«Каким образом я могу создать канал на YouTube для чтения книг на камеру, учитывая возможные претензии авторов или владельцев прав на книги и законы, регулирующие данную ситуацию, как при бесплатном канале, так и при монетизации? Достаточно ли согласие автора, полученное по электронной почте, в качестве доказательства разрешения на чтение книг на камеру? Какие произведения можно читать и распространять в интернете с указанием имени автора, не нарушая права на интеллектуальную собственность?»
| Игорь , Москва
Ответы юристов (2)
- Казаков Валентин
- Сергеев Олег
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1594 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Согласно Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», для использования произведения, даже части произведения, необходимо получить согласие правообладателя (автора или иного владельца прав на произведение). Отсутствие монетизации (получения прибыли) на канале не является основанием для безвозмездного использования чужих произведений без согласия правообладателя. Разрешение, полученное по электронной почте, может являться письменным доказательством согласия правообладателя на использование своего произведения, однако необходимо чтобы такое разрешение было явным, конкретным и охватывало все виды использования произведения. При этом для использования произведения необходимо указывать автора и иные реквизиты, указанные в произведении, а также не допускать искажения произведения, а также его использование в искаженном виде. Точный перечень произведений, которые можно использовать и распространять в интернете, без нарушения правообладателей, зависит от специфики конкретных произведений и контекста их использования.
Я нарушил авторские права на YouTube. Что делать?
#2488974 2023-01-16 07:23:29
Казаков Валентин Юрист,
Москва На сайте: 1594 дня
Ответов: 2698 Рейтинг: 8
Права на книги являются объектами авторского права, и их использование требует согласия автора или иного правообладателя. Разрешение, данное автором по электронной почте, может быть допустимым письменным доказательством, подтверждающим наличие разрешения на использование произведения. Однако, для полноценного использования произведения на канале, желательно получить письменное разрешение от правообладателя.
Существуют различные типы произведений, на которые распространяются различные правила авторского права, поэтому необходимо проводить индивидуальный анализ для каждого конкретного произведения, которое хотелось бы использовать. В целом, использование произведений, не защищенных авторским правом, или использование произведений, чьи авторские права истекли, может быть более безопасным. Однако, даже если авторское право истекло, иногда все еще могут существовать смежные права, которые также могут потребовать разрешения для использования произведения.
Международный иск о защите авторских прав
Одной из целей разработчиков проекта части четвертой ГК было дальнейшее сближение российского законодательства об интеллектуальных правах с международными соглашениями в данной сфере. В тот момент с учетом перспектив вступления России в члены ВТО основной акцент был сделан на соответствие норм части четвертой ГК положениям ТРИПС. В то же время некоторые изменения и дополнения были сделаны с учетом опыта Европейского союза. Так, в разделе VII ГК именно под влиянием европейского законодательства впервые была введена охрана исключительного права изготовителя базы данных на извлечение материалов из базы данных (§ 5 гл. 71 ГК).
При этом разработчики проекта опирались на Директиву ЕС 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. «О правовой охране баз данных» . Однако если упомянутая директива определяет его как право suigeneris, то в части четвертой ГК оно рассматривается как один из видов смежных прав. Статья 4 Директивы ЕС 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав (кодифицированная версия)», предусматривающая возможность охраны имущественных прав лица, впервые правомерно обнародовавшего ранее не опубликованное произведение после истечения срока охраны авторского права, послужила основной для введения в части четвертой ГК нового § 6 гл.
71 о смежном праве публикатора. Содержание Директивы ЕС 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. «О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства» было учтено при переработке ст. 1293 ГК о праве следования. Ставки вознаграждения, предусмотренные упомянутой директивой, были положены в основу шкалы ставок, содержащейся в Правилах выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 2855 ). Принятие четвертой части ГК не решило всех проблем, существующих в области охраны интеллектуальных прав в России.
В частности, в ходе разработки и принятия этого закона пришлось отказаться от целого ряда направлений работы, требовавших более длительного периода подготовки. К числу таких тем прежде всего относится использование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме и в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.
В этой области существует целый комплекс проблем, связанных как с мерами ответственности за нарушение авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, так и с расширением и уточнением перечня случаев ограничений исключительных прав, пределов свободного использования охраняемых объектов авторских и смежных прав. Это послужило одной из основных причин, по которым проект внесения изменений в часть четвертую ГК стал частью общего проекта изменений в Гражданский кодекс РФ, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Хотя с момента вступления в силу части четвертой ГК прошло всего несколько лет, принятие соответствующих поправок является объективной и насущной потребностью. При подготовке предложений по внесению изменений в раздел VII ГК разработчики проекта изучали опыт Европейского союза, а также отдельных европейских стран. Во многих случаях, как представляется, в результате предлагаемых поправок должно произойти дальнейшее сближение российского законодательства в сфере интеллектуальных прав с соответствующим законодательством ЕС.
Не менее важно и то, что в п. (31) признается насущная потребность в переоценке и гармонизации существующих ограничений исключительных прав в условиях электронной среды. В п. (40) преамбулы упомянутой выше Директивы провозглашено право государств-членов ЕС предусматривать исключения и ограничения в интересах доступных для публики некоммерческих библиотек и подобных учреждений. При этом сделана оговорка о том, что такое свободное использование должно допускаться только в некоторых особых случаях, охватываемых правом на воспроизведение. Оно не должно распространяться на использование путем передачи в режиме «on-line» охраняемых произведений и других объектов.
В соответствии с этими принципиальными положениями преамбулы в подп. (с) п. 2 ст. 5 Директивы закреплено право государств-членов предусматривать в своем национальном законодательстве исключения или ограничения в отношении права на воспроизведение применительно к конкретным действиям по воспроизведению, осуществляемым общедоступными библиотеками, образовательными учреждениями или музеями, или архивами, которые не преследуют прямой или косвенной экономической либо коммерческой выгоды. Сходные положения закреплены в новой ст. 1275 ГК, посвященной использованию произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями.
Наряду с ранее действовавшим в Российской Федерации ограничением исключительного права, позволяющим библиотекам при условии отсутствия цели извлечения прибыли без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, в данной статье предусмотрена также возможность создания общедоступными библиотеками и архивами (а в ряде случаев также образовательными организациями) в отдельных установленных ГК случаях единичных копий экземпляров произведений (в том числе и в электронной форме). При этом с самого начала проект ст.
1275 не предусматривал возможности свободного использования путем до ведения до всеобщего сведения электронных копий произведений (т.е. передачи их в режиме «on-line»). В процессе доработки текста проекта изменений в раздел VII ГК формулировки статьи были дополнительно уточнены, чтобы не оставлять сомнений в том, что случаи свободного использования произведений библиотеками и архивами не охватывают их сообщение в информационно-телекоммуникационных сетях. 3. Для того чтобы проиллюстрировать вопрос о соотношении проекта изменений части четвертой ГК с европейским законодательством, целесообразно подробнее остановиться на актуальном вопросе об ответственности информационных посредников за нарушения интеллектуальных прав, происходящие в сети Интернет. В Европейском союзе основные принципиальные подходы к решению этого вопроса закреплены в секции 4 «Ответственность провайдеров посреднических услуг» Директивы ЕС 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 г. «О некоторых правовых аспектах сферы информационных услуг, в частности, электронной торговли, на внутреннем рынке» (Директивы об электронной торговле).
Во всех трех статьях сделаны оговорки относительно того, что установленные в них правила, освобождающие провайдеров от ответственности, не должны препятствовать суду или административному органу, имеющему соответствующие полномочия в той или иной стране-члене ЕС, потребовать от провайдера прекращения или предотвращения правонарушения.
Важно отметить, что в ст. 15 Директивы установлено императивное требование к странам-членам ЕС не предусматривать в отношении провайдеров, оказывающих услуги, названные в ст.
12-14 Директивы, общую обязанность осуществлять мониторинг информации, которую они передают или хранят, равно как общую обязанность активных действий по поиску фактов и обстоятельств, свидетельствующих о незаконной деятельности. В ч. 2 данной статьи в диспозитивной форме установлена возможность стран-членов ЕС предусматривать в своем законодательстве : а) обязанность провайдеров информационных услуг оперативно информировать компетентные органы о предполагаемом незаконном осуществлении деятельности или предоставлении информации пользователями его услуг, либо б) обязанность сообщать компетентным органам по их требованию информацию, способствующую идентификации пользователей услуг, с которыми у них заключены договоры о хранении. 4. В ходе разработки проекта изменений в часть четвертую ГК в главу 69 «Общие положения» была включена новая ст. 12531 ГК, посвященная ответственности информационных посредников.
В законопроекте № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенном Президентом РФ и принятом Государственной Думой РФ в первом чтении, ст. 12531 предусматривала особенности ответственности за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет двух типов информационных посредников: осуществляющих передачу материала в сети Интернет и предоставляющих возможность размещения материала в этой сети.
В проекте в качестве основополагающего было закреплено положение о том, что информационный посредник, осуществляющий передачу материала или предоставляющий возможност ь размещения материала в сети Интернет, несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины (п. 1 ст. 12531 ГК). Это важное условие, в целом смягчающе е ответственность указанного субъекта, поскольку тем самым он выводитс я из-под действия п. 3 ст. 401 ГК, устанавливающег о в сфер е обязательственных отношений ответ ственность без вины для лиц, осуществляющих предприниматель скую деятельность.
До принятия такого закона судить о степени необходимости и достаточности принятых информационным посредником мер придется судам. Целесообразность принятия спе циального закона в данной сфере не вызывала у разработчиков ника ких сомнений, однако предложенная формулировка позволила бы ис пользовать положения п. 3 ст. 12531 ГК и при отсутствии такого закона.
Также была дополнительно уточнена формулировк а подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК (и аналогичные положения других статей ГК) в отношении временных записей.
В последней редакции цель такой временной записи, которая не считается воспроизведением, определена как «правомерное использование произведения либо передача произведения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляема я ин формационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения». Указанное определение во многом совпадает с п. (33) преамбулы к Директиве ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обще стве»1 . В нем предусматривается, что из права на воспроизведение долж ны быть сделаны исключения, разрешающие определенные акты временного воспроизведения, являющиеся переходными или случайными воспроизведениями, формирующими неотъемлемую и существенную часть технологического процесса и выполняющими единственную цель предоставления возможности либо эффективной передачи в информаци онной сети между третьими лицами при помощи посредника, либо пра вомерного использования произведения или иного охраняемого объек та 2 . Кроме того, в данной норме установлено, что такое воспроизведение не должно иметь никакой самостоятельной экономической ценности.
Статья 12531 ГК в редакции проекта не содержит специального пра вила, подобного тем, которые включены в ст. 12-14 Директивы об элек тронной торговле, и предусматривают, что освобождение провайдера от ответственности на основании соответствующей статьи не исклю чает возможности требовать от него прекращения или предотвраще ния правонарушения.
В то же время этот вопрос, как представляется, решен в проекте иным способом. Прежде всего, дополнена и уточнена ст. 1250 ГК «Защита интеллектуальных прав». В нее включен новый п. 4, прямо перечисляющий случаи, в которых ответственность за на рушение интеллектуальных прав наступает в зависимости от вины нарушител я или, наоборот , независимо от его вины.
В отношении информационного посредника в данной норме указано, что он под лежит ответственности при наличии вины с учетом особенностей, установленных в пп. 2 и 3 ст. 12531 ГК. Вместе с тем эта специальная норма касается только применения мер ответственности. В ст.
1250 ГК сохранен п. 3, в котором закреплено общее правило о том, что отсутствие вины нарушителя не освобождае т его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении него мер, направленных на защиту таких прав. К числу названных мер п. 3 ст.
1250 ГК относит пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права. На реализацию положений ст. 1250 ГК направлено изменение в подп. 2 п. 1 ст.
1252 ГК, в соответствии с которым требование о пресечении дей ствий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть предъявлено не только к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, но также и к иным лицам, без привлечения которых невозможно пресечь такие действия. Наконец, в п. 2 ст. 1252 и в п. 1 ст.
1302 ГК предусмотрено, что для обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав может быть наложен запре т на осуществление действий в информационно- телекоммуникационных сетях, если в отношении таких действий выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализа ции. Эти дополнения также должны способствовать своевременному пресечению, а в ряде случаев и предупреждению нарушений.
В проект е изменений части четвертой ГК не планируется закре плять обязанности информационных посредников осуществлять мо ниторинг передаваемых или хранимых ими материалов, либо иные ак тивные действия по поиску признаков незаконной деятельности, хотя этот вопрос неоднократно поднимался в ходе обсуждений проекта. Не предусматривается в проекте и каких-либо обязанностей посредников об информировании компетентных органов о предполагаемой незаконной деятельности или предоставлении информации о пользователях услуг, однако необходимо учитывать, что последний вопрос не относится к сфере регулирования ГК, поэтому в любом случае должен решаться в другом нормативном акте. Приведенные примеры, как представляется, свидетельствуют о том, что происходит постепенное сближение российского законодательства об интеллектуальных правах с соответствующим законодательством Европейского союза. Тот факт, что некоторые вопросы решаютс я при этом иными способами (с учетом особенностей действующих правовых норм), не влияет на конечный результат, поскольку принципиальные подходы к их решению совпадают.
Источник: www.advokatorium.com
Правила авторского права YouTube: Что нужно знать создателям
Если вы хотите начать загружать материалы на YouTube, вам необходимо ознакомиться с правилами авторского права, чтобы избежать прекращения работы вашего канала YouTube существует уже несколько десятилетий, и хотя он развивался и менялся довольно часто, одна вещь остается неизменной на протяжении всего его пути — правила авторского права. Любой может загружать на YouTube, но никому не разрешается нарушать авторские права И хотя многие знают о правилах авторского права YouTube и его бескомпромиссной позиции, некоторые авторы на платформе все равно пытаются обойти правила или считают, что они к ним не относятся. Хуже того, некоторые пользуются лазейками и злоупотребляют системой авторского права Давайте погрузимся в мир авторского права YouTube, узнаем, как оно работает, почему это важно и какие последствия могут быть за нарушение авторского права
Авторское право на YouTube
Итак, вы решили начать карьеру ютубера. Что теперь? Вы работаете над своим первым видео, и у вас есть вопросы об авторских правах.
Ну, если вы загружаете видео, которое вы сделали и которое содержит только контент, который вы создали сами, авторские права на это видео принадлежат вам Вы не можете украсть чужой контент и загрузить его как свой собственный или включить его в свое видео, не имея на это разрешения. Это относится к музыке, клипам из фильмов и передач, чужому видеоконтенту и всему тому, что вы не сделали сами и не являетесь владельцем.YouTube довольно строг в этом отношении, и вы будете наказаны, если украдете чужую работу В соответствии с правилами YouTube об авторском праве, за первое нарушение вам будет нанесен удар по авторскому праву, а если вы получите три удара, вас забанят на платформе, а ваш канал будет удален Конечно, это не означает, что вы вообще не можете использовать авторский контент. Это просто означает, что если вы хотите использовать контент, права на который вам не принадлежат, вы должны сначала кое-что сделать Вы должны иметь разрешение от оригинального создателя, чтобы включить его, или вы должны придерживаться правил добросовестного использования. Чтобы что-то подпадало под понятие добросовестного использования, вы должны доказать, что используете защищенный авторским правом контент, чтобы сделать комментарий, обзор или критику на него или использовать его для создания пародии
Общепринято, что для того, чтобы что-то классифицировалось как добросовестное использование, ваши собственные комментарии и критика должны перевешивать используемый вами контент и дополнять его. Так что просто сидеть и смотреть, не произнося ни слова, не получится Вопрос о том, является ли что-то добросовестным использованием, решается в каждом конкретном случае, и многие люди пользуются строгой системой YouTube, чтобы сообщить о нарушении авторских прав, когда его нет.YouTube все еще испытывает трудности с отсеиванием реальных жалоб от фальшивых, благодаря тому, что люди пользуются его строгой политикой в отношении авторских правНамерение не имеет значения
Когда речь идет об авторских правах на YouTube, ваше намерение не спасет вас от удара. Если вы нарушите правила, не предприняв соответствующих шагов, вы столкнетесь с последствиями. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с мифами YouTube об авторском праве
Атрибуции недостаточно
Что такое атрибуция? Атрибуция – это когда вы прямо говорите в своем видео ‘этот контент принадлежит оригинальному автору ‘ или включаете эту информацию в поле описания видео, в название видео или в комментарий к нему Да, возможно, вы указали авторство контента, но нет, этого недостаточно, чтобы спасти вас от нарушения авторских прав Если контент не ваш, вы должны получить разрешение от его создателя на его использование и/или снабдить кадры подробным комментарием, чтобы они подпадали под понятие добросовестного использования. Простое утверждение, что вы использовали чужую работу, не оправдывает вас, даже если у вас были самые лучшие намерения, например, вы хотели похвалить или прославить оригинального создателя
Отключение монетизации не имеет значения
Как создатель, вы можете зарабатывать на YouTube. Он позволяет вам монетизировать ваши видео, как только вы отметите два пункта. Во-первых, у вас должно быть не менее 1 000 подписчиков. Во-вторых, вы должны набрать не менее 4 000 часов просмотра за последние 12 месяцев.
После этого вы можете включать монетизацию и зарабатывать на своем контенте При этом, если вы нарушаете правила авторского права и неправомерно используете чужой контент, не имеет значения, включена у вас монетизация для этого видео или нет. Некоторые создатели питают ложную иллюзию, что если они просто не будут монетизировать украденный контент, то YouTube не будет иметь значения, что они нарушают авторские права. Это не так Независимо от того, решили вы монетизировать украденный контент или нет, вы получите удар по авторскому праву, если не будете соблюдать правила авторского права
Нарушение авторских прав на YouTube: Обнаружение и последствия
Что же произойдет, если вы нарушите авторские права? Давайте рассмотрим возможные последствия
Получение забастовки
На YouTube существует два типа страйков: страйк за нарушение авторских прав и страйк за нарушение правил сообщества
Вы можете получить замечание от руководства сообщества по многим причинам. Например, если вы использовали неправильный тип миниатюры для своего видео, т.е.если она вводит в заблуждение и не отражает того, что на самом деле показано в видео. Чтобы не получить замечание от руководства сообщества, лучше всего ознакомиться с Руководством сообщества YouTube Забастовка за нарушение авторских прав наступает, если вы используете в своем видео материалы, защищенные авторским правом. Как уже объяснялось, это может быть музыка, клипы, изображения или все, на что у вас нет прав или разрешения на использование Хотя вы можете подать апелляцию на удар по авторскому праву и попытаться решить проблему, опасайтесь набрать их слишком много. Как уже объяснялось ранее, получение трех ударов по авторскому праву означает потерю вашего канала и всех ваших видео и запрет на использование платформыУведомление о снятии ограничений
Если владелец авторских прав обнаружит, что его контент используется кем-то другим в видео без разрешения, он может направить жалобу в YouTube Если YouTube сочтет жалобу обоснованной, вы сможете удалить свое видео. Помимо удаления видео, YouTube также налагает на вас удар по авторским правам
Совпадение идентификатора содержимого
Что такое Content ID? Это автоматическая система, которую YouTube использует для сопоставления контента, считающегося нарушающим авторские права. Поскольку тысячи видео загружаются на YouTube ежечасно, Content ID помогает проверить миллионы видео и убедиться в отсутствии нарушений авторских прав Чтобы Content ID работал, владельцы авторских прав должны загружать файлы ссылок или, другими словами, оригинальные версии своих работ, чтобы можно было легко проверить, что права принадлежат именно им Самый простой пример – музыкальные исполнители, доказывающие, что они владеют правами на свои песни. Многие создатели YouTube получили ненужные нарушения авторских прав за использование материалов, защищенных авторским правом, хотя в Интернете есть много мест, где можно найти звуки без авторских прав и видеоклипы без авторских прав, чтобы использовать их вместо этого Когда вы загружаете файлы ссылок как владелец авторских прав, YouTube использует систему Content ID для проверки всех вновь загруженных видео и определения, не украл ли кто-нибудь вашу работу. В случае совпадения YouTube автоматически подает иск о защите авторских прав на ваше имя
Три удара по авторскому праву – и вы вне игры, так что будьте осторожны
Есть много вещей, которые можно сделать, чтобы избежать нарушения авторских прав. Например, вы можете воспользоваться библиотекой YouTube Audio Library, где хранятся мелодии, не требующие авторских прав, которые вы можете использовать в своих видео. В Интернете также есть множество сайтов, позволяющих бесплатно скачивать музыку без авторских прав И если вы намерены использовать материалы, защищенные авторским правом, убедитесь, что у вас есть на это разрешение. В противном случае вы идете на огромную авантюру. Существует масса ресурсов, к которым вы можете обратиться вместо того, чтобы нарушать авторские права, поскольку это чревато последствиями, и вы можете потерять свой канал и все свои видео, а также быть полностью заблокированным на YouTube. Не стоит рисковать
Источник: xn—-jtbhalmdgfdiny5d9d6a.xn--p1ai