Виды лицензий creative commons. Лицензия Creative Commons или стандартная? Что выбрать для своего видео. Как это работает
Лицензия Creative Commons – наверняка, вы слышали о такой и даже все о ней знаете, равно как и о стандартной лицензии YouTube. Ну а если эти слова для вас загадка, тогда читайте дальше. В этой статье я подробно расскажу об используемых YouTube лицензиях.
Что такое лицензия, вы, конечно же знаете. Это разрешение на право пользования, в данном конкретном случае – право пользования (или использования) видео.
По умолчаниюиспользуется стандартная лицензия YouTube. Любое видео, которое вы загрузите на свой канал, будет опубликовано по стандартной лицензии, если не выбрано иное.
YouTube не приемлет пиратского контентаи в целом, очень четко следит за репутацией, авторскими правами. Соответственно, нарушение правил чревато последствиями — от страйка до блокировки канала.
Именно поэтому каждое видео имеет лицензию – стандартную или Creative Commons.
Лицензия Creative Commons в Ютуб — Плюсы и Минусы
В чем их принципиальное отличие?
Лицензия Creative Commons
Начну с Creative Commons. Если автор опубликовал свое видео по этой лицензии, значит, он официально разрешает использование своего контента всеми желающими. Такие ролики можно размещать на своем канале путем «перезалива», т.е., скачали и залили на свой канал от своего имени.
Кроме того, с помощью видеоредактора вы можете делать ремиксы из таких роликов, изменять их и использовать по своему усмотрению.
Однако, есть здесь и свои подводные камни. Изменить лицензию можно в любой момент. Для этого достаточно перейти в раздел «информация и настройки видео», а дальше открыть расширенные настройки и внести изменения, сделав несложный выбор.
Что в этом плохого?В общем-то, ничего, кроме того, что автор, решивший изменить лицензию своего видео с общедоступной (Creative Commons) на стандартную, никого уведомлять об этом не должен. Соответственно, если вы ранее воспользовались таким роликом (когда у него еще была лицензия Creative Commons), то теперь вы становитесь нарушителем авторских прав.
А это уже, как говорится, совсем другая история.
Что же касается стандартной лицензии YouTube, то, думаю, вы уже поняли, такие видео изначально защищены авторским правом. Использование их в своих целях запрещено.
Хотя, довольно часто можно наблюдать использование чужих роликов на своих каналах. Особенно это распространено в сетевом маркетинге. Ролики компании или других дистрибьюторов загружаются на свой канал и используются.
Но все это до поры – до времени. В своей практике я столкнулась уже с двумя случаями, когда за это пострадали дистрибьюторы (сама полтора года активно занималась сетевым маркетингом). У одного пострадала репутация канала и были наложены временные ограничения (сроком на полгода). У другого ситуация оказалась хуже – канал был заблокирован.
Лицензия Creative Commons или Стандартная Лицензия YouTube в чем разница?
Конечно, не всегда это может закончиться так плачевно. Но, лучше знать о последствиях заранее и в теории, чем столкнуться с ними неожиданно и на практике. Кстати, большинство именитых ютуберов категорически против использования чужого видео на своем каналедаже по лицензии Creative Commons и именно по причине, которую я описала выше.
Таким же образом вы можете разрешить использование и своих собственных видео, если посчитаете нужным.
Можно публиковать тексты, музыку, фотографии и другие художественные произведения. Поддержка CC есть, в том числе, на фотосайте Flickr и в расширенном поиске Google , а также на специализированных поисковиках по свободным лицензиям. С помощью этих инструментов можно находить свободный контент для использования в своих целях, в том числе для коммерческого использования и творческой переработки.
Типы Creative Commons
CC-BY: разрешается копирование, распространение, демонстрация, модификация и разработка собственных произведений на основе данного произведения при условии упоминания авторства оригинала. При этом результат может распространяться под другой лицензией, например, более закрытой.
CC-NC(Non-commercial): разрешается копирование, распространение, демонстрация, модификация и т. п., но только в некоммерческих целях.
CC-ND(No Derivative Works): запрещается делать производные работы.
CC-SA(Share Alike): распространение, копирование и модификация произведения разрешается на том условии, что модифицированные произведения также будут распространяться на условиях этой лицензии (то есть измененную работу нельзя защитить копирайтом; произведение всегда будет оставаться свободным).
Лицензия Creative Commons выполняет для художественных произведений ту же роль, что и GNU GPL для программного кода, при этом Creative Commons — более гибкая лицензия. Автор текста, фотографии или картины может сам выбрать, какие права он желает оставить за собой, а какие передать обществу (право на распространение, на коммерческое использование, на модификацию и т.д.). Чтобы пометить свое произведение, автору достаточно поставить значок подходящей лицензии, ссылку Some rights reserved с тегом rel=«license». Это гарантирует, что помеченный контент автоматически попадет в поисковый индекс Google по свободному контенту (текст, который вы читаете, соответственно, тоже туда попадет). Подробнее о микроформате rel=«license»можно почитать .
В версии Creative Commons 3.0 реализован целый ряд нововведений . Во-первых, это дальнейшая интернационализация. Первые версии Creative Commons были основаны на американских законах и адаптированы для 30+ стран. Сейчас же создана общая базовая версия, независимая от страны, основанная на международных законах об авторском праве. Соответственно, американская версия Creative Commons теперь является всего лишь одной из многих национальных версий.
Второе важное нововведение в Creative Commons 3.0 касается адаптации к моральным правам в разных странах . Моральные права (в том числе право на упоминание автора, право на цельность произведения, право на псевдоним или анонимное авторство и другие права, которые не касаются коммерческим отношений) являются неотъемлемой частью авторских прав, но до сих пор не во всех странах и не в полной мере включены в законодательство об авторском праве.
Кроме того, в Creative Commons 3.0 появилась поддержка разных типов обществ по коллективному управлению авторскими правами. В разных странах эти организации имеют разные права.
Последнее нововведение в Creative Commons 3.0 — возможность автоматического лицензирования под CC BY-SA 3.0 контента, который опубликован под другими свободными лицензиями, если они совместимы с CC BY-SA 3.0.
Процесс утверждения Creative Commons 3.0 довольно сильно затянулся из-за согласования противоречий, возникших между всеми заинтересованными сторонами, в том числе Debian и Массачусетским технологическим институтом. Подробнее об этом рассказано .
Если вы используете медиаконтент или картинки, лицензированные под Creative Commons (например, содержимое wikiHow), вы должны сослаться на автора так, как предписал создатель контента. Эти указания понятны в теории, но многие люди, лицензирующие свои произведения на условиях CC, не указывают, каким образом они должны быть упомянуты. На этой странице представлено практическое руководство по правильной атрибуции произведения в соответствии с условиями Creative Commons.
Шаги
Интернет, как общечеловеческое системообразующее явление не только открывает массу возможностей для творческого человека, но и порождает проблемы, решение которых не очевидно. Одна из таких проблем — защита авторского права на произведения выложенные в сеть.
Многие считают, что попав в сеть творение становится общественным достоянием и с ним можно делать все, что угодно, но это не так. Копипастинг распространен не только среди блоггеров-одиночек, но и характерен для многих вполне солидных СМИ.
На фоне широких возможностей распространения и преобразования информации это порождает обратную волну — попытку спрятать результаты своего творческого труда от общества, опасаясь, что они могут появится в нежелательном контексте, дискредитирующем автора. Кроме того, несанкционированное использование может нанести вполне реальный материальный ущерб. Поэтому споры вокруг защиты авторских прав не прекращаются с момента появления интернета в массовом использовании до сегодняшнего дня. И это не есть хорошо.
Creative Commons — наиболее удачная на текущий день попытка разрешить противоречие между требованиями законодательства и богатейшими техническими возможностями для использования творений, выложенных в сеть. Если дословно перевести с английского Creative Commons, то это Творческий фонд или, что более точно передает смысл, Творческое наследие. Название говорит само за себя. Познакомимся подробнее с этой современной концепцией защиты авторских прав.
Для чего созданы лицензии Creative Commons
Лицензии и инструменты Creative Commons в рамках традиционного понятия «All Right Reserved» («Все права защищены») создают баланс защиты авторских прав и использования творческих произведении без нарушения законодательства. Любому, и автору-одиночке, и огромной компании или организации, эти инструменты предоставляют простой, понятный и стандартный способ формирования условий использования своего творения. Почитатели инструментов Creative Commons создали , совокупный контент которого можно совершенно легально и без нарушения закона .
Логика и архитектура лицензирования
Все лицензии Creative Commons имеют общие принципы. Каждая лицензия позволяет создателям, которых называют лицензиаторами, используя инструменты Creative Commons, защитить свои авторские права, предоставив другим возможности копирования, распространения и использования созданных произведений, по крайней мере, в некоммерческих целях. Каждая лицензия Creative Commons гарантирует лицензиарам указание авторства произведений, то, чего ни безусловно заслужили. Каждая лицензия Creative Commons работает по всему мире и будет действительна до тех пор, пока существует авторское право. Это базовые общие принципы, но кроме них в любое время лицензиары по своему усмотрению могут добавить любые права на использование своих произведений.
При выборе лицензии Creative Commons лицензиару необходимо ответить на несколько простых вопросов — во-первых, разрешает ли он коммерческое использование результатов своей работы, да или нет; во-вторых, разрешает ли он производные произведения, да или нет? Если лицензиар позволяет использовать свои произведения за основу для дальнейшего развития, то он может потребовать от того, кто пользуется его произведением, называемого лицензиатом, новое произведение распространять на тех же условиях. Такая идея, называемая «ShareAlike» («распространение на тех же условиях»), — один из механизмов, помогающий цифровому сообществу постоянно расти и развиваться. Вдохновителем «ShareAlike» была , которая используется многими Open Source проектами или открытыми образовательными проектами, например, такими как Wikipedia.
Лицензии не ограничивают свободы использования творческих произведений за пределами законодательства о защите авторских прав, например, таких как исключения и добросовестное использования. Лицензии Creative Commons требуют от лицензиатов получать разрешения только на то, что законодательство сохраняет исключительно за лицензиаром и то, что лицензия явно не разрешает. Лицензиаты обязаны указывать авторство лицензиара, сохранять уведомления об авторских правах в неприкосновенности и делать ссылку на саму лицензию на всех копиях произведения. Лицензиаты не имеют права технически ограничивать доступ к произведению правообладателей.
Базовые требования лицензий
Все лицензии представляют собой набор базовых требований к использованию произведения, которые Автор выбирает по своему усмотрению. Вот они:
Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и изменять произведение, защищенное законом об авторских правах, при единственном условии — указание автора произведения. Все лицензии Creative Commons содержат это требование.
SA — Share Alike («Копилефт»)
Разрешается создавать переработанные версии и новые произведения на основе творческой работы лицензиара, при условии их распространения под такой же лицензией, что и опубликованный оригинальный первоисточник.
NC — Non-Commercial (Некоммерческое использование)
Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и изменять произведение только в некоммерческих целях. При желании использовать произведение в коммерческих целях, необходимо обратиться к лицензиару за соответствующим разрешением.
ND — No Derivative Works (Без производных)
Разрешается копировать, распространять, воспроизводить, исполнять произведение только в неизмененном виде, нельзя использовать в качестве основы для производных творений. При желании изменить, преобразовать, развить или переработать оригинал необходимо запросить разрешение у лицензиара.
Лицензии
Как уже было сказано, лицензии представляют собой набор базовых требований, которые комбинируются по ранее описанному алгоритму. Ниже приведены все шесть основных лицензий, которые можно выбрать для публикации своих произведения с использованием лицензии Creative Commons. Мы перечислили их все, начиная с наиболее удобной для распространения произведения лицензии и заканчивая лицензии с наибольшими ограничениями.
CC ○ BY
Attribution (Указание авторства)
Лицензия разрешает распространение, редактирование, изменение, а также разрешает использовать произведение, как основу для производных, даже на коммерческой основе с обязательным указанием авторства. Это самая удобная из всех предлагаемых лицензий. Рекомендуется для максимального распространения и использования лицензированного материала.
CC ○ BY○SA
Attribution Share Alike(Копилефт)
Лицензия позволяет редактировать, править и брать произведение за основу для производных, даже в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензируют свои новые произведения на тех же условиях. Эта лицензия часто сравнивается с «копилефтом», лицензиями на свободное ПО и ПО с открытым исходным кодом. Все новые произведения, основанные на вашем произведении, должны лицензироваться на тех же условиях, на которых лицензируется ваше произведение, т.е. любые производные также разрешается использовать в коммерческих целях. Это лицензия, которую использует Википедия, и которая рекомендуется для материалов, подобных материалам Википедии и других аналогичных лицензированных проектов.
CC ○ BY ○ ND
Attribution No Derivatives (Указание авторства – Без производных)
Лицензия позволяет распространение, коммерческое и некоммерческое использование исходного произведения, при условии, что произведение передается с указанием авторства, неизмененным и сохраняет свою целостность.
CC ○ BY ○ NC
Attribution Non-Commercial (Указание авторства – Некоммерческая)
Лицензия позволяет перерабатывать, изменять и брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях. Хотя новые произведения должны размещаться с указанием вашего авторства и распространяться на некоммерческой основе, лицензирование производных на тех же условиях не обязательно.
CC ○ BY ○ NC ○ SA
Attribution Non-Commercial Share Alike (Указание авторства – Некоммерческая – Копилефт)
Лицензия позволяет редактировать, исправлять и брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указано авторство и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
CC ○ BY ○ NC ○ ND
Attribution Non-Commercial No Derivatives (Указание авторства – Некоммерческая – Без производных)
Самая запретительная лицензия из шести, позволяющая только загрузку произведений и обмен ими с другими при условии указания авторства, неизменности каким-либо образом и невозможностью использовать в коммерческих целях.
Три «слоя» лицензий
1) Обратите внимание — публичные лицензии по защите авторского права построены с использованием уникальной инновационной «трёхслойной» архитектуры. Каждая лицензия начинается традиционно для текстовых правовых документов тем языком, который знают и оперируют большинство юристов. Этот «слой» называется «Legal Code» («Юридический текст») каждой лицензии.
The Creative Commons copyright licenses and tools forge a balance inside the traditional “all rights reserved” setting that copyright law creates. Our tools give everyone from individual creators to large companies and institutions a simple, standardized way to grant copyright permissions to their creative work. The combination of our tools and our users is a , a pool of content that can be , all within the boundaries of copyright law.
License design and rationale
All Creative Commons licenses have many important features in common. Every license helps creators — we call them licensors if they use our tools — retain copyright while allowing others to copy, distribute, and make some uses of their work — at least non-commercially. Every Creative Commons license also ensures licensors get the credit for their work they deserve. Every Creative Commons license works around the world and lasts as long as applicable copyright lasts (because they are built on copyright). These common features serve as the baseline, on top of which licensors can choose to grant additional permissions when deciding how they want their work to be used.
A Creative Commons licensor answers a few simple questions on the path to choosing a license — first, do I want to allow commercial use or not, and then second, do I want to allow derivative works or not? If a licensor decides to allow derivative works, she may also choose to require that anyone who uses the work — we call them licensees — to make that new work available under the same license terms. We call this idea “ShareAlike” and it is one of the mechanisms that (if chosen) helps the digital commons grow over time. ShareAlike is inspired by the GNU General Public License, used by many free and open source software projects.
Our licenses do not affect freedoms that the law grants to users of creative works otherwise protected by copyright, such as exceptions and limitations to copyright law like fair dealing. Creative Commons licenses require licensees to get permission to do any of the things with a work that the law reserves exclusively to a licensor and that the license does not expressly allow. Licensees must credit the licensor, keep copyright notices intact on all copies of the work, and link to the license from copies of the work. Licensees cannot use technological measures to restrict access to the work by others.
Three “Layers” Of Licenses
Machine Readable
Human Readable
Legal Code
Our public copyright licenses incorporate a unique and innovative “three-layer” design. Each license begins as a traditional legal tool, in the kind of language and text formats that most lawyers know and love. We call this the Legal Code layer of each license.
But since most creators, educators, and scientists are not in fact lawyers, we also make the licenses available in a format that normal people can read — the Commons Deed (also known as the “human readable” version of the license). The Commons Deed is a handy reference for licensors and licensees, summarizing and expressing some of the most important terms and conditions. Think of the Commons Deed as a user-friendly interface to the Legal Code beneath, although the Deed itself is not a license, and its contents are not part of the Legal Code itself.
The final layer of the license design recognizes that software, from search engines to office productivity to music editing, plays an enormous role in the creation, copying, discovery, and distribution of works. In order to make it easy for the Web to know when a work is available under a Creative Commons license, we provide a “machine readable” version of the license — a summary of the key freedoms and obligations written into a format that software systems, search engines, and other kinds of technology can understand. We developed a standardized way to describe licenses that software can understand called (CC REL) to accomplish this.
Searching for open content is an important function enabled by our approach. You can use «);
Источник: uristol.ru
Реально бесплатные звуки для рекламы и блогов – где брать?
Да благословит Ктулху энтузиастов аудио и лицензию «CC Zero».
Дата публикации: 1 сентября 2022
Время чтения: 11 минут
Владимир Лакодин Редакция «Текстерры»
В России правовой нигилизм в сфере использования чужой интеллектуальной собственности в большом почете. Особенно в отношении таких излишеств, как музыка и звук. Отдельно повезло немузыкальным эффектам и бытовым шумам — их в последние 20 лет малый бизнес, не заморачиваясь, скачивал с первой попавшейся помойки и без зазрения совести пользовал в своих проектах.
Ну, кому придет в голову платить за лицензии на грохот падающих кирпичей, кваканье лягушки, стук сердца, звон ложки в кофейной чашке? Какие такие права могут быть на них у кого-то — это ж просто звуки?
Однако времена изменились — даже видеоблогерская школота теперь знает, что такое «кинуть страйк на YouTube». Создатели аудиовизуального контента хорошо напуганы сервисами отслеживания неправомерного использования музыки в интернет-медиа. К 2020-ым дело дошло и до саунд-дизайна с шумами.
Внезапно блогеры и бизнес узнали, что, оказывается, каждый писк кто-то синтезировал, записывал в студии или «в поле», сложным образом обрабатывал и официально выпускал. Выяснилось, что при использовании односекундного «вжух» в рекламе, в остросюжетном кино «о миссии компании» или в столь необходимой обществу блогерской «реакции на распаковку» нужно иметь на эффект лицензию.
Любые звуки, записанные, обработанные, синтезированные и опубликованные в специальных звуковых библиотеках, признаются в РФ фонограммами. Файлы, опубликованные юридически криво и косо даже самими авторами на собственных сайтах или USG-площадках, – тоже.
Однажды неграмотный в правовом отношении звукорежиссер или саунд-дизайнер, закинувший свои работы куда-то в интернет (по молодости и наивности), может опомниться, обучиться основам лицензионного бизнеса и обнаружит, что его продукт уже использовали в ста роликах на You Tube.
И, несомненно, обладатель прав «накидает страйков» предпринимателям и блогерам, принуждая авторов видео получить лицензию на звуки. А то и пойдет в суд — сам, либо уполномочив на то отечественные авторские общества РАО и ВОИС или, скажем, зарубежные BMI, ASCAP и прочие.
Насчет защиты прав на музыку и фонограммы в РФ сложилась обширная судебная практика. От ответственности не уходят ни мелкие кафешечки, крутящие для посетителей развлекательные песняки, ни продавцы мутных дисков с mp3, ни крошечные радиостанции — вообще никто.
И это еще авторские общества нашей страны недостаточно интегрировалась в мировое профильное сообщество, которое активно создает и использует сервисы по отслеживанию «цифровых отпечатков» фонограмм в любых медиа, размещенных в интернете. Число таких алгоритмов растет, как грибы — на радость саунд-дизанерам, а качество их работы становится все выше.
В общем, сегодня звуковое пиратство при создании аудиовизуального контента — очень рискованное дело. Поэтому мелкий и малый бизнес, начинающие киношники, рекламные агентства и фрилансеры крайне заинтересованы в доступе к истинно бесплатным и полностью легальным звуковым каталогам. Ибо оплачивать даже микролицензии на так называемых «стоках» часто не в состоянии.
Невероятно, но факт: такие каталоги существуют, и некоторые их разделы весьма обширны. Звуки в них отгружаются всем желающим под волшебной лицензией «Creative Commons Zero».
Спасительная лицензия «CC0» — что это?
Если вы хотите использовать легальные бесплатные звуки, вы можете искать их где угодно в сети, но на странице скачивания должна стоять однозначная, не допускающая туманных трактовок маркировка, говорящая о том, что сэмплы распространяются под лицензией «Creative Commons Zero».
Если говорить о ней коротко, то это универсальная, стандартная лицензия, действующая на территории всей планеты, в соответствии с которой владелец прав (лицензиар) фактически дарит всем желающим возможность использовать его произведение (в нашем случае — звук) каким угодно образом, в том числе в коммерческих целях. И при этом даже не просит упоминать о своем авторстве.
«СС0» работает по аналогии с публичной офертой — лицензионный договор с правообладателем заключать не нужно. Скачали файл, и вот вы официальный лицензиат.
Семейство лицензий Creative Commons придумали в одноименной американской некоммерческой организации, основанной в 2001 году двумя учеными и одним издателем. При помощи «CC0» и других типов лицензий они попытались (и это им удалось) решить проблему юридически чистого предоставления авторами-энтузиастами своего контента всем желающим для разных видов бесплатного использования.
Внимание, нужно помнить, что право авторства при таком лицензировании никому не переходит, оно в принципе неотчуждаемо. То есть, авторы звуков, музыки и других произведений авторами и остаются. Лицензиаты получают только права на использование — либо вовсе без условий, либо с ограничениями.
«Creative Commons Zero» – самая демократичная лицензия. Она требует от лицензиата только того, чтобы он не выдавал себя за автора и не перепродавал третьим лицам бесплатное за деньги. В остальном — практически никаких ограничений.
Ознакомиться с полным текстом лицензии можно здесь. Почитайте, и вы с удивлением обнаружите, что, публикуя свои произведения под маркировкой «CC0», автор добровольно «…открыто, полностью, постоянно, безотзывно и безоговорочно отказывается от всех авторских и смежных прав».
Один из основателей Creative Commons Лоуренс Лессиг — профессор права в Гарварде и кандидат в президенты США на выборах 2016 года.
Некоторые невнимательные российские граждане путают «Zero» и вариант бесплатной лицензии «СС BY» (атрибутивная). Не стоит этого делать. Потому что, лицензируя, скажем, звук падения толстого парня на коробку с тортом для своей рекламы, вы обязуетесь указывать авторство того, кто его сделал (записал).
А это означает, что в вашем 20-секундном ролике обязаны появиться титры. И в них вам придется начертать «Звук падения толстого парня на коробку с тортом — автор такой-то». То же самое вы обязаны сделать в описании видео на YouTube и на какой угодно другой площадке.
А еще представьте, что авторство в оригинале произведения обозначено примерно так: «Василий Перес-Реверте де Макондо и его мама Лариса Перес-Реверте, да продлит Господь ее дни». Придется ведь публично размещать все это у себя.
По поводу не указания авторства при использовании атрибутивной лицензии «CC BY» судебная практика в РФ существует, но она маленькая и противоречивая.
Это как бы намекает: при коммерческом производстве контента, не предусматривающего публикации титров и других подробных выходных данных, ни с какими бесплатными лицензиями Creative Commons, кроме «CC0» связываться не стоит — можно попасть.
Строго говоря, российское законодательство об авторском праве не приспособлено и к «CC0», но эта лицензия настолько всеобъемлюще «отказная», «безотзывная» и «офертная», что гипотетические попытки привлечь лицензиата в РФ за условно неправильное использование произведения с маркировкой «CC0» перспектив практически не имеют.
К тому же сами лицензиары — авторы бесплатного контента — это, как правило, энтузиасты, стремящиеся именно к тому, чтобы их интеллектуальная собственность могла быть свободно использована коллегами.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Где водятся бесплатные звуки от этих сумасшедших бессребреников?
Сэмплы под лицензией «CC0» удобно искать онлайн-сервисом от WordPress «Openverse». Но он чаще всего будет приводить вас на крупнейший каталог бесплатных звуков Freеsound.org, поэтому лучше там зарегистрироваться напрямую.
Это потрясающий проект, который объединил тысячи энтузиастов со всего мира, желающих предоставлять свой аудиопродукт для свободного использования. В каталоге содержится сонмище звуков под лицензией «CC0», а в целом — более полумиллиона сэмплов под разными типами лицензий Creative Commons. Звуки ищутся быстро и легко, причем присутствует фильтр по формату и типу лицензии.
Freesound.org – отчаянно некоммерческое предприятие, учредителем которого является Университет Pompeu Fabra (Барселона, Испания). Он принимает пожертвования от пользователей, но они не превышают суммы в 60 000 евро в год. Также Freesound.org продает коммерческие лицензии на некоторое свои продукты, однако они приносят очень скромный годовой доход в районе 6000 евро.
Проект был основан в 2005 году и прошел огромный путь, умудрившись не закрыться и набрать колоссальный легальный каталог.
В 2021 году на Freesound было загружено 56 783 новых звуков, что стало годовым рекордом. Что интересно, около 15% материала выложили профессиональные студии звукового дизайна и известные издатели библиотек сэмплов.
То есть аудио-контент на сайте представлен не только от энтузиастов-частников, но и от профильных компаний. И те, и другие, делясь своей продукцией с сообществом, не одной лишь добротой осеняют мир, но и зарабатывают себе хорошую репутацию. А студии — привлекают внимание аудио-профессионалов к своим платным продуктам…
Freesound «немодно» выглядит, зато работает супербыстро.
Но есть на свете и менее масштабные проекты с качественными звуками под искомой нами лицензией. Например, французский звукорежиссер Джозеф Сардин в 2005 году создал онлайн-каталог LaSonotheque.org, целью которого в ту пору было предложить широкий выбор звуков и звуковых эффектов, качество которых намного превосходит все доселе доступное.
Сардин некоторое время развивал локальный сайт на французском языке, а в 2013 году запустил его интернациональный клон Bigsoundbank.com. На этом ресурсе представлена внушительная коллекция звуков и эффектов в десятках категорий — все под лицензией «CC0». Для скачивания даже не нужно регистрироваться — горящий своим делом Джозеф позаботился о наших нервах.
Этот достойнейший представитель человечества также создал и пополняет онлайн «Музей исчезнувших звуков», в котором можно послушать и скачать легально бесплатные сэмплы. Например: пищание ADSL-модема, звук работы диапроектора для просмотра слайдов, стрекот киномеры Kodak 1946 года выпуска, звуки механического будильника, печатной машинки и много еще чего этакого, антикварного.
Как и Freesound.org, проекты Джозефа Сардина принимают пожертвования, но еще он продает мерч — футболки для звукорежиссеров с тематическими принтами, подобранными с большим вкусом.
Джозеф Сардин собственной персоной – в фирменной майке.
Нельзя не отметить еще один яркий проект — это Еuropeana.eu. Он учрежден структурами ЕС для того, чтобы представить доступ всем желающим к наследию европейской культуры в цифровом виде.
Сайт содержит обширнейший каталог материалов из 3000 европейских музеев, университетов, библиотек и т.п. В том числе в нем представлены и звуки, скажем, от проекта Sound Of Changes, основанного известными музеями из шести стран Европы.
В поиске Europeana есть фильтр «Могу ли я это использовать?», но специального фильтра для лицензии «СС0» не предусмотрено. Приходится отыскивать такие звуки вручную, что упорного креативщика, конечно, не остановит…
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
В одном материале не охватить большинства интернет-источников легальных бесплатных звуков — для этого потребовалось бы целое годовое исследование. Тот же Джозеф Сардин не одинок — есть десятки увлеченных звукорежиссеров, готовых делиться с миром своими наработками, существуют каталоги бесплатных звуков для игр и многое другое.
Достаточно вооружиться строкой любимого поисковика, кое-каким знанием английского или онлайн-переводчиком, здравым смыслом и всей доступной внимательностью, и перед вами откроется пестрый мир бесплатного аудио.
Ориентиры в нем — это маркировка материалов «СС0» и ваше умение проверять, на каком сайте вы находитесь, не является ли он мошенническим или пиратским.
Лучше бы не было: эта тяжкая ноша – «талант»
Источник: texterra.ru