Кто из одноклассников мальчика тоже был в той компании уроки французского

Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»

В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.

На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.

Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.

Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.

Уроки французского (реж. Евгений Ташков, драма, 1978 г.)

Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.

Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.

Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.

Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.

Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.

В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.

Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, – безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин («Уроки французского»). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала.

Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает» для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин («Уроки французского»). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского»

  • Главный герой, Володя – мальчик 11 лет, пятиклассник
  • Лидия Михайловна – учитель французского языка, 25 лет
  • Федя – сын хозяйки, тети Нади
  • Тишкин – одноклассник
  • Дядя Ваня – шофер полуторки
  • Вадик – старшеклассник, инициатор игры
  • Птаха – старшеклассник, друг Вадика
  • Василий Андреевич – директор школы, очень строгий мужчина средних лет

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

Еще по теме:  Можно ли восстановить электронную почту через Одноклассники

анализ рассказа уроки французского распутин

На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.

Часть 1

В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома. Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой. Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.

На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня. Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь.

Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» – прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.

Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.

Часть 2

Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.

В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали

малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.

Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.

Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.

Часть 3

Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.

Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.

Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.

Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко, а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.

Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.

На следующий день Лидия Михайловна вызвала мальчика читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.

Еще по теме:  Жене нужно поделить a конфеты на b одноклассников поровну не делится по правилам

Часть 4

Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.

Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику. Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон. Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.

Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.

Часть 5

Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой. В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки. Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.

Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.

Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.

В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.

На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.

Часть 6

Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой.

Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

в г распутин уроки французского анализ

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература – это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Источник: vzryvmozga.ru

Викторина по рассказу уроки французского 10-20вопросов​

9. Кто из одноклассников мальчика тоже был в той компании?

10. Откуда брал главный герой деньги на игру?

Ему приносила мама на молоко

11. За что избили мальчика?

За то, что заметил, как главарь банды играет нечестно

12. Кто рассказал учительнице, что случилось с мальчиком?

13. Что сделала учительница?

Оставила его после уроков

Поставила двойку за поведение

14. Как звали директора школы?

15. Что пообещал мальчик учительнице?

Что не будет больше играть

Что всё расскажет директору

Что приведёт её в банду

16. Что случилось с мальчиком, когда он снова пришёл играть?

Его снова избили

Он выиграл крупную сумму

Банду поймала милиция

17. Куда учительница сказала мальчику приходить вечером?

К ней на квартиру

В старый квартал

18. Какой свой недостаток скрывала учительница?

Тягу к азартным играм

19. Чем занимались учительница с мальчиком, когда их поймал директор?

Игрой на деньги

20. Что случилось с учительницей после того, как их поймал директор?

Её посадили в тюрьму

Она уехала из райцентра к себе домой

Директор стал играть с ней

Объяснение:

1. В каком году главный герой пошёл в 5-й класс?

Правильный ответ: в 1948-м году.

Еще по теме:  Обсудите с одноклассниками какие мероприятия

2. Сколько детей было в семье главного героя?

Правильный ответ: 3 ребёнка.

3. Почему мальчика отдали в школу?

Правильный ответ: все говорили, что он грамотей.

4. Какой предмет мальчику давался тяжело?

Правильный ответ: французский язык.

5. Почему мальчик мало ел?

Правильный ответ: продукты воровали.

6. Чем занималась компания, в которую попал мальчик?

Правильный ответ: играли на деньги в «чику».

7. Кто привёл мальчика в компанию?

Правильный ответ: Федька.

8. Кто был главный в компании?

Правильный ответ: Вадик.

9. Кто из одноклассников мальчика тоже был в той компании?

Правильный ответ: Тишкин.

10. Откуда брал главный герой деньги на игру?

Правильный ответ: ему приносила мама на молоко.

11. За что избили мальчика?

Правильный ответ: за то, что заметил, как главарь банды играет нечестно.

12. Кто рассказал учительнице, что случилось с мальчиком?

Правильный ответ: Тишкин.

13. Что сделала учительница?

Правильный ответ: оставила его после уроков.

14. Как звали директора школы?

Правильный ответ: Василий Андреевич.

15. Что пообещал мальчик учительнице?

Правильный ответ: что не будет больше играть.

16. Что случилось с мальчиком, когда он снова пришёл играть?

Правильный ответ: его снова избили.

17. Куда учительница сказала мальчику приходить вечером?

Правильный ответ: к ней на квартиру.

18. Какой свой недостаток скрывала учительница?

Правильный ответ: косоглазие.

19. Чем занимались учительница с мальчиком, когда их поймал директор?

Правильный ответ: игрой на деньги.

20. Что случилось с учительницей после того, как их поймал директор?

Правильный ответ: она уехала из райцентра к себе домой.

Источник: znanijam.net

Викторина по рассказу уроки французского 10-20вопросов​

9. Кто из одноклассников мальчика тоже был в той компании?

10. Откуда брал главный герой деньги на игру?

Ему приносила мама на молоко

11. За что избили мальчика?

За то, что заметил, как главарь банды играет нечестно

12. Кто рассказал учительнице, что случилось с мальчиком?

13. Что сделала учительница?

Оставила его после уроков

Поставила двойку за поведение

14. Как звали директора школы?

15. Что пообещал мальчик учительнице?

Что не будет больше играть

Что всё расскажет директору

Что приведёт её в банду

16. Что случилось с мальчиком, когда он снова пришёл играть?

Его снова избили

Он выиграл крупную сумму

Банду поймала милиция

17. Куда учительница сказала мальчику приходить вечером?

К ней на квартиру

В старый квартал

18. Какой свой недостаток скрывала учительница?

Тягу к азартным играм

19. Чем занимались учительница с мальчиком, когда их поймал директор?

Игрой на деньги

20. Что случилось с учительницей после того, как их поймал директор?

Её посадили в тюрьму

Она уехала из райцентра к себе домой

Директор стал играть с ней

Объяснение:

1. В каком году главный герой пошёл в 5-й класс?

Правильный ответ: в 1948-м году.

2. Сколько детей было в семье главного героя?

Правильный ответ: 3 ребёнка.

3. Почему мальчика отдали в школу?

Правильный ответ: все говорили, что он грамотей.

4. Какой предмет мальчику давался тяжело?

Правильный ответ: французский язык.

5. Почему мальчик мало ел?

Правильный ответ: продукты воровали.

6. Чем занималась компания, в которую попал мальчик?

Правильный ответ: играли на деньги в «чику».

7. Кто привёл мальчика в компанию?

Правильный ответ: Федька.

8. Кто был главный в компании?

Правильный ответ: Вадик.

9. Кто из одноклассников мальчика тоже был в той компании?

Правильный ответ: Тишкин.

10. Откуда брал главный герой деньги на игру?

Правильный ответ: ему приносила мама на молоко.

11. За что избили мальчика?

Правильный ответ: за то, что заметил, как главарь банды играет нечестно.

12. Кто рассказал учительнице, что случилось с мальчиком?

Правильный ответ: Тишкин.

13. Что сделала учительница?

Правильный ответ: оставила его после уроков.

14. Как звали директора школы?

Правильный ответ: Василий Андреевич.

15. Что пообещал мальчик учительнице?

Правильный ответ: что не будет больше играть.

16. Что случилось с мальчиком, когда он снова пришёл играть?

Правильный ответ: его снова избили.

17. Куда учительница сказала мальчику приходить вечером?

Правильный ответ: к ней на квартиру.

18. Какой свой недостаток скрывала учительница?

Правильный ответ: косоглазие.

19. Чем занимались учительница с мальчиком, когда их поймал директор?

Правильный ответ: игрой на деньги.

20. Что случилось с учительницей после того, как их поймал директор?

Правильный ответ: она уехала из райцентра к себе домой.

Источник: uznavalka.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...