О чем рассказывается в рассказе Телеграмма

Жанр

К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.

Сюжет и тема

Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником. Но дом, и село Заборье медленно умирают. Постарела и готовится к смерти и его хозяйка. Одиночество и немощная старость стали ее спутниками. Два совершенно чужих человека — Манюшка и Тихон – помогают ей в это время.

В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.

Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.

К. Паустовский — Телеграмма КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕСКАЗ

Главные герои

Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы. Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству.

Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.

Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.

Композиция

Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе. Обе линии писатель объединил одним словом — художник.

Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников. Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти. Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.

Анвлиз 3

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Оглавление:

  • История создания и персонажи
  • Краткий пересказ
  • Анализ и рассуждения

 К. Паустовский

История создания и персонажи

Рассказ был написан в 1946 году. Достоверно известно, что это не совсем вымышленная история. Автор сам был свидетелем чего-то подобного. Он действительно был знаком с пожилой женщиной, дочь которой жила в Ленинграде и редко навещала мать. По недостоверным источникам писатель даже сам отправлял злополучную телеграмму.

Главных героев в этой истории всего двое: Катерина Петровна и её дочь Настя.

Ленинград

Екатерина Петровна — старая женщина, которая предчувствует свою скорую кончину. Единственным её желанием было повидаться с дочерью. Но та жила и работала в Ленинграде, поэтому в небольшую деревушку Заборье, где доживала век её мать, девушке добираться было далеко. Екатерина Петровна это понимала, поэтому старалась не докучать занятой дочери своим вниманием. Она хоть и думала о ней каждый день, перебирая бумажки, которые приходили с переводом денег от Насти, но писала дочери редко.

Еще по теме:  Можно менять имя пользователя в Телеграмме

Настя — дочь Екатерины Петровны. Она работала в Ленинградском Союзе художников. В её обязанности входило общение с перспективными мастерами. Настя и сама была внучкой известного в своё время художника. Работа и другие дела отнимали у девушки много времени, поэтому она навещала мать очень редко.

Второстепенных персонажей в рассказе тоже немного. Безусловно, все они важны для общего сюжета, но на его развитие влияют только косвенно:

  • Тихон — сторож и помощник по хозяйству. Знал ещё отца пожилой хозяйки, поэтому очень уважал и её.
  • Манюшка — деревенская девушка, которая ухаживает за Екатериной Петровной и помогает ей по дому.
  • Тимофеев — талантливый скульптор, выставку которого устраивает Настя.
  • Бюст Гоголя — неодушевлённый персонаж, который пробуждает совесть девушки.

В рассказе ещё несколько действующих лиц, но их роли эпизодические, поэтому практически не влияют на развитие истории.

Краткий пересказ

Несмотря на то что произведение не очень большое, весь рассказ условно можно разделить на три части. В каждой из них описывается отдельное событие.

Катерина Петровна

Буквально с первой главы читателю передаётся унылая атмосфера рассказа. Автор описывает промозглый октябрь, когда ещё нет снега, но уже все растения пожухли, а с деревьев облетели листья.

Произведение Константина Паустовского «Телеграмма»

«Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь»

В старом доме, который находился в небольшой деревне Заборье, доживала свой век старушка-аристократка Катерина Петровна. Когда-то она была вхожа в лучшие дома Петербурга. Жила вместе со своим отцом, известным художником, в Париже. И даже собственными глазами видела, как хоронили Виктора Гюго. В старости, отец женщины уже не мог писать свои картины, поэтому переехал в Заборье.

О его таланте говорили многочисленные работы, висящие на стенах старого дома.

Но пожилой женщине было некогда предаваться воспоминаниям. Все её мысли были о единственной дочери Насте.

Как любая мать, она очень скучала по девушке, но старалась не докучать ей своими просьбами. Настя работала в Ленинграде и была очень занята.

Каждый вечер старушка перебирала пожелтевшие бумажки, которые приходили с денежными переводами от дочери. Её казалось, что даже деньги пахли Настиными духами, хотя прекрасно понимала — это не так. Эти бумажки были единственными весточками от дочери. Старушка ими очень дорожила, несмотря на то что: «Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». Катерина Петровна была уже очень плоха здоровьем:

  • Говорила тихо.
  • Часто что-то забывала.
  • Почти не выходила из дома.

Но однажды ей показалось, что в калитку кто-то настойчиво стучит. Закутавшись в тёплую одежду, она всё же вышла во двор и дошла до калитки. Но там никого не было. Это было предвестие скорой кончины. Старушка его почувствовала почти интуитивно, поэтому решила написать дочери письмо.

В нём она просила Настю срочно приехать, хоть на денёк, чтобы повидаться в последний раз. Она была точно уверена, что зиму уже не переживёт.

Дочь Настя

Девушка была очень занятым человеком, поэтому часто навещать Екатерину Петровну не могла. А может просто оправдывала работой своё нежелание ездить в скучное Заборье и целыми днями выслушивать «нытьё» престарелой матушки. Она иногда получала из деревни письма и успокаивала свою совесть тем, что с мамой всё в порядке. Так произошло и в этот раз. Получив письмо, Настя не стала его сразу читать, бросила в сумку и отправилась по своим делам.

Дочь Настя

Анастасия работала секретарём в известном Союзе художников. В её обязанности входило курировать работу талантливых авторов. Вот и теперь она побежала в мастерскую к скульптору Тимофееву, узнать, не нужна ли ему какая-то помощь.

Скульптор был действительно очень талантлив. Это Настя поняла сразу, как увидела его последнюю работу — бюст Гоголя. Лицо писателя выглядело так натурально, что девушка поневоле почувствовала его укоризненный взгляд. Безмолвный писатель как бы корил её за всё ещё непрочитанное письмо. Прервал её мысли Тимофеев. Он жаловался на то, что:

  • Его талант не ценят.
  • Не дают пробиваться вперёд.
  • Не устраивают выставки.
Еще по теме:  Ubuntu установить Telegram desktop

Поняв, что перед ней действительно талантливый мастер, Настя решила ему помочь с выставкой. Дел было много. От них не могло отвлечь даже письмо, которое девушка, наконец, прочла. Но ехать тот же час она не захотела, оправдывая своё нежелание срочными делами.

Подготовка к выставке заняла две недели. Всё получилось как нельзя лучше. Настю все хвалили и восхищались её организаторскими способностями. Но в разгар всеобщего ликования ей принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Девушка не сразу поняла, о чём речь. Но даже когда вникла в смысл написанного, веселье прерывать не стала. Она принимала поздравления, однако, постоянно чувствовала на себе чей-то укоризненный взгляд. Настя даже подумала, что кто-то знает о телеграмме и теперь осуждает её.

Но присмотревшись, девушка поняла, что это вовсе не человек сверлит её взглядом, а бюст Гоголя. Ей вдруг показалось, что писатель «тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Настя поняла, что может не успеть попрощаться с единственным родным человеком на всём свете — мамой. Она бежала на вокзал что есть силы, упросила кассира продать ей билет на переполненный поезд и поехала в Заборье. Единственным желанием девушки было — не опоздать.

Смерть матери

Тем временем Катерина Петровна совсем слегла. Она перестала есть и всё время спала. Только верная Манюшка не отходила от кровати старушки, даже ночевала рядом на диване, изредка проверяя, дышит ли ещё хозяйка или уже нет.

Смерть матери

Даже угрюмому Тихону стало жаль бедную женщину. Решив её подбодрить, он пошёл на почту, взял чистый бланк и написал телеграмму, якобы от Насти. В ней говорилось, что дочка едет и просит мать её дождаться.

Однако Катерина Петровна быстро поняла хитрость Тихона. Поблагодарив его за сочувствие и заботу, старушка окончательно ушла в свои грустные мысли и вскоре скончалась. Хоронили её деревенские люди. На процессии было очень мало народу, всего несколько человек:

  • Тихон.
  • Почтальон Василий.
  • Манюшка.
  • Володька, брат Манюшки.
  • Два деревенских старичка.

Даже школьная молодая учительница, увидев похоронную процессию, тихо спросила: «Одинокая, должно быть, была эта старушка?»

Узнав, что у Катерины Петровны есть дочь, которая её почти не навещала, учительница решила присоединиться к процессии. Ведь у неё самой осталась старенькая мама в другом городе, так что она хорошо понимала всю трагичность ситуации.

Настя приехала только на второй день после похорон. Проплакав всё ночь в пустой комнате матери, она очень быстро уехала обратно. Видимо, не хотела, чтобы её осуждали люди. Так как хорошо понимала «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести», но было уже поздно.

Анализ и рассуждения

Редко кто может остаться равнодушным после прочтения этого произведения. Несмотря на то что по жанру оно классифицируется как рассказ — трагичность ситуации прослеживается на протяжении всего повествования. По своему смыслу оно больше напоминает драму. Константин Георгиевич наглядно описал всю драматичность отношений между двумя поколениями близких людей — матери и дочери.

Анализ и рассуждения

Такое поведение взрослых детей не редкость во все времена. Вылетая из родительского гнезда, молодые люди с головой уходят в свои проблемы, часто забывая, что где-то есть дом, где:

Можно смело сказать, что автор вложил двойной смысл в название своего произведения. Телеграмма — не просто обмен сообщениями между персонажами рассказа. Это своеобразное послание ко всем взрослым детям, читающим эту историю. Ведь у каждого есть родители, нужно успевать наслаждаться общением с ними, пока это возможно, чтобы потом не было мучительно больно за упущенное время. Никто не вечен.

Источник: www.prostudenta.ru

Село Заборье, пасмурный дождливый октябрь. В доме, построенном в родном селе ее отцом, известным петербургским художником, доживает Катерина Петровна. Дом с садом – «мемориальный», под охраной музея. Сгорбленная, маленькая старушка днями сидит на продавленном диванчике в холоде и пыли. Здоровье слабое, глаза плохо видят.

Ей одиноко и скучно, не с кем вспомнить прошлое, Париж, искусство. Как живой, с ней один огонек керосиновой лампы. К ней ходит Манюшка, дочка сапожника, да сторож Тихон. Девчонка носит воду, прибирается, сторож рубит гнилые деревья в саду. Он помнит отца Катерины Петровны. Она дарит Манюшке перчатки, шляпу, перья страуса времен своей молодости.

Еще по теме:  Как сделать крутой Телеграмм канал

Все знают, что у старушки есть дочка Настя. Она секретарь Союза художников и живет в Ленинграде. И три года не была у мамы. Зато шлет ей почтой раз в 2-3 месяца перевод на 200 рублей. Катерина Петровна читает скупые слова к переводу: занята, на письмо времени нет.

А от денег, кажется ей, пахнет дочкиными духами.

За весь год она вышла из дома только раз в том самом октябре. Показалось, что кто-то стучится в калитку сада. Но стоял там только «озябший» клен, посаженный еще юной Катериной. Жалко теперь на него смотреть. Той же ночью села за письмо «ненаглядной» дочке.

Звала повидаться перед смертью, хоть на денек. Писала она Насте редко: у «молодых свои дела», «свое счастье», зачем мешать.

Настя (художники звали ее красавицей Сольвейг) весь рабочий день носила то письмо нераспечатанным. Пишет – «значит, жива». Заскочила в мастерскую молодого скульптора Тимофеева. У того жалоба на холод и равнодушие коллег. Настя обещает сделать выставку его скульптур. Ей самой нравится одна, где Гоголь, как живой. В этот раз он глядит на нее с упреком, будто знает про письмо.

Через 2 недели выставка состоялась. Пока все благодарили Анастасию Семеновну за заботу и чуткость к талантам, ей подали в руку телеграмму. «Катя помирает. Тихон». Настя отогнала от себя страшную мысль. И опять на нее смотрел Гоголь: «Эх, ты!» После выставки Настя в слезах поняла: нет у нее «никого в жизни», никто ее так не любит, как мать.

Успеет ли она попросить у нее прощенья?

Тем временем Тихон принес умирающей старушке телеграмму. Якобы от Насти. Но старушка поняла, что он просто хотел ее утешить: «Не надо, милый». Настя не едет, да и подпись обман: «твоя любящая дочь». Тихон учит Манюшку: «за добро плати добром». Умерла Катерина Петровна при Манюшке.

На другой день ее хоронили. Посветлело, выпал снежок. За гробом шли старухи да дети. Подошла к гробу и новая учительница, «совсем еще девочка». У нее в городе точно такая же мать-старушка. Бабки объясняют: да, покойница была одинокая, хотя и дочка есть. Девушка целует мертвой руку. А за кладбищенской оградой – «любимая, чуть печальная, родная земля».

Через пару дней, «крадучись», приехала Настя. Была на кладбище, плакала в пустом доме. И уехала, ни с кем не встретившись. Ей казалось, что люди не снимут с нее «непоправимой вины, невыносимой тяжести». Могла только Катерина Петровна, но ее уже нет.

Читательский дневник по рассказу «Телеграмма» Паустовского

Сюжет

Старая Катерина Петровна – дочь художника. Она живет на малой родине, в селе Заборье. Дочка Настя из города приезжала 3 года назад, деньги шлет, а писем не пишет. Сторож Тихон телеграммой зовет Настю к матери. А потом делает вид, что была ответная телеграмма: еду! Но Настя делает выставку скульптору. Старушка умирает в одиночестве. К похоронам Настя опоздала.

Теперь ей стыдно за отношение к матери.

Отзыв

Смысл названия – в предупреждении всем нам, знак близкой беды. Обе телеграммы – от чужого, но неравнодушного человека. Тема родства, семьи, любви между родителями и взрослыми детьми, одиночества и чуткости. Все герои извлекли нравственные уроки. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»: это урок Насти. И чувство вины на всю жизнь.

Она сочувствовала чужому человеку, а о матери забыла. А ведь через мать и деда она выбрала себе профессию. «Плати за добро добром»: урок Манюшки. Учительнице напомнили про ее мать. Она схожа с Настей: молода и уехала из дома. Но суета ее не затянула, она помнит, что в жизни главное.

Образ родной земли, тоже одинокой матери. Ее детям скучно в селе, в местах, где жили предки. Старый клен – образ старого друга. Рассказ учит хранить в себе душевное тепло, делиться им, особенно с близкими, пока не поздно.

Источник: litcult.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...