Англия находилась в хаосе. Оливер Кромвель сумел подавить роялистские восстания, защищал права собственников.
2. Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
Оливер Кромвель добился свержения монархии, сделав Англию республикой. Внешняя политика Кромвеля укрепляла морское и колониальное могущество Англии. Англия становилась могущественным государством в Европе и мире.
3. Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам».
Слова Джонатана Свифта подразумевает переход от феодализма, в котором основным фактором производства была земля, к капитализму, где основными факторами производства стали труд и капитал.
Людовик XIV. Портреты.
4. Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции: «Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции.
Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…» Согласны ли вы с его суждением?
Я согласен с этим суждением, так как ненависть народа была вызвана политикой церкви и власти, а политика власти была вызвана поведением населения в отношении власти. Я согласен с тем, что поведение народа и власти была пропорционально друг другу.
5. Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?
На установление парламентской монархии повлияли теории Томаса Гоббса и Джона Локка. Томас Гоббс создал теорию общественного договора, однако выступал за абсолютную монархию, тогда как Джон Локк впервые говорил о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он являлся сторонником конституционной монархии.
6. Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVI – XVII вв.
В XVI-XVII вв. главные противоречия в отношениях европейских государств заключались в религиозных конфликтах (в частности, раскол, вызванный Реформацией, на католиков и протестантов), борьба «за наследство», а также за торговое и колониальное преобладание.
7. Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?
Некоролевский запах Людовика XIV и другие странности.
Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Священная Римская империя германской нации фактически распалась, что изменило расстановку сил в Европе. Равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции Людовика XIV и ослаблении Габсбургов.
Стр. 190
Творческие работы и проекты
Информационный проект «Войны XVI–XVII вв. в Европе».
Крупным военным конфликтом XVI в. были Итальянские войны (1494-1559). Войны возникли как династический спор за престол Неаполитанского королевства. Итальянские войны втянули ряд европейских государств. Главной составляющей конфликта достаточно быстро стала борьба между Францией и Габсбургами за доминирование в Европе. В войнах участвовали Англия, Шотландия, Швейцария, Венеция, Папская область и итальянские города-государства.
Основные сражения: битва при Форново (1495), битва при Гарильяно (1503), битва при Аньяделло (1509), осада Падуи (1509), битва при Равенне (1512), битва при Мариньяно (1515), битва при Ноайне (1521), битва при Павии (1525), разграбление Рима (1527), осада Ниццы (1543), битва при Черезоле (1544), битва при Марчиано (1554), битва при Сен-Кантене (1557).
Первой общеевропейской войной стала Тридцатилетняя война (1618-1648). В начале XVII в. императором Священной Римской империи стал Фердинанд II Габсбург, поставивший перед собой задачу искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над возможно большей европейской территорией. Другие монархи стремились этого не допустить.
Тридцатилетняя война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами. На стороне католиков и Габсбургов сражались Австрия, германские католические князья и Испания. Им противостояли германские протестантские князья, протестантские Дания и Швеция, католическая Франция, стремившаяся не допустить усиления позиций Габсбургов в пограничных с ней немецких княжествах, Россия.
Основные сражения: Битва на Белой горе (1620), битва у моста Дессау (1626), битва при Брейтенфельде (1631), битва на реке Лех (1632), битва при Лютцене (1632), битва при Райнфельдене (1638), битва при Рокруа (1643), битва под Янковом (1645).
Основой военной стратегии было использование армии наемников, которая кормилась за счет грабежей и насилия. К концу войны обе стороны стремились избегать сражений, дожидаясь, пока армия противника не начнет погибать от холода и нехватки продовольствия.
В Тридцатилетней войне появились и нововведения в военном деле. Король Швеции Густав II Адольф создал хорошо организованную, регулярную, профессиональную армию, состоявшую из трех родов войск, которой командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки кавалерии. Он усовершенствовал тактику пехотного боя: его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привел на поля сражения армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности.
Исследовательский проект «Литературные произведения как исторический источник»
В книге Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» описаны события освободительной войны Нидерландов против Испании. В книге герои – борцы за свободу Нидерландов – показаны как сильные, смелые, предприимчивые люди, которые желают своей стране добра и борются против зла. Отца Уленшпигеля сожгли на костре за ересь. Фраза «Пепел Клааса стучит в моем сердце». Таким образом, Тил показан, как освободитель, мстящий за свой народ смехом, мстящий за него топором.
В книге В. Скотта «Пуритане» показано восстание 1679 г. в Шотландии против династии Стюартов. Это роман о бедном дворянине, который желая получить самостоятельность от своего скуповатого дяди, бежит к пресвитерианским повстанцам. Роман имеет глубокие религиозные рассуждения, рассказывает и о многих исторических особенностях того периода. Но книга больше пронизана романтизмом, учит благородству. Так, например, «привычка, долг и необходимость примиряют человека со всем» является отсылкой к пуританским ценностям.
В целом, произведения художественной литературы можно использовать для ознакомления с историческими событиями, однако, их нельзя рассматривать как исторический источник, так как они несут больше приукрашенную информацию и несут философские посылы, нежели чем точную передачу фактов. К тому же, литературные произведения являются субъективной оценкой автором тех или иных событий.
Источник: www.euroki.org
Подведем итоги. Вопросы после 2 главы
Это высказывание можно понять так, что Кромвель был вынужден бороться с недовольными его режимом, сторонниками монархии, которые поднимали мятежи.
Вопрос 2. Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
Людовик XIV сказал так про О. Кромвеля, потому что тот смог достичь такой власти, которой не было ни у одного абсолютного монарха в Европе.
Вопрос 3. Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам*.
Слова Дж. Свифта связаны с переходом от феодализма (феод-земля, то есть владение землей) к капитализму (капитал). Земля стала лишь средством производства, но которая без вложения капитала (денег) не могла обеспечить прибыль в условиях зарождавшегося капитализма, в то время как капитал (деньги) позволяли участвовать в любом предпринимательском деле.
Вопрос 4. Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции. «Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…» Согласны ли вы с его суждением?
Да, согласны. Притеснение и унижение народа, совершаемое властью, порождают недовольство, которое становится еще сильнее при требовании от народа слепой покорности. Если власть не понимает ситуации или не хочет изменить ее, сгладив общественные противоречия, тогда недовольство «вырывается», рождая революцию (восстание, бунт). Уровень насилия будет уже зависеть от свирепости и невежества народа. В цивилизованном обществе революционные изменения могут происходить «малой кровью», но чем более невежественен и «дремуч» народ, тем безжалостнее будут его действия.
Вопрос 5. Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?
Своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии нашли теории Томаса Гоббса и Джона Локка. Томас Гоббс сформулировал теорию общественного договора, по которой государство образовалось в результате соглашения между людьми, а значит именно народ обладает верховной властью в государстве. Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии
Вопрос 6. Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVII–XVIII вв.
Главные противоречия между странами в XVII–XVIII вв.: религиозные (борьба между католическими и протестантскими странами), династические (борьба за утверждение династических прав в странах, в которых пресеклись свои династии), территориальные (борьба за изменение европейских границ) и колониальные (борьба за колонии).
Вопрос 7. Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?
Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений, т.к. изменилось положение ключевых европейских стран, установился баланс сил, вместо религиозных стали преобладать национальные интересы в политике европейских государств, идет создание военно-политических союзов европейских государств, которые в какой-то мере предотвращает вспышки новых войн, ключевым средством взаимоотношений между государствами становится дипломатия.
Источник: predmet-otvet.ru
Параграф ГДЗ Юдовская история 7 класс
Это высказывание можно понять так, что Кромвель использовал военную силу для того, чтобы стабилизировать ситуацию в государстве. Так в тот период времени в Англии происходила гражданская война и революция вместе. Можно сказать, что в стране царил хаос и, если бы не вмешательство Кромвеля, то ситуация могла бы ещё больше усугубиться.
2. Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
Кромвеля назвали самым сильным человеком в Европе, потому что он обладал настолько мощной властью, какой не было ни у одного абсолютного монарха.
3. Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам.
В древние времена богатство и власть человека оценивали по количеству земли , которой он владеет, так как в условиях феодальных отношений земельное владение давало постоянный доход.
Однако развитие капиталистических отношений привело к тому, что наиболее влиятельными в обществе становятся люди, обладающие значительными финансовыми средствами , которые стало возможно получить и другими способами, такими как: торговля, мануфактура и ростовщичество.
Таким образом, в Новое время властью и деньгами обладали уже не дворяне с землёй, а буржуазия с деньгами.
4. Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции.
«Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…» Согласны ли вы с его суждением?
Я согласен с суждениями Маколея, ведь ярость восставших будет зависеть от их уровня жизни и образованности . А это уже будет зависеть от правителя. И, если при нём люди жили плохо, бесправно с постоянными издевательствами и с плохим уровнем образования, то рано или поздно найдутся люди, способные поднять эту толпу на революцию и скорее всего, она будет кровавой.
А вот, если правитель был хоть и жесток, но при этом справедлив, заботился о народе, запрещая издевательства над людьми – то революция тоже может случиться, но она уже будет мирной, скорее в виде реформ.
5. Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?
В Англии в установлении парламентской монархии важную роль сыграли теории английских философов — Томаса Гобса и Джона Локка . В своих трудах они коснулись проблемы государственного и политического устройства.
Так, Джон Локк выдвигал идею разделения власти на три ветви: законодательная (под руководством парламента), исполнительная (монарх или король) и судебная (у Верховного суда).
А Томасу Гобсу принадлежит теория общественного договора , которая гласит, что государство образовалось в результате соглашения между людьми, а значит, именно народ обладает верховной властью в государстве.
6. Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVII–XVIII вв.
В 17 веке противоречия чаще были религиозные, между католиками и протестантами, они привели к Тридцатилетней войне 1618-1648 годов, в которой победили протестанты.
В 18 веке на первый план выходят династические, колониальные и территориальные противоречия:
1) Так, в Европе активно шла борьба за ограничение власти династии Габсбургов;
2) Помимо этого, шли многочисленные войны за колонии и рынки сбыта;
3) И конечно же, стремление стран увеличить свои территории, также за счёт захвата их у соседних государств.
7. Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?
Во-первых, в Европе закрепилось равновесие сил , благодаря падению империи Габсбургов и усилению позиций Франции. Помимо этого, в политике европейских государств стали преобладать национальные интересы, вместо религиозных. Появились новые суверенные государства и даже стали образовываться мощные военно-политические союзы.
Источник: gdzlite.ru