Общение одноклассников из которых один с овз

Общение включает духовные и материальные формы жизнедея-тельности человека и является его насущной потребностью. Польский психолог Е. Мелебруда утверждает, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим.

В современной педагогике и психологии общение является одной из ведущих проблем. Интерес к этой проблеме обусловлен запросами социальной практики. Современных исследователей все более инте-ресуют механизмы практической реализации потребности людей в об-щении, в различных условиях их жизнедеятельности, таких как воспи-тание, обучение, трудовая деятельность.

Большое внимание отводится межличностным отношениям детей с ОВЗ. В процессе коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности дети с ОВЗ выступают как объекты и субъекты общения. Исследование процесса общения в коллективе, взаимоотношений в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим звеном в изучении проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.

Этика общения людьми с ОВЗ

Проблема межличностных отношений детей с ОВЗ объединяет работу медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических служб.

Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации. Дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в домах-интернатах, большую часть времени проводят в группе в процессе воспитательной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда, в котором они приобретают необходимые умения и навыки общения. Данная категория детей, как правило, затрудняется с правильной формулировкой вопроса, просьбы, часто их высказывания состоят из отрывочных предложений.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми, в силу своих личностных особенностей: отличаются своеобразием, неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудностью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных возможностей, неумением организовать свой досуг.

Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.

Один из классиков олигофренопедагогики – Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей).

По результатам исследования разновозрастных групп.

Этика общения и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

В класс пришел ребенок с ОВЗ: шесть советов, семь идей и семь приемов

Одна из задач, стоящих перед учителем, в классе которого учится ребенок с особыми образовательными потребностями, — создать развивающую и поддерживающую среду, пространство эмоционального комфорта. Предлагаем вам рекомендации учителя-методиста, международного эксперта по инклюзивному образованию, куратора начального образования ГОУ СОШ № 518 Москвы Екатерины Романовой.

Шесть советов, как вести себя

1. Отнеситесь к ребёнку спокойно и доброжелательно, так же, как и к другим детям в классе.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавайте субективное переживание успеха. Это можно сделать используя такие фразы, как «ничего страшного», «у тебя получится», «сегодня ты хорошо рассказал/ответил».

5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Важно отмечать его достижения, а не неудачи, сделайте ошибки нормальным и нужным явлением, формируйте веру в успех, концентрируйте внимание на уже достинутых в прошлом успехах.

6. Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, позволяйте высказывать свою точку зрения.

Семь идей, как мотивировать

1. Поэтапно разъясняйте задания и их последовательное выполнение. Не стоит в ограниченный промежуток времени давать детям с ОВЗ большой материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.

2. Используйте листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Тогда ребенку легче будет сосредоточиться на задании.

3. Предоставьте дополнительное время для сдачи домашнего задания. Часто ребенок с ОВЗ посещает занятия вне школы и не успевает выполнить домашнее задание в определенный срок.

4. Меняйте виды деятельности. Постарайтесь активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). На уроке дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

5. Чередуйте занятия и физкультурные паузы. Помните об особенностях развития детей с ОВЗ, давайте им кратковременную возможность для отдыха. Оптимальное включение в урок динамических пауз — равномерно через 10 минут. Это предупредит переутомление детей.

6. Разрешайте ребенку отвечать материал в любой удобной форме — письменной, устной или на компьютере.

7. Оценивайте ответы учащихся с ОВЗ индивидуально. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей. Например, нормотипичные дети могут оценить ответ ребенка с ОВЗ и наоборот. Но необходимо делать это очень тактично, используя игровые приемы.

Еще по теме:  Тем кому за 60 Одноклассники

Семь приемов, как обучать

1. Использование зрительных опор на уроке. Это могут быть картины, таблицы или схемы. Но не стоит ими слишком увлекаться, так как объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.

2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для ее закрепления или подведения итогов.

4. Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами. Он хорош для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей или после выполнения задания повышенной трудности.

5. Физическая помощь в организации действия: учитель в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

6. Концентрация внимания с помощью пауз или приемов неожиданности. Например, перед заданиями можно использовать хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик — любые неожиданности, концентрирующие внимание ребенка.

Материал подготовлен на основе видеозаписи вебинара, проведенного РООИ «Перспектива», состоявшегося 16 апреля 2019 года.

Источник: pedsovet.org

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
статья

В материале предлагаются упражнения на развитие коммуникативных умений, сплочения коллектива, тренировку невербальных способов общения, развитие эмпатии и толерантности в системе инклюзивного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную [4].

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [2].

В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся [5].

Инклюзивное образование ( фр. Inclusif — включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами и периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе [4].

Но как же научить школьников понимать одноклассников с ограниченными возможностями здоровья?

Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ требует от учителя большого душевного и интеллектуального труда. К сожалению, детская жестокость часто делает «особых» ровесников изгоями и целью насмешек. Задача учителя, формируя в классном коллективе эмпатию и толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».

Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников

Критерии готовности учеников принять детей с ОВЗ и инвалидностью: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий уровень агрессивности конфликтности, позитивная устанвка принятия другого. Поэтому задача педагога:

  • Сформировать у школьников установку на сотрудничество с детьми с ОВЗ и инвалидностью, научить общаться с ними;
  • Сформировать у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональное состояние, уважать чужое мнение;
  • Разрушать барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью: используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то, что и дети с инвалидностью;
  • Научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.
Еще по теме:  Как повысить просмотры в одноклассниках

Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, которые можно проводить на классных часах и в группах.

Важно знать: правила работы в группе:

  1. Правило равноценности – нет иерархии. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
  2. Правило активности – от активности каждого члена группы выигрывают все.
  3. Правило искренности – каждый говорит то, что думает, а не то, что от него ждут, меру доверительности устанавливает сам.
  4. Правило конструктивной обратной связи – говорить о поведении, а не о личности.
  5. Правило конфиденциальности – информация, касающаяся историй из жизни, которую обсуждают в группе, не выходит за ее пределы.
  6. Правило своевременности – обсуждать только то, что происходит здесь и сейчас.

Упражнение «Объясняю – понимай!»

Развивать коммуникативные умения.

«Неверные средства общения»

Подвести к мысли о равенстве общения

Слова ведущего: каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?

Подведите учащихся к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело.

«Сидящий и стоящий»

Показать тетям значение неверных средств общения.

Один ребенок сидит, другой стоит. Их задача – в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После того, как выполнили упражнение, дети делятся впечатлениями. Вопросы для обсуждения: 1. Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле?

2. Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя? 3. Какое положение в разговоре понравилось, а какое — нет? Почему? Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы общались с партнером на равных, что бы изменилось?

«Спиной друг к другу»

Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью.

Учитель предлагает детям разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями. Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?

2. Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью

Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и пантомимика. Второй может и говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – не видит и не говорит. Он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагают задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет покрасить забор. Вопросы для обсуждения:1. Тяжело ли было играть доставшуюся тебе роль? 2. Легко или трудно было договориться? 3. Что самое сложное в этом упражнении для тебя?

4. Что новое ты для себя открыл?

Расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

Команды выстраиваются в колонны. В каждой из них количество игроков должно быть равным. Заранее приготовьте карточки с названиями эмоций. Примерный список: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе.

Последние участники в колоннах поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки по одной карточке с названиями эмоций. Они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника, он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока, далее эмоция невербально передается по цепочке.

Когда «эмоциональная информация» достигает стоящего впереди игрока, он возвращается в хвост колонны. После того как все окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую он получил, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке. Процедуру повторяют дважды, при этом, тот игрок, кто в первый раз был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.

Расширить групповой репертуар способов взаимопонимания

Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. Далее они тихонько сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию.

Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.

Развивать коммуникативные умения.

Попросите детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук, ног, туловища. Затем спросите, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. До тех пор, пока будут находится желающие. Заканчивается упражнение тем, что все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая «Мостик дружбы».

Еще по теме:  Классные оценки для одноклассников

«Слепой, глухой, немой»

Создать условия, при которых ученики смогут себя почувствовать в роли человека с ОВЗ или инвалидностью, развить эмпатию.

Выберите 3 человек. Они будут играть предложенные на карточках роли: первый – не двигается, не слышит, но говорит и видит, второй – не говорит, не слышит, но двигается и видит, третий – не говорит, не видит, но слышит и двигается. Задачи для коммуникации:1. Вы собрались на праздник. Договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок.

2. Составьте список любимых продуктов для дня рождения. 3. Выберите новую марку сотового телефона с разными функциями. Группа не помогает. По окончании предложите другим ученикам проиграть эти роли.

Научиться оказывать помощь детям с ОВЗ и инвалидностью, проявлять эмпатию.

Ситуация 1. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь так, чтобы он ее принял. Ситуация 2. одному участнику завяжите глаза. Его задача – взять предмет, на пути к которому расставлены всевозможные препятствия. Провести к необходимому объекту участника можно только с помощью речи.

Вариант 1. Участники ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, которые начинаются со слов: Ты похож на меня тем, что…., Я отличаюсь от тебя тем, что… Вариант 2. В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи», затем «Чем мы отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать, какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Слепой и поводырь»

Сплотить коллектив, тренировать невербальные способы общения.

Разделите класс на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого»-закрыть глаза и найти «поводыря».для этого нужно двигаться с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Выбрать «поводыря» нужно сознательно, если все участники делятся на пары по желанию.

По окончанию дети сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

«Все, некоторые, только я»

Сплотить коллектив, показать сходства и различия детей.

В круг поставьте стулья: на один меньше, чем число участвующих. Все садятся на них, а учитель становится в центре круга. Педагог называет признак, общий для всех детей, подходящий только к некоторым из них или к одному. Все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул, но не свой.

«Что нас объединяет»

Помочь участникам лучше узнать друг друга и научить устанавливать контакт с собеседником.

Подготовьте материалы: бумагу, карандаш, призы. Дети образуют пары. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать характеристики, такие как « у меня 2 ноги». Можно указать год рождения, место учебы, хобби и т.д. После этого каждый участник группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по десять качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Развить эмпатию и толерантность.

Попросите учащихся разбиться на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук. Вопросы для обсуждения:1. Получилось или нет выполнить задание? 2. Как решили проблему?

3. Догадался ли кто-то попросить другого написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводите)?

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

  1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2015. С. 104—116.
  2. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2015. № 11. URL: http://www.kprao.ru/almanah/11/st01.htm , Дата обращения: 10.06.2016.
  3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2014. № 4 (40).
  4. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
  5. Шалагинова К. Как научить школьников понимать одноклассников с ограниченными возможностями здоровья: 15 упражнений //Управление начальной школой. 2018.№ 5 –С.22-28.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...