Древнегреческое слово Μάγοι «ма́гой» переводится на русский язык как: астролог, маг, мудрец, колдун.
Волхвы — мудрецы, астрологи, волхвы и кудесники В древнерусской традиции они были служителями дохристианского язычества, совершали языческие поклонения и жертвоприношения, наделялись способностью призывать стихии и предсказывать будущее. В древности они составляли особый социальный класс.
Волхвы широко известны благодаря Библии, упомянутой в Евангелии от Матфея (2, 1-12). Узнав о рождении Спасителя через явление Вифлеемской звезды, маги с востока прибывают в Иерусалим, и просили царя Ирода помочь им отыскать родившегося Мессию — будущего правителя.
Как говорит Библия, три волхва с востока пришли поклониться новорожденному Христу, и имена их были: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Вначале они наблюдали за звездным небом, а затем пришли поклонится и принесли дары младенцу Иисусу — золото, ладан и смирну.
Кто такие волхвы? | «Библия говорит» | 629
Дары Волхвов
Согласно легенде, Богородица берегла дары Магов и преподнесла их Иерусалимской церкви, где они оставались до четвертого века, когда византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Позолоченный ларец XV века с дарами восточных чародеев сейчас находится в монастыре Святого Павла на Афоне.
Предметы, принесенные древними магами, имеют символическое значение:
Золото как царю, ладан как Богу, а смирну как человеку. Золото — это царский дар, показывающий, что Иисус был человеком, рожденным, чтобы стать царем.
Ладан — ароматическая смола, для церковных нужд. Ладан — это дар священнику, его божественная достоинство, потому что Иисус пришел, чтобы стать новым учителем и истинным первосвященником.
Мирра — одно из благовоний в христианстве, священное ароматическое масло или смола, используемая в таинстве миропомазания человеческого тела. Слово «мирра» — μύρρα по-гречески — означает «горькая», имеет особенно горький запах.
В ветхозаветном богослужении это было частью церемониального воскурения в храме. В наши дни её иногда добавляют в благовония сжигаемых в храме. Смирну также использовался для бальзамирования.
Это вещество было одной из трех вещей, которые мудрецы с востока принесли новорожденному Христу.
Смирна Спасителю, ибо человек должен совершить свой земной путь. Он указывает на грядущую искупительную жертву Христа — эпизод страданий Господа.
Перед распятием Господу было предложено выпить смесь вина с миррой — затуманивающие сознание сочетание, способное притупить боль. После распятия ноги Спасителя помазали миррой, а тело перед погребением умащено ароматическим соединением смирны и алоэ.
Благодаря Волхвам установили знаменитую традицию дарить подарки на Рождество.
Кто такие волхвы и жрецы? — А.В. Трехлебов
О. Генри Дары волхвов
Согласно легенде, дары волхвов — это сокровища, поднесенные младенцу Иисусу тремя волхвами, но есть и известная история американского автора О. Генри под названием «Дары волхвов» (англ. The Gift of the Magi).
О. Генри (настоящее имя Уильям Сидни Портер) — американский писатель, признанный мастер короткого рассказа. Английское слово «новелла» происходит от итальянского «novella», что означает короткий рассказ, связанный с реальными фактами. Рассказы О.Генри отличаются тонким юмором и неожиданным финалом.
Эта рождественская новелла «Дары волхвов» была опубликована в журнале New York World Sunday, в декабре 1905 года. В книге всего 14 страниц. В апреле 1906 года новелла появилась в первом сборнике рассказов автора «Четыре миллиона».
Рождественский рассказ стал хитом для американского автора и считается одним из самых известных его произведений.
Молодая пара Делла и Джим едва сводят концы с концами. Они снимают маленькую, плохо обставленную комнату и во многом себе отказывают. Но у каждого есть бесценные сокровища.
Роскошные, длинные волосы Деллы и золотые часы Джима, доставшиеся ему по наследству. Делла продает свои замечательные волосы и на эти деньги покупает мужу цепочку для его часов.
Но Джим заложил часы, чтобы преподнести своей любимой жене заслуженный подарок — набор роскошных гребней, о которых она давно мечтала. Делла утешает мужа, что ее волосы быстро отрастают, и она воспользуется гребнями.
Леонардо Да Винчи Поклонение Волхвов
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлены в галерее Уффици во Флоренции, в городе где её нарисовал великий художник в 1481–1482 годах. Холст написан темперой и маслом. 29-летний Леонардо получил заказ от настоятеля монастыря августинцев.
Мастер родился в 1452 году в горной деревушке Анкиано. Анчиано находится недалеко от деревни Винчи, давшей художнику его прозвище. Винчи — итальянский город в Тоскане недалеко от Флоренции, Италия, где родился Леонардо да Винчи, сегодня в его доме есть музей.
«Поклонение волхвов» — эта картина датируется 1481 годом. Она уникальна и не имеет аналогов в итальянской живописи и адресована всем зрителям по заказу монастыря Сан-Донато близ Флоренции. Картина должна была украсить алтарь.
Композиция разворачивается вокруг деревьев: дуба — почитаемого символа Рима и вечности, и пальмы, приветствовавших своими ветвями Спасителя в Иерусалиме. Лошади появляются на заднем плане полотна, но очень хорошо видно, что там происходит.
В самом центре полотна Богородица, она смотрит с человеческим умилением и с любовью на младенца Иисуса. Его сущность , божественная и вместе с тем человеческая. Спаситель в человеческом обличье протягивает руку Волхвам, которые приносят Ему дары. Все остальные фигуры сгруппированы вокруг Марии и новорожденного ребенка, преследуя одну общую цель — увидеть и поклониться Младенцу.
Леонардо первым из современников поставил серьезный смысловой акцент на людей второго плана. Слева на холсте изображен разрушенный храм, угасающий, как старый мир, потому что грядет новое Слово.
Новый храм начинает строиться – это события для мира, сначала с рождением от
Девы, а позже – с рождением Христа. Местные жители начинают строить храм – Бог отвечает на это Рождеством.
Вокруг Богоматери много людей, но Леонардо оставляет открытое пространство перед Марией, тот самый художественный прием, который объясняет, почему все вокруг нее занято, кроме одного пространства, которое, кажется, оставлено только для молящегося, будто чтобы специально разделить и стать участником этого события.
Источник: vifleem.su
Кто такие волхвы в ютубе
Как в Западной, так и в Восточной Европе праздник Рождества вдохновлял людей на поиск всевозможных мистических образов и ассоциаций. Звезда, волхвы — эти слова, использованные в Русской Синодальной Библии, прямо так и просятся в сказку, и постепенно это сказочное настроение перерастает в церковную традицию.
Примером подобной традиции является легенда о трех царях с востока, одаривших младенца Иисуса, популярная в католицизме и позже заимствованная в англо-американском протестантизме. Некоторые историки считают, что именно на основании этой легенды возникла традиция дарения друг другу рождественских подарков.
Однако слово «волхвы» не может не вызвать серьезных вопросов у вдумчивых читателей Священного Писания. В частности, в книге Левит записано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои. Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:26-27).
Древнееврейское слово ИДОНИ, употребляемое в этом, стихе неоднократно встречается в Торе и у пророков. К примеру, пророк Исаия пишет «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8:19). На основании приведённых стихов можно видеть, что слово ИОДНИ, переведенное в Синодальной Библии как «волхв», обозначает тех, кто занимается некромантией, что было весьма популярным хананейским культом.
Именно по этой причине в книге Второзаконие сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:9-11).
Вот почему и возникает вопрос: каким образом через то, что было мерзко пред Богом, Всевышний вдруг решает открыть тайну о рождении Мессии?!
В течение двух последних столетий христианские мыслители по-разному пытались разрешить эту проблему. К примеру, для многих христиан все, о чём писал Моисей, вообще не является чем-то актуальным, а потому то, что запрещает Ветхий Завет, Новый Завет может разрешить. Однако же это не так.
Согласно записанному в 13-й главе книги Деяний волхв по имени Елима препятствовал Павлу и лжепророчествовал. Причем Павел весьма конкретно назвал его «исполненным всякого коварства и всякого злодейства, сыном диавола, врагом всякой правды» (стих 9). А потому предположение о том, что Новый Завет к проблеме волхвования относится более положительно, является явно не верным; и на вопрос о том, каким образом сыны дьявола вдруг решают пуститься в поиски Мессии Израиля, оно ответа не дает.
В христианских комментариях XIX века можно найти еще один вариант решения проблемы. Комментаторы рассуждают о том, что евреи в то время были настолько далеки от Бога и жестоковыйны, что, разочаровавшись в Своем избранном народе, Бог стал говорить к язычникам, и те, в отличие от евреев, Иисуса признали. Ответ на вопрос о том, почему евреи не признали новорожденного младенца-Иисуса, является предметом отдельного исследования. Однако же следует заметить, что в именно в XIX и XX веках во многих протестантских церквах подобная риторика способствовала формированию негативного отношения к евреям в целом, что прежде всего отражалось на тех из них, кто как раз искал своего мессию и приходил в эти церкви.
В XIX веке христиане не отдавали себе отчет в том, что в результате эпохи Просвещения и Французской революции евреи наконец-то стали равноправными гражданами европейских государств. Были ликвидированы позорные гетто, в которых евреи жили столетиями в изоляции. Тем не менее, выйдя из этого многовекового унизительно-бесправного положения, многие из них стали интересоваться христианством. Однако, к сожалению, из-за антиеврейских стереотипов, ставших причиной банального бытового антисемитизма, члены церквей к обращенным в христианство евреям относились с насмешкой.
Самой главной богословской проблемой в данной интерпретации является понимание роли звезды, приведшей волхвов в Иерусалим, прежде всего самими волхвами. Для христианина, верующего в Бога и читающего Евангелия с детства, все это кажется само собой разумеющимся. Звезда — это, конечно же, особый знак от Бога. Возможно, даже не небесное тело, а сонм святых ангелов.
Но если волхв по определению служит сатане и Бога вообще знать не желает, как он интерпретирует эту необычную звезду, которую наблюдет на небосводе? Конечно же, с точки зрения астрологии, которая с времен Вавилона и Ура Халдейского являлась главным инструментов всех ИДОНИ, тайноведцев и гадателей. Получается странная вещь: египетские волхвы не смогли растолковать сон фараона, вавилонские волхвы даже не могли узнать сон Навуходоносора, а вот «вифлеемским» волхвам Бог решил открыться через их служение дьяволу. Неужели Бог так возненавидел евреев, что решил из-за этого поменяться настолько, что то, что было Ему ранее мерзко, сделалось приемлемым?
В 2011 году профессор религиоведения из университета Оклахомы Брент Ландау перевел на английский язык манускрипт, датируемый восьмым столетием нашей эры, который хранился в Ватиканской библиотеке. Этот апокрифический документ, написанный сирийским языком, называется Откровением волхвов. Ландау считает, что его оригинал был составлен в середине второго века нашей эры, то есть сто лет спустя после написания Евангелия от Матфея.
Текст рукописи от первого лица рассказывает драматическую историю о том, кем были эти волхвы, описанные Матфеем, и как они соприкоснулись со звездой, которая и привела их в Вифлеем. Согласно повествованию, вопреки традиционным христианским представлениям этих волхвов было не трое, а двенадцать.
И являлись они не вавилонскими астрологами или представителями персидского зороастризма, как традиционно многие понимают, а были они мистиками-отшельниками из далекой таинственной земли Шир (возможно, Китая). Были они потомками праведного сына Адама Сифа, и из поколения в поколение передавали они древнее пророчество о том, что невероятно яркая звезда засветит однажды на небе и провозгласит рождение Бога в человеческом обличие.
Когда же долгожданная звезда таки появилась на небесах, ее не просто заметили, как об этом пишет Евангелие от Матфея, но еще она превратилась в образ светящегося звездоподобного младенца, который повелел этим «волхвам» отправиться в путь в Вифлеем, дабы стать свидетелями его рождения в облике человека. Таким образом, звезда ведет волхвов и, убирая все препятствия их пути, наделяет их силой, а также всем необходимым. В конце концов на окраине Вифлеема звезда вновь является волхвам в пещере, превращаясь в светоносного младенца — Христа, Который повелевает им стать свидетелями Христовыми в землях востока. Исполняя это повеление, волхвы возвратились домой, проповедуя христианскую веру своим собратьям до тех пор, пока их не крестил Апостол Фома.
Приближает ли нас эта весьма романтическая легенда к разгадке вопроса о том, кем были «вифлеемские волхвы»? Брент Ландау считает, что нет. «Однозначно, что эта история не написана никем из принесших дары младенцу-Иисусу», — заявил ученный в радиоинтервью. Основываясь на лингвистическом анализе текста, дошедшего до нас, Ландау считает, что эта легенда была составлена в одной из неизвестных нам христианских сект, которая существовала в Восточной Сирии во втором веке нашей эры.
Лично для меня данный документ прежде всего указывает на то, что стремление различных христиан придать истории рождения Иисуса мистическую сказочную окраску уходит своими корнями во второй век. Этот факт имеет огромное значение, когда мы восстанавливаем историческую картину тех процессов, которые происходили в христианской церкви второго века. Эта мистическая легенда является еще одним подтверждением тенденции, когда во втором веке, после смерти апостолов и их ближайших учеников, верховенство переходит от евреев к грекам-эллинистам, многие из которых до обращения в христианство начинали свой жизненный путь в философских школах. Результатом явилось укоренение аллегорического метода истолкования Писания, преподаваемое представителями Александрийской школы в христианстве.
Однозначно видно, что этот документ был написан христианами, которые очень плохо знали Тору. Потому что Тора абсолютно ничего не говорит нам о том, что потомки Сифа, описанные в 4-й главе книги Бытие как призывающие имя Бога, изрекали какое-либо пророчество о звезде.
О звезде в Торе говорится гораздо позже, и изрекает это пророчество Валаам, о чем пишет нам книга Числа: «…говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:15-17).
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра «Шалом»,
Доктор богословия
Источник: www.boruh.info