Заключительным этапом цикла педагогического процесса является контроль и оценка знаний обучающихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков, выявлять уровень развития учеников , сформированность личностных качеств и, наконец, основная функция контроля – проверить и оценить знания. Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:
степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам;
уровень личностного развития учащихся.
В процессе обучения необходимо применять следующие виды контроля:
по месту в процессе обучения:
предварительный контроль, который дает возможность выявить исходный уровень подготовки учащихся по учебным предметам;
поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала. Поурочный контроль носит обучающий характер, его результаты дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным операциям, действиям и способам деятельности;
Административный контроль воспитательной работы в школе
тематический контроль,который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;
по содержанию:
прогностический (планирующий) контроль, которыйопределяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, которыйуправляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, которыйосуществляется после выполнения учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, которыйосуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний (рефлексивный) контроль,которыйосуществляется учащимся(самоконтроль и самооценка).
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного учащегося. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими учащимися.
Используются следующие формы контроля: устная, письменная,практическая. Допускается сочетание указанных форм.
Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом учащихся.
Контроль и оценка образовательных достижений в системе учебников «Начальная школа XXI века»
Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.
Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.
Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Задания тестов помогают установить наличие или отсутствие у учащихся определенных знаний и умений.
Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.
Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.
Основными показателями личностного развития учащихся являются:
· сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
· сформированность учебно-познавательных интересов;
· способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
· самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
· сформированность общеучебных умений и навыков;
· проявление творчества в различных видах деятельности.
Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.
Открытая демонстрация достиженийобучающихся предполагает предъявление накопленных в течение года продуктов учебного труда: наиболее значимые работы отбираются с помощью учителя; презентация лучших работ учащихся организуется в различных формах (выставки, концерты), в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий, например, презентаций в сети Интернет).
19. 16.Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы, логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о воспитании школьников.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). Обозначим основные характеристики воспитательного процесса.
1.Это целенаправленный процесс. Цель воспитания – максимальное развитие потенциальных сил и возможностей ребенка. Отсюда и основная задача воспитателей – создать условия для развития личности ребенка.
2. Это двусторонний процесс, в котором воспитанник – субъект, занимающий активную позицию.
3.Это многофакторный процесс. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
4. Воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.
5. Это непрерывный процесс.
В процессе воспитания происходит развитие всех сфер личности: интеллектуальной, духовной и физической. А движущей силой развития являются противоречия между требованиями (надо) и возможностями (не могу, но хочу)
Структура воспитательного процесса:
Основными структурными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания.
Она включает в себя этапы:
· диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
· организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
· проверка, оценка результатов.
ФГОСы ставят важнейшую задачу духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, что и является методологической основой Концепции воспитания подрастающего поколения на сегодня.
— характер современного национального воспитательного идеала;
— цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
— систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
— основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
20 17.Закономерности и принципы воспитания, их сущность, взаимосвязь и использование в образовательном процессе.
Закономерности воспитания. Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся, внутренняя существенная связь, отражающая причинно-следственные отношения. Закономерности воспитания носят объективный характер. Однако пренебречь закономерностями — значит обречь профессиональную деятельность на низкую продуктивность. Номенклатуры закономерностей нет, но следует назвать те, которые для организации воспитательного процесса, являются очевидными. К ним отнесем следующие: Результативность воспитательного процесса зависит от
— включения детей в активную деятельность. Личность формируется в деятельности и через деятельность;
— воздействия на потребностно-мотивационную сферу личности;
— воздействия на эмоциональную сферу личности;
— создания ситуации успеха;
— учета половозрастных особенностей воспитанников;
— целостности воспитательных влияний. Личность не формируется по частям (Макаренко);
— опоры на зону ближайшего развития личности (Выготский).
Принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по организации и проведению воспитательной работы. Обзор литературы позволяет выделить, например, такие, как:
— единство требований и уважения личности ребенка (Макаренко);
— опора на положительное (Макаренко);
— воспитание в труде (Ушинский, Макаренко):
— воспитание в коллективе и через коллектив (Макаренко);
— учет возрастных и индивидуальных особенностей;
— принцип педагогического руководства;
— связи воспитания с жизнью;
— принцип комплексности и др.
Знание закономерностей и принципов воспитания позволяет выявить основу результативного плана педагогической деятельности и получить положительные результаты воспитательной практики. Пренебречь ими — значит обречь воспитательную работу на низкую продуктивность.
18. Основные задачи воспитания и их взаимосвязь. Содержание воспитания: сущность, ценности, формы реализации, требования ФГОС общего образования.(характеристика одного из направлений воспитания по выбору экзаменуемого)
Определение задач воспитания возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям. Цель воспитания определяется как всестороннее и гармоничное развитие личности, что представляет идеал с времен древней Греции. Сегодня мы говорим, что цель воспитания в том, чтобы создать условия, помочь воспитаннику в разностороннем развитии. Отсюда и следует обозначить следующие задачи:
Нравственное развитие личности;
формирование патриотизма и гражданственности;
развитие самосознания личности;
формирование трудовых и жизненных навыков;
формирование ответственного поведения;
формирование здорового образа жизни;
развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
развитие чувства прекрасного;
развитие экологического сознания и др.
Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.
Вопрос о содержании воспитания является непростым. И сегодня существует несколько подходов к определению содержания воспитания. 1. Аксиологический подход. Автор В.А.Караковский. Он считает, что в основу воспитания следует положить общечеловеческие ценности (мир, земля, труд, знания, личность, семья и др.) 2.Деятельностный подход мы связываем с именем И.П.Иванова.
Только включая в разнообразную деятельность , можно добиться достойных результатов воспитания. 3. Н.Е.Щуркова предлагает отношенческий подход. Отношения к действительности, к другим людям, к себе, к труду и т.д. Можно говорить о единстве названных подходов к определению содержания воспитания: организуя деятельность, мы формируем отношения к ценностям.
А формы воспитательной работы. Массовые: КТД, коллективные трудовые дела; праздники, вечера, утренники; конференции, собрания, диспуты; фестивали, олимпиады; смотры художественного творчества; выставки; спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры; походы, экспедиции. Групповые: трудовые объединения; художественно-творческие объединения; клубы по интересам, предметные кружки; детские и юношеские общественные объединения и организации; научные общества. Индивидуальные: помощь в разработке и реализации индивидуальной программы самовоспитания; помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности.
Обращение к ФГОС ориентирует педагогов прежде всего на цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации. Есть смысл говорить о патриотическом воспитании сегодня.
Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 2021 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
2. Контроль и оценка результатов учебной деятельности
поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала. Поурочный контроль носит обучающий характер, его результаты дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным операциям, действиям и способам деятельности;
тематический контроль, который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;
по содержанию:
прогностический (планирующий) контроль, который определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, который управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, который осуществляется после выполнения учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, который осуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний (рефлексивный) контроль, который осуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного учащегося. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:
- степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам;
- уровень личностного развития учащихся.
- сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
- сформированность учебно-познавательных интересов;
- способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
- самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- адекватность самооценки;
- проявление творчества в различных видах деятельности.
Источник: studfile.net
Самоконтроль и взаимоконтроль на уроках в начальных классах
статья на тему
Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля.
Классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся : фронтальный, индивидуальный и взаимная проверки.
При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения в классе или дома. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.
К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля . Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.
Предлагаемые приемы позволяют учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля: НА СЛАЙДЕ
Взаимоконтроль — это особая форма контроля, проводится при проверке письменных и графических работ, а также при рецензировании устных ответов и сообщений. При взаимоконтроле ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку. Взаимоконтроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля .
Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом, дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
- Работа в парах . Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
- Работа в группах . Здесь вариантов работы больше.
- выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».
- выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
- выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
- Работа по карточкам . Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много «минусов», проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.
- Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).
- Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.
Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем.
Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны.
Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.
- Тестирование . Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же «обоснованием исправления». То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
- Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить еще труднее.
Как этого избежать?
- Почаще меняйте состав пар.
- Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.
- Занимает много времени.
Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
- Учащиеся не могут обосновать исправления .
Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.
Источник: nsportal.ru