Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью вики люберецкой

1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

2. Какие произведения Б. Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом – после)

1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

Б) Зина Коваленко,

В) Искра Полякова,

Г) Вика Люберецкая.

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему ее не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

“…часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы ее побаивались”.

Б) Валентина Андроновна,

В) Искра Полякова,

Г) здесь нет нужной героини.

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

«Завтра была война», 1987 | фрагменты

Г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “…не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) …всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

6. Закончите фразу:

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дергающимся лицом лихорадочно рвала…”

В) обертку бандероли,

7. Чего не терпел директор школы?

“…и за все разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел… и, если ловил лично, действовал сурово”.

Г) здесь нет нужного слова.

8. Кто “был продуктом целеустремленной деятельности Искры, реально существующим доказательством ее личной силы, настойчивости и воли”?

Б) Сашка Стамескин,

В) Пашка Остапчук,

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

10. Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали…”

“…рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увертлив…”

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своем обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

Г) здесь нет нужной героини.

13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

А) Леонид Сергеевич,

Б) Андрей Иванович,

В) Николай Григорьевич,

Г) здесь нет нужного героя.

14. Кто из девочек “…по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила… в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором”?

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному – ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато… всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы ее дергали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

Вероника Устимова, монолог Вики Люберецкой из произведения Б.Васильева «Завтра была война»

III. Анализ романа “Завтра была война”

История создания произведения

Вот как сказал о нем сам автор: “Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три ее лика. В повести “А зори здесь тихие” рассказать о войне как о жесточайшем испытании…

В романе “В списках не значился” хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть “Встречный бой” – это протест против бессмысленных потерь на войне…

Роман (бессмертное произведение) был напечатан в 1987 году в журнале “Юность”. В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева.

По роману поставлены спектакли, снят фильм.

А. Когда и где происходят события романа “Завтра была война”?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре-октябре 1940-го.

Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображен город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нем.)

Б. Назовите основные темы романа.

(Повесть о своем времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своем времени

Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.

Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Ее признаки. Опора на цитаты:

Еще по теме:  Одноклассники не видит подарки

“Готовьтесь к борьбе!…”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни…”

“…враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми…”

“Честь – дворянское понятие. Мы ее не признаем”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

Материальное положение населе-ния в стране.

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам…”

“…сахара нет, будут давать по 2 кг”.

Что нового вы узнали о школе того времени?

Опора на цитаты:

“…спортзал – редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5) 2-я группа.

Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5) 3-я группа. Семья Шеффер (гл.

2, 4) 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9) 5-я группа.

Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких (примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи – Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич – “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не все в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана все время испытываться на прочность и целесообразность”.

Леонид Сергеевич на все имеет собственный взгляд. Он любит запрещенного Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролет”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин – научиться любить, а для мужчин – служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придет в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущевскую оттепель”.

Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живет в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть ее самой красивой привело к заграничным нарядам.

Тем самым он торопил ее развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что ее наряды, машина отделили Вику от ребят ее класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у нее появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает ее жалеть…”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У нее не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть ее, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа.

Все это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

В. Продолжение беседы.

Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе? Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой? Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”? Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе “Седова”, интербригадах?

Насколько они похожи на вас? Какие из традиций 9-го “Б” вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С. Есенина.

Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых. Какая надпись могла бы быть на нем?

V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

“Мысль семейная” в романе Б. Л. Васильева “Завтра была война”. Становление предвоенного поколения по роману Б. Л. Васильева “Завтра была война”.

Источник: soch.biographiya.com

«Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война»»

Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.

Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.

Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.

Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.

Еще по теме:  Где кот 14 эпизод ответы в одноклассниках

Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.

Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.

Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.

Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.

Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.

Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.

Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.

Все ребята из 9 «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны.

Идея повести в истории взросления детей. Жесткие родители, привыкшие ими командовать, совершали большую ошибку. Взрослеть ребенок должен сам, а родитель быть только рядом для того, чтобы направить и поддержать.

Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.

Семья Люберецких

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи — Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич — “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд.

Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин — научиться любить, а для мужчин — служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье).

Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть…”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе? Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой? Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”? Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах?

Насколько они похожи на вас? Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С. Есенина.

Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых. Какая надпись могла бы быть на нём?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем.

6 стр., 2759 слов

Древо жизни ( моей дочери)

… Сергея Константиновича – моего любимого папу. К глубокому сожалению и великой скорби всей нашей семьи папа тоже очень рано ушел из жизни, … если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить … были женаты и имели: Василий и Иван по две дочери, Владимир дочь и сына. Мы жили большой дружной семьей. И …

Еще по теме:  Как поздравить друга с днем рождения в Одноклассниках оригинально

“Мысль семейная” в романе Б. Л. Васильева «Завтра была война». Становление предвоенного поколения по роману Б. Л. Васильева «Завтра была война».

Примеры похожих учебных работ

Семья ростовых и болконских в романе война и мир толстого

… которая стала для него другом и союзником во всех делах. Семья Болконских сильно отличается от семьи Ростовых, Болконские привыкли к порядку и строгости. Николай Болконский рано потерял жену и воспитывал своих детей в …

Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир»: от замысла до его воплощения. Cочинение …

… Толстой в развитии уже сказанного в первый раз гением, нового слова». В конце десятилетия, во время работы над «Подростком», Достоевский еще раз вспоминает о «Войне и мире». … словам Толстого о «мысли народной» как главной в «Войне и мире». Д.И Писарев …

Семья вчера, сегодня, завтра

… десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной. В современном мире … сменившего эгалитарное, – общества социального неравенства, моногамной семьи – религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное …

«Война и мир» — проблемы романа. «Война и мир», Л. Н. Толстой

… России. Наша статья раскрывает основные проблемы в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого. Материал будет полезен при подготовке к уроку или сочинению по данной тематике. «Война и мир» — проблематика Всем добрый день! Начинаем …

Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

… выдуман для поднятия боевого духа россиян. Сочинение по литературе. Изображение войны 1812 года романе Л. Н. Толстого «Война и мир» В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной …

Вторая глава

Артему Шеферу стать круглым отличником мешала лишь одна странность — он плохо говорил и не мог успешно отвечать устно. Это началось в 5-м классе, когда мальчик случайно разбил микроскоп, а Зина взяла его вину на себя. С того времени у мальчика пропал дар речи — он влюбился. Лишь Жорка Ландыс, его лучший друг, знал тайну своего товарища.

Артем, проработав рабочим все лето, решил потратить свой заработок на празднование шестнадцатилетия. У него в доме собралась компания во главе с Искрой. В тот вечер ребята решили почитать Есенина, и эти стихи понравились даже Искре.

Во вступлении рассказчик говорит, что от их полного класса осталась всего лишь фотография, на которой они еще семиклассники. Фотографироваться их потащила Искра. После войны из большого класса уцелело всего лишь 19 человек, и все встречи выпускников проходят как-то тихо, все вспоминают прошлое, в том числе и войну, ее последствия – у кого-то остался осколок, который не вытащили.

Сама повесть начинается с описания героев и их будней еще тогда, когда они были девятиклассниками. Поначалу Искра кажется непримиримой идеалисткой, радеющей за будущее комсомола, но уже тогда становится понятна причина поведения девушки – ее нещадно избивает за малейшую провинность мать. Так, например, когда девушку едва не изнасиловали и она потеряла шапку, которую напавшие на нее парни успели снять, Искра переживает не о том, что с ней произошло, а о том, что мать с ней сделает за потерянную шапочку. Ее после драки возвращает Саша Стамескин, и после этого Искра и Саша ходят неразлучно. В первой главе Саше приходится уйти из школы – его мать не может платить за учебу, так как денег перестало хватать из-за ухода отца Саши из семьи.

Во время празднования дня рождения Вика Люберецкая дает Искре томик Есенина. Та случайно проговаривается об этом классной руководительнице. Отца Вики арестовывают, объявляют врагом народа. По словам Саши, причина в том, что тот продал чертеж самолета врагам. Вика не выдерживает и убивает себя, напившись снотворного.

Оставляет предсмертную записку. Ее хоронят одноклассники, директор школы помогает с транспортировкой гроба и говорит ребятам, что равнодушие убивает не хуже пуль.

В конце повести раскрывается судьба ее героев. Саша Стамескин стал директором крупного авиазавода, Валя Александров – часовщик, Паша Остапчук потерял ногу и так и не обрел счастье с Леной. Искра и Артем не выжили.

Источник: studiya-oz.ru

Правильно ли поступила Вика Люберецкая, покончив, жизнь самоубийством? (из повести Завтра была война)

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Правильно ли поступила Вика Люберецкая, покончив, жизнь самоубийством? (из повести Завтра была война) . » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Новые вопросы по литературе

Что чувствовала бездомная собака к людям?

Сочинение по литературе мой любимый герой

Доказать, что рассказы Саши Чёрного юмористический

С каким намерением приехал Дубровский

Как Иван Грозный убил своего сына и почему?

Главная » Литература » Правильно ли поступила Вика Люберецкая, покончив, жизнь самоубийством? (из повести Завтра была война)

Источник: urokam.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...