В русском языке глаголы “беру”, “заберу”, “забирать” и им подобные, имеют общий корень слова с чередующимися гласными – “бер/бир”. Если в конкретном слове после корня стоит суффикс “-а”, значит в слове пишется корень “бир”, во всех остальных случаях – “бер”. Поэтому через “и” пишется только слово “забирАть” и все его производные (забирАю, забирАй, забирАете и т.д.)
Правильно
Производные инфинитива “брать”
Беру, бери, берите – так как после корня слова “бер” не следует гласная “а”, значит корень пишется через “е”.
Я беру с собой много вещей
Бери больше теплы вещей, будет холодно
Эти документы берите с собой
| Настоящее время | Повелительное наклонение | |
| Я | беру | |
| Ты | берёшь | бери |
| Он/она | берёт | |
| Мы | берём | |
| Вы | берёте | берите |
| Они | берут |
Она никогда тебя не Любила! Не будь ребёнком #мультфильм #мультик #мультики
Производные инфинитива “забрать”
Заберу, забери, заберите – так как после корня слова “бер” не следует гласная “а”, значит корень также пишется через “е”.
Я заеду и заберу свои вещи
Забери свой телефон, его починили
Перед каникулами заберите все свои вещи
| Будущее время | Повелительное наклонение | |
| Я | заберу | |
| Ты | заберёшь | забери |
| Он/она | заберёт | |
| Мы | заберём | заберём; заберёмте |
| Вы | заберёте | заберите |
| Они | заберут |
Производные инфинитива “забирать”
Забирать, забираю, забирай – после корня слова следует гласная “а”, значит корень слова, согласно правилу, будет писаться через “и”.
Не нужно забирать всё, оставьте другим
Я забираю все свое имущество с собой
Забирай свои вещи и уходи
| Настоящее время | Прошедшее время | Повелительное наклонение | |
| Я | забираю | забирал; забирала; забирало | |
| Ты | забираешь | забирал; забирала; забирало | забирай |
| Он/она | забирает | забирал; забирала; забирало | |
| Мы | забираем | забирали | |
| Вы | забираете | забирали | забирайте |
| Они | забирают | забирали |
Неправильно
Биру, бири, бирите
Забиру, забири, забирите
Заберать, забераю, заберай
Комментарии
«Несоответствие» или «не соответствие» как пишется?
В том случае, если есть сомнения, как написать «несоответствие» или «не соответствие», необходимо обратиться к простым правилам. Правильно пишется Это существительное в разных контекстах может быть написано и «несоответствие», и «не соответствие». Какое правило Правописание будет зависеть от того, какое значение имеет это слово. Если… Читать дальше »
Популярное
- Юлечка или Юличка как правильно?
- Район или раён как правильно?
- Хорошее или хорошое как правильно?
- Стрижка или прическа как правильно?
- Проект или проэкт как правильно?
- Носков или носок как правильно?
- Валечка или Валичка как правильно?
- Двоечка или двоичка как правильно?
- Дочечка или доченька как правильно?
- Дядечка или дядичка как правильно?
Последние комментарии
- Александр → «Закончить» или «окончить школу (институт)» как пишется?
- Нино в Узбекистане и все выходцы оттуда говорят.кИнза! → «КИнза» или «кинзА» ударение в слове?
- Олександр → У місті чи в місті як правильно?
- Людмила Емельяненко → «Разыграть» или «розыграть» как пишется?
- Андрей Кот → «Разыграть» или «розыграть» как пишется?
- Андрей Кот → «Разыграть» или «розыграть» как пишется?
- Гость → «Не стоит» или «нестоит» как пишется?
- Гость → «Не против» или «непротив» как пишется?
- Василий → «КетА» или «кЕта» ударение в слове?
- Гость → «КетА» или «кЕта» ударение в слове?
Источник: gramota.me
Правописание глагола «забирать»: грамматика, формы, примеры употребления
Правильное написание слов с корнями «-бир-» и «-бер-» сложилось исторически. Слово «забирать» правильно пишется с «и» в корне, как здесь. Писать его через «е», к примеру: «заберать ребёнка», ошибка объяснимая, но очень грубая, сразу выдающая безграмотность автора. Тем более, что выговорить «заберать» никак не легче, чем, например, «извените». Если уж устно язык, простите, колом встаёт, так зачем же ещё и писать, так сказать, на излом пера?
Правило
В русском языке имеются так называемые сменные и беглые гласные. Пара «и» – «е» в корнях «бир» и «бер» такой и является. Когда нужно писать ту или другую, определяется суффиксом в слове, см. далее. Правила смены «и» – «е» или их «бегства» таковы:
В глаголах несовершенного вида и во всех их словоформах (причастиях, деепричастиях) с суффиксом «-а-» в корне пишется «и»:
- забира́ть, забира́ю, забира́л, забира́ла, забира́ешь, забира́й, забира́ет, забира́ло, забира́ем, забира́ете, забира́ют, забира́ли, забира́йте, забира́ющий, забира́вший, забира́я, забира́в, забира́вши, забира́емый.
В глаголах совершенного вида и их формах с тем же суффиксом гласная из корня вообще выпадает, от него (корня) остаётся только «-бр-»:
забра́ть, забра́л, забрала́, забра́ло, забра́ли, забра́вший, забра́в,забра́вши, за́бранный.
Во всех остальных случаях пишется корень «бер»:
- заберу́, заберёт, заберёшь, заберём, заберёте, заберу́т, забери́, забери́те, заберём, заберёмте.
Обоснование этого правила уходит корнями в глубь веков, к условиям жизни предков славян. Условия обитания определяют в том числе и фонетику (звучание) языка. Самые древние правила значит самые живучие, самые естественные. Отказываться от них всё равно, что от исторической памяти.
Конкретнее: высказывания носителей языка, игнорирующих исконные его правила, лишаются выразительности. Отсюда – теряется взаимопонимание и самосознание со всем вытекающим, в котором (вытекающем) рано или поздно не обнаруживается ничего хорошего. В лучшем случае – пустота.
Грамматика
Слово «забирать» переходный глагол несовершенного вида. Состав приставка «за-», корень «-бир-», суффикс (предокончание) «-а-» и глагольное окончание «-ть». Постановка ударения и разделение переносами за-би-ра́ть. Соответствующий глагол совершенного вида «забрать».
Кой-какие пояснения
Переходный значит, что действие совершается субъектом (человеком) над кем-то или чем-то. То есть, мама или няня по её поручению забирает ребёнка. Несовершенный вид глагола значит, что действие или уже ещё не закончено (не совершено), или его только предстоит совершить. А вот если чадо любимое благополучно доставлено домой, то можно вздохнуть с облегчением: ну вот, всё, забрала.
Или же персонал садика вздохнёт облегчённо: ну вот, всё, забрала. Чада бывают ещё те.
Суффикс – одна из словообразовательных единиц, частей слова, с помощью которых образуются новые слова. Суффикс это, попросту говоря, приставка позади корня слова. От окончания суффикс отличается тем, что не изменяется при склонении и спряжении. Если исходное слово богатое по смыслу, то приставки, суффикса и окончания бывает недостаточно, чтобы образовать все его формы. Тогда используют составные суффиксы и постфиксы (послеокончания), напр. в слове «увидимся».
Значение
«Забирать» тоже слово не из бедных. Его основные значения в русском языке таковы (они же синонимы в соотв. случаях, кроме п. 3):
- Захватывать, приобретать, отнимать, отбирать : «Нет, ты представь себе, эта сутяга забрала-таки у нас две сотки по суду!».
- Доставлять откуда-то к месту назначения: «Ох, заболтались мы с тобой, а мне уж пора Лёшку домой забирать!»
- Поддаваться посторонним влияниям, чаще всего негативным, оказываться под воздействием чего-либо: «А мой вчера про Машеньку и вовсе забыл. До сих пор досада на благоверного забирает». Синонимы «брать», «разбирать».
- Изымать, извлекать, отбирать , откладывать, отсортировывать: «Вот эти два профиля заберите и замените, они не в размер обрезаны».
- Отклоняться, смещаться, подаваться , рулить, отруливать: «Забирай больше влево, не то вон в той колдобине машина на брюхо сядет!»
- Сминаться, мяться: «Что за кресла в этих автобусах: как ни сиди, а брюки складками забираются».
- Арестовывать, задерживать , пленить: «Варь, глянь, нашего-то соседушку-дебошира в кутузку забирают!»
- Вербовать , набирать : «Во времена, когда на военную службу забирали по призыву, боеспособность армий в мирное время неуклонно падала».
- Заделывать, обшивать (техн.), огораживать (устар.): «Забирать основу кровельного пирога нужно шпунтованной доской гребнями вверх».
Источник: pishempravilno.ru
Заберу или забиру – как пишется слово, как легко запомнить правило и грамотно объяснить его на уроке русского языка в школе
Заберу. В корне «бир» пишется «и», если после него есть «а». А у нас «а» нету, поэтому «е».

Дата: 12.06.2021
Время чтения:
Смотрите, в слове «заберу» выделяется корень «бер». А в нем может быть как гласная «е», так и «и». То есть существует корень «бер» и корень «бир». Правило выбора гласной такое. Если после «бер» находится любая буква кроме «а» – надо в нем писать «е».
А если после корня есть «а» – то пишем в нем «и».
Как видите, ничего сложного. Далее я более подробно проанализирую слово «заберу», расскажу, как надо его комментировать в школе, порекомендую полезные материалы по теме. Так что читайте текст полностью. Если будут вопросы – зададите в комментариях.
Почему «заберу» пишется с «е»
Итак, буква «е» здесь пишется только потому, что после корня нет «а».
Запомните, что корни с чередованием нельзя проверять ударением и к словарным они тоже не относятся. Вряд ли вы подберете такое слово, в котором бер/бир будут ударными, поэтому, скорее всего, вам в голову может прийти мысль: «Это слово словарное». Вовсе нет. Его правописание зависит от выполнения условий чередования.
У меня, кстати, выходила отдельная статья про корни бер/бир – почитайте.
Влияет ли приставка на выбор е/и
Не влияет. Вы можете легко изменить приставку и корневой гласный останется прежним. Для доказательства вот вам четыре предложения:
- Я отберу хорошие книги.
- Ты сам выберешь то, что тебе нужно.
- Вы переберете все огурцы.
- Он придет и наберет нужный номер.
Но если после корня появится «а», тогда «бер» сразу же превратится в «бир». Смотрите:
- Я забираю ее с собой.
- Ты отбираешь моделей на фото.
- Вы выбираете свободу и независимость.
- Он перебирает все варианты до последнего.
- Она как раз набирает ваш номер.
Что надо говорить в школе
Теперь я отмечу несколько тонкостей, про которые обязательно надо помнить, если вы учитесь в школе.
Во-первых, орфограмма, которую мы анализируем, находится в корне. Корень всегда либо «бир», либо «бер».
Буква «а», которая влияет на выбор е/и, находится в суффиксе. Суффикс в этом случае – всегда «а». Никакие другие буквы в него не входят.
Если «заб…ру» попадается вам при выполнении письменной работы, то вам надо не просто записать его с «е», а обосновать свою точку зрения.
Делается это так. Под буковкой «е» проводим одну черточку, над «бер» рисуем знак корня. Ставим ударение на «у» – показываем, что гласный «е» в слабой позиции, то есть его написание вызывает у нас сомнение. Далее в круглых скобочках объясняем свою позицию: «(нет а)». Букву «а» подчеркиваем двумя чертами и сверху рисуем «домик» – значок суффикса.
Учитель прочитает вот эту вашу запись и поймет: «Ага, все объяснено правильно, буква «е» написана потому, что нет суффикса «а». Хорошо».
Если же это слово вам попадается при работе у доски – тут уже ситуация более сложная. Потому что надо не только графически все оформить, но и прокомментировать устно.
Грамотный комментарий будет состоять из трех компонентов:
- Пишу букву «е».
- В корне «бер».
- Потому что после корня отсутствует суффикс «а».
Вот это полноценный, логичный ответ.
Если вы не понимаете, почему надо объяснять так, а не иначе, смотрите мой ролик про орфограмму.
О чем надо помнить
Смотрите, если вы запомните вот это правило о слове «заберу», то вы по аналогии будете правильно писать очень многие другие слова. Где тоже корни с чередованием. Например:
- Оттирать – оттереть.
- Напирать – напереть.
- Выжигать – выжечь.
- Расстилать – стелить.
- Выдирать – выдергивать.
Это же просто сказка, правда? Русский язык-то, оказывается, совсем и не трудный.
Полезные материалы по теме
Если вы ищете хороший учебник русского языка, то я вам могу посоветовать вот этот – «Русский язык. Теория». Он хорош тем, что в нем собрана абсолютно вся теория для учеников 5-11 класса. Купите эту книжку, выучите – и всё, больше вам ничего по русскому знать будет не надо.
Если вы хотите систематизировать знания, подготовиться к экзамену, но времени нет – рекомендую вам «к скачиванию» мой архив с 4 пособиями по русскому языку. Я их собирал в интернете, эти пособия писали и размещали для всех желающих учителя-практики. Пособия очень хорошие, там систематизирован и обобщен материал, изучать их – одно удовольствие. Чтобы получить архив, пришлите мне через эту страницу ваш e-mail, я их вам на него перешлю.
Если вы учите русский, и все время чувствуете, что вам не хватает практики, могу посоветовать бесплатные тренажеры от Викиум. Эта ссылочка ведет на их общую подборку, там помимо русского есть еще память, мышление и пр. Вам надо кликнуть на вкладочку «Способность к работе с текстом» – там будет только русский. Попробуйте все тренажеры, а потом остановитесь на самых лучших. Они все бесплатные.
Ну а если ни учебник, ни пособия вам не помогают выучить русский язык, остаются только платные курсы. Из дешевых (но хороших) есть курс «Идеальный русский». Он стоит 900 рублей, там теория и тренажеры для ее отработки. Все прочие платные материалы можно посмотреть в моей статье «Курсы русского языка».
Еще я вам очень советую пробежаться глазками вот по этим моим статьям. Они не сложные, читаются очень легко:
- Что такое орфограмма. Короткая статья о тех самых пропущенных буквах, которые нам нужно объяснять на уроках русского.
- Как научиться писать грамотно. В этой статье помимо обычных «теоретических» советов есть много указаний к конкретным действиям. Я надеюсь, статья поможет вам в короткий срок повысить уровень грамотности.
- Что изучает орфография. Это наука о правописании слов. Я подробно рассказываю о ней в статье и даю рекомендации о быстром освоении орфографии русского языка.
- Что такое пунктуация. Аналогичная статья, но уже о том, как ставить запятые и другие знаки.
Вот, как-то так. Очень надеюсь, что что-то из этих полезностей вам поможет.
Заключение
Наша статья о слове «заберу» подошла к концу. Сможете ли вы теперь объяснить, почему это слово пишется через «е» и почему писать «забиру» нельзя?
Понятно ли вам в целом правило чередования е/и в корнях бер/бир? Остались ли какие-то вопросы по теме?
Всем спасибо, буду ждать ваших комментариев.
Источник: vsvoemdome.ru