CL Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Может быть указано, что:
— партия — большевики (РСДРП(б))
— заявление относится к 1917 г.
— заявление предшествовало октябрьскому перевороту (захвату власти большевиками)
Приведено название политической силы, определены год и событие
Названы 1—2 любых элемента ответа
Все элементы названы неверно
Максимальный балл
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх аргументов, которые приводились сторонниками вооружённого восстания.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Могут быть указаны следующие аргументы:
— за большевиков — большая часть народа
— большевики уже взяли под свой контроль многие Советы, в том числе Петросовет
— большевики могут опереться на помощь международного пролетариата
— влияние большевиков при дальнейшем промедлении начнёт снижаться
— большевики не смогут выиграть выборы в Учредительное собрание, т. е. легально прийти к власти
— революции и ее достижениям угрожают «контрреволюционные» меры Временного правительства
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Названы 3 любых аргумента
Названы 2 любых аргумента
Назван 1 аргумент, или все аргументы названы неверно
Максимальный балл
СЗ. Укажите не менее трёх аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооружённого восстания на данном историческом этапе.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Moiyr быть названы следующие аргументы:
— влияние большевиков не падает, а со временем только растёт
— у большевиков большие шансы получить более трети голосов в Учредительном собрании и законным путём стать преобладающей политической силой
— большевики сейчас не могут опереться на поддержку всего народа (крестьяне — за эсеров)
— в случае захвата власти большевикам придется вести революционную войну, а это вызовет недовольство солдатской массы
— большевики достаточно сильны уже сейчас, чтобы не допустить «контрреволюционных» действий Временного правительства
Названы 3 любых аргумента
Названы 2 любых аргумента
Назван 1 аргумент, или все аргументы названы неверно
Максимальный балл
С4. Укажите характерные черты политики правительства в 1880—1890-е гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трёх положений.
Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей 1880—1890-х гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.
➡️ КАК БЫСТРО НАЙТИ GIF ИЛИ КАРТИНКУ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ТЕЛЕГРАМ?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1. Могут быть указаны следующие характерные черты политики правительства в 1880—1890-е гг.:
—предоставление государством монопольных прав отдельным предпринимателям
— законодательное регулирование деятельности монополий
— распределение государственных заказов
—кредитование промышленников, предоставление им субсидий
—привлечение иностранных инвестиций в промышленность
— развитие фабричного законодательства
— развитие железнодорожного строительства
—проведение денежной реформы (установление золотого монометаллизма)
— введение новых таможенных тарифов
2. Могут быть названы следующие фамилии крупнейших чиновников:
— (И. А.) Вышнеградский
Указания к оцениванию
Названы 3 меры, направленные на развитие промышленности, и 2 фамилии крупнейших чиновников
Названы 3 меры и 1 фамилия ИЛИ
Названье 2 меры и 2 фамилии
Названы 2 меры и 1 фамилия
Названы 1 мера и 2 фамилии
Названы 3 меры, фамилии не указаны
Указания к оцениванию
Названы 1 мера и 1 фамилия
Названы 2 меры, фамилии не указаны
Меры не названы, указаны 2 фамилии
Назван 1 любой элемент ответа
ИЛИ все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл
С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А. Столыпина:
1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905—1907 гг.
2.Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
— Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно-полевых судов
— Столыпин был одним из инициаторов третьеиюньского переворота
— по подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих
— Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей
— столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определённым насилием по отношению к общинникам, с ней несогласным
— многие законопроекты проводились Столыпиным по 87-й статье Основных законов без участия Государственной думы
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
При выборе второй точки зрения:
— Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве
— борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона
— Столыпин был против уничтожения Государственной думы и возврата к режиму, существовавшему до 1905 г.
— Столыпин взаимодействовал с той частью Государственной думы, которая была готова сотрудничать с правительством
— создание слоя крестьян-собственников в результате столыпинской аграрной реформы должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры
— Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления
— Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола
— реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями
Указания к оцениванию
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения
Приведены 2 аргумента
Приведен 1 аргумент
Все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти И. В. Сталина в 1953 г. перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трёх направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее двух причин).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысл)
1. Moiyr быть названы следующие направления развития СССР после смерти И. В. Сталина:
— в результате внутрипартийной борьбы между основными претендентами на высшую власть в стране Н. С. Хрущёв утвердился в роли лидера государства, избрав путь ограниченной демократизации жизни в стране
— в политической сфере «оттепель» проявилась в разоблачении культа личности Сталина, частичной реабилитации жертв сталинских репрессий, проведении ряда преобразований в стране и в партии (расширение прав союзных республик, Советов и др.)
— в социально-экономической сфере — была проведена реформа управления промышленностью, созданы территориальные советы народного хозяйства, поддержано развитие колхозов, личных подсобных хозяйств колхозников, проведён ряд мер по улучшению жизни населения
— в сфере научно-технического прогресса произошло увеличение темпов развития ряда отраслей производства на основе использования научных достижений, создание новых научных центров, достижения в освоении космоса, построение основ индустриального общества
— в духовно-культурной сфере, хотя и существовали серьёзные ограничения рамками идеологических требований партии, произошло раскрепощение общества, освобождение его от страха, ослабление контроля за творчеством представителей культуры; была проведена реформа образования
— невозможность после смерти И. В. Сталина скрывать от общества сталинские преступления
— необходимость убедить общество, что все жестокости сталинизма не были порождены существующим общественно-политическим строем
— необходимость показать непричастность политического руководства страны к преступлениям Сталина
— личная решимость Н. С. Хрущёва разоблачить культ личности Сталина, заручившись поддержкой своих сторонников (в том числе маршала Г. К. Жукова) в устранении других претендентов на власть
— стремление Н. С. Хрущёва улучшить жизнь советских людей
Указания к оцениванию
Названы 3 направления развития страны после смерти И. В. Сталина и 2 причины осуществления этого развития
Названы 3 направления и 1 причина ИЛИ
Названы 2 направления и 2 причины
Названы 3 направления, причины не названы ИЛИ
Названы 2 направления и 1 причина
Названо 1 направление и 2 причины
Названы 2 направления, причины не названы ИЛИ
Названо 1 направление и 1 причина
Направление не названо, названы 2 причины
Назван 1 любой элемент ответа
Все элементы ответа названы неверно
Максимальный балл
С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного.
Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно — в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
С7.1. В качестве общих характеристик могут быть приведены:
— преобразования проводились по воле царя
— преобразования были направлены на усиление центральной власти и власти царя
— преобразования были направлены на решение насущных внешнеполитических задач: приобретение Россией выхода к морю, защиту территории страны от набегов крымских и казанских ханов
Приведены 2 общие характеристики
Приведена 1 общая характеристика
Все общие характеристики названы неверно
Максимальный балл
С7.2. Различия:
Политика Избранной Рады
Опричная политика
— путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанный на централизацию в течение длительного времени
— насильственные методы централизации
— преобразования направлены на создание в России сословно-представительной монархии
— преобразования направлены на укрепление в России самодержавной монархии с неограниченной царской властью
— стремление к достижению согласия между интересами государства и общества
— раскол в обществе
— стремление к консолидации между различными группами верхов русского общества
— массовые репрессии, опалы, террор, земельные конфискации
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
— внешнеполитические успехи: присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
— проиграна затяжная Ливонская война, поражение в 1571 г. от Крымского хана
— реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению
— опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге — к Смуте начала XVll в.
Источник: shtoryotirina.ru
Дополнительный вопрос о внешней политике Александра II
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)
Вопрос 66
Дополнительный вопрос
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника (XIX в.).
«Уже несколько раз в течение своего царствования останавливался на мысли о возможности целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства.
. Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи. ».
Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).
«Петербург. Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада. как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чём дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги.
Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окружённым потрясённой семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах.
Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».
Из воспоминаний современника (XIX в.).
«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов
На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».
Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идёт речь. Укажите имя императора, о котором идёт речь, и название организации, участники которой устроили покушение.
Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трёх положений.
О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трёх положений.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Если что-то из этого знаете, ответьте . буду очень благодарна! 1. Отрывок из официальной телеграммы (ХIХ в.).
«Петербург…Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада…, как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чем дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги.
Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окруженном потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах.
Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».
Из воспоминаний современника (ХIХ в.).
«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.
На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».
1. Используя текс телеграммы и знания по истории, назовите дату события, о котором идет речь. Укажите имя императора, о котором идет речь, и название организации, участники которой устроили покушение.
2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа используйте тексты источников и знания по истории (указать не менее трех положений).
3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? (указать не менее трех положений).
2. Из сочинения философа Н. Бердяева.
«В России было сильное народническое движение, которое выразилось в движении революционных народников в деревню… Интеллигенты-народники хотели слиться с народом, хотели просвещать народ, послужить крестьянам в их насущных нуждах и интересах. Они хотели земли и воли для народа и с этим связана была подпольная организация «Земля и воля». Неуспех этого движения, в котором было проявлено столько самоотвержения и жертво , столько веры и надежды, столько благородства, связан был, конечно, с тем, что натолкнулся на правительственные репрессии и преследования, но не только с этим.
Драма народнического движения была прежде всего в том, что народ не принял интеллигенции и народ сам отдавал интеллигентов-народников, жертвенно и бескорыстно желавших послужить народу, в руки властей. Народу, под которым понималось главным образом крестьянство, было чуждо «миросозерцание» интеллигенции, народ все еще оставался религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала. Народ увидел барскую затею в движении. Все это вплотную поставило перед сознанием народнической интеллигенции политическую проблему и привело к выработке новых методов борьбы».
1. Укажите название движения революционных народников, о котором идет речь, и даты этого движения.
2. На основе текста и знаний по истории укажите цели участников названного движения (не менее трех целей).
3. Каковы были, по мнению автора, причины неуспеха названного движения (не менее трех причин).
4. Назовите основные течения социалистической мысли, за исключением революционного народничества, 1870-х – вплоть до конца 1890-х гг. (не менее двух).
Приведите теоретические положения, относящиеся к деятельности представителей революционного народничества (не менее трех положений).
5. Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х – 90-е гг.ХIХ века и фамилии представителей этих направлений. Укажите, каковы были политические цели и их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).
6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В январе 1878 г. Участница народнического движения В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть наказанию политического заключенного. Суд присяжных заседателей оправдал В.И. Засулич.
Как развивалось народническое движение после оправдания В. Засулич до конца 1870-х гг. Приведите не менее трех положений. Чем объяснялось такое развитие народнического движения после оправдания В. Засулич. Приведите не менее двух положений.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.
(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.
(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.
(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…
(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.
(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…
— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл летом и всю зиму лечил.
— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.
(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.
— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…
(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.
— (29)А ногу ей перевязывали?
— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?
— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…
(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.
— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.
— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.
— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!
— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.
— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.
— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.
(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.
— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!
— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.
(56)Елена Станиславовна опустила голову.
— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.
(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.
— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл летом и всю зиму лечил.
Источник: zdesotvet.ru