Выше уже упоминалось об издании правовых актов главой государства. Соотношение числа таких актов с числом других правовых актов в государствах разных форм правления неодинаково, но в президентских (кроме США в некоторые годы) и президентско-парламентарных республиках их число намного (иногда почти в 10 раз, в России в разные годы — в 5—7 раз) превосходит число законов и уступает в России лишь численности актов Правительства РФ. В парламентарных монархиях («приказы в Совете») их число уступает числу законов, но в парламентарных и парламентарно-президентских республиках (с учетом разного вида актов, а не только актов делегированного законодательства и регламентарной (статутной) власти) оно иногда превышает число законов, уступая все же численности актов правительства. В полуабсолютных монархиях ввиду особенностей их правовой системы такие данные практически невозможно сопоставить, а в дуалистических или полудуалистических монархиях практически все акты исполнительной власти издаются от имени короля.
Основы административно правового статуса государственных служащих
Правовые акты главы государства могут быть нормативными и ненормативными. Они обычно имеют разные названия (первые — «указ», «постановление», в Аргентине — «регламент», вторые — «распоряжение», «декрет», в Аргентине — «предписание» и др.). Нормативные правовые акты регулируют обычно определенную сферу общественных отношений и распространяются на неопределенный круг субъектов права (физических, юридических лиц и др.). Нормативные акты могут иметь силу закона (реализация статутной (регламентарной) власти главы государства), но в парламентарных монархиях, парламентарных республиках, а иногда и президентских республиках, например в Аргентине, если они имеют силу закона, они издаются главой государства с разрешения министров (в совете министров — там, где этот орган создается). В парламентарных республиках такие акты принимаются на заседаниях совета министров под председательством президента. Если они издаются в пределах собственной компетенции главы государства, то участия правительства в издании не требуется
(так обычно бывает в президентских и президентско-парламентарных республиках) в отношении актов президента, не требующих контрасигнатуры. В России примером первого рода актов может быть Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 о создании федеральных округов, второго рода — указы о назначении судей районных судов (следует учесть, что в России института контрасигнатуры нет).
В странах мусульманского фундаментализма монарх издает по существу законы (низамы). В этих странах монарх свободен в издании правовых актов любого рода. Существуют только два ограничения: они должны соответствовать исламу и единогласному мнению аш-шуры (монарх может обращаться к нему независимо от того, предлагает совет определенное решение или просто высказывается против предложения монарха). Институт, обязывающий монарха следовать единогласному мнению аш-шуры, в мусульманском праве называется «иджма».
В тех странах, где существует парламент, акты главы государства везде должны соответствовать законам (согласно ч. 3 ст. 90 Конституции РФ «не противоречить»), В связи с этим акты главы государства нередко характеризуют как подзаконные акты. Видимо, этот термин не очень удачен.
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
В данном случае не имеет значения, примем мы или нет концепцию главы государства как особой ветви государственной власти. Если примем, то ущербность такой характеристики очевидна: одна ветвь государственной власти не может находиться над или под другой, они самостоятельны.
Но если эту концепцию отвергнуть, все равно очевидно, что у главы государства есть самостоятельные полномочия. Он действует не только как орган, подчиненный закону (парламенту), и лишь для целей исполнительной деятельности. Характеристика актов главы государства как подзаконных, на наш взгляд, требует уточнения. Тот же упомянутый Указ Президента РФ 2000 г. о создании семи федеральных округов вряд ли можно расценить как исполнение закона. Такого закона не было, а президентский указ в определенной мере изменил территориальную структуру государства.
Термин «подзаконный акт» предполагает, что такой акт может быть отменен законом. Акт главы государства (в том числе в России) не может быть отменен законом. Он может быть лишь обжалован в Конституционный суд, но по основанию противоречия не закону, а конституции.
Глава государства издает правовые акты также в порядке делегированного законодательства и статутной (регламентар- ной) власти. Полномочия первого рода не являются собственными полномочиями главы государства. Это переданные ему парламентом на время и под определенными условиями полномочия. Выше говорилось об условиях осуществления таких полномочий, формах контроля и о том, что делегирование законодательных полномочий главе государства — явление сравнительно редкое. Чаще полномочия делегируют правительству.
Издание статутных актов (на основе регламентарной власти) — это собственные полномочия главы государства. Они закреплены за главой государства в конституции. Выше также говорилось о характере таких актов и контроле за ними. В некоторых странах акты, имеющие силу закона, глава государства может принимать только между сессиями, когда парламент не заседает (Словения).
В некоторых основных законах установлено, что акты президента одобряются парламентом (например, Суринам), причем одобрение может быть прямым (принятие решения об этом) и косвенным (отсутствие возражений). Такие формулировки общего характера, однако, единичны. Считается, что одобрению подлежат акты, имеющие силу закона, но и то далеко не всегда.
Источник: studref.com
Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства.
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти .
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 80 Конституция РФ:
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80 Конституции Российской Федерации). Указ издан в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издал Указ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» (далее Указ). Нормативный правовой акт официально опубликован в «Российской газете», 28 сентября 2010 г., в Собрании законодательства Российской Федерации, 4 октября 2010 г., № 40. Данным Указом объявлено о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в порядке правопреемства Следственного комитета Российской Федерации.
Оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий главы государства. Согласно статьям 80 и 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить действующему законодательству.
Источник: www.zakonrf.info
Нормативные правовые акты главы государства
(президента, монарха, высшего должностного лица государства). Они в разных странах имеют разные названия: указы, ордонансы, декреты. В ряде стран акты глав государств имеют силу закона (например, когда парламент делегирует главе государства принятие подобного ак та).
Нормативные правовые акты исполнительной власти
(именно те, которые регулируют отношения, входящие в предмет конституционного права). Как правило, эти акты носят подзаконный характер. В ряде стран правительство наделяется правом принимать акты, имеющие силу закона. Например, французское правительство согласно ст. 38 Конституции страны может для выполнения своей программы просить парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства.
Формально ряд деклараций не имеют нормативного значения, но некоторые из них признаются составной частью действующего конституционного права (например, во Франции).
Источник: studme.org