Кто мы, арийцы или осетины?
Последователи теории арийской близости немцев и осетин
Как-то случайно оказался свидетелем разговора группы «знатоков истории», которых почему-то становится все больше и больше. От одного из этих недипломированных «историков» я услышал, что если бы фашистская Германия победила СССР в Великой Отечественной войне, нам бы жилось вдоволь, так как немцы осетин считали себе подобными, так называемыми «арийцами», и мы были у них на высоком счету. Как это обычно у нас бывает, другие участники разговора сразу же поддержали его «арийскую теорию происхождения осетин». Как историк, не мог дальше слушать их разговор и, еле сдержав себя, тихо отошел в сторону.
Хочу через газету ответить таким «историкам» и тем, кто поддерживает их мнение, если таковые есть, и считают себя «арийцами». Дорогие «арийцы», нас осетин мало что объединяет с немцами, которые благодаря фашистским идеологам причислили себя к «арийцам». Во-первых, язык совершенно разный, немецкий относится к германской группе языков, а осетинский к иранской группе языков.
Язычество или единобожие? Что знают осетины о своей традиционной религии?
Во-вторых, и самое главное, немцы относятся к атланто-балтийской малой расе, а мы к балкано-кавказской малой расе. А это немаловажный фактор. По «арийской теории» народы СССР (осетины тоже не исключение) вообще считались «untermensch» (недочеловек) и подлежали физическому уничтожению. Теперь сами подумайте, как осетины подходили по фашистским стандартам к «арийской расе»?
Untermensch – клеймо в отношении других народов
Поверьте, для немецких нацистов любой представитель другого народа кроме германцев (и то не все) был недочеловеком. А это значит, что нас тоже ожидала участь, уготованная остальным негерманским народам – рабство или уничтожение.
А то, что в отличие от славянских регионов СССР, фашисты не зверствовали на территории Северной Осетии, которая несколько месяцев была оккупирована, связано исключительно с тем, что они хотели склонить на свою сторону местное население. К тому же (к нашему счастью) до нас не дошли карательные части СС, а дошли только передовые части вермахта, которые были предназначены воевать с регулярной армией, а не заниматься карательными акциями против мирного населения.
Если бы немцы в Северной Осетии задержались дольше, и у нас бы появилось широкое партизанское движение, как в Белоруссии или в Украине, то ССовцы точно бы нам доказали, какие мы в глазах идеологов третьего Рейха были «арийцами». Для примера приведу историю братьев Гасановых. Когда немцы оккупировали село Чикола, то в один из ноябрьских дней 1942 года братья Ханафи и Омарби Гасановы обнаружили заряженное орудие, оставленное спешно отступившими частями Красной Армии. Братья выстрелили из него, и когда немцы узнали, кто выстрелил, схватили их и отвезли в Кабарду, где несмотря на возраст (Ханафи было 13 лет, а Омарби 11) расстреляли. Вот вам яркий пример «избранности» осетин по фашистской расовой теории, когда они не пожалели даже маленьких детей.
КТО ТАКИЕ ОСЕТИНЫ? ПОЧЕМУ ОНИ СЧИТАЮТ СЕБЯ ПОТОМКАМИ АЛАН?
Арийство: история и стандарты теории
Как историк чуть подробнее уточню, что такое вообще «арийская теория» и кто такие на самом деле «арийцы». «Арийская расовая теория» была разработана в середине XIX века французским литератором графом Жозеф Артюр де Гобино, который по цвету кожи выделил три основные расы: белую (европеоидная), желтую (монголоидная) и черную (негроидная), считая высшей расой белую, а внутри нее на высшее место поставил «арийцев». Термин «арийская раса» он впервые ввел в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас».
В своем труде Гобино определял термином «арийская раса» высоких и стройных, светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. Теперь, если провести своеобразный отбор осетинского этноса, то вряд ли среди нас найдется более одного процента, кто бы подходил под все «арийские стандарты» если измерять размер и формы черепа.
Покопавшись глубже в том, кто же на самом деле «арийцы», вы все будете очень удивлены, а наши «историки» разочарованы, узнав, что к «арийцам» отношение больше всех в Европе имеют не германцы, и тем более не мы осетины, а цыгане, так как их язык относится к индоарийской языковой группе. Если же провести обследование цыган, то среди них наберется еще меньше процент, кто бы подходил под стандарты основоположника «арийской теории» Гобино. А мы знаем, что фашисты цыган одними из первых причислили к «untermensch» и собирались полностью уничтожить. Если же подходить к «арийцам» с современной научной точки зрения, то оно вообще отвергает саму «арийскую теорию», как ненаучную, а считает ее фантазией нацистской Германии.
Кто такие осетины ютуб
Немногие народы могут похвастаться тем, что доподлинно знают ранние этапы собственного этногенеза и происхождения этнических названий. Но все осознают их важность как источников и носителей ценнейшей информации, и поэтому этнонимы интерпретируют и с позиций научного исследования, и в целях политических спекуляций.
За пределами нашей республики нас знают под именем «осетины». В то же время в мировой научной, научно-популярной, справочной литературе стало традицией, говоря об осетинах, прибегать к термину более известному, относящемуся ко времени наиболее выраженного влияния наших предков на ход европейской истории, – «аланы».
Имея установленных предков, мы, «европейские иранцы», «кавказские аланы», «нынешние аланы», получаем большое преимущество перед многими народами. Это обстоятельство увеличивает глубину проникновения в нашу историю до достаточно ранних этапов – до золотого века античности и далее – до середины I тыс. до н.э., т.к., по мнению Всеволода Миллера, следует искать «предков осетин в седой древности в области сарматов и понтийских скифов».
По большинству ранних письменных памятников трудно сделать однозначный вывод о том, как соотносятся между собой названия «осетины-асы» и «аланы», и для того чтобы резюмировать существующие данные, предлагается (далеко не исчерпывающий) список возможных интерпретаций:
Возможно, это два этнонима с одинаковым значением. А. Алемань приводит список трудов, где «аланы и асы» многократно документированы в качестве пары»: «аланы, т.е. асы»; «аланы (alani), которые еще называются аасы (аas)»; «аланы или аасы»; «аланы и асы» – один и тот же народ». Самое очевидное заключение – это два названия одного народа.
Названия близкородственных народов. Но упоминание их в одном контексте необязательно должно означать, что речь идет об одном народе. Так, парное употребление англов и саксов не влияет на степень родственной дистанции между этими древнегерманскими племенами, а подчеркивает общность их исторических судеб от времени их переселения на остров Британия до этапа амальгамации. В таком ключе запись в топографическом описании Кавказа о «горах аланов и аасов» можно понимать так, что там жили и те, и другие. В. Сен-Мартин и Э. Шарпентье считали, что аланы и осетины были близкородственными, но разными народами.
Экзоним, внешнее название. В достаточно стандартизованной форме справка об осетинах обычно содержит информацию о грузинском происхождении их названия. Этой традиции мы обязаны Ю. Клапроту, который в своем знаменитом «Докладе, в котором доказывается идентичность осетин, народности Кавказа, и средневековых алан», заявлял: «Эти горцы называют себя Иронами, а свою страну – Иронистан. Грузины им дали имя Оси, или Овсни, а их территории – Осети, откуда и возникло название «Осеты», под коими они известны в Европе».
Считается, что название оформлено грузинским топоформантом -ети- и русским окончанием -н. Русифицированная форма осетин-ы имеет иногда и другой вариант оформления множественного числа – осетин-цы. Однако степень гибридности этого образования – вопрос дискуссионный. Есть основания полагать, что и корень ос- – неиноязычного происхождения, и морфема -ети может быть рефлексом осетинского форманта множественного числа -тё.
В. де Сент-Мартин высказывался против этнонима «осетины»: «Это название, постоянно употребляемое г-ном Шегреном, так же как и Клапротом и всеми другими русскими, немецкими и французскими авторами, тем не менее не является подлинным этнонимом: это слово совершенно неправильного образования. грузины всегда называли иронов осами, а их страну – Осетией, добавляя к названию народа окончание, которое в грузинском языке служит для обозначения территории в целом. Осетия, таким образом, означает страну, а не народ».
Нельзя согласиться с ним в вопросе о «неподлинности» этнонима. Даже если это имя было дано грузинами, то это внешнее название, экзоним, и тогда вслед за «осетинами» такими «неправильными» следует считать целый ряд известных названий, таких как «венгры», «украинцы», «чеченцы», «баски».
Эндоэтноним, самоназвание. Есть основания считать «осетины» самоназванием или, по крайней мере, бывшим самоназванием, сохраненным в языке соседнего народа. Вслед за А. Алеманем нам также представляется, что это вариант этнонима *ёs-, в изобилии документированного в арабских, новоперсидских, монгольских, китайских, среднелатинских, возможно, греческих формах, в древнерусских летописях.
О том, что это самоназвание народа, говорит письменное свидетельство XIII в. И. Карпини: «…аланы, которые зовутся азами». В XV веке к такому выводу пришел и Иосафат Барбаро: «Алания происходит от народа аланов, называющихся на своем языке «ас».
На современном этапе название «ас» не документируется в осетинском языке, и в этой связи особый интерес представляет свидетельство Я. Рейнеггса, который в конце уже достаточно близкого к нам XVIII в. писал: «На левом берегу Терека находятся жилища народа, называющего себя оссами. Другие соседи называют их осси, а русские – осетинцами». Два столетия назад в нашем языке еще данное название присутствовало? Если это было самоназванием, тогда этноним «осетин» для нашего народа – это как «картвели» для грузин, «саха» для якутов, «нихондзин» для японцев.
Название территориальное и
этническое. Алания – название средневекового государства, конфедеративного образования. Страну Аланию, которую Константин Багрянородный, пользуясь правом самодержца на литературное преувеличение, помещает выше Кавказских гор, могли населять, в том числе, и асы-осы.
Примерами территориальных этнонимов могут служить названия «армяне», «корейцы».
Но этноним может происходить не только от названия страны, но и, скажем, острова, как самоназвание ирландцев «эйренах» от кельтского названия «Ирландии Эйре», как и у их соседей британцев. В таком случае версия Аммиана Марцеллина о топонимическом происхождении названия может быть состоятельной: «…тянутся бесконечные степи Скифии, населенные аланами, получившими свое название от гор». Хотя более вероятным представляется перенесение на горы названия проживающих в них этносов.
Отношения части и целого. Аланы – это, возможно, макроэтноним, включающий в себя ряд микроэтнонимов. Так, Ибн Руста в Х веке сообщал, что аланы делятся на четыре племени, из которых самое западное называлось «асы». Возможно, так следует понимать слова Н.М. Карамзина о том, что, «вероятно, нынешние Оссы или Оссетинцы – Аланского племени».
И у Э. Шарпентье предки осетин – самостоятельная часть большого аланского народа.
Еще одно интересное наблюдение Аммиана Марцеллина об аланах, которые «мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам», стимулирует вопрос о степени родства между населявшими Аланию народами.
Хронологическая смена названий. Название «аланы» кануло в Лету после XVI века, и уже почти пять веков некого спросить: «Алан дё?» Но архаизация этнонима не знаменует конец существования этноса: смена названия могла быть вызвана внутри– и внешнеполитическими, демографическими и социальными процессами: «и в начале н.э., и в XIV в., и в XIX в. народ этот оставался «там же, и что поэтому не без основания Оссетины могут быть признаны Кавказскими Аланами средних веков».
О том, как быстро может смениться и быть усвоенным название, можно судить по фактам современной истории. В последнее десятилетие ХХ века мир стал свидетелем того, как форма «россияне», которая столетия считалась «искусственной и высокопарной, отживающей себя», пережила возрождение в 90-е годы. Преимущество данного политонима в том, что он одновременно и исторический – известен с XVI в., и достаточно политкорректный, примиряющий и не ущемляющий сознание этнической идентичности населяющих РФ народов.
«Под своим именем аланы происхождением скифского и сарматского были известны в Средние века, а потом под именем осетин». Однако по каким-то причинам в нашем собственном языке не удержалось ни одно из этих названий.
Поэтому нельзя «правильно» ответить на «неправильный» вопрос: «Осетин дё»? «природный осетин» не может ответить на него утвердительно. С той же степенью корректности формулировки можно спросить этнического русского: «Ты уырыссаг?» или обратиться к немцу с вопросом: «Bist du nemytsag?»
Итак, «природный осетин», несомненно, начнет с того, что машинный перевод не различает столь важные для нас понятия. Что «осетин» – это этнокультурная лакуна, в нашем родном языке, «вне всякого сомнения, самом важном из языков Кавказа из-за его связей с основными языками Европы и Азии большой индоевропейской группы», не имеет эквивалентной единицы. Вследствие этого в самом осетинском языке отсутствует такой инклюзивный термин, но есть два самоназвания по двум основным субэтничным группам «ирон» и «дигорон».
Но детализация и различения, важные внутри этноязыковой группы, нерелевантны для межкультурного взаимодействия. Тем более знать все названия всех стран, народов и этнических групп, их составляющих, практически невозможно.
У русскоговорящих людей долгая история взаимоотношений с немцами, обязаны ли они при этом использовать слова «тевтонцы», «германцы», «аллеманны», «дойтч», «тедеско» и знать, что среди них могут быть саксонцы, баварцы и т.д.? А в армянской истории зафиксированы по меньшей мере 8 названий страны и народа и еще целый ряд вариантов этих названий, незнакомых большинству неспециалистов. И все ли мы знаем, что метеорит, известный как Тунгусский, упал на землю эвенков? И что известное изречение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» призывает опасаться не данов Средневековья и не жителей современной Дании. Это предостережение от коварства греков, количество названий которых в разные времена и у разных народов превышает десяток, отражая виражи исторического развития народа и страны Греции, в собственном языке называемой Элладой.
Даже у однокоренных названий разный объем значения: адыги – шире, чем адыгейцы, англичане произошли, в том числе, и от англов, а упоминавшиеся даны – не жители Дании. У одного слова может быть целый ряд производных с различающимся значением: бриты, британцы, бретонцы и т.д.
Осетинский язык – единственный, чья лингвистическая ДНК указывает на его родство со скифо-сармато-аланскими языками, необходимо исследовать количество отделяющих их звеньев, вопросы тождества или степеней родства между этими языками.
И хотя скифо-сармато-аланская преемственность осетинского языка является научно достоверным, доказанным фактом, этот вопрос часто ставится по соображениям политической конъюнктуры, что отражается на тенденциозности интерпретаций и выводов из них. Обусловлено это в первую очередь особенностью роли вершителей истории, которую скифы, сарматы и аланы выполняли на протяжении продолжительного исторического периода благодаря своей беспрецедентной мобильности, проживанию на огромной территории, активному участию во всех основных процессах своего времени, военному превосходству, позволявшим создавать конфедерации различных, в том числе и неиранских, народов.
Совершенно естественно, что осетины не являются единственными биологическими потомками этих народов, они рассеяны на бескрайних просторах Евразии. Именно язык, единственный «необманчивый знак», делает нас «последними потомками большого иранского племени, которое в Средние века известно было как аланы».
Источник: sevosetia.ru
Кто такие осетины?
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Санкт-Петербурге.
Наш город с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с осетинами.
Осетинский этнос насчитывает сотни лет, но его родословная корнями уходит вглубь тысячелетий, к ираноязычным народам Северного Причерноморья. Осетины считаются потомками алан. В религиозных воззрениях осетинского народа можно увидеть причудливое смешение различных верований — христианских, мусульманских, языческих. Однако большинство осетин являются приверженцами православия.
Особенности национального костюма
Осетинский традиционный костюм ныне сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц. Мужчины носили папахи и черкески.
Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка. Зимой она являлась защитой от снега, холода и дождя, летом защищала от жары. Пастухи очень любили эту одежду, так как она служила отличной подстилкой для сна.
Осетинская кухня
Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин — скифов, сарматов, алан, отсюда обилие блюд из молочных продуктов и мяса. Самым известным блюдом осетинской кухни являются осетинские пироги.
Осетинские пироги — плоские пироги с начинкой. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину) и треугольной формы. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной начинкой. Пироги в Осетии являются культовой едой (имеют ритуальное значение). В большие религиозные, национальные или фамильные праздники на стол подаются три пирога, сложенные друг на друга.
Поражает разнообразие начинок, которыми наполняются осетинские пироги. К знакомым нам картофелю и сыру добавляют листья черемши, измельчённую капусту и тыкву, рубленое мясо, фасоль, свекольную ботву.
Для приготовления осетинского пирога с начинкой из свекольных листьев понадобятся следующие ингредиенты. Тесто: мука — 2 кг, молоко или вода — 0,5 литра, дрожжи — 1 пачка сухих или 1 ст. л. развесных, сахар — 1 чайная ложка, соль — по вкусу. Начинка: свекольные листья — 1 средний пучок, сыр — 300 гр., сливочное или топленое масло — для смазывания.
Прежде всего надо приготовить опару. Смешайте небольшое количество муки с теплой водой и пачкой сухих дрожжей, добавьте щепотку соли и чайную ложку сахара. Оставьте в теплом месте на 30 минут. В широкую миску просейте муку, сделайте посередине углубление, аккуратно влейте в него 0,5 литра теплого молока или воды и опару.
Не торопясь, замесите тесто, оно должно получиться мягким и податливым. Поставьте его на пару часов в теплое место — за это время приготовьте начинку. Сыр —должен быть малосольный, желательно осетинский. Сыр пропустить через мясорубку или натереть на терке. Для начинки свекольные листья мелко рубятся и смешиваются с сыром.
После того как тесто подошло, выложите его на присыпанный мукой стол, разомните, сформируйте небольшой шар, накройте полотенцем и дайте еще немного подняться — хватит пяти минут. Теперь формируем пирог. Разомните шар теста в небольшую лепешку, в центр выложите начинку. Слегка примните и аккуратно соберите края теста над начинкой — получится своеобразный узелок.
Мягкими движениями ладоней разомните заготовку до диаметра сковороды. Теперь аккуратно переложите ваш пирог на сковороду. Сделайте посередине небольшое отверстие для выхода пара. Пирог выпекается в духовке в среднем три-четыре минуты при температуре 250 градусов. Готовый пирог обильно смажьте сливочным или топленым маслом.
Осетины в Санкт-Петербурге
Между Осетией и Санкт-Петербургом издавна сложились глубокие и крепкие отношения. Осетинское землячество в Северной столице начало свою работу с 1749 года, с момента первого обращения осетин к российскому государству с просьбой принять Осетию под свою защиту и в свой состав.
Осетия и Петербург были рядом не только в мирное время. Много ярких страниц вписаны уроженцами Осетии в историю героической обороны Ленинграда. Около 3 тысяч осетин защищали славный город на Неве.
Среди осетин – защитников Ленинграда — 10 Героев Советского Союза: Сергей Бицаев, Юрий Бунимович, Георгий Бзаров, Александр Гагиев, Василий Коняхин, Александр Мнацаканов, Алексей Остаев, Григорий Пасынков, Аркадий Селютин, Геннадий Цоколаев. За Ленинград осетины воевали в рядах регулярных войск, и в народном ополчении, и в партизанских отрядах. На ленинградской земле похоронено 560 защитников из Осетии.
В храме Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2007 года состоялось открытие памятника «Детям Беслана», у основания которого заложены капсулы с землей Беслана, привезенные петербуржцами из Северной Осетии.
В разное время вузы Петербурга окончили многие видные представители осетинской творческой интеллигенции. В Санкт-Петербургской академии художеств учился основоположник осетинской литературы, блестящий художник и общественный деятель Коста Хетагуров. В Санкт-Петербурге получили образование родоначальник осетинской национальной драматургии Елбыздыко Бритаев, знаменитые осетинские художники Махарбек Туганов и Азанбек Джанаев, скульптор Сосланбек Тавасиев, ученый – иранист с мировым именем Васо Абаев и многие другие представители науки, культуры и искусства Осетии. В городе на Неве жил и трудился уроженец Осетии Юрий Кучиев — капитан атомного ледокола «Арктика», экспедиция под его командованием впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле.
Сегодня Осетия в Петербурге представлена не менее яркими именами. Осетинская диаспора в Северной столице состоит из видных руководителей промышленности, заслуженных медицинских работников, людей творческих профессий.
В нашем городе живут и трудятся художественный руководитель-директор Мариинского театра, выдающийся российский дирижер Валерий Гергиев, российский предприниматель и меценат — Таймураз Боллоев. В ноябре 2009 года в сквере Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на Васильевском острове был открыт памятник основоположнику осетинской поэзии, писателю и художнику Коста Хетагурову.
В Петербурге активно работает Санкт-Петербургское Осетинское общество «Алания» под руководством Петра Наниева, которое способствуют развитию и популяризации осетинской национальной культуры, знакомит горожан с обычаями и традициями осетин, проводит национальные праздники, ведет работу с осетинской молодежью. Ансамбль осетинского танца «Иристон» под руководством Фатимы Алдатовой давно стал яркой вехой в культуре Петербурга. Важную роль в этой работе играет Представительство Республики Северная Осетия — Алания в Северо-Западном Федеральном округе под руководством Бориса Газалова, который также является председателем Общественного консультативного совета при СПб ГКУ «СПб Дом национальностей».
Источник: momo78.ru