Изучение психологии личности (ПЛ) – это возможность лучше понять не только себя, но и другого человека. В этой статье я опишу основы, без которых невозможно полностью погрузиться в процедуру глубокого самопознания, а также расскажу об основных теориях выдающихся мыслителей. .
Определение понятий
Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.
ЛИЧНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предметы ПЛ
- темперамент;
- нравственные аспекты;
- мотивы индивида;
- интеллектуальные особенности;
- роли в обществе.
Что это такое – личность: краткое определение в психологии
Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:
- способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
- характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
- мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
- эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
- направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
- общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
- темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
- мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
- опыта (приобретенных умений и знаний).
Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)
В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.
Глубинная (психодинамическая)
Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:
- «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
- «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
- «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.
Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.
Зависимость от чужого мнения. Психолог Михаил ЛАБКОВСКИЙ
Феноменологическая теория
Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.
Диспозициональная концепция
Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств.
Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.
Источник: damienmilay.com
Полноценная личность: как стать самим собой
С самого рождения на нас влияют сотни людей. Родители твердят, что мы должны вести себя определенным образом и заниматься именно тем, чем они скажут, друзья хотят видеть нас полезными для себя, а работодатель – исполнительными и неприхотливыми. В большинстве случаев все эти люди хотят чего-то от нас для себя, а не для того, чтобы стало хорошо нам.
Из-за этого возникает вопрос: как стать самим собой? Существует ли полноценная личность внутри нас, не ограниченная чужими требованиями и желаниями? Безусловно, существует. Осталось только узнать, как докопаться до своей внутренней сути. К сожалению, это процесс кропотливой работы, и одним лишь загаданным желанием не обойтись.
Многие люди часто ждут в жизни чуда. Чего-то волшебного и сродни магическому, что может раз и навсегда кардинально изменить их жизнь! Как в сказке. По взмаху волшебной палочки или дуновения пыльцы.
И таки, бывает, начинает происходит нечто необычное. Гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, одинокие обретают пары, а страдающие чувствуют облегчение…
Иногда, такие чудеса и правда случаются. Но только вот не магическим образом. А в результате работы человека над собой, итогом которой являются, на самом деле, даже не волшебные изменения, а обретение себя. Раскрытия своих качеств, возможностей, талантов.
Главная жизненная задача личности
Согласно теории основателя клиентцентрированого подхода в психотерапии, К. Роджерса, это и есть главной жизненной задачей каждой личности – самоактуализация, то есть реализации того, что в тебе уже и так есть, раскрытие и понимание своих черт и особенностей, их принятие.
Это не стремление к чему-то идеальному и неповторимому (хотя образ желаемого, безусловно, присутствует). Это принятие реальности во всех её проявлениях. Как есть: без иллюзий и проекций. Часто мы считаем, что должны быть настоящими суперменами, которые справляются со всеми трудностями, достигают желаемого, несмотря ни на что.
Мы стремимся к этому образу, но это лишь идеальный образ у нас в голове. И чем дальше он находится от реальности – тем хуже мы себя чувствуем.
К огромному сожалению, не всегда и не у всех именно так . Как правило, в силу тех или иных причин человек может быть неконгруентным. Так происходит, когда его внутренние переживания, представления, мысли, не соответствуют тому, что он транслирует миру, людям вокруг.
Например, вы чувствуете обиду и злость из-за того, что вам приходится работать пять дней в неделю за скромную плату, но с друзьями и родными вы всегда радостны, потому что не хотите расстраивать их. Вы надеваете маску для того, чтобы было хорошо другим, при этом совершенно забывая о себе самом. Может ли из этого выйти что-то хорошее? Нет, такое поведение ни к чему, кроме череды разочарований, бессилия и плохого настроения вас не приведет.
Причины несоответствий
В чем причины несоответствий между вашим поведением и вашими ощущениями внутри? Почему так происходит? На то может быть несколько причин:
1. Вам навязывают некие модели поведения, рассказывают, каким вы должны быть
Очень часто с самого детства мы усваиваем определенные убеждения, слыша родительские предписания и оценочные суждения.
- Ты должен быть, как твой отец: сильным духом и стойким!
- Ты же хорошая девочка? Слушайся взрослых! Им виднее.
- Наш мальчик очень скромный и покладистый. Слова лишнего не скажет. Такой послушный.
Родители для ребенка – непререкаемый авторитет. До определенного возраста он считает их всемогущими , и очень удивляется, когда узнает, что мама не может остановить дождь и разогнать тучи. Когда взрослые говорят своему ребенку, что он должен быть таким-то, они программируют его на такое поведение. Чтобы не расстраивать своих родителей, он будет изо всех сил стремиться соответствовать их желаниям, даже если это противоречит его внутренним ощущениям. Таким образом, он впервые примеряет маску лицемерия и неконгруентности.
Такие фразы являются скрытой манипуляцией. Сознательно или нет, но родители пытаются манипулировать своим ребенком, чтобы сделать его удобным для себя. Вот только они забывают, что покладистый и молчаливый ребенок таким и останется всю жизнь. Он не станет внезапно лидером, успешным бизнесменом или известным артистом.
Не осознавая этого, родители с самого детства программируют ребенка на одну единственную дорогу: в офис на стандартную зарплату. Это не самый худший исход, но и далеко не самый лучший.
Ребенок, чтобы заслужить и сохранить родительскую любовь, начинает стремиться к выполнению требований. Механизм такого процесса, согласно К. Роджерсу, условное принятие.
Ребенок, не зависимо от того в каких вариациях это транслируется, получает послание, что его будут любить только в том случае, если он выполнит все требования родителей.
Возможно, он так и не узнает, что его ценность уже в том, что он есть. И для принятия другими не обязательно соответствовать перечисленным характеристикам. Но, его образ, грубо говоря, уже создан.
2. Список ожиданий
Следующим шагом после семьи на пути во взрослую жизни является социализация, вхождение в социум, который тоже имеет свои требования и ожидания.
В каждой культуре есть образ успешной личности, так называемой личности-достигатора. Какой-то эталон, пример, норматив, идеал, на который стоит равняться. Нравится вам это или нет, но социум будет ждать от вас именно такого поведения. Находясь под постоянным давлением извне и наблюдая, что успеха и признания добиваются лишь люди с определенной моделью поведения, вы обязательно задумаетесь о том, чтобы действовать так же.
Увы, иногда в сознании тех, кто стремится к навязанному идеалу, постоянно сравнивая себя с эталоном, формируется огромный разрыв между я-реальным и я-идеальным, вследствие чего я-концепция приобретает ярко негативный оттенок . Для того, чтобы достичь счастья, необходимо, чтобы разрыв между вашим я-реальным и я-идеальным был минимален. Если вы не принимаете себя и хотите быть совершенно другим человеком, от этого вам точно не будет лучше.
Часто навязывание определенного поведения со стороны родителей и ожидания социума идут рука об руку. Как результат личность не функционирует полноценно (тоже понятие К. Роджерса).
Полноценно функционирующая личность
Какова же личность, которая функционирует полноценно? Это личность, которая стала сама собой, она всецело использует свои способности, таланты, возможности. Её жизнь – это движение к познанию себя и своих переживаний.
Такая личность имеет пять важных характеристик, среди которых:
- Открытость переживаниям – это возможность слушать и слышать себя, быть толерантным ко всем мыслям, чувствам, ощущениям. У такой личности нет потребности что-то отвергать, вытеснять или не принимать. Все ее проявления важны для неё, все ценны и значимы. И все они находятся в сфере осознания. Чтобы прийти к этому, люди месяцами или даже годами ходят к психотерапевту гуманистической школы. Наша психика устроена так, чтобы вытеснять или другими способами блокировать нежелательные мысли и переживания. Для того, чтобы научиться их все принимать и понимать, необходимо значительно вырасти над собой.
- Экзистенциальный способ жизни – стремление жить наполнено, ценить каждый момент своей жизни. Каждое мгновение переживается как уникальное и неповторимое. Своеобразная наполненность жизни, которая свойственна экзистенциальному подходу, достигается путем нахождения смысла. Своего личного смысла в каждом моменте и в жизни в целом. Лишь когда вы знаете, зачем вы живете и почему делаете что-то – возможен внутренний рост и наполненность жизни.
- Организмическое доверие – способность человека принимать решения и действовать в связи с личностными переживаниями. Когда на выбор влияют не внешние правила, взгляды других, а внутренние переживания. Так называемое внутренне чувство правильности собственных действий и принятых решений – внутреннее Да! Для того, чтобы научится доверять своим ощущениям и предчувствиям, необходимо для начала научится их отслеживать и распознавать. Большинство людей пытаются пренебречь своими переживаниями, потому что общепринятое мнение говорит, что это все ерунда. Поэтому сначала необходимо вновь разбудить в себе эти забытые ощущения. Начните прислушиваться к себе, когда воспринимаете какую-то информацию, чужие суждения и, особенно, когда принимаете решения.
- Свобода – возможность жить в связи с собственными желаниями, без запретов и ограничений. Это внутреннее чувство власти над собственной жизнью, возможность управлять ею. Чувство, что единственный, кто властен над всем происходящим в моей жизни – это я сам! В связи с этим возникает ощущение, что можно сделать практически всё желаемое. Свобода – наибольшая ценность в жизни человека. С самого рождения нас пытаются убедить в том, что мы зависим от других людей и поэтому должны согласовывать свои решения сначала с родителями, потом с женой или мужем. Безусловно, те решения, которые затрагивают интересы и свободу другого человека, необходимо принимать вместе. Но, например, решить, что вы сегодня наденете, что будете есть и как поведете себя с другими людьми, вы можете и самостоятельно. Во всех этих вопросах нас ограничивают некие внешние нормы, но они не более, чем условность, которой в некоторой мере можно пренебречь. Не все это себе позволяют, но к этому нужно стремится
- Креативность – творческое отношение к жизни во всех проявлениях, стремление и возможность быть в жизненном потоке, жить насыщенно и полноценно осознавать бытие.
Очевидно, что главная цель жизни человека согласно К. Роджерса – рост каждой личности в направлении познания и реализации всех своих возможностей, ориентируясь на то, кем она может быть!
Для этого важно не бояться жизни, застревая на обвинениях родителей и социума. А быть в её потоке, делая её насыщенной, наполненной и полноценной! Работать над собой! Стремиться к осознанию, что единственный, от кого зависит всё происходящее в вашей жизни – это вы сами!
И для этого нужно всего – лишь желание и немного мужества!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/polnocennaya-lichnost-kak-stat-samim-soboj/.
- воспитание
- психология личности
Источник: psyhosoma.com
Что такое личностная психология человека, и на что она ориентирована
Личностная психология – это раздел психологии, изучающий личность человека, а также его индивидуальные процессы. Изучать человека, как личность, значит, как минимум, пытаться найти в нём уникальные качества, выявить индивидуальность и особенность. Это помогает найти себя в жизни, узнать о себе новое, помочь себе измениться или выявить сильные качества, которые помогут в жизни, станут ресурсами, но не только.
Для чего необходимо изучать психологию личности
Фото автора SHVETS production: Pexels
Изучение личности, то есть своего «Я» – очень интересный процесс. В ходе которого можно многое выяснить про себя, открыть новые стороны.
Как ты взаимодействуешь с окружением, с внешним миром – это один из показателей сформированных процессов, изучить который ты можешь при познании своей личности.
Личность – это совокупность особенностей человека: темперамент, способности, сформированные привычки, навыки, качества. Изучение личности поможет познать себя, определить свои особенности.
Если ты стремишься к автономии, то познание своего «Я» будет необходимой частью твоего становления. Самостоятельная личность несëт ответственность за себя, за свои поступки, за свою жизнь. Она чётко знает о своих потребностях и не ущемляет их, вне зависимости от внешних факторов.
Очень важно прислушиваться к себе, к своим чувствам и желаниям. Тогда потребности будут удовлетворяться, а не подавляться, будет меньше травмирующих факторов и стрессовых ситуаций.
Психология личности: характер
Этапы становления личности
Иногда, чтобы понять, откуда появились какие-то установки, мешающие полноценной жизни или даже страхи, нужно знать этапы становления личности.
Этапы формирования личности по Э. Эриксону:
- Оральная стадия. Первый год жизни.
Идёт развитие социального взаимодействия. Формируется доверие или недоверие к внешнему миру. От того, сколько заботы и внимания получает ребенок в первый год жизни, зависит его последующее доверительное отношение к миру, ну или наоборот. Малыш живёт потребностями, ему важно, чтобы они быстро и качественно удовлетворялись. Если этого не происходит, то в малыше начинает формироваться некая подозрительность, недоверчивость.
- Анальная стадия. Второй и третий год жизни.
Идёт развитие моторных и психических функций, а так формируется самостоятельность. В эти годы дети, словно исследователи, познают мир. Они пробуют что-то новое, трогают, хватают, открывают, карабкаются. Период «я сам» характеризуется отказом от помощи.
Детям важно всё делать самостоятельно. Если родители не предоставляют ребенку самостоятельно выполнять действия, торопят его, перехватывают инициативу, пытаются сделать всё за него, то ребенок подавляет в себе самостоятельность и вырастает нерешительным.
- От четырёх до пяти лет.
Эта стадия характеризуется безграничной фантазией ребёнка. Он сам планирует свою деятельность, организует игры. От того, насколько родители поддерживают идеи ребёнка, зависит развитие его предприимчивости. В худшем случае при подавление этих идей, ребёнок может испытывать чувства вины. Он начинает думать, что его действия неправильны, глупы, а его инициатива не нужна.
- Латентная фаза. От шести до одиннадцати лет.
Ребенок проявляет интерес к деталям, ему хочется узнать, как устроен мир. У него проявляется интерес к внешнему миру, он задаёт вопросы, изучает. Если родители в этот период поддерживают ребёнка, разрешая ему экспериментировать: строить, мастерить, готовить, пробовать новое, овладевать навыками, то у него формируется творческие навыки.
Напротив, те родители, которые не позволяют ребенку развивать навыки, называя это баловством, развивают в нём чувство неполноценности. Это сказывается и на общении со сверстниками, и на учебной деятельности. Дети, чувствующие себя неполноценными, сложнее осваиваются в коллективе и сформировывают навыки, им очень трудно идти к намеченной цели.
- Подростковый возраст.
Физическое развитие даёт резкий скачок, появляются новые потребности и интересы. Подростки формируют представление о семье, о ценностях. Они стремятся к идеалам, которые рисуют в своих же фантазиях. Часто фантазия и реальность пытаются стереть границы между собой. Подросток в этот период нетерпелив, поэтому старается преуспеть везде и сразу, требуя от жизни по максимуму.
Он пытается понять кто он, зачем он здесь и в чём его роль.
На то как у него это выйдет, влияют пройденные им стадии, сформированность тех или иных качеств. Подросток может становиться самостоятельной личностью, если он сформировал необходимые навыки, в ином случае, он может стать зависимым от кого-то или причислить себя к какой-то уже сформированной группе.
- Зрелость.
На этой стадии устанавливаются связи с людьми, строятся отношения. Насколько успешно это выйдет, зависит от сформированности навыков и личностных качеств человека. На этой стадии люди учатся слышать не только себя, но и окружающих. Они учатся брать на себя новые обязательства, нести ответственность за себя и других.
В этот период могут появляться страхи, неудовлетворенность жизнью или отдельными её аспектами. Если у человека сформировалось недоверие к миру, чувство неполноценности, то он может избегать всяких контактов с людьми, стать остранëнным, чувствовать себя чужим.
Стадия, когда человек пытается внести какой-то вклад в эту жизнь, оставить за собой память. Он оглядывается назад, пытается осознать, что успел сделать, а чего так и не смог достичь. Появляется чувство удовлетворенности своей жизнью или наоборот. Может появиться страх смерти, страх не успеть что-либо сделать. На этой стадии человек либо принимает себя таким, либо отвергает это.
В результате второго может произойти конфликт.
Зачем изучать личностную психологию
Психология личности очень интересный раздел психологии. Зная этапы становления, можно определить из-за чего возникает та или иная проблема, где её истоки, и как её можно устранить.
Помимо сформированных или несформированных навыков взаимодействия с окружающим миром, изучение личностной психологии, даëт возможность познать себя, познакомиться со своим «Я».
Ведь в основе лежит темперамент, та часть личности, которая не поддаётся глобальным изменением. Зная о его особенностях, можно контролировать и корректировать процессы. Именно темперамент определяет особенности работы нервной системы, скорость её реагирования.
Изучая психологию личности, можно понять не только себя, но и близких людей. Мир как будто откроется с новой стороны, станут понятны действия и поступки окружающих тебя людей. Станет проще выстраивать отношения, принимать людей с их особенностями. Можно даже определить, почему они реагируют именно так в той или иной ситуации.
Также и с детьми. Зная об особенностях каждого этапа, можно приложить усилие, чтобы избавить ребëнка от проблем в будущем. Помочь ему вырасти гармоничной личностью, овладеть необходимыми навыками. Стать опорой и поддержкой, не перехватывать инициативу, а сопровождать на пути к новым открытиям.
Источник: samka.co