Кто такие кабардинцы Ютуб

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Кабардинцы, кто они?

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка.

Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

Кто такие кабардинцы?

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

  • Народы Северного Кавказа
  • Наро кабардинцы
Еще по теме:  Youtube uploader что это

Источник: etokavkaz.ru

Участие Кабарды, Карачая и Балкарии в Кавказской войне.

Кавказские (горские) татары.

Российская империя ,расширяя свои границы ,к середине 18 века вплотную подошла к пределам Северного Кавказа. Империя ,редко вкушавшая горечь военных поражений , сходу сокрушавшая любого противника ,десятки раз бившая турок ,персов и иных азиатов , также впрочем как и европейцев ,самоуверенно полагала что уж с неорганизованными ,разрозненными северокавказскими народами справится быстро и наверняка.
План покорения был прост. Разделить Западный (Черкесия) и Восточный Кавказ (Чечня ,Дагестан) и уже поодиночке расправится с ними. Для осуществления этого плана необходим был тотальный контроль над Центральным Кавказом ,на котором на момент начала войны доминантой была Кабарда.

Кабарда находившаяся в зените своего могущества ,оказывавшая культурное ,военной и экономическое влияние на ближних и дальних соседей, снискавшая славу непобедимой в бесконечных войнах с Крымским ханством ,пред которым трепетала вся Восточная Европа ,приняла брошенный ей Российской империей вызов. Противостояние маленькой Кабарды и гигантской Империи продолжалось десятилетиями : «Кабардинцы ,не желая отдавать земель которые они считали своими ,набегами и грабежами хотели выжить русских поселенцев с их займищ . Русские войска жестоко наказывали хищников ,те мстили за наказание и потянулась долгая 60-летняя война русских с кабардинцами.» [В.П.Пожидаев, «Горцы Северного Кавказа».] Апофеозом этой беспрецедентной борьбы стала небывалая эпидемия чумы которая буквально выкосила население Кабарды, сократив его на 2/3. Генерал Ермолов в этой связи писал: «Моровая язва была союзницей нашей против кабардинцев, ибо уничтожив совершенно население Малой Кабарды и производя опустошение в Большой Кабарде, до того их ослабила, что они не могли уже как прежде собираться в больших силах.» [А. П. Ермолов, «Записки русского генерала.»]
Это дало возможность Российской империи объявить себя победителем в затянувшемся конфликте. Но ,остатки кабардинцев не желая покорятся колониальной администрации ,частью ушли на запад ,на Лабу и Зеленчук , прославив себя там под именем Хаджиретов , самых свирепых и непримиримых врагов русских : «Кабардинцы тут есть беглые.

Эти лучшие наездники и хищники первейшие, дерзновеннейшие. Свинцом засевают, подковой косят, шашкой жнут. Их все боятся. Эти кабардинцы, бешеные псы. Даже если они замирятся, не велено их обратно в Кабарду пускать, разве что на Урупе по одному расселить, и то опасно.

Их или всех выбить или выселить куда-нибудь к туркам. Иначе – никак.» [Венков А. В. ,»Гроза Кавказа. Жизнь и подвиги генерала Бакланова».]
Другая же часть кабардинцев ,ушла в Чечню, где вдохнув новую жизнь в сопротивление местных горцев ,стимулировала их на дальнейшее продолжение борьбы за свою родину : «Кабардинские абреки, проживавшие в Чечне, являлись настоящим злом для края – и злом, с которым бороться было крайне трудно.» [Потто В.А. ,»Кавказская война», Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни.] Оставшиеся же в Кабарде ,были отселены русскими от родных гор и поселены вблизи русских крепостей ,под бдительный надзор оных: «Война с кабардинцами закончилась только при главнокомандующем Ермолове; он распорядился ввести войска в глубь Большой Кабарды и посторил там целый ряд крепостей — Каменномостская ,Чегем ,Баксан ,Нальчик и др. ,в которых разместил значительные отряды для постоянного надзора за беспокойным элементом.» [В.П.Пожидаев, «Горцы Северного Кавказа».]

Таким образом покорив Кабарду Россия прекратила сношения горцев Западного и Восточного Кавказа ,но лишь по Кабардинской равнине. Сношения же между горцами через горные перевалы не прекращались. Необходимо было взять под контроль горный участок располагавшийся между Черкессией и Кабардой и тем воспрепятствовать любым контактам черкесов между собой , а через Кабарду , с Чечней и Дагестаном.
Этот участок был заселен тюркоязычным народом ,совсем недавно поселившимся на Кавказе. Тюрки-карачаевцы (и отделившиеся от них балкарцы) были беженцами из Крымского ханства ,спасавшимися от ханского произвола : «Основу карачаевцев заложила группа беглецов из Крымского ханства ,не примирившихся с игом татарских ханов и искавшая себе в горах Кавказа убежища.» [Умар Алиев, «Очерки революционного движения в Карачае».]

Еще по теме:  Кто такие хайлайтеры на Ютубе

Тюрки появившись в горах Кавказа тут же подпали под власть могущественных кабардинских князей, которые в обмен на свое покровительство и защиту взимали со своих подданных дань натурой : «Будучи таким образом замкнуты в горных ущельях весьма сильным кабардинским племенем, горския общества в прежнее время находились в более или менее тяжкой зависимости от кабардинских князей, без покровительства которых обойтись им было невозможно, ибо только безусловным подчинением себя кабардинским князьям, воля которых уважалась народом, горцы приобретали защиту от хищнических набегов кабардинцев и спокойно пасли свои стада на плоскости, исправно лишь платя своим покровителям условленную дань». [П. Гаврилов. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск II . Тифлис. 1869]

Карачаевцы ,в отличии от соседей-кавказцев черкесов и абазин ,не были воинственны и дерзки. Отличались миролюбивым ,робким характером и все их помыслы вращались лишь вокруг разведения и пастьбы овец :»Карачаевцы . слишком слабы для военного дела, в противоположность кабардинцам, их хозяевам и покровителям.» [Ю. Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии,“ предпринятое в 1807—1808 гг., «Известия СОНИИ», 1948 г., т. Х11,стр._239_ 1 В. Ф. Миллер.]

Для покорения Карачая ,генерал Эммануэль командовавший Кавказской армией, справедливо полагаясь на их слабое сопротивление ,собрав небольшой отряд ,в октябре 1828 года двинул его в горы. Отряд собранный Эммануэлем состоял всего лишь из 1600 человек ,что по сравнению с экспедициями против иных горских народов ,было весьма скромно. Для сравнения скажем что при штурме лишь одного черкесского селения Кабаницы ,с населением в 400 дворов ,российское командование сконцентрировало отряд численностью в 17 тыс. человек при 20-ти орудиях и 8-ми ракетных станках . А сам штурм длился неделю.
Но так или иначе ,маленький русский отряд преодолев бесчисленные природные препятствия вступил в решающую перестрелку с карачаевцами ,которые осыпали пулями и камнями карабкавшихся к ним русских солдат. Силы карачаевцев насчитывали от 500 до 700 человек. Но по словам летописца Кавказской войны ,В.

Потто хоть «этих сил было немного . но их было вполне достаточно для удержания этой крепкой позиции, если бы только на месте карачаевцев было другое , более стойкое и воинственное племя». [В.Потто,»Кавказская война» ,Том 5, Покорение карачаевцев]. Как только первая же рота егерей силой в восемьдесят штыков, под командой поручика Митцкевича взобралась на гору где засели карачаевцы и дала по ним залп ,карачаевцы не выдержали натиска и бросились бежать с криком: “Нет более Карачая! Нет более нашего отечества”.[В.Потто,»Кавказская война» ,Том 5, Покорение карачаевцев]. Согласно рапорту Эммануэля ,покорения Карачая ,являвшего собой неприступную природную твердыню названую самим Эммануэлем «Фермопилами Кавказа» продлилось всего лишь . полдня.

Покорив Карачай Россия окончательно прервала все пути сообщения между Черкесией с одной стороны и Кабардой ,Чечней и Дагестаном с другой.
Карачаевцы присягнув России ни разу так и не нарушили присяги ,то есть ни разу не попытались восстать и сбросить позорное ярмо оккупации: «Со дня покорения, карачаевцы отличались преданностью и в тревожное время не возбуждали к себе таких опасений, как другия племена. Все установленные русскими порядки карачаевцы охотно принимали и с необычайною искренностью привязывались к новым русским властям.» [Г. Петров. Верховья Кубани — Карачай. Екатеринодар. 1880]
Когда черкесы во главе с Магомет Амином попытались освободить Карачай и силами отряда в 3 тыс. бойцов вошли в их селения, карачаевцы проявив для видимости покорность наибу Шамиля , при этом тут же уведомили русскую военную администрацию о вторжении к ним черкесов и затребовали помощь, которая незамедлительно была им оказана: «В 1853 году, когда знаменитый Магомет Эмин с . войском, состоявшим из абадзехов, темиргоевцев, бесленеевцев и других мелких адигейских племен, задумал вторгнуться в Карачай, чтобы, взволновавши его, броситься на какой-либо из русских отрядов, — карачаевцы не только отказались принять участие в планах Эмина, но и решились оказать ему сопротивление, послав просить помощи у русских.» [Дьячков-Тарасов. «В горах Большого и Малого Карачая».]

Присоединение Балкарии прошло еще проще. Безо всякого сопротивления балкарские князья-таубии и весь подвластный им народ , в 1827 году признали над собой власть российского императора.

Еще по теме:  Ютуб как получить статус квалифицированного инвестора

Ниже приведен небольшой цитатник с выдержками из различных исторических работ описывающих «завоевание» Карачая.

«Мирным характером карачаевцев объясняется и то обстоятельство, что они почти без сопротивления признали в 1828 г. власть русских и с тех пор ни разу не делали попыток к возмущению.» [И.С. Щукин. Материалы для изучения карачаевцев. Из «Русскаго Антропологическаго Журнала», №1 – 2. Москва, 1913].

«Карачаевцы по характеру своему народ тихий, покорный и далеко несвободолюбивый, что можно видеть из самых условий покорения Карачая русскими войсками под командой генер. Эммануэля в 1828 году: карачаевцы оказали самое слабое сопротивление, почти добровольно приняли русское подданство, и уж ни разу открыто не изменяли русскому правительству». [Н.Е. Талицкий.

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск сороковой. Тифлис. 1909].

«В 1828 году, командовавший войсками Кавказской линии генерал Эмануэль занял Карачай без особенных затруднений и потерь. Карачаевцы присягнули на подданство, дали заложников и с тех пор оставались спокойными под управлением нашего пристава. Карачаевцы говорят Тюркским наречием, мало отличающимся от Ногайского..» [«Воспоминания Григория Ивановича Филипсона» , Филипсон Г.И. ,1885г.]

«У этих горцев не проявляются в резких формах и тот воинственный пыл, те отчаянные разбойничьи порывы, которые свойственны многим другим кавказским народностям. Сколько нами принесено жертв, сколько употреблено усилий, чтобы завоевать Кавказ!Карачаевцы, напротив, еще в 1828 году, после похода генерала Эмануэля, без боя покорились, выдали аманатов от всех своих аулов и присягнули на верность России, а позже решительно отказались пустить в свои пределы пламенного фанатика Шамиля». [Рукавишников Г. Карачаевцы. // Живописная Россия. Т. 1. М., 1901. С. 461 – 465].

«Присоединение Карачая к России состоялось в октябре месяце 1828 г. После двух-трех стычек, происшедших в 15 верстах от главнаго аула Карт-Джюрт, представители карачаевскаго племени, сознав невозможность противостоять русским войскам, приняли подданство и дали обязательство не принимать у себя мятежников кабардинцев, не помогать им тайно, а равно и другим горцам, отвечать за всякия происшествия против русских в Карачае и содержать на р. Кубани и других местах пикеты для отражения абадзехов и абазинцев.» [Действ. чл. М.В.

Орлов. Известия общества любителей изучения Кубанской области. Выпуск III. Под редакцией В. Сысоева и А. Дьячкова-Тарасова. Екатеринодар. 1902]

«Генерал Эммануель, не смотря на неприступность местности, собрал небольшой отряд и двинувшись к Карачаям, достиг до так называемой Кинжал горы, далее он не мог следовать с кавалериею и орудиями. Общество Карачаевского народа, никогда не ожидавшее видеть во владениях своих Русских, и не дожидаясь дальняго движения, выслала к отряду избранных депутатов, узнать о намерении начальствующаго Русскими войсками.

Эммануель обласкал их, потом предложил условия быть покорными престолу Государя Императора; депутаты, не противясь предложению его, принесли от имени народа присягу в покорности, и с того времяни свято сохраняют свою преданность. А так как Карачаевское общество имеет поселение свое на таком пункте, котораго миновать нельзя, то и сообщение Закубанцев с Кабардою делается недоступным…». [В. Швецова. Очерк о кавказских горских племенах, с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. Москва, 1856.]

«Мягкость их характера, воспоминания о многочисленных лишениях, перенесенных во время продолжительных странствований, сознание своей малочисленности, изолированное положение среди чуждых по языку горцев – все это способствовало тому, что Карачай оказал самое слабое сопротивление русским». [А. Дьячков-Тарасов. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.

Тифлис, 1898. Вып. 25].

«В Кавказской войне карачаевцы и балкарцы участия не принимали. » [З.Б. Кипкеева Карачаево-балкарская диаспора в Турции. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001]

«Познакомившись с судьбою многострадальнаго племени будут понятны причины образования мягкаго характера карачаевцев, а также причины слабаго сопротивления, оказаннаго ими генералу Эммануэлю, овладевшему Карачаем в 1828 году. Совершенно другими чертами характера отличается адигейское племя . самое многочисленное из живших в Кубанской области, отличавшееся воинственностью и любовью к свободе.»[Действ. чл.

М.В. Орлов. Известия общества любителей изучения Кубанской области. Выпуск III. Под редакцией В. Сысоева и А. Дьячкова-Тарасова.

Екатеринодар. 1902]

Источник: maksimgorny.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...