Одна из широко обсуждаемых уже на протяжении нескольких лет тема – возможно ли удалить с урока ученика, мешающего его проводить. Точнее, как она подаётся в сети Интернет: нельзя выгонять ученика с урока ни при каких обстоятельствах!
Фото взято с сервиса Яндекс картинки
Версия 1
Независимо от изменений нормативно-правовой базы общего образования утверждается один и тот же тезис – ученика нельзя удалять с урока даже в случае, если он своим поведением нарушает дисциплину и не даёт вести урок. Дабы не нарушить таким образом конституционные права малолетнего бездельника и провокатора – вот так, ни больше, ни меньше. А что говорит Конституция РФ – да ничего! Также, как и федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», нигде нет никакого ни прямого, ни косвенного запрета. Причём такой подход настойчиво отстаивают и «юристы» со стороны «возмущённой родительской общественности» (так ли?!), и со стороны администрации некоторых школ и руководителей некоторых отделов и управлений образования (бей своих, уж не знамо зачем).
Над школьником издевался весь класс и тот принёс оружие в школу
Версия 2
Иногда-таки можно! Но только если ученик уже начал представлять опасность для окружающих, то есть, например, крушит мебель, кидается учебниками, ну или «другим очень агрессивным способом мешает вести урок» ( https://www.kakprosto.ru/kak-961764-imeet-li-pravo-uchitel-vygonyat-uchenika-s-uroka ). Очень агрессивным способом – это интересно как? Начал убивать одноклассников одного за другим?
Извините, если ученик начал крушить школьную мебель, логичнее его уже связать и передать докторам или полиции, а не просто выставить за дверь – пусть, мол, в коридоре развлечётся. Но это уже позиция, высказываемая на сайтах, предлагающих юридические услуги гражданам. Такая «профессиональная» попытка продать свои услуги родителям разбушевавшихся школьников. Истинного профессионализма авторам здесь явно не достаёт, судя по предлагаемому «законному» алгоритму действий учителя – остановить урок, пригласить администрацию, пригласить родителей, пригласить полицию. То есть вместо уроков устроить для всей школы «веселуху» на целый день, а то и больше!
Фото взято с сервиса Яндекс картинки
Версия 3
Отлично! Право на образование нарушителя дисциплины защитили! Правда непонятно, а ему самому очень нужно это право, если он своим поведением провоцирует учителя удалить его с урока? Какой-то абсурд получается – если ученик хочет воспользоваться своим правом на образование, зачем тогда ему срывать урок?
А интересы оставшихся 25-ти или 30-ти человек, у кого нарушитель дисциплины крадёт возможность осуществить своё право на образование? С ними как? Или их законные интересы профессиональных юристов и руководителей системы образования уже не интересуют?
И вот тут уместно вспомнить про тот же самый закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 43: «Обучающиеся обязаны:… добросовестно осваивать образовательную программу,… уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися». Так что же? Обучающийся не имеет никакого права создавать ситуацию, вынуждающую учителя его выгонять из класса. Соблюдёт и дух, и букву закона тот учитель, который удалит из класса нарушителя дисциплины? Именно так!
Фото взято с сервиса Яндекс картинки
Версия 4 – надеемся, финальная
Когда тезис о защите прав нарушителя на такое «нужное» ему образование можно считать несостоятельным, в ход идёт новый аргумент: безопасность! И это даже не аргумент со ссылкой на норму права, это скорее способ запугивания по принципу «вам же хуже будет». Логика проста – первый вариант: если выгнанный что-то натворит, второй – если с ним что-то случится.
В любом случае учитель должен быть наказан вплоть до уголовного преследования! Только почему же забыта столь не любимая администрацией тема разграничения полномочий? Образовательная организация, конечно, обязана, согласно статье 28 того же закона «Об образовании в РФ», создавать безопасные условия обучения и воспитания.
Но учитель и образовательная организация – это не одно и то же. И учитель не может брать на себя ответственность за всю образовательную организацию. Потому логичней всего ограничить ответственность учителя дверями учебного класса. Так что, если ученик не вернётся в класс, отпросившись в туалет, учителя вовсе не обязательно отправлять под суд.
Источник: dzen.ru
Почему нельзя выгонять учеников из класса и чем заменить эту меру
Фотографии: Unslpash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Согласно опросу Педсовета, шестьдесят два из ста учителей хоть раз выгоняли учеников из класса за плохое поведение. Вместе с психологом, педагогами и юристом разбираемся, как «коридорное образование» влияет на школьников, почему не стоит выбирать этот метод воспитания и на что его можно заменить.
Метод «вон из класса»
Как правило, учителя прибегают к этому способу, когда нужно:
- пресечь деструктивное поведение ученика;
Например, когда на уроке складывается конфликтная ситуация — ученик откровенно срывает занятие и не реагирует на замечания.
Если ребенок систематически опаздывает, учитель может не пустить его на урок, чтобы продемонстрировать, чем чревато его неуважительное отношение к учебному процессу.
Психолог Мария Авраменко подчеркивает, что импульс удалить ученика из класса появляется у преподавателя из-за нежелательного поведения ребенка. Причин этому, к слову, может быть множество: от переходного возраста и неустойчивого эмоционального фона у ребенка до семейных проблем и межличностных конфликтов внутри класса.
Однако эта мера — выгнать с урока или не пустить на него — не помогает в долгосрочной перспективе, так как не решает проблему, а только усугубляет ее.
Евгений, выпускник из Санкт-Петербурга:
«Моя учительница русского языка выгоняла из класса всех, кто провинился, без разбора, даже если это было самое начало урока. Если честно, это никак не помогало восстановить дисциплину. Ученики продолжали шуметь и даже делали это нарочно, чтобы „свалить“ с занятия и провести время поинтереснее».
Почему выгонять ученика неэффективно
Учителя — живые люди, которые подвержены усталости и выгоранию. Стремясь погасить конфликт быстро и с наименьшими потерями и не желая тратить на это эмоциональные и временные ресурсы, они отправляют ребенка за дверь. Также к методу «вон из класса» нередко прибегают молодые учителя, у которых недостаточно профессионального опыта.
Но надо понимать, что «коридорное воспитание» относится к тормозящим приемам педагогического воздействия.
«В психике ребенка формируется негативная схема решения проблем — бороться с их последствиями и внешними проявлениями, не углубляясь в причины», — говорит Мария Авраменко.
А причины нежелательного поведения могут быть разные.
Это болезни и особенности развития, которые затрудняют социальную адаптацию и ухудшают поведение. Например, поражения центральной нервной системы. Также на поведение подростков влияют изменения гормонального фона.
Особенности эмоционального склада, которые препятствуют продуктивным отношениям с окружающими.
Плохое поведение часто носит защитный характер. Подросток переживает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, и нежелательное поведение — это способ показать, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие.
«Трудные дети» из неблагополучных семей позволяют себе нарушать правила поведения в классе, даже если хорошо представляют возможные последствия.
На поведении детей сказывается общий уровень нравственного развития общества. Если материальные ценности ставятся выше духовных, дети это принимают за норму.
«Очевидно, что ни одну из этих проблем нельзя решить удалением ученика с занятия. У школьника лишь формируется чувство изоляции, разочарование и агрессия», — объясняет эксперт.
Что говорит закон?
Юрист Иван Платонов, создатель паблика «Омбудсмен образования», считает, что любое удаление школьника с урока незаконно и нарушает прописанное в Конституции право на образование.
К тому же, если с учеником, который оказался в школьном коридоре в учебное время, что-то случится, то отвечать, согласно Закону «Об образовании», будет администрация школы и педагог, отправивший его за дверь.
Чем заменить «коридорные методы» воспитания
По мнению учителей русского языка Юлии Плехановой и Валентины Ткачевой, есть другие способы добиться от ученика желаемого поведения, которые лучше работают в долгосрочной перспективе, чем метод «Выйди вон!».
- Если ученик находится в состоянии повышенной нервной возбудимости, предложите ему стакан воды. Попросите сделать 10 глотков и 10 глубоких вдохов, сообщив, что вы продолжите с ним говорить только после того, как он выполнит вашу просьбу.
- Используйте юмор. Он отлично работает и на пресечение нежелательного поведения, и на его профилактику.
- Попросите ученика, который демонстрирует нежелательное поведение, выполнить какое-то поручение, не связанное с учебой. Например, можно сказать так: «Я вижу, что ты сейчас не настроен заниматься. Я собираюсь предложить тебе другое задание. Полей, пожалуйста, цветы в классе».
- Честно, но при этом сдержанно, говорите о своих чувствах. Например: «Я прошу вас успокоиться. Мне сложно вести урок в таких обстоятельствах». Большинство детей отреагируют на эти слова положительно.
- Избегайте публичных замечаний или перехода на личности. В случае конфликта возвратитесь к разговору с учеником через некоторое время, чтобы обсудить ситуацию еще раз и выслушать его мнение.
Чтобы не приходилось выгонять детей из класса, учителю стоит:
- Подмечать эмоциональное состояние учеников. Если есть опасность конфликта или эмоциональной бури, необходимо переключить внимание ребенка.
- Чаще хвалить за конструктивное поведение, особенно проблемных учеников.
- Совместно с учениками разработать свод правил поведения на уроке, оформить его в виде плаката и повесить на видное место в классе.
Унизительное «выйди вон из класса» приводит лишь к усилению защитной агрессии. К любым проблемам ученика желательно проявлять больше искреннего понимания и принятия, и со временем его реакция на замечания о его поведении станет спокойнее.
Материалы по теме:
- Как управлять классом, чтобы сохранить дисциплину
- Почему крик не лучшее средство для достижения дисциплины в классе
- «Он просто выводит меня из себя!» Как работать с непослушными учениками?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока
Педагог не имеет право выгонять ребенка с урока, ни при каких обстоятельствах. Такое правило прописано в законодательстве РФ. Отстранение от занятий по любой причине, будь то, отсутствие второй обуви или розовые волосы, короткая юбка или отсутствие дневника, не является законодательно оправданным деянием со стороны учителя, а более того, считается нарушением права ребенка на получение образования.

Итак, если вашего сына, дочь, учитель выгнал из класса, а потом поставил прогул, значит, пора принимать меры и выяснить обстоятельства возникновения подобной ситуации уже в кабинете у директора. Здесь не стоит забывать и о другой стороне вопроса. У учителя тоже есть свои права, меры воздействия на нерадивых и недисциплинированных учащихся. Давайте обо всем поговорим подробнее и выясним все существенные моменты.
- Как действовать учителю, если учащийся нарушает дисциплину в классе?
- Учитель удалил учащегося с занятий: кто и как должен разбираться в ситуации?
- Какие положения федерального законодательства могут стать основанием для обращения?
- Санкции, которые могут быть применены в случае нарушения закона
- Заключение
Как действовать учителю, если учащийся нарушает дисциплину в классе?
Несмотря на сложность ситуации, выгонять ученика из класса точно неправильно. Такой шаг допускается лишь в одном случае, когда подросток препятствует проведению урока. К примеру, если школьник начал крушить мебель или причинять физический вред одноклассникам, учитель обязан удалить его из класса.
Для этого необходимо будет остановить учебный процесс, вызвать представителей администрации школы и родителей, а также, полицию, которые заберу учащегося из школы, и начнут с ним воспитательную работу.

Во всех остальных случаях, плохое поведение не является основанием для удаления школьника из кабинета. В дальнейшем, педагог вправе будет пригласить в школу родителей ребенка, либо поставить в известность руководителя школьного учреждения. Общий порядок привлечения к ответственности для учащихся при таком поведении, прописан в законодательстве. Наиболее серьезными последствиями могут стать замечание, выговор или отчисление.
Учитель удалил учащегося с занятий: кто и как должен разбираться в ситуации?
Если учащийся был с занятий удален, то в отношении педагога может быть проведено дисциплинарное разбирательство. Потребуется выяснить, насколько правомерными были действия учителя по отношению к ученику в возникшей ситуации. Инициировать такое разбирательство возможно под жалобу самого учащегося, либо его законных представителей.
Если в это время нарушитель навредил кому-то, сам ударился или пострадал иным способом, то отвечать будет преподаватель, который выгнал его с занятий, а также, образовательная организация.

Решение вопроса на себя обязан взять директор, после поступления заявления от пострадавшей стороны. В документе должен быть:
- описан факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил школьника в школу);
- что ребенок был лишен своего законного права проходишь курс по конкретному предмету;
- действия педагога будут нарушать интересы ребенка и противоречить ряду положений закона об образовании;
- педагог совершил действия, которые противоречат школьному уставу (нельзя превышать полномочия).
В конце заявления необходимо указать, что учителя должны обязать допустить ребенка к урокам по конкретному предмету.
Какие положения федерального законодательства могут стать основанием для обращения?
Главные основание прописаны в п.6,7 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ». Здесь указано, что образовательное учреждение принимает на себя всю ответственность по организации учебного процесса. Более конкретно можно сказать следующее:
- школа обязана обеспечить реализацию всех ученых программ для надлежащей подготовки школьников к дальнейшему этапу обучения;
- можно использовать разрешенные средства и формы, методы обучения и воспитания детей с учетом особенностей конкретного возрастного периода;
- руководство и педагоги обязаны обеспечивать нужную обстановку для прохождения обучения и воспитания школьников. То есть, учителя обязаны присматривать за детьми, пока они находятся в школе и исполнять ряд других обязанностей, согласно закону;
- соблюдать права и свободы всех участников педагогического процесса.
Школа, иная структура должны придерживаться перечисленных принципов и требований, в противном случае их деятельность будет рассматриваться, как противозаконная.

Санкции, которые могут быть применены в случае нарушения закона
Неправомерное ограничение прав учащихся на образование, либо иные негативные воздействия на ребенка в рамках школьного процесса, могут стать причиной применения наказаний:
- 30-50 тыс. рублей – для должностных лиц;
- 100-200 тыс. рублей – для образов. организаций.
Иногда учитель идет на принцип и запрещает нерадивому подростку ходить на свои занятия. Если это все же произошло, то мера наказания будет определяться еще и с учетом положений устава образовательного заведения.
Заключение
В конце заметки сделаем несколько выводов:
- Педагог не имеет права выгнать ребенка с урока и потом не допускать учащегося на занятия. Такие действия считаются неправомерными и ограничивающими свободы и права учащихся.
- Лишь в случае препятствия проведению занятий педагог вправе отстранить школьника, но тогда инициируется процедура с привлечением администрации, родителей и полиции.
- За нарушение прав учащихся и за превышение полномочий, педагог может получить выговор или иное взыскание, вплоть до административного штрафа. Денежное наказание может грозить и школе.
Источник: grazhdaninu.com