«Фредерих Льюис Отто Рериг (1819-1908), уроженец Пруссии, лектор королевской восточной академии Франции. О. Рериг интересовался не только восточными (в том числе и тюркскими) языками, но и языками индейцев Америки. Рерига особенно поразило, что язык индейцев сиу стоит особняком среди языков североамериканских индейцев, аборигенов в отношении народов, поселившихся здесь после открытия Америки в XVI веке.
На основе тщательного сравнения лексики Отто Рериг приходить к заключению, что «наречие сиу или дакота может быть отнесено к Урало-Алтайскому семейству языков, которое охватывает очень широкие районы и носители его расселились на обширной территории и представлены многочисленными ответвлениями народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, некоторые его ответвления встречаются даже в сердце Европы — это венгры. Некоторые характерные черты строя Урало-алтайской группы языков нашли, несомненно, явный отпечаток и в языке сиу». По его словам, эти сходства «прямо поразительны».
Кто такие Тюрки на самом деле? История народов
Кто же такие индейцы сиу? Где они живут, что известно об их языках? Среди североамериканских индейцев имеется большая группа языков сиу-хока, куда входит и язык сиу. По численности первое место занимают сиу. В XVII-XVIII веках они заселяли обширную территорию бассейна реки Миссури и Великие степи от Миссисипи до Скалистых гор, от Калифорнии до Арканзаса.
Рериг обнаружил более сотни слов, сходных по форме и содержанию со словами тюркских языков. Вот некоторые из них:
В языке индейцев племени сиу дакото (штат Дакота) — Перевод В тюркских
языках — Перевод
Wakan — Вождь Каган — устаревшее «хан»
tani — узнавать, делать ясным тану — узнавать
Yudek — Глотка Йотык, йоткы, жотык — Глотка
Yuhep — Глотание Йоту, йотып, жуту — Глотание
Icu — Пить Эчу, Iшу — Пить
Yasu, yaco — Приговорить Ясау, Жасау — Сделать, произвести
Kuwa, ozuye — Наступать куа, куу — Гонит, прогоняет, уза, узу, озу — обгоняет
Yuta — Кушает Йота, йоту, жуту — Проглотить
Kapsun — Кусать зубами Кабу — кусать
Kan — Сухожилие, вена Кан — Кровь
Mi — Я Мен — Я
Bagana — Сделать метку Багана — Столб, застолбить
sue — молоко сут — молоко
Canke — Трасса, дорога Чангы — Лыжня, лыжи, лыжная дорога
Baha — Старый человек Баба, бабай — Дедушка
Ik, ic — Два Ике, еки — Два
.
В названиях рек Калифорнии, да и США в целом часто встречаются слова «aha» (течение) — по-тюркски «ага» — «течет», «течение»
Когда мы познакомились с работой Отто Рерига о языке сиу-дакота, сразу вспомнилась работа крупного советского специалиста по истории и языке индейцев майя Ю.В. Кнорозова, «Письменность индейцев майя».
В первой журнальной публикации Ю.В.Кнорозов дает свое чтение около 300 слов письменности майя, которая поразила нас наличием среди них многих сходных, даже тождественных слов с тюркской лексикой как по форме, так и по содержанию. Большинство из них можно легко понять, зная какой-либо тюркский язык.
Тюрки сейчас и раньше
Вот некоторые примеры из расшифровки Ю.В. Кнорозова и их сходные параллели в тюркских языках:
В языке майя — Перевод В тюркских языках — Перевод
Йаш — новый, зеленый Яшь, яшел — Молодой, Зеленый
К’ун — Солнце Кен, Кун — День
Ич — Внутри Эч, Iш — Живот, Внутренность
Ош — Три Оч, Уш — Три
Куч — Ноша Кеч, Куш — Сила
К’улл — Поднять руку Кул, Кол — Рука
Чаб — Повалить Чап, чабу, шабу — Руби, рубить
Ч’акаан — Срубленное дерево Чапкан, шапкан — Срубленный
Чукул — рубить дерево Чуку, шуку — Долбить
Ах-чы — Охотник Анчы — Охотник
Кош — Вид птицы Кош, кус — Птица, вообще птица
Имиш яшче — зеленое фрукт Жимеш, жемис — Фрукты
Ичин — Колодец Эчу, Iшу — Пить
Яшь к’ин — Новое солнце Яшь кен, Жас кун — Новый день, новое солнце
Аак — белый, светлый Ак — Белый, светлый
Ик — Два Ике, еки — Два
Моль, мооль — Много, сбор Мул, мол — Изобильно, много
Мулук — Богатый год Муллык, молдык — Изобилие
Ку — Дух Кот, кут — Дух, душа
Цик — Ограда, край Чик, шек — Ограда, край
Чул — Вода Чул — Вода (в тувин.яз.)
Tur — Останавливаться Dur — Останавливаться
Бин — Я Мин, Мен, Бин (тур.) — Я
Ими — Женская грудь Иму, Ему — сосать грудь
Чалан — Змея Елан, Жылан — Змея
Ооч — Пища Аш, ас — Пища
Ба — Рыба Балык — Рыба
Акан — Дядя Ага — Дядя, брат
Аль — Сын, ребенок Ул — Сын
И другое мнение:
Родство американских индейцев и казахов
Что об этом говорят история и генетика
Жаксылык Сабитов 31.01.2017, 11:35 0 61396
Родство американских индейцев и казахов
Жаксылык Сабитов, историк, специально для Vласти
Однажды во время экспедиции по сбору ДНК, мне пришлось остаться ночевать в одном из районных центров Казахстана. Была комната за две тысячи тенге в местной гостинице с хорошим интернетом. На следующий день нужно было найти такси, чтобы выезжать в отдаленные села.
Местный таксист оказался начитанным и любознательным, узнав цель моего приезда, он в конце дня, после работы по сбору ДНК, начал спрашивать меня по поводу американских индейцев и казахов. Главный его вопрос звучал так — являемся ли мы родственниками или нет. На тот момент не совсем был понятен ответ.
Во-первых, было уже доказано, что американские индейцы ушли в Северную и Южную Америку через Берингов перешеек в очень давние времена. Во-вторых, не было четкой датировки этой миграции. В-третьих, помимо первой миграции произошла еще и вторая — в Северную Америку из Азии, которая была меньше по размеру и ее датировка тоже не совсем понятна, к тому же было очень мало данных по самим казахам. В итоге ответ на данный вопрос пришлось отложить.
Вопрос родственных связей с индейцами усугублялся большим количеством аналогий, которые могли возникнуть при изучении истории индейцев и при просмотре вестернов. Причем, когда говорят про американских индейцев, перед глазами большинства людей возникают только два его вида: североамериканские индейцы «дикого Запада» в большей части случаев и доверчивые, «бедные» ацтеки и инки — в меньшей части случаев. Ниже мы перечислим ряд аналогий, которые в общественном сознании сближали два образа.
Во-первых, и индейцы и казахи пострадали от «белых людей» во времена присоединения «неосвоенных территорий» к империи, хотя, конечно же, казахи пострадали не так сильно как североамериканские индейцы. Поэтому данный вид виктимности сближал казахов и индейцев.
Интересным совпадением является и использование имен в качестве боевых кличей у казахов и части североамериканских индейцев. К примеру, воины легендарного военного лидера апачей по имени Джеронимо (25 лет воевал против «бледнолицых») нападали на поселения «бледнолицых», выкрикивая имя вождя. Это настолько запомнилось «белым людям», что сейчас «Джеронимо!» – это типичный выкрик, с которым прыгают с самолета американские десантники и парашютисты. Своим происхождением данная традиция обязана вышеуказанному вождю апачей, имя которого наводило на «бледнолицых» такой сильный страх, что стоило кому-нибудь крикнуть: «Джеронимо!», как все выпрыгивали в окна. Боевые кличи (ураны) казахов не зафиксировались в русском языке, видимо, из-за меньшей колонизации в XIX веке и меньшего накала борьбы при покорении Казахстана Российской империей.
Во-вторых, антиядерное движение Невада-Семипалатинск также способствовало ментальному приближению образа североамериканских индейцев и казахов. Напомним, что в 1989 году, в Казахстане появилось антиядерное движение. Прибытие делегации из США, штата Невады, для мирного антиядерного шествия, привело к тому, что движение назвали Невада-Семипалатинск, а на его эмблеме изобразили два силуэта американского индейца из Невады и казаха из Семипалатинского региона, пострадавших от ядерных испытаний США и СССР, несмотря на то, что в самой Неваде индейцев было на тот момент не более 2 % населения. Но образ пострадавшего от действий империи индейца был очень привлекательным и давал прямые аналогии с казахами, ставшими жертвами ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В-третьих, показываемый в фильмах образ североамериканских индейцев на конях, был казахам (бывшим кочевникам) гораздо более близок, чем другие образы из вестернов. Таким образом, индейцы Великих равнин очень сильно были похожи на кочевников степей Евразии в этом аспекте. Тем более, апачи, навахо и другие североамериканские индейцы смогли быстро стать коневодами.
В-четвертых, многие образцы материальной культуры индейцев и казахов были отчасти похожи. Типи и вигвам, к примеру, были больше напоминали юрту, чем стационарный дом «белых людей».
В-пятых, появились даже научные труды, где на основе лингвистики ученые пытались найти связи американских индейцев с азиатскими народами. К примеру, филолог Каримуллин А.Г. в своей книге «Прототюрки и индейцы Америки» защищал тезис о родственности прототюрков и индейцев Америки. О научной значимости данной книги историкам сложно судить.
Перечислять аналогии можно долго, но они вели к очевидному — к ощущению одного происхождения с американскими индейцами.
Но какова глубина этого родства, на тот момент было трудно установить. К началу 2017 года появилось огромное количество научных статей и генетических данных о тюркских народах Евразии и американских индейцев.
И эти данные показали другую картину, нежели предполагали разные исследователи и простые обыватели.
Большинство американских индейцев относятся к мужской гаплогруппе Q-M3, которая вышла из Сибири очень давно.
К гаплогруппе Q принадлежит большое казахское племя Канлы, а также некоторые представители племени Кулан-кыпшак (есть результаты на данный момент одного представителя данного племени). Они оба принадлежат к субкладу Q-Y12448. Классификацию субкладов вы можете посмотреть здесь.
Если посмотреть дату, когда разошлись ветви североамериканских индейцев и казахов племен Канлы и Кулан-Кыпшак, то окажется, что это произошло 16500 лет назад. А общий родоначальник американских индейцев судя по данным жил 14000 лет назад. Таким образом, мы видим, что родство между казахами и основной группой американских индейцев не близкое, и помимо тюркских народов, этой группе американских индейцев близки и другие представители языковых групп, в том числе и малая часть европейцев, чьи предки пришли туда из Сибири.
Но помимо этой группы есть и малая часть американских индейцев, которая по языку относится к языковой семье на-дене, которая очень отличается от других языковых семей североамериканских индейцев.
В течение всего ХХ века такие лингвисты как Сепир Э., Старостин С., Вайда Э., Рулен М., Гринберг Дж. независимо друг от друга пришли к выводу о связи языков на-дене с сино-тибетскими и енисейскими языками (общий тезис был одинаков у них, но по мелким деталям их мнение разнилось). По мнению части лингвистов, общий праязык для енисейских языков и языков на-дене существовал в эпоху позднего мезолита (среднего каменного века). Данная группа языков делилась на две части: тлингитскую и атабаскскую. Атабаски больше известны, так как в состав этой группы входили знаменитые индейцы-апачи и индейцы-навахо, проживавщие в американских прериях в эпоху их колонизации.
Догадки лингвистов здесь подтвердились легко и генетические анализы действительно показали, что индейцы языковой группы на-дене далеки от других американских индейцев, которые относятся к гаплогруппе Q.
К кому же они оказались близки?
Генетический анализ показал, что протестированные американские индейцы языковой группы на-дене относятся к гаплогруппе С2-P39, которая является родственной тюркскому субкладу С2-F1756. Классификацию дерева вы можете посмотреть по ссылке.
К тюркскому субкладу С2-F1756 относится часть современных кыргызских и ногайских кыпчаков, часть хазарейцев тюркского происхождения (племя Джагури), а также казахский род Каракойлы-Табын и т.д.
Из палео-ДНК, предположительно к этому субкладу относятся хунну захоронения Эгин-гол, третьего сектора.
Интересным является вопрос о том, когда разошлись генетические линии С2-P39 и С2-F1756. Согласно расчетам аналитиков команды Yfull, это произошло 13400 лет назад, но когда субклад С2-P39 пришел в Северную Америку, непонятно. Требуются дальнейшие исследования.
В итоге можно сказать, что американские индейцы не являются близкими родственниками казахов. Точные датировки указаны выше. Многие схожие черты возникли исходя из похожих условий жизни. К сожалению или к счастью, красивый миф о близком родстве казахов и американских индейцев оказался всего лишь мифом. Казахам ближе те же части европейцев, вышедшие из степей Евразии, чем американские индейцы, вышедшие из Сибири.
А Лев Гумилев, тоже упоминавший о тюркских словах в языках североамериканских индейцев, предполагал, что происходило как раз наоборот — что это предки индейцев пришли в Сибирь из Америки.
Источник: bozkurt-turan.livejournal.com
Тюрки
Тю́рки, 1) собственно тюрки (тюрк) – древний народ в Центральной Азии. Сложился на основе смешения местного населения Алтая с пришлыми ашина , создал Тюркский каганат (551–745). Занимались кочевым скотоводством (с селекцией лошадей) и земледелием , в том числе орошаемым; была высоко развита металлургия (особенно плавка и обработка железа).
Жилище наземное, срубное или столбовое (пазовая техника), многоугольное с шатрово-купольной кровлей (ложный свод) и открытым очагом, затем – войлочная юрта . Военно-аристократическая культура проявлялась в погребально-поминальной обрядности, этикете, костюме (туалетные наборы, зеркала, причёска из множества кос у мужчин), богатстве убранства коня (в том числе накладки сбруи с позолотой, аппликацией серебром и золотом и т. п.); мужчина по достижении зрелости получал новое имя, личную тамгу , наборный пояс , пиршественную чашу. Характерны трупоположения в сопровождении коня; сведения китайских источников о трупосожжении у тюрок касаются, вероятно, высшей аристократии.
Известны поминальники- оградки с портретными изваяниями воинов-аристократов ( каменные бабы ) и балбалами . В 7 в. тюркская аристократия включается и в китайскую элиту, под китайским влиянием появляются мавзолеи (Шаран-Дов, Майхан-Ул на территории Монголии) и поминальные комплексы правителей ( Бильге-каган , стела Кюль-тегина ), совмещавшие тюркские обычаи с китайским влиянием. О традиционном мировоззрении см. в статье Тенгрианство ; о письменности см. в статье Орхоно-енисейские надписи . Ряды балбалов у поминальных курганов рубежа нашей эры.
Река Каракол (Республика Алтай). Ряды балбалов у поминальных курганов рубежа нашей эры. Река Каракол (Республика Алтай). 2) Группа народов, говорящих на тюркских языках . Сформировались, вероятно, в Центральной Азии и Южной Сибири (собственно тюрки, тюргеши, теле – см. Огузы и др.).
Многие тюрки были в подчинении или под влиянием хунну , позднее жужаней (не исключена принадлежность тех и других к тюркам), ряда древних и средневековых китайских государств. В конце 1-го тыс. до н. э. началось расселение тюрок в Южной Сибири (например, тесинская культура ); к 1-й половине 1-го тыс. н. э. относят их проникновение в Среднюю Азию.
К крупным ранним государствам, несомненно, тюрок (с середины 6 в.) принадлежат Тюркский каганат, Уйгурский каганат , Кыргызский каганат , в Средней Азии – Тюргешский (конец 7 – середина 8 вв.), Карлукский (766–940) каганаты, затем – государство Караханидов и др. Со 2-й половины 1-го тыс. шла тюркизация южной и центральной частей Западной Сибири (см.
Сросткинская культура ), продвижение тюрок до Северного Ледовитого океана в Восточной Сибири. Расселение тюрок в Европе (началось не позднее 5 в.), включая Северный Кавказ, связывают с гуннами или участниками их походов, т. н. протоболгарами (в том числе булгарами ), савирами , хазарами , печенегами , кипчаками (половцами) и др., сыгравшими основную роль в образовании мощных раннесредневековых государств: Аварского каганата , Хазарского каганата , Первого Болгарского царства , Волжско-Камской Булгарии и др.
Влияние азиатских тюрок в Европе демонстрируют Перещепинский клад , Вознесенка , фактории носителей аскизской культуры и др. Группы тюрок были поселены на границах Древнерусского государства ( чёрные клобуки и др.) и других европейских государств, частично влившись в их элиту. Расселение тюрок на Среднем и Ближнем Востоке связано с завоеваниями сельджуков в 11–13 вв. Включение многих групп тюрок в состав Монгольской империи и её экспансия, а также образование Османской империи способствовали усилению тюркских компонентов у народов Сибири, Средней и Западной Азии, Юго-Восточной и Восточной Европы, Кавказа. Современные тюркские народы живут в Восточной ( якуты , долганы ), Южной ( алтайцы , телеуты , теленгиты , тубалары , кумандинцы , челканцы , хакасы , шорцы , тувинцы , тофалары ) и Западной ( сибирские татары , чулымцы ) Сибири, Центральной и Средней Азии и Казахстане ( салары , уйгуры , юйгу , цаатаны , киргизы , казахи , каракалпаки , узбеки , туркмены ), Западной Азии, Юго-Восточной Европе и Закавказье (хорасанские тюрки, кашкайцы , турки , гагаузы , азербайджанцы ), на Кавказе ( кумыки , ногайцы , балкарцы , карачаевцы ), в Поволжье и Приуралье ( татары , башкиры , чуваши ), Крыму ( крымские татары ). Идея единства тюркских народов в крайней форме отражена в пантюркизме . Кызласов Игорь Леонидович . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2016.
Опубликовано 20 февраля 2023 г. в 13:39 (GMT+3). Последнее обновление 20 февраля 2023 г. в 13:39 (GMT+3). Обратная связь
Этнические и гражданские общности
Культура народов Азии
Культура народов России
Источник: bigenc.ru
Как тюрки стали турками
То, что турки — наши близкие соседи — это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и соотечественники россиян, многих, пожалуй, удивит. Между тем это так.
От Урала до Хуанхэ
По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру — к тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах Центральной Азии в III-I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая и Прибайкалья началась в последние века до н.э. — первые века н.э. Сначала — в разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. — в Среднюю Азию. В V-VI веках известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских хрониках.
С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с могущественным Тюркским каганатом — государством, которое контролировало бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р. Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).
Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование — турк (мн. ч. — атрак); византийцы называли их туркои, иранцы — торки.
Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую принесли арабы — ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата, создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен — огузов — хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена, взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.
В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские племена — кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление на этнополитической карте региона нового народа — туркмен.
Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки, аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. — «восток», «восход») — в Малую Азию.
Анатолия, она же — Туркмения
Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками — по названию клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана, Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии. В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки стали хозяевами большей части Малой Азии.
Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском султанате («Рум» — арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя — ни много ни мало — как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.
Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.
Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот регион в XI веке, составляла 0,5-0,7 млн. человек; в XII-XIII веках их было уже более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков — и в их культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.
Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой, через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь — кто ненадолго, кто на столетия — и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре, языках, в антропологических типах населения Малой Азии.
Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до н.э. — клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.
В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне, общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546-333 годы до н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.
В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты, которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей стал город Анкира (в переводе — «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы анатолийскими греками.
В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских языках, хайаса — предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее — армяне, курды, с V века — различные тюркские группы (булгары, сувары, авары, хазары и др.).
Больной человек Европы
На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской империей, Византией — по названию древнего города Византия на европейском берегу Босфора, на месте которого в 324-330 годах был основан Константинополь.
Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие народы — опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах — искусные рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане. Все они — а также мужчины и женщины из многих других народов — албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа — участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.
На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299 году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В 20-30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по имени основателя династии стали называть Османским султанатом.
29 мая 1453 года османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь. Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление европейское и русское его наименование — Стамбул), объявленный столицей Османской державы. История Византии закончилась.
Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.
Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного человека Европы», как называли в XIX — начале ХХ века Османское государство, завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на стороне австро-германского альянса.
Победители в этой войне — страны Антанты — не только покончили с империей, прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918-1923), которую возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию Ататюрк).
В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября 1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных народов новой нации — турецкой, народа по имени турки.
Как вас теперь называть?
До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания. Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии — очень постепенно — этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным самоназванием.
В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть населения — представители феодального сословия, отдельные группы горожан. Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).
Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей, прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле «человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом плебея, мужика.
Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание «турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).
И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский («османлыджа») — официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) — разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский — язык религии, язык исламского образования и учености.
Лишь во второй половине XIX — начале ХХ века турецкие националисты («новые османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920-1930-х годах, после кемалистской революции.
В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита (который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего народа — и государственным, и литературным.
В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из интернациональной лексики.
Южные европеоиды
Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась, естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россиян знакомо имя Назыма Хикмета (1902-1963), известного турецкого поэта и общественного деятеля.
В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты, смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.
Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.
Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически — преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились турками.
Максимально обобщенно — основу антропологического типа турок составляет переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных европеоидов.
Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип коренных жителей.
Этногенез турок — сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное скотоводство), к новому, оседлому образу жизни.
Своей родиной, от поколения к поколению все больше, они осознавали эту страну — Anadolu, как по-тюркски звучит название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ турецкого государства — полумесяц со звездой — заимствован османами у византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.
Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали в жены девушек, женщин из любого народа — гречанок, черкешенок, армянок, славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких браков были уже вполне турками — и по языку, и по культуре. Султаны и знать имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.
Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса, сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово «янычары».
Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан (1489-1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу (Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год. Подобные примеры можно умножить.
На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии (на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах, предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII-ХI веков. Это краткие сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно — впервые в них зазвучало слово — этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное письмо, которым они пользовались, — вариант арамейского алфавита, заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).
Семен КОЗЛОВ, этнолог
Источник: milli-firka.org