Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы-либреттисты. Известны в истории музыкального театра выдающиеся либреттисты, существенно повлиявшие на развитие оперы, такие как П. Метастазио, Р. Кальцабиджи, а позднее А. Бойто в Италии, Э. Скриб, А. Мельяк и Л. Галеви во Франции. В России это был М. И. Чайковский, который писал либретто для своего брата П. И. Чайковского, В. И. Бельский, работавший с Н. А. Римским-Корсаковым. Много либретто для советских композиторов было написано певцом С. А. Цениным.
Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Вспомните наиболее популярные оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Риголетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир», «Катерина Измайлова».
Здесь названы наугад русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых — известные произведения Пушкина, Толстого, Лескова, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Так, текст оперы должен быть очень лаконичным: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное.
Опера! Кто исполняет оперу? Из чего состоит опера? Либретто оперы!
Кроме того, основа драматической пьесы — диалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Переработки даже драматической пьесы. Если же в качестве первоисточника избирается повесть или роман, переделки еще больше: сокращается число действующих лиц, выделяется какая-то одна сюжетная линия и вовсе исчезают другие.
Сравните, например, «Евгения Онегина» Пушкина и оперу Чайковского, и вы сами легко в этом убедитесь. Порою при этом меняются характеры героев, даже в некоторой степени идея произведения. Поэтому композитора иногда упрекают за искажение замысла писателя. Но такие упреки неосновательны: ведь композитор, вместе с либреттистом, пишет свое, самостоятельное сочинение. В качестве его первоосновы может быть взято и любое литературное произведение, и историческое событие, и народная легенда.
Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Либреттист либо сам сочиняет его, либо создает, основываясь на каких-то документах, фольклорных источниках и т. п. Так возникло, например, великолепное, очень своеобразное либретто оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», написанное В. Бельским.
Иногда автором либретто становится сам композитор. Так Александр Порфирьевич Бородин на основе великого памятника древнерусской поэзии «Слова о полку Игореве» создал либретто своей оперы «Князь Игорь». Сам написал либретто для «Бориса Годунова» и «Хованщины» Модест Петрович Мусоргский, а в наше время эту традицию продолжил Р. К. Щедрин, который является не только автором музыки, но и автором либретто оперы «Мертвые души».
История музыки знает случаи, когда в качестве либретто композитор избирает законченное драматическое произведение. Таков, например, «Каменный гость» Даргомыжского, написанный на неизмененный текст маленькой трагедии Пушкина.
ЛИБРЕТТО — что это такое? значение и описание
«Книжечка» — так переводится итальянское слово libretto. Это не совсем сходится с нашим представлением о либретто, как о сюжете оперы или балета. И вот почему.
Когда появились первые оперы, они назывались вовсе не операми, а музыкальными драмами, по той простой причине, что в основе сочинения была драматическая пьеса, которую композитор перекладывал на музыку.
В качестве либретто могут быть использованы варианты уже известных сюжетов, какие-то оригинальные произведения, написанные как либретто, а могут быть и целиком взятые пьесы. Так, например, оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского и «Игроки» Д. Д. Шостаковича (обе не закончены) создавались на полный и неизменный текст одноименных пьес Н. В. Гоголя. Автором либретто (либреттистом) может быть и драматург, и сам композитор, и балетмейстер, и оперный режиссер.
Главы из книг
Источник: www.classic-music.ru
Либретто
Изучение либретто и вообще вербального элемента в синтетическом или синкретическом словесно-музыкальном произведении стало развиваться начиная с 1970-80-х годов и получило название либреттологии.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение. Как замечает Х. С. Линденбергер, если считать показателем самобытности либретто его способность существовать автономно от написанной на его основе музыки, то этот тест выдерживает разве что либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы», имеющее собственную постановочную судьбу [2] .
Известны примеры значительного вклада авторов либретто в создание выдающихся произведений, служивших развитию жанра; например, деятельность Лоренцо да Понте. Творчество другого автора — Раньери да Кальцабиджи проявилось в оперной реформе Кристофа Виллибальда Глюка.
В опере часто вместо речитатиWow использовали прозаичные разговорные диалоги; это заметно в немецком зингшпиле, английской балладной опере, французской и русской комических операх XVIII века, оперетте [3] .
В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.
Одно и то же либретто в случае удачной постановки многократно использовалось композиторами Италии и Франции XVII–XVIII веков; так например оперы на либретто Филиппа Кино создавались вплоть до начала XIX века [3] . Сочинения Апосто Дзено и Пьеро Метастазио пользовались популярностью до конца XVIII века; на основе либретто этих авторов были написаны несколько опер и ораторий [3] .
Примерно с середины XVIII века либретто перестает быть самостоятельным произведением; теперь они, как правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором [3] .
Примеры сотрудничества написания подобных либретто (либреттист и композитор):
- Р. Кальцабиджи и К. В. Глюк
- Л. Да Понте и В. А. Моцарт
- А. Бойто и Дж. Верди
- В. И. Бельский и Н. А. Римский-Корсаков[3] .
Начиная с XIX века, композиторы, обладавшие литературно-драматическим дарованием, стали сочинять либретто своих опер самостоятельно, не прибегая к помощи либреттиста, либо используя такую помощь частично [3] . Собственные либретто создавали Р. Вагнер, Г. Берлиоз, А. Бойто, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, А. Н. Серов; в XX веке — С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин, К. Орф, Дж. Ф. Малипьеро, Дж. К. Менотти и другие [3] .
По мнению Патрика Смита творчество Рихарда Вагнера представляет собой наивысшее достижение в области создания либретто композитором [4] .
Основой для создания сюжетов либретто нередко являются мифология, народные легенды, былины, сказки, художественная литература — поэмы, романы, новеллы, драмы и другие [3] . Иногда встречаются произведения не имеющие культурно-литературного прообраза, например либретто оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, созданное самим композитором [3] .
При создании либретто часто заимствуется только сюжет литературного произведения; в других же случаях используется его общая композиция, отчасти и текст [3] В либретто также может сильно изменяться сама концепция исходной литературной основы; таким примером является переработка пушкинской «Пиковой дамы» в либретто М. И. Чайковского. [3]
В конце XIX — начале XX веков использования драматических произведений в создании либретто полностью или с незначительными сокращением и дополнением оригинального текста были редки; это «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова по А. С. Пушкину, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси по М. Метерлинку, «Саломея» Р. Штрауса по О. Уайльду и другие. [3]
В современной опере режиссеры вновь обращаются к литературной основе и прозаическим либретто; например, экспериментальная постановка оперы «Женитьба» Мусоргского на неизменённый текст Н. В. Гоголя [3] .
Развитие и метаморфозы либретто связаны с историей оперы во всех её жанровых и национальных разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы — итальянской опере-сериа и опере-буффа, французской большой и комической опере, зингшпилю, русской исторической и сказочной опере, опере-былине и другим — отвечает свой тип либретто [3] .
Основная проблема при создании либретто — сочетание естественного развития событий и характеров с закономерностями музыкальной композиции, а именно: чередованием вокальных, хореографических и симфонических эпизодов, сменой темпов и динамики, законченностью некоторых оперных форм, таких как арии, монологи, ансамбли и особыми требованиями к тексту, это — лаконизм, удобопроизносимость, одновременное сочетание различных текстов в ансамблях и т. д. [3] . Проблема исполнения оперы на родном языке оперной труппы исходит из эквиритмического перевода либретто, сопряжённого с неизбежными потерями [3] .
Известные авторы
Наибольшего успеха добились литераторы, работавшие почти исключительно в жанре либретто:
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai
Зачем нужно либретто в опере и музыкальном театре: роль текста в создании музыкально-драматических произведений
Опера — это одно из самых ярких проявлений в искусстве. Она сочетает в себе музыку, танец, драматургию и визуальное искусство. Каждый из этих элементов несет определенную информацию для зрителя и слушателя. Но несмотря на то, что музыка — главный элемент оперы, текст играет немаловажную роль в создании музыкально-драматических произведений.
Лирические арии, дуэты, ансамбли и хоры не просто исполняются, они служат средством передачи драматических событий и развития сюжета. И ведь, чтобы эти элементы были гармоничны, нужно иметь живой и животворный либретто, которое бы умело сочеталось с музыкой, придавая ей дополнительную смысловую нагрузку.
Либретто — это текст, в котором описываются сюжетные повороты, характеры и действия персонажей, передавая эмоции и настроение. Оно является основой и направляющим началом для создания музыкальной драматургии.
Вовлеченность зрителя в оперное действо зависит от качества либретто. Либретто должно быть ясным, логичным и легко понимаемым, оно должно передавать всех героев со страстью, чтобы музыка могла воссоздавать перед зрителем их характеры и души, передавать их переживания и чувства.
Именно поэтому либретто является определяющим фактором в опере и музыкальном театре. Без него трудно представить себе произведение, куда душа композитора вложила столько труда и творчества.
Роль либретто в музыкально-драматических произведениях
Либретто — это текст, который описывает диалоги, действия и эмоции персонажей на сцене в опере или музыкальном театре. Оно существенно для создания музыкально-драматических произведений, так как через слова и песни оно позволяет перенести определенные эмоции и идеи на аудиторию.
Без либретто, музыкальное произведение было бы просто инструментальной композицией без содержания и смысла. Она является фундаментом, на котором строится всё остальное, а именно: музыка, костюмы, декорации, освещение. Каждый деталь во время постановки определяется этим текстом.
Кроме того, либретто помогает композитору гармонично вписать музыку в сценарий, создавая правильное настроение для каждой сцены и персонажа. Это позволяет более точно передать эмоции и чувства, вызванные событиями на сцене.
В целом, либретто — это важнейший элемент музыкально-драматических произведений, который не только определяет написание музыки, но и помогает создавать глубокое эмоциональное соединение между персонажами и театральной аудиторией.
Важность либретто в опере и музыкальном театре
Знакомство с либретто
Либретто — это текст, который используется в опере или музыкально-драматическом произведении для передачи сюжета. Этот текст дает возможность композитору создать музыкальную композицию, которая соответствует теме, персонажам и действию.
Либретто может быть написано как одним автором, так и командой из писателей, композитора и режиссера. Он должен отвечать определенным техническим требованиям, таким как количество слов на странице, расстановка акцентов и знаков препинания. Это необходимо для того, чтобы композитор мог на основе этого текста построить свою музыку.
Либретто является ключевым компонентом произведения, потому что оно определяет тему, которую нужно передать. Он также помогает создать образы персонажей, определить характеристики и личности, и раскрыть их в процессе действия.
Кроме того, либретто помогает создать атмосферу произведения. Он описывает места действия, время года и атмосферу вокруг, чтобы зритель мог погрузиться в произведение и оживить его в своем сознании. Это позволяет создать неповторимую музыку и драматическое действие, которое останется в памяти зрителя на долгие годы.
Первопричины создания либретто
Опера как искусство сочетает музыку, слово, сценическое действие и декорации. Первоначально оперы были исполнены на латыни или диалектах, не понятных обычному зрителю. Затем возник жанр оперы на национальном языке. Для того, чтобы облегчить понимание оперного произведения зрителем, возникла необходимость создания либретто.
Основной задачей либретто является передача текстовой части оперы. Либретто – это музыкально-драматический текст, предназначенный для того, чтобы служить основой оперной постановки. Либреттист создает сюжет, пишет диалоги, которые затем композиторы воплощают в музыку. Либретто – это симбиоз и слова, и музыки, поэтому нужно уметь сочетать их таким образом, чтобы обе части были равнозначными.
Одной из первопричин создания либретто является необходимость передачи сюжета оперы. Либретто – это литературное произведение, в нем должны быть четко выражены роль и действия персонажей, их отношения друг к другу, перипетии сюжета. Либретто – это не просто описание событий, это сложный текст, который должен загадывать, удивлять, вызывать эмоции. Без либретто, оперы были бы не более чем набором музыкальных фрагментов, не имеющих никакого значения.
- Выводы:
- Одной из первопричин создания либретто является необходимость передачи сюжета оперы.
- Либретто – это музыкально-драматический текст, предназначенный для того, чтобы служить основой оперной постановки.
- Либретто – это не просто описание событий, это сложный текст, который должен загадывать, удивлять, вызывать эмоции.
Музыка или текст: что играет важнейшую роль в опере и музыкальном театре?
Опера и музыкальный театр — это творческие произведения, которые объединяют в себе музыку и слова. Но что же играет главную роль в этих жанрах — музыка или текст?
С одной стороны, музыка является непрерывной ниткой, которая связывает все элементы оперы или музыкального театра. Она передает эмоции, настроение, характер и дух персонажей. Музыкальные темы могут стать главными символами оперы, их повторение или варьирование создает единство и гармонию в музыкальном произведении.
С другой стороны, текст в опере или музыкальном театре является не менее важным элементом. Он дает смысл музыке, отображает характеры персонажей, передает их эмоции и отношения друг к другу. Текст может быть написан на языке оригинала или переведен на другой язык, который не всегда легко сочетается с музыкой. Тем не менее, умелый перевод и правильное расположение слов на музыку могут создать идеальный симбиоз между музыкой и текстом.
Таким образом, в опере и музыкальном театре музыка и текст играют равноценные роли, каждый элемент важен и вносит свой вклад в общее произведение.
Роль либреттиста в создании музыкально-драматических произведений
Либреттист — это человек, который занимается написанием текста для оперы, музыкального театра или других музыкально-драматических произведений. Текст, который пишет либреттист, называется либретто.
Роль либреттиста в создании музыкально-драматических произведений заключается в том, чтобы написать текст, который будет соответствовать музыке и драматическому содержанию произведения. Либретто должно содержать действия, эмоции, конфликты и персонажей, которые могут быть выражены нотами и музыкой.
Качество либретто влияет на успех оперы или музыкально-театрального произведения в целом. Неправильное использование слов и неверное перенаправление драматического содержания могут повредить репутации артистов и композиторов, а также портить впечатления зрителей.
Либреттист должен также понимать и работать с музыкой, понимая, какие части либретто нужно подчеркивать, а какие подавлять. Либреттист должен считаться с особенностями голоса певца, чтобы написать текст, который будет удобен для исполнения.
Важно отметить, что либреттист играет решающую роль в создании музыкально-драматического произведения. Он является ключевой фигурой в процессе создания оперы и должен иметь не только литературный, но и музыкальный талант, чтобы сочетать музыку и текст наилучшим образом.
Как создается либретто?
Либретто – это несколько страниц текста, которые определяют сюжет оперы или музыкального спектакля. Основой либретто является сценарий, который затем дополняется стихами. Однако, написание либретто – это коллективный труд, который включает в себя автора стихов, музыканта-композитора и дирижера.
Первоначально, автор стихотворения рассказывает, о чем будет говориться в опере, как будут двигаться герои и какие эмоции они будут испытывать. Композитор на основе этих идей начинает сочинять музыку, создавая тембральную палитру для каждого персонажа и музыкальное настроение для сцен. После этого, должна пройти финальная стадия подготовки либретто, когда композитор и автор стихов обсуждают и редактируют тексты, чтобы они соответствовали музыке и драматургии.
Создание либретто – это сложный и трудоемкий процесс, который требует мастерства в словесном ремесле и музыкальном композиционном искусстве. В результате совместной работы автора стихотворения, композитора и дирижера, зритель получает возможность проникнуть в мир оперы и насладиться фантастическими музыкальными композициями.
Особенности либретто в разных жанрах оперы
Либретто — это основа оперного спектакля, и оно играет важную роль в создании музыкально-драматического произведения. В каждом жанре оперы либретто имеет свои особенности, которые в значительной мере влияют на стиль и характер спектакля.
Опера-серия
В опере-серии, которая состоит из нескольких частей, либретто должно быть убедительным и цепляющим. Оно должно создавать связь между всеми частями серии, чтобы зритель заинтересовался и захотел посмотреть все спектакли до конца.
Сказочная опера
Либретто сказочной оперы должно быть красочным и ярким. Оно должно отражать сказочный мир и переносить зрителей в другую реальность. Важно, чтобы либретто было понятным детям, но при этом не лишено интереса для взрослых.
Историческая опера
Опера с историческим сюжетом требует от либреттиста глубоких знаний в истории и культуре того времени. Либретто должно быть достоверным и соответствовать историческим фактам. В то же время, оно должно быть интересным и эмоционально насыщенным, чтобы увлечь зрителей и передать атмосферу того времени.
- Вывод: В каждом жанре оперы либретто имеет свои особенности. Оно должно быть убедительным, красочным или достоверным, в зависимости от того, какой жанр выбран. Либретто играет важную роль в создании музыкально-драматического произведения и определяет стиль и характер спектакля.
Либретто как средство передачи социальных и политических идей
Либретто является неотъемлемой частью оперы и музыкального театра, и одной из его ключевых функций является передача социальных и политических идей. В оперных произведениях, либретто может выполнять функцию комментария к текущим событиям в обществе, или даже вводить в оборот новые идеи и концепции.
Одним из ярких примеров использования либретто для передачи социальных и политических идей является оперный произведение «Фальстаф» Джузеппе Верди. Этот произведение показывает несколько противоречивых образов, отражающих идеологические разногласия в обществе того времени. Более того, Верди использовал эту оперу не только для раскрытия проблем общества, но и для выражения своей личной позиции по этим вопросам.
Использование либретто для передачи социальных и политических идей является важным инструментом для создания понимания того, что происходит в обществе. Он поможет большинству людей лучше понимать проблемы и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, и возможно, найти их решения.
- Пример:
- Opera: Фальстаф
- Author: Джузеппе Верди
- Year of creation: 1893
- Plot: История о богатом и жизнерадостном рыцаре, который, выпивая до дыр на многолюдных застольях в городской таверне, проворачивает различные комические истории.
- Ideas: Опера содержит несколько противоречивых образов, отражающих идеологические разногласия в обществе того времени.
Использование либретто в современной музыке
Либретто остается важным компонентом музыкального театра и опера до сих пор. Однако, с развитием современной музыки, возникли новые подходы к написанию либретто. Сегодня авторы стремятся к созданию таких текстов, которые были бы актуальны для современного зрителя и слушателя.
Некоторые современные композиторы предпочитают писать свои либретто сами, чтобы контролировать полностью процесс создания произведения. Они используют современный язык и архетипы нашего времени, делают упор на актуальные сюжеты и персонажей.
Но все же многие современные оперные композиторы прибегают к сотрудничеству со знаменитыми драматургами или поэтами. Они хотят получить высококачественный текст, который бы соответствовал традициям жанра и в то же время был бы оригинальным и интересным для зрителя. Это позволяет создать более сложные и глубокие персонажи, добавить неожиданные повороты в сюжете и порой даже менять концовку.
Важно отметить, что любая опера или музыкальная постановка должна быть целостной работой и между музыкой и либретто должна существовать гармония, чтобы создать единое произведение идеального качества.
Дискуссии о роли либретто в опере и музыкальном театре
Важность текста в музыкально-драматических произведениях
До сих пор спорят о том, что является главным в опере – музыка или слова. Однако, большинство композиторов и режиссеров утверждают, что либретто играет важную роль в создании музыкально-драматических произведений в опере и музыкальном театре. Текст помогает композитору создать музыкальную атмосферу и передать эмоции, а для режиссера текст является основой для сценического действия.
Текст как основа оперного произведения
Без текста невозможно создать новое оперное произведение. Либретто должно соответствовать задумке композитора и содержать все необходимые элементы для создания музыкального произведения. Однако, в процессе создания оперного произведения, текст иногда может изменяться, чтобы улучшить сценарий и подчеркнуть композиторскую задумку.
Обсуждения о роли либреттиста и композитора
Одно из главных обсуждений в оперном мире – кто является более важным, либреттист или композитор. Некоторые считают, что либретто может быть написано любым автором, а важнее всего, чтобы музыка была интересной и запоминающейся. Другие полагают, что без хорошего текста музыка не может существовать или не выдержит испытание временем.
Современный взгляд на роль текста в опере
Сегодня большинство режиссеров и композиторов признают важность текста в опере и музыкальном театре. Однако, современные либреттисты предлагают новые подходы к написанию текстов – более свободные и неожиданные, чтобы они соответствовали современной культуре и публике. Таким образом, в решении, какую роль должно играть либретто, важно учитывать традиции и современный подход к созданию театральных произведений.
Вопрос-ответ:
Для чего нужно либретто в опере?
Либретто в операх является неотъемлемой частью музыкально-драматического сочинения, так как в нем содержится текст, описывающий действия героев и передающий их чувства и эмоции. Лирические партии, припевы, речитативы и арии определенным образом расположены на страницах либретто, что позволяет оперным певцам и композиторам создавать уникальное музыкальное произведение. Без либретто оперная музыка не может до конца раскрыться в театральном пространстве.
Какова роль либретто в создании музыкально-драматических произведений?
Либретто представляет собой написанный текст, повествующий о действиях героев, описывающий их чувства и эмоции, что является основой для создания музыкально-драматических произведений. Без либретто композитор не может создать музыкальное произведение, так как музыка должна соответствовать содержанию и эмоциональной составляющей текста. Кроме того, либретто включает в себя указания на подлинник истории, на то, как выглядят герои, где находятся, какие жанры в музыке используются и так далее. Таким образом, либретто является важной частью процесса создания опера и музыкального театра.
Можно ли сказать, что либретто — это важная часть оперной музыки?
Да, либретто является важным компонентом оперной музыки и по сути является скелетом оперы, на котором затем строится музыка. Без либретто оперный композитор не может создать музыкально-драматическое произведение, которое было бы полноценным и эмоционально значимым. Вместе с тем, любая опера или музыкальное произведение имеет лирическую основу, ее отражение можно найти в либретто. Поэтому либретто является не менее важным элементом оперной музыки, чем музыкальное сопровождение и сольный вокал.
Может ли оперный композитор изменять текст либретто?
В чем заключается основная задача либретто?
Основной задачей либретто является передача общей идеи и эмоций, которые должны быть восприняты зрителями. Либретто должно лаконично, но точно передавать сложный сюжет, передавать материал в том же ключе и в том же духе, что и передавать музыка. Она также должна описывать действия персонажей, их характеры и эмоции, чтобы композитор мог передать в своих произведениях не только музыкальные ритмы, но и чувствовать всю глубину каждого персонажа.
Какие жанры в музыке могут использоваться в либретто?
В музыкальном либретто могут использоваться различные жанры, в зависимости от стилевых особенностей произведения и характера музыки, которой оно сопровождается. Это могут быть марши, вальсы, симфонические увертюры, фуги и др. В свою очередь, лигретто могут содержать слова на разных языках — например, итальянском, французском, немецком — с учетом национальных особенностей оперной традиции. Важно, чтобы музыка и текст лежали в единой плоскости и служили выражением общей идеи произведения.
Можно ли назвать либретто литературным жанром?
Да, либретто в некоторых случаях можно отнести к литературным жанрам, потому что оно содержит полноценный текст драматического произведения, который может читаться и передавать сюжет и идеи. В качестве литературного жанра либретто имеет свои особенности и требования, так как оно должно одновременно быть и литературным текстом и скелетом оперной музыки, а также выполнять определенную драматическую функцию. В связи с этим либретто может быть оценено как отдельное литературное произведение.
Содержание и форма либретто оказывают существенное влияние на эффективность опера. Исходя из этого, либретто должно быть сочинено ясно и наглядно, чтобы зритель возможно легче понял, что происходит на сцене в процессе исполнения. Оно также должно быть достаточно эмоциональным и драматическим, чтобы вызвать у слушателей и зрителей сильные впечатления и переживания. Если либретто не соответствует содержанию произведения, то весь театральный эффект может попасть под угрозу.
Источник: profakty.ru