Многие дети утверждают, что они ненавидят школу и могут попросить о том, чтобы не ходить в нее. Это может стать сигналом того, что ребенок испытывает трудности с заведением друзей, есть проблемы с другими школьниками или обучением. Разговор с ребенком и тесное сотрудничество с учителями поможет уменьшить неприязнь ребенка.
Первое, что родитель должен сделать, это выяснить, что является причиной возникшей проблемы в школе.
Необходимо поговорить с ребенком и позволить ему рассказать о своих проблемах. Когда ребенок не может дать достаточно информации, то стоит попробовать поговорить с его учителями и выяснить какие у них есть мысли о том, что является причиной трудностей.
Нет друзей
Если ребенок не может ни с кем подружиться, стоит обратиться за помощью к учителям или к другому ребенку, у которого тоже есть трудности с заведением друзей. В школу часто приходят новые школьники, и ребенок без друзей может добровольно стать «экскурсоводом» для новичка в своем классе.
ПОЧЕМУ Я НЕНАВИЖУ ШКОЛУ?
Во многих школах существуют клубы дружбы, которые могут предложить ребенку способы для того, чтобы он мог стать хорошим другом. Очень часто после посещения такого клуба у ребенка появляются друзья, кроме того в таком клубе практикуют новые социальные навыки. С другой стороны, эти навыки могут быть применены к одноклассникам.
Родители в состоянии помочь, организовав совместные игры для детей во второй половине дня или в выходные, чтобы укрепить дружбу в наименее конкурентной среде.
Наказания и запреты
Кроме всего прочего, учитель может непреднамеренное ухудшить неприязнь к школе, привлекая неоднократное внимание к проблеме или наказывая ребенка за неудачи, чтобы он сосредоточился. Часто таким наказанием оказывается запрет ребенку на игры во время перемены.
Проявлять пристальное внимание к проблемам очень важно для родителей, потому что они могут помочь учителю разработать систему вознаграждений, а не наказаний поведения.
Когда у ребенка диагностирована небрежность в обучении, учителя могут применить конкретные планы, называемые индивидуальными учебными программами (ИУП), предназначенные для решения вопросов.
Рассеянность в обучении и плохая концентрация внимания может привести к социальному остракизму. Таким образом, у ребенка с проблемами в учебе также может не быть друзей.
К сожалению, дети слишком часто осуждают других детей не только в том, как они ведут себя сейчас, но и в том, как они вели себя в прошлом. Поэтому стоит дать ребенку шанс на взаимодействие его с новыми одноклассниками, так как у этих новичков не имеется многолетних воспоминаний о детстве.
Также стоит помнить, что ребенок вряд ли будет уважать школу и учителей, если его родители не проявляют должного к ним увлажнения.
Источник: joki-joya.ru
Как помочь ребенку в трудной ситуации

Вы считаете нытье и жалобы на школу проявлением лени? Думаете, нужно всего лишь мотивировать ребенка на учебные подвиги? Просто заставить, и все быстренько изменится к лучшему? Если к таким установкам добавляется тревога за будущее любимого чада, родители уже не могут спокойно оценить обстановку и принять верное решение.
Без паники! Начните с себя
Публицист Скотт Стоссел недавно выпустил книгу, в которой назвал современную жизнь «веком тревожности». Книга быстро стала бестселлером, ведь волнений с каждым днем все больше. И это понятно: технологии развиваются с безумной скоростью, многие корпорации даже отказываются от долговременного стратегического планирования, заменяя его agile-планированием, гибким и податливым.
В ситуации неизвестности будущего родительские страхи и тревоги активируются как никогда ранее. А раз школа – порог взрослой жизни, начинает казаться: один неверный шаг, ошибочный выбор – и любимое чадо уже не сможет обрести прекрасную жизнь мечты.
Добавьте к этому приближающийся или уже наступивший подростковый возраст школьника и попробуйте представить спокойных родителей – вряд ли у вас получится. Но если предстоит разобраться в причинах школьных проблем и принять решение по поводу смены школы, нужно прежде всего успокоиться. Квалифицированные психологи умеют поддерживать в таких ситуациях, и часто хватает всего пары встреч, чтобы родители почувствовали себя увереннее и могли приступить к разрешению ситуации без чрезмерных эмоций.
На пустом месте ненависть к школе не возникает. Что-то пошло не так, и первое, что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку, – поверить, что причина есть. И найти эту причину.
Как дела дома? Проверьте семейные отношения
Начать поиск придется в семье. Один из вариантов, который нужно исключить или исправить в самом начале, – отношения с близкими. Может, в последние год-полтора произошли серьезные изменения – рождение новых детей, переезд, смена класса или школы, смерть кого-то из близких/друзей (как у ребенка, так и у вас), конфликты, развод, расставание?
Если что-то из таких событий имело место, но вы не видите связи с поведением ребенка, все равно лучше копнуть этот вариант поглубже. Вы находитесь внутри семейной системы – в самом центре событий, и с вашего ракурса сложно увидеть всю картину целиком. К тому же взаимосвязи между ситуациями и поведением ребенка не всегда линейные и простые.
Другой вариант – разрозненность между членами семьи. Часто встречается хроническое недопонимание между родителями или между кем-то из них и бабушками-дедушками. Когда ребенок видит склоки, придирки, даже не направленные против него, – это шанс для проявления бунтарских качеств. Или для депрессивного равнодушия ко всему вокруг.
Еще встречается враждебность по отношению к школьнику, чрезмерная требовательность или, наоборот, вседозволенность – в общем, несбалансированные отношения. И тогда ребенку хочется восстать или на все «забить».
Бывает непросто признать, что у детей проблемы из-за каких-то семейных передряг. Но есть хорошая новость – с этими сложностями можно разобраться. Улучшится обстановка в семье – изменится отношение ребенка к школе.
Разговор по душам. Что и как спрашивать
Поговорить откровенно со школьником удается не всем родителям. Некоторые вещи дети предпочитают не обсуждать. Вам важно подготовиться к разговору. Вспомните звонки из страховых компаний и банков. Операторы кол-центров пользуются специальными техниками для работы с возражениями.
Вам тоже нужно освоить методики построения доверительного поддерживающего диалога.
Варианты фраз, которые помогут:
- «Наверное, ты не хочешь мне говорить, потому что боишься наказания или моей реакции? Я обещаю спокойно выслушать и вместе с тобой обдумать варианты действий».
- «Ты не хочешь рассказывать про школу, чтобы не быть жалобщиком-стукачом? Это понятно, но проблема сейчас у тебя, и ее важно решить. Я могу тебе помочь и обещаю ничего не предпринимать без обсуждения с тобой».
- «Ты не хочешь доставлять мне дополнительных беспокойств? Я знаю, в последнее время я много устаю, и тебе не хватает моего внимания. Но самая важная моя работа – помогать тебе, и я готов(а) сейчас найти силы, чтобы справиться с твоими задачами».
Репутационные риски. Как уменьшить
Часто причина ненависти к школе – конфликт или непонимание с учителем. Представьте, что вы медиатор – человек, который ведет переговоры со всеми конфликтующими сторонами. Сначала поговорите с ребенком, выясните, что происходит. Он обижен, зол, напуган? Что он слышит от учителей?
Затем, сохраняя позицию переговорщика, поговорите с учителем и попытайтесь нащупать какой-то компромисс. Если не получается – обдумайте вариант смены школы. К сожалению, если с учителем договориться не удается, а конфликт зашел далеко, скорее всего в школе уже сформировалось предвзятое отношение к вашему ребенку. Изменить это бывает просто невозможно.

Если есть проблемы с одноклассниками, проясните ситуацию со всех сторон и обдумайте, получится ли что-то исправить. В некоторых случаях помогут разговоры с учителями, родителями других детей или тренинг коммуникации для вашего ребенка. Но если у ребенка уже сложился стойкий негативный имидж, улучшить его не так-то просто.
Помните – «сначала работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя»? В школе то же самое. Хороший имидж помогает строить отношения с учителями и одноклассниками, а плохой с каждым годом усугубляется.
Шило – НЕ на мыло! Если пришлось менять школу
И вот вы все прояснили и приняли сложное решение – переводить в другую школу. Но бывает, что сложности переходят из одной школы в другую вместе с ребенком. Вам нужно построить стратегию поведения на новом месте. Даже если проблема была в конкретном учителе, а теперь коллектив намного лучше – все равно дети быстро привыкают к роли неудачника или отщепенца. Но вы в силах помочь!
Обдумайте вместе с ребенком, как лучше сформировать первое впечатление о себе. Вспомните, какие ошибки сделаны в старой школе, изучите этот опыт, чтобы не наступать на те же грабли. Решите, какой имидж будет наиболее благоприятен для ребенка на новом месте. Не стоит прыгать выше головы или занижать положение. Лучше выбрать ступеньку по силам.
Какие поступки, какое поведение соответствуют этой роли? Проведите вместе с ребенком мозговой штурм, который поможет смоделировать подходящее поведение. Хорошая подготовка – уже полдела. Но другая половина – ваша готовность первое время много поддерживать ребенка и обсуждать возникающие сложности «не отходя от кассы». Так вы сможете перестроить предыдущий сценарий.
Строить отношения – навык, который ребенку пригодится не только в школе, и обучить ему – важная родительская задача.
Источник: www.psyh.ru
Ненавижу школу: как привить любовь к учебе
«Отстаньте! Не пойду я никуда! Ненавижу школу!» — кричит ребёнок родителям. Те сердятся и недоумевают: допустим, школу мало кто любит, но все же как-то учились? Почему их ребёнок так отчаянно протестует?
Есть немалая разница между просто нелюбимым делом и ненавистью к какому-то процессу или заведению. Иногда дети начинают заболевать — не фишка с нагретым градусником, а реальные болезни. Из-за подавленного состояния иммунитет ослабевает и появляется простуда или пищевые расстройства на фоне стресса. Это может странно звучать, но такое действительно происходит.
Чтобы помочь своему ребёнку, надо узнать причину такого отношения к школе. В статье приводится несколько стандартных ситуаций с вымышленными персонажами.
Причины
Обычно ненависть к школе основывается на одной из трёх причин:

- одноклассники;
- трудности в учёбе;
- дефицит родительского внимания.
Одноклассники. При мысли о школе у Алёны начинает болеть голова и появляется усталость. Она совсем не ленива, наоборот, ей нравится учиться. Но несколько девочек в классе устроили ей настоящую травлю. Проходя мимо, они обязательно толкнут её, кричат через весь коридор обидные прозвища и высмеивают всё, что бы девочка ни одела.
Вчера ей в тетрадь подкинули дохлого таракана, сегодня — наврали учительнице, что она списала домашнюю работу. Когда они обращаются к ней, Алёна непроизвольно вздрагивает — под насмешливый хохот одноклассниц. Девочка ненавидит их, а заодно испытывает глубокое отвращение к заведению, которое объединяет её с этими людьми.
Школа — это не просто место, где учат детей. Это заведение со своим обществом, порядками и проблемами. Это общество состоит в основном из детей, которые только учатся общаться, и подростков — а те не всегда уравновешенны. Учителя не могут контролировать всех, тем более что каждое следующее поколение всё хуже поддаётся формированию.
Трудности в учёбе. Сколько Антон помнит себя, учиться ему было тяжело. Ему тяжело запоминать, он плохо разбирается в формулах и теоремах. Он видит, что у других это получается легко и быстро, а у него — нет, и поэтому ему не хочется даже и стараться. Тем более, что когда он просит кого-нибудь помочь разобраться, у родителей и учителей не находится достаточно времени.
Ему нравится спорт, так зачем тратить время на что-то другое?

Когда дети говорят родителям, что что-то тяжело им даётся, обычно они слышат в ответ, что просто надо стараться. Но насколько сами родители готовы прикладывать усилия там, где у них не очень это получается?
Света хорошо училась раньше, а сейчас скатилась на тройки. Учителя и родители недоумевают, в чём дело? А Свете не интересно. То ли дело раньше, например, на уроках английского, проходя буквы, они их и пели, и рисовали и стихи про них читали. А сейчас — нудная грамматика, от которой глаза слипаются.
Родители винят и Свету за лень, и учителей, что не умеют заинтересовать, но ситуация от этого не меняется.
Дефицит родительского внимания. Андрей ненавидит школу, и ему всё равно, какие там люди и чему там учат. Дело в том, что когда он приходит домой, то быстро ужинает один перед телевизором и идёт учить уроки. С родителями удаётся перекинуться лишь парой дежурных фраз.
Он чувствует себя отрезанным от них, и ему хочется побыть дома, чтобы мама разговаривала с ним, а отец по-своему и интересно рассказывал математику. Каждое утро Андрей отчаянно хочет заболеть, проспать, что угодно, лишь бы побыть дома.
Что можно предпринять
Не всегда причина нежелания ребёнка идти в школу очевидна для родителей. Но выяснить её не трудно — обычно достаточно непринуждённого разговора. Когда дети видят, что родители искренне пытаются их понять, то готовы раскрыться.
Во время беседы очень важно воздержаться от обвинений. Если ребёнок услышит, что он просто ленивый, ему больше не захочется ни учиться, ни разговаривать.
Если проблема в одноклассниках, важно помочь ребёнку развить уверенность в себе и показать, что от мнения ровесников ничего не зависит. Школа закончится, и, возможно через несколько лет он даже не вспомнит имён всех, с кем учился. Сын или дочь должны быть твёрдо уверены, что родители их очень любят, и, если это будет нужно, они придут в школу и сделают всё, чтобы их защитить.
Но когда они вырастут, им придётся столкнуться с разными людьми, в том числе и с похожими на их одноклассников. Нужно научиться уходить от конфликтов — в буквальном и в переносном смысле, а иногда уметь подшутить над ситуацией. В любом случае, когда обидчики увидят, что их слова не задевают, со временем они потеряют интерес. Можно прорепетировать с детьми возможные нападки и варианты ответов. Так ребёнок будет себя чувствовать увереннее.

Не всем легко учиться. Когда кому-то нужно больше времени, чтобы что-то понять, это не значит, что он лентяй. Стоит объяснить ребёнку, что знания, которые даются в школе, нужны; даже если они не понадобятся в жизни, обучение тренирует способность размышлять, выделять главное и делать выводы. А это точно пригодится в будущем. Если своего времени и терпения не хватает, можно обратиться за помощью к репетитору.
При этом не следует быть максималистами, и требовать отличных результатов во всём — если ребёнок не будет справляться, он просто махнёт на всё рукой.
С другой стороны, иногда приходится объяснять, что не все занятия в жизни должны доставлять удовольствие. И школа тоже помогает научиться хорошо делать то, что не очень нравится. Ведь даже на любимой работе есть неприятные моменты или просто усталость. Если ребёнок научится преодолевать это в школе, то в будущем ему будет намного проще.
Плотный график — это участь и детей, и родителей. Иногда из-за занятости у людей нет времени даже на полноценное общение с самыми близкими. Врачами и учёными доказано: если детям недостаёт внимания, они начинают болеть и хуже развиваются. Хорошая традиция во многих семьях — собраться за столом хотя бы раз в день.
Ведь все всё равно тратят время на еду, так почему бы не провести его вместе? Правда стоит учесть, что включенный телевизор сводит на нет всё общение.
Скорее всего, не получится сразу преодолеть ненависть ребёнка к школе. Но со временем непринуждённые беседы о том, как избегать конфликтов и как научиться делать то, что не нравится, а так же дружеское общение с ребёнком поможет ему правильно относиться к этой части его жизни.
Регина, г. Ноябрьск
Комментарий психолога:
(Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)
Источник: psysovet24.ru