Прежде всего, надо сказать, что шииты, насчитывающие сегодня около 200 миллионов человек из всех наций мира, воспринимают себя не только как религиозную общность, но и как единый народ и — более того — как одну семью. Это не преувеличение и не метафора. Фатима Захра (А) сказала: «Все шииты — мои дети». От других Имамов (А) есть такие хадисы: «Души наших шиитов сотворены из нашего света».
Иными словами, шииты чувствуют себя единым целым, как бы произошедшим от одной матери. Семьей, объединенной вокруг общих родителей – Ахль уль-Бейт Пророка (С). А потому боль, причиненная шииту, мгновенно отражается болью всех членов этого организма по всему миру.
Эта связь, эта общность носит не просто духовный характер – она присутствует на парафизическом уровне, так сказать, на уровне крови. Отсюда и типологическая близость шиитов друг другу, так что на Ближнем Востоке, например, можно тут же узнать шиита в толпе не-шиитов. Еще Имам Садык (А) указывал во время смуты: «Не выходите из своих домов, иначе вас узнают по свету ваших лиц и убьют».
ШИИТЫ И СУННИТЫ — в чем разница и когда появились? (история Халифата)
Говорят, однажды был произведен такой эксперимент: чрезвычайно породистых жеребцов вывезли в разные части света. И вот происходило поразительное: когда одного жеребца кололи шилом в Америке, в это же самое время другой вздрагивал и вставал на дыбы, находясь в России. Это примерно то, что происходит с шиитами.
Итак, шииты – это семья, это живой организм, географический центр которого находится в Иране и Ираке, а остальные части разбросаны по всему миру. Организм этот объединен вокруг одного сердца – Сокрытого Имама.
Правление Сокрытого Имама часто неправильно понимают – как некий виртуальный мистический факт, — тогда как Имам совершенно реально, физически находится среди своих шиитов и управляет ими вот уже 1200 лет. Разумеется, руководство Распорядителя дел носит также и мистический характер, но, не существуй оно в реальной форме, шиитов бы давно уничтожили.
Имам может появляться и исчезать, находиться одновременно в нескольких местах – ему присущи и многие другие чудесные способности, — но при этом он дает указания в тех точках, на тех исторических поворотах, когда это необходимо, и тем людям из различных шиитских эшелонов, которые того заслуживают. Совершенно неважно, верит в это кто-то в «двадцать первом веке», или нет. Это – реальность, а не вопрос веры. Все, что имеют шииты, исходит от их Вождя.
В современном мире, где господствуют стихии распада, фрагментаризации и механизации, шииты остались одной из немногих общностей, сохранивших гештальт целостности и единый дух. Они есть некая духовная общность, обладающая единой волей, движимая одним смыслом.
Что это за воля и каков этот смысл?
Когда умер Последний Пророк (С) – одна из самых непонятных и оставшихся неизвестными личностей в мировой истории, человек, чей образ был фундаментально искажен различными формами лжеислама, — произошло повальное отступление от его религии. Это не ново, так было и с другими Пророками. В вихревом движении смут, войн, страшных зверств и преступлений, сопровождаемых к тому же экстенсивным расширением и подчинением новых территорий, остается один шест, один столп, один световой луч, сохраняющий его религию – это его Семейство, люди его Дома. К ним стягивается небольшой состав тех избранных, которые не отступали от традиции Пророка (С). Так вырастает партия возрожденной религии, как песчинки тянутся к магниту и образуют вокруг него некую структуру, – это шииты Людей Дома.
Мусульмане СУННИТЫ и ШИИТЫ – КАК так вышло?
Их немного, но они поддерживают горение светильника. В то же время от имени религии Пророка (С) уже завоеваны огромные пространства, и искажение уже оформилось в иерархию власти и социальных отношений. Уже возник нечестивый халифат, являющийся носителем сатанинской фигуры смуты и перверсии, отложившейся в определенные кристаллические структуры и застывшей в них.
Разумеется, между этой сгустившейся в образе мрачного монстра фигурой искажения и маленьким отрядом хранителей света, изначального Ислама, возникает непримиримый конфликт. Шииты подвергаются всевозможным формам преследований. Черная туча нависает над тлеющей свечой, чей свет едва заметен; чудовищные вихри грозят в любой момент потушить пламя. Крайне незначительная группа людей, убежденных в своей безусловной истине и руководимых Имамами, формирует зерно. Из этого зерна вырастет дерево, которому суждено накрыть своей кроной весь мир.
Если посмотреть со всемирно-исторической точки зрения, то преследования были нужны, дабы еще сильнее сплотить этот отряд, чтобы пропитать волю каждого его члена общей коллективной волей, сделав его проводником такой воли, где бы он ни появился. С тех пор и до настоящего времени в душе у каждого шиита не заживают раны.
Но каждое зерно, чтобы прорасти, должно прежде погрузиться во мрак почвы. Такой мрак – период халифата Омейядов и Аббасидов, «зверя из бездны» – страшные столетия, когда жизнь шиитов ничем не гарантирована, когда убиты все Имамы (А), когда шиитов пытают, замуровывают в стены, жгут, закапывают в землю, распинают на деревьях. Тело избранной общины рвут железными крючьями и жалят скорпионами. Из мягкого материала ее закаляют в железо.
Результат этой темной эпохи прочен – шиитский организм сформировался и закалился до такой степени, что дальнейшие испытания ему уже не страшны. После этих веков и до Судного Дня не существует больше такой силы, которая могла бы нанести ощутимый вред организму, прошедшему такую алмазную закалку. За его будущее теперь можно не беспокоиться. И вот — тюрьма халифата рушится в труху, как старый кокон, в который была закована бабочка. И бабочка вылетает на свободу.
Гонения, которым подвергался шиитский сверхнарод на протяжении всей истории, имеют свой смысл и философию. Состоит она в том, что больше двух состояний в земном мире мы не имеем – или быть с Истиной и при этом угнетенными, или быть с ложью, и при этом угнетателями. Таковы законы ближнего мира, которые в будущем мире изменятся на противоположные, и «последние станут первыми».
А гонения эти были таковы, что выдерживать их приходилось почти на грани человеческих возможностей. Быть шиитом – это означало быть чем-то выше человека, перейти в «сверхчеловеческое» измерение и обитать там, в плоскостях, где пространство и время искривляются. Отсюда и исключительная одаренность шиитов, несмотря на свою малочисленность создавших гигантское наследие в области теологии, философии, права, искусства, архитектуры – фактически целую сакральную цивилизацию.
Уничтожить шиитов оказалось совершенно не по плечу любому тирану и царству, какими бы силами они ни обладали. Наоборот, история показывает, что все они рушились, спотыкаясь именно на шиитах. Как бы ни была страшна внешняя судьба шиитов в этом мире, самому их бытию ничто не может угрожать, потому что в них исполняется замысел Бога, и они находятся под Божественной охраной.
Любой борящийся с ними лишь соберет горящие угли на свою голову, но в итоге ничего не добьется, кроме их усиления. Во времена Саддама после подавления очередного шиитского восстания танки стреляли по Храму Аббаса (брата Имама Хусейна) в Кербеле, и на воротах написали: «Ла шиа мина ль-йаум» — «Ни одного шиита с этого дня».
При этом Саддам придумал такой способ казни шиитов – живых людей пропускали через промышленные мясорубки для рыбы, начиная с ног. И что же? Добились ли они своих целей? Саддама давно уже нет, Ирак в руках шиитов, и каждый год только в один день зиярата Арбаин в Кербеле собираются 20 миллионов человек. Ваххабиты взрывают этих паломников, но каждый год их число увеличивается еще на миллион.
Когда закончилась эпоха Аббасидов, началось постепенное распространение шиизма на более и более обширные территории. Перебродившему раствору, достигшему предельной концентрации, теперь не было страшно экстенсивное расширение, которое – не забудем – всегда представляет собой угрозу размывания изначального человеческого типа, на базе которого оно осуществляется (так было с римлянами, в результате исчезнувшими с лица земли).
За каждым количественным скачком, за каждым успехом следует новый виток преследований и гонений, как будто некая воля закрепляет достижения, не дает им распасться, снова и снова пропитывает их единой эссенцией и порывом. Ничто не сплачивает так, как общие страдания. Например, Иран, став целиком шиитским при Сефевидах (16-й век), затем переживал долгий период колониальных завоеваний, кризисов, унижений и распадов. Тайная, провиденциальная причина – вытравить огнем этих страданий остатки суннизма, суфизма и даже старого язычества в иранском народе, очистить его и пропитать прозрачной субстанцией Истины, которая дошла бы до всех волокон и капилляров его национального бытия.
И вот, когда это свершается, сразу происходит событие, выносящее Шиизм на совершенно новый уровень, на один этаж вверх. Это исламская революция. Теперь Шиизм превращается – впервые за всю свою историю – в глобальную силу, понемногу начинающую затрагивать и преобразовывать все человечество, что является уже знамением скорого прихода Сокрытого Имама. Включите телевизор в России, Америке, Германии – что вы слышите? «Иран, шииты, аятоллы». Шиизм бросил вызов теперь уже не только нечестивому халифату – он бросил вызов всему миру, погрязшему в разврате, грехе, идолопоклонстве.
Это тоже было судьбой. И, как всегда, этап очередного возвышения сопровождается новыми, еще более усилившимися испытаниями – война, угрозы, шантаж, преследования, ненависть сверхдержав, движение грязных ваххабитов. Партии Али по-прежнему не дают жить спокойно. « Мы непременно испытаем вас страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых!
» — говорит Коран (2: 155). Новые страдания, новые испытания – но и новое очищение, новая твердость, новая мудрость, новый опыт. «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». А если бы не дробил, то не было бы и булата! М i р думает, что делает нам зло, но на самом деле он служит нам.
Когда же мы переживем и выиграем этот этап, останется только третий и последний – утверждение глобального царства Последнего Имама на обломках всех сверхдержав, всех тагутов и лжеидеологий. А мы его обязательно выиграем, как выиграли все предыдущие! Сказал Имам Саджад (А): «Когда восстанет Махди, Аллах удалит от наших шиитов печали, и сделает их сердца тверже железа, и сделает силу каждого мужа из них силой сорока мужчин, и они станут правителями земли».
Но надо помнить, что история второго этапа, когда шиа Али начала уже играть глобальную роль, будет крайне драматической и напряженной. Согласно множеству преданий, она ознаменуется страшными войнами, катаклизмами и разрушениями в масштабах всего человечества.
Шейх Туси в книге «Гайба» передает, что Имам Хусейн (А) сказал о знамениях прихода Махди (А): «Не произойдет это, покуда не умрут две трети людей». У него спросили: «Если умрут две трети, то кто тогда пребудет?».
Он ответил: «Разве не достаточно вам того, что вы относитесь к оставшейся трети?» Повелитель верующих Али (А) сказал: «К знамениям прихода Махди относится гибель двух третей человечества. Треть людей будет убита, треть умрет (от болезней, голода и т.д.), а треть останется». Он также сказал: «Перед приходом Восстающего будет красная и белая смерть. Красная – смерть от меча, белая – от эпидемий».
Эти и другие катаклизмы, от которых содрогнется земля, станут повивальными муками, готовящими ожидаемый приход Освободителя. Люди будут убивать друг друга, грабить, творить нечестие, по всей земле воцарится кровавый хаос и скрежет зубов, и только для шиитов сохранится аман – безопасность и защита в эти последние времена. Параллельно, однако, будет все более и более широко распространяться Истина – об этом также говорят предания. Не останется ни одного дома, в который не проникли бы сведения об Ахль уль-Бейт (А).
Когда ужас достигнет пика, Махди выйдет из сокрытия, дабы установить Царство справедливости по всей земле. Он появится в пятницу, около Каабы, и, прислонившись к ее стене, прочитает аят Корана: «Последнее, что осталось вам от Аллаха – лучше для вас, если вы уверовали» (11: 86).
Такова тайная история партии Али, которая из нескольких человек выросла до 200 миллионов, чтобы постепенно превратиться в мировую силу и «наследовать землю». О ее завете и судьбе Коран говорит:
« Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками » (28: 5).
Источник: im-werden.livejournal.com
Кто такие шииты
Шииты – это одна из двух основных конфессий ислама, вторая конфессия – сунниты. Шииты являются сторонниками шиизма, одной из главных ветвей ислама. Шииты отличаются от суннитов своими теологическими убеждениями и правовыми взглядами. Основной различительной чертой шиитов является их вера в духовное и пророческое руководство истинными наследниками пророка Мухаммеда, называемыми имамами.
Одним из важнейших пилотов шиитского вероучения является учение о 12 имамах, которые, согласно вере шиитов, являются непосредственными наследниками пророка Мухаммеда. В шиитской традиции имамы считаются руководителями истинной исламской общины и наделены сверхъестественными духовными и моральными качествами.
Быть шиитом – означает не только следовать шиитскому вероучению и поддерживать шиитскую традицию, но и исповедовать уникальные теологические убеждения и азартно отстаивать роль имамов в руководстве мусульманским сообществом.
Убеждения и обряды шиитов отличаются от суннитских. Например, шииты наряду с поклонением Богу также обращаются с просьбами и по благословению к их исламским имамам. Шиитская община формирует особый иерархический строй, где религиозные деятели, аятоллы, играют значительную роль в религиозной, политической и социальной жизни шиитского сообщества.
Исторический обзор шиитского движения
Основное разделение на суннитов и шиитов произошло после смерти пророка Мухаммада в 632 году. Сунниты, составляющие основную часть мусульманского сообщества, признавали новым правителем Абу Бакра, второго халифа. Однако шииты считали, что право на преемственность принадлежит потомкам Мухаммада через его дочь Фатиму и зятя Али, первого имама. Именно Али является основоположником шиитства.
С течением времени шииты разделились на различные течения и направления, каждое из которых имело своих лидеров или имамов. Наиболее известными из них являются двенадцатеро шииты (или итна ашариты), которые составляют подавляющее большинство шиитского сообщества в настоящее время. Их правоверие основано на вере в 12 имамов, последним из которых является их прямой потомок, который они считают скрытым и ожидающим своего возвращения в роли мессии.
Шииты играли важную роль в истории ислама, участвуя в рамках различных политических, культурных и социальных движений. Их борьба за установление правления исламской республики и противостояние суннитским правителям привела к формированию мощных шиитских государств, таких как иранизированное Арабское государство и Фатимидская империя в Египте.
Исторический обзор шиитского движения позволяет лучше понять характер и идеологию шиитов, их собственные традиции и путь, который привел их к существованию как отдельной ветви ислама.
Основные принципы и верования шиитов
Верования шиитов основаны на идеи, что проповедники-имамы, которых они считают преемниками Пророка Мухаммеда, обладают особыми духовными и юридическими полномочиями. Шииты считают, что первым имамом был Али, жених Пророка Мухаммеда и его братан Электронная энциклопедия Последний имам Хаджи, и что их преемники должны быть назначены имами своим предыдущим имамом.
Шииты верят в то, что пророка Мухаммеда следовало преемникам быть божественно вдохновленными и безгрешными в своих действиях и принимаемых решениях. Это концепция, известная как имамат. Важным верованием шиитов является также их ожидание скорого прихода главного имама Махди, который возвратится и установит справедливое правосудие на земле.
Верующие шииты выражают свою приверженность потомкам Али и Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда. Они выражают свою любовь и преданность имамам, они приветствуют их дни рождения (мавлиды), отмечают множество особенных праздников, где великая роль отводится событиям из истории имамов шиитов.
Шииты проводят много времени в образовательных центрах, где изучают ислам и традиции шиитов. Они также придерживаются пятничной молитвы в мечети и соблюдают обряды, такие как пост Рамадан, хадж и зикр, поклонение с помощью молитвы и чтения Корана.
Роль и значение имамов в шиитской традиции
В шиитской вероучительной системе имамы считаются наследниками Пророка Мухаммада и его дочери Фатимы, а также возглавляют сообщество после Пророка. Имамы являются авторитетными источниками религиозного знания и духовного руководства для шиитов.
Шииты верят, что положение имама не только определяется его родословной от Пророка Мухаммада, но также и непосредственным назначением Аллаха. Имамы, по сути, являются связью между Богом и его верующими, и их слова и поступки имеют божественное дарование.
Имамы также считаются непогрешимыми в своих действиях и решениях, поскольку они ведутся вдохновленным знанием от Аллаха. Они представляют собой идеальный образ для шиитов в практике религиозных обязательств и нравственных принципов.
Шииты поклоняются имамам и обращаются к ним за помощью и руководством в своей духовной жизни. Имамы считаются духовными лидерами, которые принимают на себя заботу о благополучии своих последователей и помогают им во всех аспектах их жизни.
Все 12 имамов в шиитской традиции считаются руководителями после Пророка Мухаммада. Это начинается с имама Али и продолжается до имама Махди. Шииты восхищаются имамскими добродетелями и чтут их великодушие, благочестие и образ жизни.
Имам Али | 632-661 гг. |
Имам Хасан | 661-669 гг. |
Имам Хусейн | 669-680 гг. |
Имам Зайнул-Абидин | 680-713 гг. |
Имам Мухаммад Бакир | 713-743 гг. |
Имам Джафар Садык | 743-765 гг. |
Имам Муса Казим | 765-799 гг. |
Имам Али Рида | 799-818 гг. |
Имам Мухаммад Таки | 818-835 гг. |
Имам Али ан-Наки | 835-868 гг. |
Имам Хасан ас-Саббах | 868-874 гг. |
Имам Мухаммад Махди | 874-н.в. |
Имамы являются центральной фигурой в шиитской вере и играют важную роль в формировании и поддержании идентичности шиитов. Их авторитет и влияние простираются на все аспекты жизни верующих и служат источником вдохновения и направления для них.
Отношения шиитов с суннитами: исторические и современные аспекты
Между шиитами и суннитами существуют долгие и сложные отношения, которые имеют как исторические, так и современные аспекты. История отношений между этими двумя группами мусульман насчитывает более 14 веков и насыщена конфликтами, противостоянием и притиркой идей.
Конфликт между шиитами и суннитами начался после гибели пророка Мухаммеда, когда возник вопрос о легитимности власти и последователей пророка. Шииты считали, что право на вождение уммы передалось только потомкам Мухаммеда, начиная с его племени Хашимитов и его дочерей, а сунниты признавали легитимность самой выборной системы.
Эти разногласия привели к длительным и кровопролитным конфликтам, в результате которых формировались два главных течения ислама: суннизм и шиизм. Однако, отношения этих двух групп были не только конфронтационными, но и уважительными и взаимовыгодными на определенных исторических этапах.
Современные отношения между шиитами и суннитами по-прежнему остаются сложными. В некоторых странах, где преобладает одно из этих двух течений, шииты могут сталкиваться с дискриминацией и преследованиями со стороны суннитских групп. В то же время, существуют и примеры сотрудничества и взаимодействия между представителями этих двух течений ислама.
- В отдельных странах шииты и сунниты мирно сосуществуют, уважая и признавая права друг друга.
- Организации и движения, такие как Вуджуд и Шиитский суннизм, стремятся к построению диалога и мирного сосуществования между шиитами и суннитами.
- В одной из крупнейших стран суннизма — Египте, активно проводятся инициативы по восстановлению дружеских отношений и сотрудничества между шиитами и суннитами.
Таким образом, отношения шиитов с суннитами сохраняют свою актуальность и их развитие определяется множеством факторов, включая историческое наследие, культурные особенности и политические условия каждой отдельной страны. И хотя конфликты и разногласия не исключены, возможностей для улучшения взаимоотношений и достижения мира между этими двумя группами также предостаточно.
Распространение шиитов в мире
Иран является наиболее населенной страной, где проживает большинство шиитов. Здесь они составляют около 90% населения. В Ираке шииты также представляют значительную долю населения, составляя около 60-65%. В Йемене шииты составляют около 30% населения, преимущественно в северных районах страны. В Бахрейне абсолютное большинство населения является шиитами.
В других странах Ближнего Востока, таких как Ливан и Сирия, шииты являются значительным политическим и религиозным силой. В этих странах есть сильные шиитские политические партии и движения, влияние которых ощущается внутри страны, а также в регионе в целом.
Кроме того, шииты проживают в различных странах в Южной и Центральной Азии, таких как Афганистан, Пакистан, Индия и Таджикистан. В этих регионах шииты образуют небольшую долю населения, но все же имеют значительное значение как религиозное и культурное сообщество.
Шиитское влияние также присутствует в западных странах, в которых проживает значительная диаспора шиитов. Они активно участвуют в социальной и политической жизни этих стран, сохраняя свои религиозные и культурные традиции.
Таким образом, шииты являются одним из самых важных исламских течений в мире и их влияние затрагивает множество регионов, с различными культурными и политическими особенностями.
Современные политические течения в шиитском исламе
Шиитский ислам представляет собой разветвление исламской религии и имеет свои особенности в сфере политики. В рамках шиитского ислама выделяются несколько современных политических течений, которые сильно влияют на современные события на Ближнем Востоке и в других частях мира.
- Исламская революция в Иране: События 1979 года, связанные с свержением шаха и установлением исламской республики, способствовали развитию шиитского ислама в Иране. Шиитское духовенство, возглавляемое аятоллой Хомейни, стало основной политической и религиозной силой в стране. Иранская исламская революция во многом определила направление развития ислама в современном мире.
- Иранский шиитский политический ислам: Исламская республика Иран является первым государством, основанном на шиитской религии. Иранская политическая система комбинирует принципы религиозного лидерства аятоллы ис теократическим управлением. Иран играет важную роль в международных делах, особенно в регионе Ближнего Востока.
- Региональное влияние Хезболлы: Хезболла сыграла важную роль во многих конфликтах Ближнего Востока. Они активно участвуют в войне в Сирии в поддержку президента Асада и поставляют оружие палестинским группировкам.
- Политическое влияние садристов: Садристы играют важную роль в политической жизни Ирака и имеют своих представителей в парламенте и правительстве. Они критикуют влияние Ирана в Ираке и поддерживают исламский национализм.
Эти и другие политические течения в шиитском исламе имеют существенное влияние на современную политику и религиозные отношения в регионе и за его пределами.
Влияние шиитского ислама на культуру и общество
Шиитский ислам, являющийся одним из двух основных направлений ислама, сыграл важную роль в формировании культуры и общества в странах, где он преобладает. Влияние шиитского ислама охватывает разные сферы жизни и имеет долгую историю.
Одним из основных аспектов влияния шиитского ислама на культуру и общество является шиитское понимание понятия имама. Для шиитов имам – это вождь и руководитель мусульманской общины, который обладает особыми духовными качествами и авторитетом. Вокруг имамов шииты создали многочисленную литературу и эпосы, посвященные их жизни и деятельности. Влияние имамов шиитского ислама прочно запечатлено в менталитете шиитов и формирует основы их культуры.
Также шиитский ислам оказал сильное влияние на музыку и песенное искусство в странах, где он преобладает. Многие известные музыканты и певцы исполняют шиитские песни и направления музыки, которые являются частью шиитской традиции и культуры. Шиитская музыка имеет свои особенности и отличается от суннитской музыки, что делает ее уникальной и интересной для изучения и анализа.
Кроме того, шиитский ислам оказывает сильное влияние на архитектуру и художественное творчество. В странах с шиитским большинством населения можно увидеть многочисленные мавзолеи, мечети и другие религиозные постройки, которые являются символами религиозной и культурной идентичности шиитов. Шииты также создали уникальные формы искусства, такие как миниатюра и каллиграфия, которые широко распространены в шиитских сообществах и являются важной частью их культуры.
Шиитский ислам имеет также значительное влияние на образование и науку. В шиитских общинностях развиты системы медресе, где обучается теологии и религиозному искусству, а также создаются центры исследований, где изучаются и анализируются шиитские тексты и традиции. Многие известные шиитские ученые и философы внесли значительный вклад в развитие науки и философии и оставили след в истории образования в мусульманских странах.
В своей совокупности, шиитский ислам оказывает глубокое и многогранное влияние на культуру и общество. Он задает основные принципы и ценности, определяет формы искусства и архитектуры, придает значимость музыке и науке, и в целом формирует характер шиитского сообщества. В этом контексте, понимание и изучение шиитского ислама становится важным для понимания истории и культуры мусульманских стран, где он является доминирующим.
Источник: idphotostudios.ru
Сунниты и шииты: в чём разница между этими ветвями ислама?
Сунниты и шииты – подобно православию и католичеству, две крупнейшие конфессии в исламе. Больше тысячи лет обе ветви конфликтуют между собой, периодически втягивая в войны западные державы. Как ислам оказался разделен на два направления, и в чем суть многовековых разногласий?
1.
Саудовская Аравия и Иран – сегодня центры суннизма и шиизма.
Кто такие шииты и сунниты?
Раскол мусульман произошел в середине VII века. Повод прост и тривиален – это борьба за власть. В 632 году скончался основатель религии и первый правитель Арабского Халифата пророк Мухаммед. Его сторонники, решая вопрос, кто займет трон после него, разделились на 2 партии.
Одни предлагали на должность нового халифа двоюродного брата и зятя Мухаммеда – Али ибн Абу Талиба. Али был в числе первых мусульман и первым ребенком, принявшим ислам. Его сторонники стали называть себя шиитами – с арабского «приверженцы».
Другие ратовали за Абу Бакра – тестя Мухаммеда, одного из самых верных его сторонников и в целом уважаемого всеми человека. Эти люди получили имя сунниты – «праведники». Таким образом, изначально шииты и сунниты были политическими партиями Арабского халифата.
Шииты утверждали, что наследовать власть может только кровный родственник пророка. Лишь такой человек, имеющий в крови божественную истину, способен правильно трактовать Коран. Сунниты парировали: Коран не нужно трактовать, там и так всё подробно разъяснено, а потому нести Учение может любой достойный человек.
2.
Почему шииты и сунниты враждуют друг с другом?
По итогу, Абу Бакра в выборах победил. Его наследником стал Умар, после него – Усман, а затем власть наконец передалась Али. Однако с новым наследником были согласны не все. Наместник Сирии и Палестины Муавия I заявил, что его провинция теперь независима, а также решил побороться за трон.
В 656 году развернулась Гражданская война, которая окончательно оформила разделение мусульман на шиитов и суннитов. Спустя 6 лет победу в войне одержал Муавия, а потому подавляющее количество современных мусульман представлено именно суннитами.
Сегодня среди всех мусульман сунниты составляют 85-87% верующих, шииты – остальные 13-15%. Впрочем, существуют ещё десятки региональных течений, насчитывающих от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек.
3.
Разделение исламских течений по странам. Ибадизм – отдельная небольшая ветвь ислама, отделяющая себя от других и насчитывающая до 3 млн человек.
Центр шиизма – Иран. Сунниты составляют подавляющее большинство в Турции, Египте и странах Средней Азии. Российские мусульмане на 97% тоже сунниты.
Основные различия
Раскол по политическим причинам со временем привёл и к религиозным различиям. Шииты считают, что имам – духовный лидер мусульман, личность святая, а любые его действия и намерения непогрешимы. Сунниты полагают, что все люди в равной степени уязвимы к пороку.
В целом, шииты трактуют Коран более свободно, подстраивая его под современные реалии. Например, верующий может по необходимости скрывать свои религиозные взгляды, молиться реже 5 раз в день и жениться бесчисленное количество раз, регистрируя браки по расчету. Шииты более дружелюбны к иноверцам.
4.
Однако к женщинам у обеих течений отношение одинаково.
Сунниты трактуют Коран буквально. Скрывать свою веру мусульманин может лишь для самозащиты, все молитвы обязательны, жениться можно только раз и навсегда, а иноверцы – это заблудшие души, которые, впрочем, невиноваты в своем невежестве.
Несмотря на различия, представители обоих течений молятся в одних мечетях и придерживаются одинаковых основополагающих религиозных правил. Сами мусульмане считают, что все конфликты между ними политические и ведутся радикальными исламистскими элементами.
Поделиться этим:
Интересности 8 октября, 2021 1 700 просмотров
Источник: zefirka.net