Существительное как самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо, отвечает на вопросы кто? что? В предложении в роли дополнения имя существительное отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Узнаем, на какие вопросы отвечает имя существительное в зависимости от категории одушевлённости, грамматической формы и синтаксической роли в предложении.
Прежде вспомним, какая часть речи является существительным в русской грамматике.
Имя существительное — самостоятельная часть речи
Множество слов русского языка называют конкретные и абстрактные предметы, людей, животных, явления действительности, действие, состояние:
Определение
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Вопросы к имени существительному
Важной грамматической категорией имени существительного является одушевлённость или неодушевлённость. В зависимости от этой категории к словам этой части речи в форме именительного падежа поставим вопрос кто? или что?
Реакция Метал Фемели на Ди отвечает на вопросы
- (кто?) человек, директор, тренер. ученица, карась, лягушка;
- (что?) дверь, дождь, рябина, спокойствие, бег.
Существительное в этой начальной грамматической форме является подлежащим в предложении.
На каток (кто?) брат пошёл вечером.
Имя существительное может выступать в роли второстепенного члена предложения дополнения.
Тогда оно имеет форму косвенных падежей и отвечает на соответствующие вопросы.

Форма родительного падежа обозначает отсутствие кого-либо или чего-то, часть от целого и пр. Существительное отвечает на вопросы кого? чего?
В форме дательного падежа существительное обозначает объект-адресат и отвечает на вопросы кому? чему?
Ремонт необходим моему (чему?) телефону .
В форме винительного падежа имя существительное обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, и отвечает на вопросы кого? что?
На полянке дети собирают (что?) землянику .
В форме творительного падежа существительное обозначает род занятий человека, предмет как инструмент и отвечает на вопросы кем? чем?
В форме предложного падежа существительное обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы о ком? о чём?
Девушка узнала (о чём?) об изменении расписания.
Вопросы к существительному как обстоятельству
Существительное в форме косвенных падежей с предлогами и без них может выступать в роли второстепенного члена предложения обстоятельства. В зависимости от вида обстоятельства имя существительное отвечает на вопросы:
Больной уснул только (когда?) под утро .
Туристы разожгли костёр (где?) на полянке .
Снег падал крупными (как?) хлопьями .
Первый автобус он пропустил (почему?) из-за опоздания .
Матвею подарили карандаши и краски (с какой целью?) для рисования.
Что делать, если задирается одноклассник?
Она справилась бы с этой проблемой (при каком условии?) при желании .
Несмотря на д ождь , владельцы собак выгуливают своих питомцев.
Вопреки прогнозу установилась ясная погода.
Источник: russkiiyazyk.ru
Какие существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»?
С первого-второго класса известно, что на вопрос «кто?» отвечают имена существительные одушевленные; на вопрос «что?» — неодушевленные. Но задаем мы эти вопросы интуитивно, почти не задумываясь.
А как быть в том случае, если затрудняешься задать сам вопрос. Например, бактерия — это «кто?» или «что?»
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные грамматически?
И чем они отличаются по смыслу?
комментировать
в избранное бонус
Никол ьский [13.1K]
4 года назад
Правило, по которому можно однозначно определить, какой перед нами предмет: одушевленный или неодушевленный, гласит следующее:
- нужно взять наше существительное во множественном числе;
- найти родительный и винительный падежи этого существительного;
- если у существительного во множественном числе совпадают именительный и винительный падежи — перед нами неодушевленный предмет, задаем вопрос что(?);
- если у существительного во множественном числе совпадают родительный и винительный падежи — это одушевленный предмет, задаем вопрос кто(?).
Узнаем, какой вопрос нужно задавать к слову бактерия.
1) Множественное число — бактерии
2) Просклоняем слово бактерии:
И.П. — бактерии
В.П — бактерии
Совпадают именительный и винительный падежи, значит к слову бактерия нужно задавать вопрос что(?).
А теперь узнаем, какой вопрос следует задавать к слову матрешка.
И.П. — матрешки (всем известные игрушки)
Р.П. — матрешек
В.П. — матрешек
Совпадают родительный и винительный падежи, значит к слову матрешка нужно задавать вопрос кто(?). Как видим, что хотя матрешка и не является живым существом, в русском языке она обозначается одушевленным существительным. То же самое относится и к другим игрушкам, которые изображают живые существа.
Кроме знания этого правила для правильной постановки вопроса нужно также учитывать, что бывают ситуации, когда к одному и тому же слову следует задавать разные вопросы.
Для примера посмотрим, как ведет себя слово язык в разных ситуациях.
- Ситуация номер один.
И.П. — языки
В.П. — языки
Русский язык, хотя велик и могуч, но «живым» является только в переносном смысле. В данном случае правило не противоречит здравому смыслу: слово язык как по смыслу так и по правилу — неодушевленный предмет, а следовательно к этому слову задаем вопрос что(?).
- Ситуация номер два.
А вот в этом случае к слову язык нужно задать вопрос кто?(точнее — кого?), т.к. язык разведчикам нужен живым. Здесь смысл берет верх над правилом.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Ребенок не понимает как ставить вопрос к слову.
Модераторов, очень прошу, пожалуйста, не переносите топик хотя бы сутки в Домашние Задания. Тут больше народу :). Девочки, прошу посоветуйте, как обьяснить ребенку, как правильно ставить вопрос к слову — то есть ему надо разобрать слова на части речи (имя существительное, глагол, прилагательное и так далее). Не понимает, чуть не плачет.
Вчера целый день с ним занимались этим вопросом — я в трансе, он не может понять, как ставить вопрос к слову. Спрашиваю — поставь вопрос у слову ручка и показываю ему ручку. Он отвечает — какая? И тут же добавляет — синяя. И это не одно слово, а почти все. Кошка — какая?
Диван — какой? Бегает — куда? или кто? Слово *сегодня* вообще ставит в тупик. Говорю каждый раз — ставь вопрос перед словом, пишу на бумаге, чтоб видел — не может, не понимает. Что делать?
Как ему объяснить? Может кто то даст дельный совет по этому поводу?
Anonymous-автор
11.09.2012 11:56
Пусть учитель учит.
11.09.2012 12:18
Конечно учитель и учит. Но если ребенок не понимает — наверное надо ему помочь, как думаете?
Anonymous-автор
11.09.2012 12:20
Нет. У каждого своя работа.
11.09.2012 12:21
То есть если ребенок не понимает какую то тему — то фиг с ним? Помогать не надо? Но даже если вы напишите — да, не надо. Я все равно буду ему помогать. Вы меня не переубедите в этом :).
Anonymous-автор
13.09.2012 22:34
поэтому есть троечники, у них есть учитель, но фактически нет родителя, ну если это не дебил совсем
11.09.2012 11:57
Я тоже ничего не поняла.
11.09.2012 12:12
автор, вас лично учили в школе, по какому принципу ставятся вопросы к словам? Существительное — это предмет; прилагательное — это качество, характеристики, свойства предмета; глагол — это действие. Прочитайте вместе со своим ребёнком определение частей речи — что в них непонятного?
11.09.2012 12:17

