Конечно, здесь очень многое зависит от того, с каким багажом общения со сверстниками ребенок уже приходит в класс. Когда звучит этот вопрос, то, наверное, предполагается, что у ребенка уже есть какие-то трудности в общении.
Самый первый опыт того, как реагировать на всякие дразнилки и обижалки, дети приобретают еще в детском саду, и, конечно, есть целый класс игр, которые помогают справляться с этими вещами. Возьмем простую игру – вышибалы, в которой одна команда вышибает другую команду, и обычно в адрес тех, кто стоит в кругу и уворачивается от мяча, звучат довольно обидные комментарии. Это происходит игровым образом и в салках, и в прятках. Ребенок в силу своего возраста и погруженности в разные игры постепенно нарабатывает опыт – как с этим быть и обходиться. Ребенок понимает, что нужно сосредоточиться на этом мяче, что он работает на победу своей команды и свою собственную.
Конечно, труднее тем детям, у которых такого багажа нет, поэтому они должны приобретать его с помощью взрослых, которые могут ему помочь. Например, можно со своим ребенком поговорить о том, какое значение имеет имя человека, и как важно его запомнить, чтобы обращаться к своим одноклассникам по имени.
Целый день на природе / Собрали ягоду и поехали на рыбалку / Рыба на каждый заброс / Рыбалка мечты
Если же у ребенка есть грандиозные трудности с вхождением в контакт со сверстниками, то было бы неплохо, если бы родители ему аккуратно и тактично помогли. Например, навели бы справки о ком-то и заранее познакомили с кем-то из одноклассников, сводили бы ребят вместе в кино или театр. Тогда ребенку уже будет легче.
Всегда есть палочка-выручалочка – классный руководитель, который может сделать ровно все то же самое, а именно – подставить плечо друга ребенку. Если родители заранее подойдут к классному руководителю и скажут, что у ребенка есть такие-то трудности, то, будем надеяться, он сможет помочь.
Если ребенка унижают и это настоящая травля, тогда об этом нужно срочно сообщать педагогическому коллективу, который должен что-то предпринять.
Если ситуация выглядит так, что ребенка испытывают с целью понять, что за человек пришел в класс, то это нужно обсуждать с ребенком: «Есть такая вещь – когда приходит новенький, то его всегда пробуют». Так происходит во всех школах, и можно просто с ребенком это обсудить, посмотреть его реакцию. Да, родители в таких ситуациях не идут и сами с учителями не разговаривают, но со своим ребенком они вполне могут на эту тему поговорить и рассказать о своем детстве, что очень хорошо работает.
Источник: ya.ru
«Держит в страхе весь класс!» Ученик с трудным поведением — как наладить с ним контакт
Поведение подростка может быть серьёзной помехой для раскрытия его потенциала. В таком случае педагогу необходимо найти правильный подход, чтобы ученик открылся и был готов к обсуждению своих проблем. Выясняем, как лучше подготовиться к разговору с подростком о его поведении.
Сегодня я счастлив и хочу поделиться им с вами 🙂
Преподавателям часто приходится сталкиваться с «трудным» поведением со стороны учеников. Чаще всего это зависит от неблагоприятной обстановки в семье: скандалы, гиперопека, безразличие и т. д. В результате подросток становится озлобленным, недоверчивым, циничным. Все это сказывается на образовательном процессе. Ученик может начать грубо себя вести с преподавателями и сверстниками или вообще перестать посещать занятия.
Из-за отсутствия поддержки со стороны семьи ребенка и нехватки специалистов в образовательных учреждениях, педагоги часто оказываются в затруднительном положении, когда говорят с учениками о проблемах, которые возникают в результате расхождения их поведения с социальными нормами.
С помощью этих рекомендаций вы сможете провести беседу с учеником экологично, с заботой как о его, так и о вашем эмоциональном состоянии.
1. Определите является ли поведение подростка опасным для вас и его окружения
«Трудное» поведение может быть разным. Оно может проявляться в виде прогулов и отказа от выполнения домашних заданий, а может привести к возникновению реальной угрозы для жизни. Если для подростка характерно агрессивное поведение и частые драки, то следует для начала обезопасить себя. Не стоит начинать разговор, если он эмоционально возбужден. Нужно выждать благоприятный для разговора момент.
2. Убедитесь, что вы готовы к разговору
Спросите себя: «Готов ли я вступать сейчас в разговор?», «Какое у меня сейчас состояние?», «Могу ли я сейчас мыслить ясно и рационально?» Если вы испытываете тревогу или чувствуете себя не лучшим образом — потратьте несколько минут на то, чтобы успокоиться. Помните — чтобы помочь кому-то, вы сначала должны помочь себе.
3. Понаблюдайте за учеником, убедитесь, что он тоже готов к разговору
Обратите внимание на внешний вид ребенка. Возможно, он выглядит уставшим или неопрятным, как будто давно не принимал душ. Такие признаки могут говорить о сложных обстоятельствах в его жизни и тогда стоит поговорить с его родителями. Приступать к серьезной беседе с самим подростком следует только когда все его базовые потребности удовлетворены.
4. Оцените обстановку, проверьте, находитесь ли вы в безопасном и уединенном месте
Прежде, чем начинать разговор, создайте комфортные условия для ученика. Подростку важно ощущать себя в безопасности. Если вы будете разговаривать с ним при сверстниках, то кто-то может вас подслушать и использовать детали разговора против него.
5. Начните разговор и сосредоточьтесь на поддержке ученика
Если и ваш ученик, и вы сами готовы, а обстановка располагает к спокойному общению, вы можете начать разговор.
- Начните с обычного приветствия или с вопроса «Как дела?» Обратите внимание на реакцию подростка — если он внимательно вас слушает, то постарайтесь сконцентрироваться на фактах, без резких эмоциональных оценок. Можете начать со слов: «Я замечаю, что ты стал часто опаздывать». Если ученик не сразу идет на контакт, то проявите сочувствие к сложностям, с которыми он столкнулся: «Тебе, должно быть, сейчас приходится непросто». Ваша интонация должна быть уважительной, без снисхождения.
- Чтобы ребенок понял, что вы хотите ему помочь, скажите, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку. Напомните так же, что есть люди, которые его любят (родители, друзья) и к которым тоже всегда можно обратиться.
- Если ваш ученик чувствует себя одиноким, используйте местоимение «мы» вместо «ты», например: «Что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?». Покажите, что он не один, и ему не нужно со всем справляться в одиночку.
- Спросите, что ему нужно сейчас. Если школьник затрудняется с ответом, вы можете спросить: «Если бы твой друг попал в такую ситуацию, что бы ты ему посоветовал?»
- Поддержка не всегда может быть доступна в трудную минуту, поэтому для подростка важно учиться самому преодолевать трудности. Задайте ему вопрос: «Что ты будешь делать, когда тебе станет тяжело?»
6. Сделайте акцент на его сильных сторонах
Например, похвалите его за недавний успех в чем-нибудь. Подростку важно понимать, что его ценят и в него верят. Даже самые маленькие достижения заслуживают внимания и похвалы. Так человек почувствует, что его усилия не остались незамеченными.
7. Интересуйтесь жизнью ученика
Потратьте несколько минут, чтобы узнать, что сейчас происходит в жизни вашего ученика. Дайте ему почувствовать вашу поддержку с помощью слов: «Мне очень жаль, что тебе пришлось пройти через это», или «Я думаю, многие люди чувствовали бы себя так же в этой ситуации».
Дайте подростку обратную связь, задавайте уточняющие вопросы, например: «Когда ты сказал … что ты имел в виду?». Переспрашивайте, чтобы убедиться в том, что вы правильно все поняли.
8. Поблагодарите за разговор
Завершите разговор на позитивной ноте, поблагодарите ученика за честность и доверие: «Спасибо за разговор», или «Для меня очень важно, что ты открылся и поделился со мной». Так вы сможете укрепить ваши отношения.
Серьезный разговор подразумевает возможность продолжить беседу позже. Скажите вашему ученику, что хотели бы поговорить еще раз, чтобы узнать нужна ли ему дополнительная поддержка. После разговора можете начать планировать ваши дальнейшие действия.
Текст подготовлен по материалам Edutopia.org
Источник: mel.fm
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА
В каждой школе есть ребята, которым сложно учиться, справляться с эмоциями, общаться с одноклассниками и учителями. Таких детей ставят на внутришкольный учет и начинают с ними работать. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», как ребята попадают в группу риска и как с ними работать.
Как ученики попадают в группу риска
Группа риска – это очень широкое понятие. Им характеризуют детей, у которых более трёх месяцев наблюдаются проблемы в социальной, эмоциональной, учебной, мотивационной сферах. То есть в группу риска попадут дети:
- которые постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями;
- пропускают занятия или плохо усваивают учебную программу;
- постоянно находятся в состоянии депрессии;
- у которых в семье есть алко- или наркозависимые.
Главный критерий – впоследствии такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Даже жертвы травли могут сорваться и отомстить.
Обычно классный руководитель наблюдает за ребятами из своего класса, отмечает проблемы, с которыми ученики не могут справиться самостоятельно, и обращается к психологу с просьбой о полномасштабной диагностике. По результатам такой диагностики некоторые ребята попадают в группу риска, то есть, их ставят на внутришкольный учёт.
Иногда при постановке на учёт принимают во внимание семейный фактор. Если у ребёнка все хорошо с эмоциями, учёбой и поведением, но в его семье есть алко- или наркозависимые, то его тоже запишут в группу риска.
Кто работает с детьми группы риска
Классный руководитель. Именно он работает на краю – чаще всего видит детей и может заметить проблемы, которые возникают у них. Если данных не хватает, он может запросить их у других учителей. Если классный руководитель может в прямом общении узнавать о проблемах и состоянии детей, то ему не нужны никакие дополнительные инструменты.
Если общения недостаточно, можно использовать включённое наблюдение. Для этого нужно попросить психолога, и он составит бланк наблюдения. Например, ежедневно классный должен будет отмечать настроение, состояние и прочие показатели каждого ребёнка.
Также классный руководитель отвечает за меры коррекции на уровне класса. Например, он может проводить мероприятия, направленные на улучшение психологического климата в классе: игры на сплочение, чаепития, совместные просмотры фильмов с обсуждением.
Психолог. Именно на него ложится ответственность за диагностику и выбор форм работы, как коллективной, так и индивидуальной. Он помогает педагогам и другим специалистам: находит или разрабатывает диагностические материалы, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует школьников с актуальными проблемами.
Социальный педагог. Он дополняет психолога, отвечая за работу с семьёй и внешними службами. Именно социальный педагог должен проверить условия проживания детей из группы риска, наладить контакт с родителями. Если это невозможно, он подключает специалистов из комиссии по делам несовершеннолетних. Он же отрабатывает их запросы: посещает заседания по поводу ребят, совершивших правонарушения, координирует совместную работу по профилактике и коррекции.
Как проводить занятия с детьми группы риска
Составить план. Для этого нужны результаты диагностики. С ними легко понять, сколько детей в группе риска, какой у них возраст и какого рода проблемы. Тогда их можно разбить на группы и организовывать некоторые мероприятия для всех, некоторые – для отдельных групп. Лучше составлять план на полгода, чтобы провести итоговую диагностику и вывести часть детей из группы риска.
Важно назначать ответственных за определенные мероприятия, а также прописывать ожидаемые результаты. С последним обычно возникает больше всего проблем: часто в результат оформляют размытые понятия, например «у детей сформировано представление о дружбе». Конечно, результаты подобной работы сложно измерить, потому что вряд ли после одного классного часа дети начнут чаще знакомиться и дружить. Но можно через пару недель проверить, помнят ли дети информацию, используют ли её, а если нет, то что мешает.
По факту план будет выглядеть примерно так:
Определить формы. Лучше собрать на мозговой штурм психолога, социального педагога, ответственного за воспитательную работу, представителя ученического совета. Вместе вы сможете придумать самые неочевидные формы. Важно расширять инструментарий: проводить опросы, ролевые игры, выезды, индивидуальные консультации, командные мероприятия и другое.
Но важно, чтобы форма помогала работать с конкретной проблемой. Если большая часть детей из группы риска не могут справиться с агрессией, то спортивные мероприятия помогут выплеснуть её. Но поможет и книжный клуб, если вы будете разбирать книги, герои которых также пытаются справиться с гневом.
Проводить диагностику. Если о предварительной диагностике помнят почти все, то итоговой во многих школах пренебрегают. Итоговая диагностика позволяет замерить результаты работы с детьми из группы риска: если правильно поставить цели выбрать критерии, то можно понять, насколько эффективно работают специалисты.
Сочетать индивидуальную работу с коллективной. Даже если вы придумали суперэффективные мероприятия, важно хотя бы раз в 1–2 месяца проводить индивидуальную консультацию с каждым ребёнком. Это позволит ему привыкнуть рассказывать о своих проблемах, а специалист сможет держать руку на пульсе.
Находить правильный подход. Важно помнить, что работа с детьми из группы риска проводится не ради галочки, а для помощи. Если мероприятия и консультации не помогают конкретному ребёнку, то нужно отказаться от этой формы в пользу других. Можно испробовать тысячу разных методов и только потом найти работающий, но это будет победа.
Как проводить профилактику, чтобы ребята не попали в группу риска
Проводить диагностику. Дети уязвимы. Вовремя выявить факторы риска и негативные внешние воздействия на нестабильную психику ребёнка – одно из сложных, но важных направлений работы педагога. Даже массового анкетирования в сентябре хватит, чтобы «просеять» через это сито ребят с подозрением на группу риска и потом работать с ними.
Следить за атмосферой в школе и классах. Неблагоприятный психологический климат может стать триггером для разнообразных негативных состояний у учеников. Конфликтность, тревожность, стеснительность – всё может быть последствиями недружелюбной, неоткрытой атмосферы.
Создавать условия для полноценного развития. Важно, чтобы у школьников были все инструменты для развития вне зависимости от их интересов: книжные и дискуссионные клубы, самоуправление, проектная деятельность, спортивные секции и т. д.
Материалы для работы с учениками из группы риска
- Алгоритм работы с учениками группы риска
- Социальная карта класса
- Опекаемые
- Образец дневника индивидуальной работы с учениками группы риска
- Образовательный уровень родителей обучающихся
Источник: peremena-perm.ru