Кто и как придумал Вконтакте

Кто первым начал говорить про «серебряный век», почему современникам этот термин был так противен и когда он окончательно стал общим местом — Arzamas пересказывает ключевые положения работы Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел»

Применяемое к рубежу XIX–XX столетий понятие «серебряный век» — одно из основополагающих для описания истории русской культуры. Сегодня ни у кого не может возникнуть сомнений в положительной (можно даже сказать «благородной», как само серебро) окраске этого словосочетания — противопоставленного, кстати, таким «упадническим» характеристикам того же исторического периода в западной культуре, как fin de siècle («конец века») или «конец прекрасной эпохи». Количество книг, статей, антологий и хрестоматий, где «серебряный век» фигурирует в качестве устоявшегося определения, просто не поддается подсчету. Тем не менее и появление словосочетания, и то, какое значение в него вкладывали современники, составляет даже не проблему, а целую детективную историю.

Кто такой Павел Дуров? История русского гения | Telegram, Вконтакте

Каждому времени — свой металл

Начать стоит издалека, а именно с двух значимых примеров, когда эпохе приписываются свойства металлов. И здесь стоит назвать античных классиков (прежде всего Гесиода и Овидия), с одной стороны, и друга и соредактора Пушкина по «Современнику» Петра Александровича Плетнева, с другой.

Первые представляли себе историю человечества как смену различных людских родов (у Гесиода, например, — золотого, серебряного, медного, героического и железного; Овидий впоследствии откажется от века героев и предпочтет классификацию только «по металлам»), поочередно создававшихся богами и со временем исчезавших с лица земли.

Критику Петру Александровичу Плетневу принадлежит первое именование эпохи Жуковского, Батюшкова, Пушкина и Баратынского «золотым веком» русской поэзии. Определение было быстро воспринято современниками и уже к середине XIX века стало общим местом. В этом смысле именование следующего большого всплеска поэтической (и не только) культуры веком «серебряным» есть не что иное, как уничижение: серебро — металл куда менее благородный, чем золото.

Так становится понятным, почему ученым-гуманитариям, вышедшим из культурного котла рубежа столетий, словосочетание «серебряный век» глубоко претило. Таковыми были критик и переводчик Глеб Петрович Струве (1898–1985), лингвист Роман Осипович Якобсон (1896–1982) и историк литературы Николай Иванович Харджиев (1903–1996). Все трое говорили о «серебряном веке» со значительным раздражением, прямо называя такое наименование ошибочным и неправильным. Беседы со Струве и лекции Якобсона в Гарварде вдохновили Омри Ронена (1937–2012) на исследование, где в увлекательной (почти детективной) форме рассматриваются источники и причины роста популярности термина «серебряный век». Настоящая заметка претендует лишь на то, чтобы быть популярным пересказом работы замечательного ученого-эрудита «Серебряный век как умысел и вымысел».

Павел Дуров – Как Живет Создатель ВКонтакте и Телеграма

Бердяев и ошибка мемуариста

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939), один из влиятельных критиков русского зарубежья и автор одной из лучших «Историй русской литературы», окружающее его культурное изобилие предпочитал именовать «вторым золотым веком». Веком же «серебряным», в соответствии с иерархией драгоценных металлов, Мирский называл эпоху Фета, Некрасова и Алексея Толстого, и здесь он совпадал с философами Владимиром Соловьевым и Василием Розановым, отводившими для «серебряного века» период приблизительно с 1841 по 1881 годы.

Еще важнее указать на то, что Николай Александрович Бердяев (1874–1948), которому традиционно приписывается авторство термина «серебряный век» применительно к рубежу XIX–XX веков, на самом деле представлял себе культурное развитие примерно так же, как его коллеги по философскому цеху. Пушкинскую эпоху Бердяев по устоявшейся традиции именовал золотым веком, а начало ХХ столетия с его мощным творческим подъемом — русским культурным (но отнюдь не религиозным) ренессансом. Характерно, что словосочетание «серебряный век» не встречается ни в одном бердяевском тексте. В приписывании же Бердяеву сомнительной славы первооткрывателя термина виноваты несколько строк из мемуаров поэта и критика Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века», опубликованных в 1962 году:

«Томление духа, стремление к „запредельному“ пронизало наш век, „Серебряный век“ (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — „Золотому“), отчасти под влиянием Запада».

Загадочный Глеб Марев и появление термина

Первым же литератором, творившим на рубеже столетий и объявившим собственную эпоху «серебряным веком», был загадочный Глеб Марев (о нем неизвестно почти ничего, поэтому не исключено, что имя было псевдонимом). В 1913 году под его именем вышла брошюра «Вседурь. Рукавица современью», в состав которой был включен манифест «Конечного Века Поези». Именно там содержится формулировка металлургических метаморфоз русской литературы: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь».

Еще по теме:  Ретаргетинг Вконтакте как работает

Если принять во внимание вполне вероятный пародийный характер сочинения Марева, становится понятным контекст, в котором первоначально словосочетание «серебряный век» употреблялось для описания современной для литераторов эпохи. Именно в полемическом ключе выступал философ и публицист Разумник Васильевич Иванов-Разумник (1878–1946), в статье 1925 года «Взгляд и нечто» ядовито издеваясь (под грибоедовским псевдонимом Ипполит Удушьев) над Замятиным, «Серапионовыми братьями» «Серапионовы братья» — объединение молодых прозаиков, поэтов и критиков, возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года. Членами объединения были Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов. , акмеистами и даже формалистами. Второй период русского модернизма, расцвет которого пришелся на 1920-е годы, Иванов-Разумник презрительно окрестил «серебряным веком», предрекая дальнейший закат русской культуры:

«. что же ждет нас дальше? Кончилась русская литература? Беспросветная ночь впереди, царство серебряное, потом медное, потом железное?»

Четырьмя годами позже, в 1929-м, поэт и критик Владимир Пяст (Владимир Алексеевич Пестовский, 1886–1940) в предисловии к своим воспоминаниям «Встречи» заговорил о «серебряном веке» современной ему поэзии всерьез (не исключено, что он делал это в порядке спора с Ивановым-Разумником) — хотя весьма ненастойчиво и осмотрительно:

«Мы далеки от претензии сравнивать наших сверстников, „восьмидесятников“ по рождению, с представителями какого-нибудь „Серебряного века“ русского, скажем, „модернизма“. Однако в середине восьмидесятых годов явилось на свет довольно значительное число людей, призванных „служить музам“».

«Золотой» и «серебряный» века Пяст находил и в классической русской литературе — на современную же ему культуру он пытался спроецировать ту же двухступенчатую схему, говоря о разных поколениях литераторов.

Серебряный век становится больше

Расширение объема понятия «серебряный век» принадлежит критикам русской эмиграции. Первым распространил термин, применив к описанию всей предрево­люци­онной эпохи модернизма в России, Николай Авдеевич Оцуп (1894–1958). Изначально он лишь повторил известные мысли Пяста в статье 1933 года, озаглавленной «Серебряный век русской поэзии» и опубликованной в популярном парижском эмигрантском журнале «Числа». Оцуп, никак не упоминая Пяста, фактически позаимствовал у последнего идею двух веков русского модернизма, однако выкинул из XX столетия «золотой век». Вот харак­терный пример рассуждений Оцупа:

«Запоздавшая в своем развитии Россия силой целого ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем „золотого века“ отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали „веком серебряным“, по силе и энергии, а также по обилию удиви­тель­ных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века».

Именно эта компилятивная статья ввела выражение «серебряный век» в лексикон русской литературной эмиграции.

Одним из первых указанное словосочетание подхватил известный парижский критик Владимир Васильевич Вейдле (1895–1979), писавший в опубликованной в 1937 году статье «Три России»:

«Самое поразительное в новейшей истории России — это что оказался возможным тот серебряный век русской культуры, который предшест­вовал ее революционному крушению».

Тут новый термин для эпохи как раз начинает применяться уже как нечто очевидное, хотя это и не означает, что именно с 1937 года идея «серебряного века» уже стала всеобщим достоянием: болезненно ревнивый Оцуп в переработанный вариант своей статьи, увидевшей свет уже после смерти критика, специально добавил слова о том, что именно ему первому принадлежит наименование «для характеристики модернистской русской литературы». И здесь появляется резонный вопрос: а что же сами «фигуранты» эпохи «серебряного века» думали о себе? Как же определяли себя сами поэты, эту эпоху представлявшие? Например, Осип Мандельштам к эпохе русского модернизма применял известный термин «Sturm und Drang» («Буря и натиск»).

Словосочетание «серебряный век» в применении к началу XX столетия встречается только у двух крупных поэтов (а точнее, поэтесс). В статье Марины Цветаевой «Черт», напечатанной в 1935 году в ведущем парижском эмигрантском журнале «Современные записки», при публикации были изъяты следующие строки (впоследствии они были восстановлены исследователями): «Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников».

Еще по теме:  Как убрать скайп из ВК на странице

Из этого пассажа следует, что Цветаева, во-первых, была знакома с наименованием «серебряный век»; во-вторых, воспринимала его с достаточной долей иронии (не исключено, что эти слова были реакцией на приведенные выше рассуждения Оцупа 1933 года). Наконец, пожалуй, наиболее известны строки из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:

На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Понимание этих строк невозможно без обращения к более широкому контексту творчества поэта, однако не приходится сомневаться, что «серебряный век» у Ахматовой — не определение эпохи, а расхожая цитата, несущая собственную функцию в художественном тексте. Для автора «Поэмы без героя», посвященной подведению итогов, наименование «серебряный век» — не характеристика эпохи, а одно из ее наименований (явно не бесспорных), данных литературными критиками и другими культурными деятелями.

Тем не менее обсуждаемое словосочетание довольно быстро утратило свой первоначальный смысл и стало употребляться как классификационный термин. Михаил Леонович Гаспаров писал в предисловии к поэтической антологии рубежа веков: «Поэтика „серебряного века“, о которой идет речь, — это прежде всего поэтика русского модернизма. Так принято называть три поэтических направления, объявивших о своем существовании между 1890 и 1917 годами. » Так определение быстро закрепилось и было принято на веру и читателями, и исследователями (не исключено, что за неимением лучшего) и распростра­ни­лось на живопись, скульптуру, архитектуру и прочие области культуры.

  • Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел.

Источник: arzamas.academy

Джинсам исполнилось 150 лет. Кто их придумал и как синие рабочие штаны стали самой модной и нужной одеждой в истории?

Участник группы Beastie Boys Адам Хоровиц, 1987 год

Модные тренды приходят и уходят, а вслед за ними кардинально меняется и гардероб. Но ни один предмет одежды в истории не оставался столь актуальным и столь необходимым во все времена, как джинсы. В 2023 году классические прямые брюки из денима, которые сегодня носят представители всех слоев общества, отмечают свое 150-летие. «Лента.ру» вспоминает, как штаны модели 501 от Levi’s, изначально созданные для простых рабочих, стали одним из главных символов свободы во время войны, а также модным явлением, покорившим сердца легенд шоу-бизнеса.

Золотой ум

Многодетная семья Лейба Штрауса из Баварии рано осталась без кормильца — его матери пришлось одной кормить семерых детей. Как только молодому человеку исполнилось 18 лет, он отправился в США вслед за старшими братьями. В новой стране эмигрант первым делом изменил имя, чтобы скрыть свое происхождение: еврейское Лейб Штраус превратилось во вполне американское — Леви Страусс.

Шли 1840-е годы, братья Леви уже вели бизнес по оптовым продажам, поставляя одежду в небольшие магазинчики на Западном побережье Штатов. Изучив все подводные камни торговли, молодой предприниматель открыл собственную компанию, которая получила название Levi Strauss Co, 1882 год» width=»1200″ height=»800″ />

Тем временем мир охватила Золотая лихорадка: на американские прииски устремились дельцы из разных уголков планеты. Находчивый Страусс нашел способ извлечь выгоду из всеобщего помешательства: в Levi Strauss Co Трейси Панек.

пар штанов

продали Дэвис и Страусс в первый год торговли

К 1890 году Дэвис и Страусс присвоили брюкам название по номеру одной из их партий — 501. Первоначально «комбинезон без верха 501», как его называли поклонники, надевали поверх рабочей одежды. Поэтому, как и все брюки того времени, штаны выпускались без шлевок для ремня: считалось, что мужчины будут носить их с подтяжками. Они имели один задний карман, небольшой карман для часов, ширинку на пуговицах, присборенный на спине пояс и пуговицы для подтяжек.

Слово «джинсы» появилось на упаковке Levi’s только в 1960 году

Модель на показе Levi's, 2022 год

Леви Страусс никогда не был женат и не имел детей, поэтому после его кончины в 1902 году управление компанией взяли на себя четверо его племянников. После Великой депрессии прибыль Levi Strauss Co, так и в истории джинсов в целом.

Согласно еще одной легенде, однажды машинист связал штанами Levi Strauss https://lenta.ru/articles/2023/06/22/150jeans/» target=»_blank»]lenta.ru[/mask_link]

Самая популярная игра в мире: где и как придумали футбол

Футбол является самым популярным видом спорта: просто обратите внимание, как практически в каждом дворе собираются и взрослые и дети, чтобы погонять мяч от ворот к воротам. Рассказываем, кому мы должны быть благодарны за появление этой игры!

Еще по теме:  Что означает значок телефона в ВК если человек не в сети

Екатерина Николаева

Самая популярная игра в мире: где и как придумали футбол

Этот вид спорта настолько популярен, что по нему проводят многочисленные турниры (и мировые, и любительские, и дворовые), снимают фильмы, выпускают видеоигры, журналы, мерч. В общем, благодаря футболу многие предприниматели смогли неплохо заработать.

Впервые об игре с мячом ногами упоминалось в Древнем Китае и Древнем Риме ещё до нашей эры. Китайцы играли с круглым шаром на квадратных площадках. Этот шар был кожаным и набит перьями птиц и шерстью животных. Во времена правления династии Хань, в период с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э., футбол стал неотъемлемой частью торжественных церемоний, проходящих в честь дня рождения императора, и называлась «цзу-чу» — «мяч, пробитый ногой»..

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, римляне в основном рассматривали футбол не как развлечение, а как тренировку для воинов.

Однако больше оснований называть себя родоначальниками футбола у англичан

Футбол, приближенный по своему виду к тому, что мы видим сейчас, появился в 12 веке нашей эры в Англии. Но были и кардинальные различия, например раньше кроме ударов по мячу ногами, также допускались и удары кулаком. Более того, в игре участвовало не по 11 человек от каждой команды, а целая толпа, что в итоге нередко переходило в крупную потасовку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые футбол назвали футболом именно в Англии, но интересно больше то, что это название было дано не во время возникновения игры и ее официального признания, а во время ее запрета. В 1349 г. король Эдуард III в своем указе обратил внимание шерифов Лондона на то, что стрельба из лука, такая полезная для молодежи, ушла на второй план из-за увлечения молодых людей бесполезными играми вроде футбола.

Поэтому играть в него категорически запрещалось — наказания были самыми суровыми, вплоть до смертной казни. На протяжении многих лет англичане подавали петиции с просьбами отменить запрет, но все их попытки были тщетны. Удалось возродить историю игры лишь в 1592 году — тогда запрет сняли в Шотландии, а через 10 лет дело дошло и до Англии. Футбол вернулся, но еще долгое время он считался «плебейским» развлечением.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая футбольная ассоциация образовалась в Англии

Благодаря преданности и любви англичан к этому виду спорта, более чем через 200 лет (да, именно столько потребовалось времени на то, чтобы вернуть репутацию футболу) была образована первая в мире футбольная ассоциация и разработаны первые официальные правила игры. Таким образом, годом рождения футбола считается 1863.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого торжественного события правила игры начали активно совершенствоваться: если раньше всем игрокам было дозволено брать мяч в руки, то с 1863 года это могли делать только два игрока — вратари, и то в пределах своей зоны.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начали создаваться футбольные клубы, и уже тогда между собой представители команд платили лучшим игрокам других коллективов, чтобы те присоединились к ним.

Невозможно точно сказать, какой именно футбольный клуб образовался первее всех, однако историки считают, что это «Шеффилд» из Эддинбурга, который был основан в 1857 году.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые футбольные турниры

Первый международный матч состоялся в 1871 году — тогда на поле встретились сборные Англии и Шотландии. А в 1888 году в Англии состоялся первый чемпионат среди профессионалов. Тогда игра настолько преобразилась, что отношение королей к ней, наконец, изменилось в лучшую сторону.

Долгое время футбол считался чисто английским увлечением, однако вскоре он начал распространяться и по другим странам.

21 мая 1904 года в Париже была основана Международная федерация футбола (FIFA). С первого дня в нее входили Франция, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания и Швейцария. Англия поначалу не видела оснований для присоединения к федерации, однако через год все-таки стала членом организации.

Футбол в России

К нам футбол пришел более ста лет назад: его первыми узнали жители портовых и промышленных городов. В портах с этим видом спорта россиян познакомили моряки-англичане, а в промышленных центрах — иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды сформировались в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, немного позже они добрались и до Москвы. А вы любите футбол? Поделитесь, вы выступаете больше в роли зрителя или участника?

Загрузка статьи.

Источник: www.techinsider.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...