15.09.2023 в 14:02
Только счастливые истории
14.09.2023 в 11:51
Чему научит новый образовательный модуль?
14.09.2023 в 10:22
Знай свои пенсионные права
13.09.2023 в 16:08
Рукопожатия с земляками: сквозь время и пространство
Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Профессионал. К 90-летию Жан-Поля Бельмондо. Часть IV
Профессионал. К 90-летию Жан-Поля Бельмондо.
Часть IV
Атлетическая, но без бодибилдерских излишеств, высокая, статная фигура. Лоб «стиральной доской». Крупный, не единожды повреждённый нос. Рот повышенной «губастости».
А при всём перечисленном выше — лучистые, когда жёсткие, чаще — иронически-весёлые, с лёгкой сумасшедшинкой глаза… Сегодня «Синескоп» продолжает повествование о нём — любимце миллионов зрителей всего мира, замечательном, как его называли (и называют) французы (и не только) — Бебеле. Вечном, Великолепном, Асе из Асов и Профессионале — блистательном Жан-Поле Бельмондо!
Французские фильмы. Лучшие комедии. Жан Поль Бельмондо.
Рискованный: работа–дом–работа
Если на работе заполучить травму актёр считал нормальным, то… получить травму «бытовую» опасался. Однажды дома папаша-весельчак Бельмондо изображал перед детьми Тарзана, раскачивался на турнике и… свалился на пол вместе с турником. Передние зубы были выбиты. Пришлось немедленно отправиться самолётом за новыми в США.
Даже пришлось «замаскироваться», и, чтобы никто ничего не понял, Жан-Поль всю дорогу не вынимал изо рта здоровенную сигару. До очередных съёмок «отремонтироваться» он успел.
В «Страхе над городом» Бельмондо выполнил один из самых опасных трюков — действовал на крыше несущегося поезда метрополитена всего в двадцати сантиметрах от потолка и вблизи от проводов высоковольтной линии. В этой же ленте Бебель спускался с вертолёта на лебёдке и, раскачиваясь на тросе, влетал через стекло в одно из окон небоскрёба. Актёр прихватил с собой мини-камеру, чтобы снять кадр от «первого лица». Один из прохожих, ещё до трюка, посмотрев наверх здания, сказал «съёмщику»: «Я бы ни в коем разе не сделал этого и за сто миллионов». «Да и я, псих, что ли…», — согласился Бельмондо.
Немало трюков Бельмондо выполнил, хотя и по сценарию, но с присущим его персонажам юмором. Так, в фильме «Игра в четыре руки» его герой — авантюрист и мошенник Дюпре — гордо и мужественно летит на верёвочной лестнице под вертолётом над акваторией Венеции в… трусах, «семейских», вызывающе-белых, в красный горошек… Зрители неистовствовали…
Бебель ещё раз, после фильма «Чудовище» (1977), осуществил мечту своего детства — прокатиться «верхом» на крылатой машине. Вновь вставал в полный рост на летящем самолёте времён Второй мировой в «военной» комедии «Ас из асов» (и даже… прикуривал от факела с Олимпийским огнём от 1936 года). В «Одиночке» прыгал с вертолёта на катер…
Кто есть кто. Встреча на дороге.
Однажды с активным трюкачеством пришлось завязывать — на съёмках комедийного детектива «Ограбление» (1985) Бельмондо (главная роль грабителя банка, переодетого клоуном) в возрасте 52 лет получил такую серьёзную травму, что пришлось на год отказаться от работы в кино — пришлось восстанавливаться. «Так. Завязываю . Не хочу быть летающим и стреляющим дедулей», — здраво рассудил Бебель и подыскал себе помощников в деле трюкачества, хотя полностью любимого дела не бросил…
Бебель серьёзный
Как уже говорилось, у Бельмондо, среди череды так любимых им «полицейско-гангстерских» боевиков и авантюрно-приключенческих комедий с характерными персонажами, имелись и серьёзные роли, подтверждающие, что он являлся действительно талантливейшим, разноплановым актёром, что называется, от Бога. Так, в драме Жан-Пьера Мельвиля 1961 года «Леон Морен, священник», где действие происходит во времена оккупации Франции нацистами, за главную роль молодого кюре Морена в 1963 году 28-летний Бельмондо (см. фото в правой части заставки) был номинирован Британской академией (престижная и поныне кинопремия BAFTA) как «лучший иностранный актёр». В драме классика французского кино Алена Рене «Ставиский…» (фильм-номинант на «Золотую пальмовую ветвь», Канны 1974), основанной на реальных событиях, актёр предстал в образе российского эмигранта-авантюриста, еврея, пробившегося при помощи махинаций в начале 1930-х в самые верхи французского истеблишмента. В 1988 году за главную роль актёра цирковой труппы, а затем — уборщика, в мелодраме ещё одного классика кинематографа — Клода Лелуша «Баловень судьбы» (1988) Бельмондо была присвоена престижная кинопремия «Сезар», но Жан-Поль от неё категорически отказался.
Факт о Бебеле и «Сезаре». Причиной отказа послужило то, что автор необычной статуэтки премии — скульптор Бальдаччини Сезар — в своё время нелицеприятно высказывался о работах отца Жан-Поля, также известном французском скульпторе Поле Бельмондо.
…Ещё одной яркой серьёзной работой актёра Бельмондо стало воплощение образа Жана Вальжана (шофёра Анри Фортена) в очередной работе режиссёра К. Лелуша «Отверженные» (1995), где действие романа Гюго было перенесено в первую половину XX века.
Отдельно стоит упомянуть одну из знаковых и важных работ Бельмондо. Она стала особым творческим достижением актёра как высокого профессионала, сумевшего на стыке драмы, триллера и боевика создать один из самых узнаваемых, запоминающихся, по существу, культовых образов в своей кинокарьере — опального французского спецагента — майора Жосслена Бомона (Жосса). Речь идёт о драме «Профессионал», снятой в 1981 году режиссёром Жоржем Лотнером по мотивам романа П. Александера «Смерть зверя с тонкой кожей» (1976). Дополнительный успех картине принёс блистательный саундтрек, написанный композитором Эннио Морриконе, в котором поистине золотыми стали пронзительные композиции «Сhi Mai» и «Le Vent Le cri» («Крик ветра»).
Бебель в СССР
В середине 1970-х, пускай с задержкой, но всё же случился второй восход в карьере Жан-Поля Бельмондо, подаривший ему новые десятки миллионов восторженных поклонников-зрителей. Французская кинозвезда с ослепительным блеском взошла на кинонебосклоне крупнейшей кинодержавы — СССР. В 1976 году на экранах советских кинотеатров вышла довольно свежая (от 1974 года), лихо закрученная, приключенческая комедия — остроумная пародия на «бондиану» под названием «Великолепный». Актёр с «нестандартной» мужской «красотой» (лоб «гармошкой» и т.д.), при этом обладающий невероятным шармом и бешеной энергией, исполняющий сразу две главные роли — писателя шпионских романов и непосредственно супершпиона Боба Сен-Клера, пришёлся по душе всем зрителям, независимо от возраста и пола, да так, что за один прокат собрал свыше 25 миллионов посещений. Говорил впервые «попавший» в СССР Бебель голосом мастера дубляжа и замечательного актёра «Шурика» — Александра Демьяненко.
Интересная деталь «Великолепного». В фильме суперагент боролся с «советскими» агентами, а потому наша бдительная и мудрая цензура при дубляже «перекодировала» страну Албанию в Алвазию, фамилию центрального злодея из Карпофа — в Карпштоффа, советского суперагента Татьяну — в Диану. Фильм от этого ничуточки не пострадал.
Второй в СССР картиной с участием Бельмондо стала историческая драма «Повторный брак», сюжет которой развивался в революционной Франции. На этот раз Бебель заговорил голосом актёра и режиссёра Николая Александровича («Расписание на завтра», 1976, «Завтрак на траве», 1979). В 1977-м все мальчишки СССР начали с энтузиазмом размахивать «шпагами»-палками — было кому подражать. Вышел «Картуш» — фильм «плаща и шпаги» Бельмондо — благородный разбойник и весельчак Картуш идеально говорил голосом Николая Караченцова (голос действительно походил на «оригинал»). Несмотря на то, что лента была снята пятнадцать лет назад, она была «вне времени» (действие происходило в конце XVIII века), собрала почти 35 миллионов зрителей и стала одним из лидеров проката 1977 года.
В следующем году отечественные любители кино и поклонники Бельмондо вновь атаковали кинотеатры — вышел полицейский боевик «Частный детектив» (1976) об охотнике за преступниками. Главный герой вещал вновь голосом А. Демьяненко. Вновь успех, чуть не дотягивающий до «Картуша» — 33 миллиона зрителей!
Рекорд ленты с участием Бебеля побило «Чудовище» (1977) — комедия известного режиссёра Клода Зиди с музыкой Владимира Косма о похождениях каскадёра Мишеля Гоше (и его «двойника» — изнеженной, трусливой кинозвезде Бруно Феррари), вышедшая на экраны СССР летом 1980 года. Говорил, ругался, шутил главный герой лучшим своим русским голосом Николая Караченцова. Успех был оглушительный и побивший все рекорды лент с участием Бельмондо в Советском Союзе — 41,3 млн зрителей!
Мегазвёздность и суперпопулярность Бебеля Великолепного в нашей стране мощно укрепили в 1981 боевик «Кто есть кто?» (дублировал А. Белявский, 39 млн зрителей) и авантюрная комедия «Игра в четыре руки» (голос С. Юрского, 31,2 млн зрителей). Затем, в 1987-м , был «Одиночка», не новый, но захватывающий «Человек из Рио» с молодым Бебелем, в 1990-м случился «Баловень судьбы» и почти вместе с ним — знаменитый «Профессионал». Герои Бельмондо говорили голосом Рудольфа Панкова. А затем окончательно пришла эпоха видео, и Бебель перекочевал в нашей стране на теле- и проекционные экраны.
На круги своя. Профессионал
…Вскоре после своего заключительного финансово успешного проекта «Баловень судьбы» — знаменитый уже и седовласый Бебель — почти ушёл из кино и вернулся к тому, с чего начинал — к театральной сцене, великолепно исполняя главные роли в спектаклях «Кин» (1987), «Сирано де Бержерак» (1990), «Дамский портной» (1993). Однако от кино всё же так и не отказался…
В 1999-м, в возрасте 68 лет, он перенёс тяжёлый инсульт (отнялась правая сторона тела и была парализована речь), однако уже на следующий год сумел полностью восстановиться и вернулся не только в театр, но и снялся в четырёх полнометражных фильмах.
6 сентября 2021 года великий французский актёр Жан-Поль Бельмондо, Великолепный Бебель, Ас из асов, каскадёр и профессионал, на своём 89-м витке вокруг Солнца, покинул эту планету и ушёл под звуки бессмертной Chi Mai. Впрочем, как я уже не раз утверждал, — никуда не ушёл. Он остаётся с нами в памяти и в более чем Восьми Десятках кинокартин. Магия кино…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№37 (1781) // 13.09.2023 г.
Источник: obozrenie-chita.ru
*Caterham Super Seven (Lotus 7), 1973 (1/18 Kyosho)
В 70-е годы наше поколение обожало французкие фильмы, которые хлынули тогда в нашу страну. Это фильмы с Бельмондо, Делоном, Ришаром… Мы ходили посмотреть по многу раз, что бы увидеть ещё и ещё раз красивые машины и обнаженных женщин! Фильм «Кто есть кто» 1978 года запомнился мне необычной машинкой, на которой Бельмондо въехал в дом, выбив окно. Тогда я не знал, что это за автомобиль. Это был Катерхем Супер 7, он же Лотус -7.
Lotus Seven — небольшой лёгкий двухместный спортивный автомобиль с открытым верхом, производился фирмой Lotus с 1957 по 1972 год.
Модель разработана основателем Lotus Колином Чепменом. Машины первой серии имели пространственную раму, неразрезной задний мост, независимую переднюю подвеску на А-образных рычагах, барабанные тормоза на всех колёсах, 40-сильный двигатель Ford и 3-скоростную КПП. Машина весила всего 430 кг. В 1960 году появилась на свет Серия 2. В 1968 году появилась Серия 3 на которую с 1969 года устанавливался двигатель производства Lotus с двумя распредвалами (объёмом 1,6 литра и мощностью 115 л.с.). С 1969 по 1972 год производилась неудачная Серия 4, дизайн которой оттолкнул поклонников и в 1973 году права на производство были проданы фирме Caterhem Cars, которая начала производить не 4-ю, а 3-ю, «классическую» серию. (Википедия)
Заключительный кадр в фильме «Кто есть кто», Франция, 1978
Источник: www.drive2.ru
Жан-Поль Бельмондо: «Больше всего я боялся стать обычным человеком, взрослым и скучным, как дождь»
Свое детство Жан-Поль Бельмондо называл очень счастливым, «радостным, буржуазным и полным любви»: «Я всегда сознавал свои привилегии, понимая, какое мне выпало благословение родиться в семье дружной, любящей и с достатком». При этом детство пришлось на период немецкой оккупации Франции. Семья перебралась в деревню, где было легче достать еду: ее всегда можно было купить у фермеров. Правда, до ближайшей фермы было километров десять, и матери регулярно приходилось преодолевать это расстояние на велосипеде.
Одно из самых ярких воспоминаний его детства: юный Жан-Поль ищет в лесу тела убитых американских солдат. Его наставник-аббат считал, что все они должны быть похоронены по христианскому обряду. «Труднее всего поднять тело, тяжелое, как ствол дерева, и положить в ожидающий его деревянный гроб. Я всегда удивляюсь, как аббату удается добывать ящики нужной длины.
Парни все больше высоченные, и у меня всегда перехватывает дыхание, когда мы укладываем тело…» Потом Жан-Поль с другими детьми рыл могилы. И все это, понятно, втайне от немцев. А мечтал мальчик о том, чтобы найти сбитого, но живого американского летчика и спасти его. Но этого так и не произошло.
А еще он обожал ставить с друзьями любительские спектакли. Во время них он забывал обо всем, с упоением и диким энтузиазмом импровизировал, и расходился так, что спектакль затягивался: взрослым приходилось его прерывать. Неудивительно, что в конце концов ему захотелось стать профессиональным артистом. Одной из главных причин было желание навеки остаться в детстве, забавляясь и играя. Бельмондо больше всего боялся стать обычным человеком, «согласившись стать взрослым и скучным, как дождь».
Первое прослушивание он провалил. Знаменитый артист Андре Брюно сказал про юношу: «Мне кажется, что он создан скорее для профессии, связанной с ручным трудом». Бельмондо был в отчаянии, но не сдался. За три месяца выучил наизусть сорок басен и три четверти «Орленка» Ростана, плюс фрагменты из других пьес.
И явился поступать на престижные актерские курсы Раймона Жирара, прочитав там фрагмент из «Сида» Корнеля. После чего был немедленно принят. Правда, трагедия в устах Бельмондо выглядела комедией, приемная комиссия готова была расхохотаться, — но артистичность была налицо.
ЮНОША, ХОЧЕШЬ СНИМАТЬСЯ В КИНО?
По молодости он выступал в домах престарелых и больницах, пытаясь одновременно пробиться в какой-нибудь серьезный театр. И предаваясь с друзьями выпивке и различным увеселениям. Еще двумя его страстями были футбол и бокс, причем боксом Бельмондо увлеченно занимался (свидетельством на всю жизнь остался поломанный нос).
С футболом было полегче — Жан-Поль периодически устраивал с друзьями импровизированные матчи. И во время одного из них к играющим подошел человек и спросил у Жан-Поля: «Вы не хотите сниматься в кино?» Бельмондо сперва не поверил, что это всерьез, но перед ним стоял режиссер Анри Эснер, работавший над картиной «Воскресные друзья». Потом он еще познакомился с режиссером Марком Аллегре, который сразу взял его в картину «Будь красивой и молчи», — по иронии судьбы, именно там дебютировал и Ален Делон, с которым у Бельмондо завязалась дружба на всю жизнь.
Но мало кто обращал внимание на юного Жан-Поля, пока не вышла революционная картина Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Бельмондо тысячу раз рассказывал, что проект был сомнительным, что он, снимаясь в картине, был уверен, что такая ерунда никогда не выйдет на экран, — но все искупала исключительная творческая свобода, которую Годар предоставлял своим актерам. И такое же ощущение поразительной свободы возникло у зрителей: «На последнем дыхании» стало (и остается по сей день) без преувеличения культовым фильмом, навсегда изменившим облик кинематографа.
Его звали в свои картины крупнейшие режиссеры: Жан-Пьер Мельвиль, Витторио Де Сика, Питер Брук. Но карьеру навсегда изменил приключенческий фильм «Человек из Рио», в котором Бельмондо исполнил массу опасных трюков на фоне экзотических бразильских пейзажей. Этот комедийный боевик пользовался колоссальным успехом, и с тех пор Жан-Поль стал суперзвездой жанрового кинематографа.
То есть в авторском кино он периодически все еще снимался; одной из лучших его ролей стал вор-аристократ в блестящем «Воре» Луи Маля. Но массовый зритель его помнит прежде всего по «Асу из асов», «Великолепному», «Чудовищу», «Страху над городом», «Нежному проходимцу», «Профессионалу», «Игре в четыре руки», «Одиночке», «Вне закона» и множеству других боевиков и комедий. Он сам говорил, что критики и зрители привыкли к его амплуа буффона, гимнаста-комедианта, чокнутого актера. И в целом, он их не разочаровывал.
Его карьеру навсегда изменил приключенческий фильм «Человек из Рио» Фото: EAST NEWS
ШВЕЙЦАРСКАЯ ТИГРИЦА И УЛЫБКА, ОТ КОТОРОЙ СИЯЛО СОЛНЦЕ
Он десятилетиями не утрачивал детскую страсть к розыгрышам и развлечениям. Да и личная жизнь у него была достаточно бурной. С первой женой, Элоди, у него были прекрасные нежные отношения, которые кончились, когда он завязал роман со своей партнершей по «Злоключениям китайца в Китае» Урсулой Андресс. «Швейцарская тигрица, ультраспортивная, динамичная и желанная, женщина божественной красоты и чувства юмора, родственная душа…» — с восторгом описывал он ее в мемуарах много лет спустя. Этот роман длился несколько лет, а расстались Бельмондо и Урсула мирно, когда он встретил итальянку Лауру Антонелли: «сама красота и сама нежность. Взгляд, улыбка – и отступала война, раскрывалось небо, сияло солнце….»
Но второй официальной женой стала Натали Тардивель, которая выхаживала его после инсульта, случившегося в 2001 году и родила ему дочку Стеллу Александру (всего у Бельмондо было четверо детей и шестеро внуков). Он надолго ушел из кино, — строго говоря, снялся после инсульта лишь в одном серьезном полнометражном фильме, «Человеке и его собаке», который воспринимался всеми не как возвращение, а как прощание актера с кино.
С первой женой, Элоди, у него были прекрасные нежные отношения Фото: EAST NEWS
Но Франция, конечно, его не забыла. В 1997-м случился большой скандал, когда Бельмондо и Делона не позвали на Каннский кинофестиваль, видимо, сочтя «несерьезными актерами». В 2011-м в Каннах эту ошибку исправили, вручив Жан-Полю почетную «Золотую пальмовую ветвь» за достижения всей карьеры. А в 2019-м он стал Великим офицером ордена Почетного легиона — это одна из высших почестей, которой может быть удостоен гражданин Франции.
А в 2021-м он умер. И, несмотря на то, что Бельмондо был стар и болен, эта новость стала шоком для всей страны. Когда его хоронили, зазвучала музыка из «Профессионала», и люди утирали слезы. Ален Делон тогда сказал про него: «Был Бельмондо, был Жан Габен, был Лино Вентура, немногие могут встать в этот ряд… Мы с ним сделали французское кино таким, каким оно стало».
Источник: www.kp.ru