конфликт, который основан на недавнем кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.
Детские конфликты и способы их разрешения / Как помочь ребенку уладить детский конфликт?
Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.
Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться.
И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.
Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов.
Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть.
На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.
Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.
Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком.
Первое желание подростка — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:
– не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;
– терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;
– предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;
– не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;
– будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
– обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;
– стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
– если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.
Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
Известно, какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но при этом ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неудовольствие родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам.
У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности и мятежного поведения подростков.
Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу». Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что и дома его не понимают, и ситуация только усугубиться. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена.
Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители ему действительно сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации — возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.
Ещё статьи о воспитании
- Подростки и младенцы
- Переходный возраст у девочки
- Правила общения с подростком: не усложняйте сложный возраст
- Переходный возраст: спасайся, кто может!
- Что делать с эпатажностью у подростков
Источник: azbyka.ru
Конфликты с одноклассниками причины
Существование общества невозможно без конфликтных ситуаций. Каждый человек, независимо от возраста, будет отстаивать свои интересы в первую очередь. Подобное правило провоцирует разлад между людьми, что приводит к самым различным неприятным ситуациям. Конфликты же не обходят стороной в том числе и детей . Из-за этого у каждого ребенка может случиться так, что ему не будет удаваться найти общий язык со своими сверстниками, или его могут начать травить. ☝️ Попробуем разобраться в природе подобных явлений, и как помочь ребенку, если у него не получается поладить со своими ровесниками.
Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками
В каждом коллективе есть свои лидеры, которые «диктуют» группе настроение. В школьных классах, где отношения строится на взаимовыручке и товарищеском духе, даже ребенок-интроверт без проблем впишется в большую группу самых разных детей. Но современные дети нередко походят на диких зверей, у которых правит сила, а отношения в группе регулируются правилом «сильный пожирает слабого».
Если ваш ребенок учится в классе, который подходит под второе описание, то существует несколько причин, почему сверстники могут отказываться дружить, игнорировать или, наоборот, травить вашего сына или дочь.
Чрезмерная или недостаточная эмоциональная реакция на поступки других детей. Под этим термином понимается поведение ребенка, когда в ситуациях, где следовало бы уверенно дать ⚔️ отпор, он напротив будет терпеть и пытаться игнорировать происходящее с ним. А в случаях, когда его просто подкололи или подшутили над ним не со зла, он отчаянно будет лезть в драку и осыпать оппонента оскорблениями.
Неумение здраво реагировать на критику. Если ребенок бросает какое-либо занятие не потому, что у него что-то не получается, а из-за реакции окружающих, то подобное поведение автоматически ставит вашего ребенка в зависимость от мнения других детей.
Физические недостатки. Различные шрамы на лице, косоглазие, хромота и прочее заметно влияют на обращение сверстников к ребенку. К сожалению, существуют такие ⚡️ физические отклонения, которые невозможно исправить: детский церебральный паралич или синдром Дауна. Дети, не понимая серьезности этих болезней, скорее начнут насмехаться над ребенком, чем как-то ему помогать.
Внешний вид. Мы не будем говорить о росте или биологических особенностях организма ребенка. Однако неряшливость, грязная одежда, лишний вес – это все исправимо ⛹️. От внешнего вида зависит не только отношение одногодок к вашему ребенку, но и популярность ребенка у противоположного пола.
Как помочь ребенку исправить подробную ситуацию
Для начала следует прояснить для себя следующее: вы не должны самостоятельно пытаться решить проблемы за него. Ему предстоит разбираться с его конфликтами и их последствиями самостоятельно. Вы же должны побеседовать с ним, обсудить волнующие его проблемы, проанализировать сложившуюся ситуацию.
Когда ребенок выразит желание принять вашу помощь, то начните задавать наводящие вопросы. Узнайте, какие чувства он испытывает во время конфликтов, спросите, что является причиной конфликтов по его мнению.
К примеру, если ребенок рассказал вам, что слышит постоянные насмешки в свою сторону из-за своей одежды, то следует обновить гардероб. Опять же, учитывайте, что у современных детей свое видение моды. Дайте ребенку возможность самому выбирать себе одежду, не говорите ребенку:
«Мне не нравится твой выбор», «А давай эту возьмем» или «Глянь, как красиво на тебе сидит».
Ребенок должен сам выбрать свой наряд в пределах ваших финансовых возможностей .
Но что, если издевки в адрес ребенка не прекратились, а только наоборот участились?
Тогда поинтересуйтесь у ребенка, как бы поступил какой-нибудь конкретный одноклассник на его месте.
Дав ребенку пофантазировать на эту тему, вы можете составить возможные ответные реакции во время конфликтов с ровесниками.
Однако бывает ситуации, когда нельзя держать себя как Махатма Ганди с его философией ненасилия. Иногда на агрессию и издевательства следует отвечать агрессией и издевательствами. Родителям мальчика не следует говорить ему: «Игнорируй их, и они отстанут» или «Не обращай внимания, они просто завидуют». ✔️ Если вашего ребенка толкнут или ударят, то не следует бояться и не давать сдачи, даже если обидчики старше или крупнее.
Задиры, увидев один раз, что их жертва может постоять за себя, перестанут считать ее таковой.
Однако устранить причины конфликтных ситуаций с одногодками – это только половина дела. Ребенку следует проявить себя, заслужив, если не симпатию, то хотя бы ✋️ уважение его окружения. Для этого следует проанализировать школьное окружение ребенка, хотя бы в двух словах узнать об интересах его одноклассников (речь идет не об асоциальных интересах). Например, большая часть одноклассников занимается каким-либо видом спорта, некоторые из них ходят в одну секцию.
Предложите ребенку тоже приобщиться к спорту, что в итоге поможет ему не только найти новых товарищей, но и найти общий язык с одноклассниками.
Не бойтесь финансовых затрат на различные секции или увлечения ребенка. Думая, раз ваше детство прошло без всяких навороченных гаджетов и дорогих коньков, то и ваш ребенок сможет так же, то вы делаете серьезную ошибку. У каждого поколения свои потребности, без удовлетворения которых тяжело влиться в общество.
Помните: ваш ребенок должен сам научиться постоять за себя, не стоит пытаться разобраться с его конфликтами с ровесниками самостоятельно. “Влезая не в свое дело”, вы только рискуете усугубить ситуацию, а вашего сына или дочку – выставить зависимым от мамочки ребеночком.
Источник: www.defectologiya.pro
Социофорум — бесплатное обучение онлайн
Владислава Шалапанова. Образование: Поморский государственный университет по специальности педагог-психолог, обучающая программа по гештальт-терапии в «Здесь и теперь». Опыт работы детским психологом — 8 лет.
Сообщений: 4 • Страница 1 из 1
Постоянные конфликты с одноклассниками.
Юля777 » Вс мар 22, 2009 8:09 am
Здравствуйте, прокомментируйте,пожалуйста,ситуацию с моим ребенком . Мальчик,ходит во второй класс. У него постоянно какие то конфликты с одноклассниками . На днях вызвали меня в школу,потому что он на уроке музыки распсиховался и собрался идти домой .Причина в следующем . Он сидит с девочкой ,которая (всегда или иногда? не уточняла) раздает тетради,проверенные учителем . Когда выдает ему тетрадь,то перед этим открывает и комментирует его оценку,если это двойка, то ,как он говорит ,весь класс начинает на перемене над ним издеваться(это его слово,он вообще часто его употребляет ) . а тут на музыке какую то работу он не сделал, и распсиховался заранее.
Учится он не очень хорошо,но и не плохо ,средне , в триместрах у него тройка постоянная по русскому ,по остальным предметам четверки и пятерки .Дома я его за двойки можно сказать и не ругаю, так, спрошу -* ну а тут чего ? внимательней надо быть и не будет двойки* , и уж тем более не наказываю.Вообще ни разу не наказывала за двойки . С детьми в классе более менее дружит , но если есть повод над ним посмеяться ,они обязательно его используют .Им нравится его реакция .Он начинает злиться психовать .Если бы он вел себя как то спокойнее ,им было бы не интересно.
С учителем я поговорила , после каникул она их рассадит ,но это проблему не решит .Как научить его не реагировать на провокации одноклассников?
Постоянные конфликты с одноклассниками.
Quaint » Вт мар 24, 2009 12:48 am
Здравствуйте, Юля.
Научить ребенка не реагировать на насмешки довольно сложно. Ребенок так реагирует потому, что испытывает сильные эмоции, когда его дразнят и он не может с ними справится. Вспомните, в вашей жизни наверняка были случаи, когда вам говорили: не злись, не обижайся и т.п Как правило это никак не помогает нам справиться со своими эмоциями, то есть мы можем справиться с внешними проявлениями, стереть их с лица, но внутри продолжаем чувствовать то, что чувствовали. У ребенка самоконтроль развит гораздо меньше, чем у взрослого и поэтому сделать невидимыми для окружающих свои переживания он часто оказывается не в состоянии.При этом чем сильнее эмоция, тем сложнее ее спрятать.
Вместе с тем, давайте вспомним: то, что обижает, злит одного человека может никак не задевать другого. У каждого из нас свой опыт и свои больные точки. Если ребенок знает их, принимает, умеет справляться со своими сложностями, то и указания других людей на них (в виде шуток, насмешек, дразнилок) его не задевают. Поэтому я предлагаю вам проанализировать вашу ситуацию и больше узнать про злость вашего сына.
Как давно началась эта проблема? Она была с самого начала обучения в школе, еще до нее или возникла после каких-нибудь событий? Что именно сильно злит вашего сына? Какие именно темы используют одноклассники для насмешек над ним (школьные неуспехи, внешний вид или еще что-то)? Как мальчик вообще реагирует на критику: учителей, родителей, детей?
Мои консультации viewforum.php?f=646
Тел. 8-921-558-0-548
Постоянные конфликты с одноклассниками.
Юля777 » Вт мар 24, 2009 1:57 am
Здравствуйте,
В первом классе его дразнили из-за лопоухости . Долго думала над тем ,делать ли отопластику,посоветовалась с ним ,он особого желания не высказал(объяснила ,что ему могут врачи сделать , и что дразнить его не будут).Но с другой стороны подумала ,что он для чего то появился вот с такими ушками , и наверное так должно быть . Не стали мы делать операцию , отпустили волосы чуть подлинней , и не очень это и видно теперь .По крайней мере он больше ни разу не говорил ,что из-за этого конфликты.
В настоящее время он рассказывал именно про двойки ,которые его соседка по парте обьявляет на весь класс.
На критику учителей ..он не жаловался вроде ,или может я не помню,вообще он сразу рассказывает ,если что-то кто-то ему сказал обидное . Учителя пока особо не критикуют,второй класс только. Дома злится только на старшего брата ,как на соперника в первенстве за игру в компьютер ,к примеру. Имею ввиду какую то бурную злость . Так ,может и расстраивается ,но концертов не заказывает . С папой отношения сложные(не родной) может в этом причина ?
Постоянные конфликты с одноклассниками.
Quaint » Вт мар 24, 2009 3:52 pm
Юля, пока не очень понятно что же именно так сильно задевает вашего сына в словах и действиях одноклассников. Сейчас в классе все конфликты связаны с получением двоек? Или все конфликты связаны с этой девочкой? Или не то, не другое? Что именно сын говорит о своих конфликтах с одноклассниками?
Попробуйте вспомнить последний конфликт и пересказать максимально близко к тому, что говорил сын.
Юля777 писал(а): Дома злится только на старшего брата ,как на соперника в первенстве за игру в компьютер ,к примеру. Имею ввиду какую то бурную злость .
Юля, ситуация дома с братом похожа в чем-нибудь на ситуацию в школе? Может быть, конфликты с одноклассниками тоже связаны с соперничеством?
Юля777 писал(а): С папой отношения сложные(не родной) может в этом причина ?
Расскажите подробнее об отношениях с папой. Какую вы видите связь между конфликтами в школе и сложностями с папой?
Мои консультации viewforum.php?f=646
Тел. 8-921-558-0-548
Сообщений: 4 • Страница 1 из 1
- < SIMILAR_TOPICS >Ответы Просмотры Последнее сообщение
- Как разрешают конфликты «в песочнице» дошколята
airnav в форуме Направления психологии 0 2813 airnav
Пн ноя 21, 2011 3:35 am - Гуманитарии и силовые конфликты
1 , 2Colibrik в форуме Клуб Квадра 21 2696 alexxela
Пн июл 16, 2012 1:27 pm - Конфликты вещей и людей.
1 , 2 , 3 , 4Андриян в форуме Конфликт 57 13866 Gita
Вт окт 17, 2006 2:21 pm - Откуда берутся конфликты
vetterM39 в форуме Направления психологии 0 3042 vetterM39
Чт июн 16, 2011 8:33 pm - Человеческие конфликты
Umnara в форуме Психоанализ 0 4923 Umnara
Пт сен 04, 2009 7:47 pm
Кто сейчас на конференции
Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot] , Google [Bot] , Google Search Appliance , Jabennafate, Гена, Selfhood, Smug_Cat, vadimr, Yandex 3.0 [Bot] , Yandex [Bot] , Ватсон, Летиция
- Список форумов
- Наша команда • Удалить cookies конференции • Часовой пояс: UTC + 4 часа
Источник: www.socioforum.su