2) Определите тип речи каждого фрагмента. Если затрудняетесь, задайте следующие вопросы: «Почему кота Лукьяна можно назвать интеллектуалом?», «Что произошло в тот день, когда авторитет кота упал в глазах его хозяйки?»
Первый фрагмент по типу речи — рассуждение, потому что отвечает на вопрос «Почему?».
Второй фрагмент по типу речи — повествование, потому что отвечает на вопрос «Что произошло?».
1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
1. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
2. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
3. Рассуждение, так как отвечает на вопрос «Почему?».
4. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».
5. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
6. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
7. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».
8. Описание, так как отвечает на вопрос «Какого?».
РИАННА уволилась, ФИЛЬМ «БАРБИ», МАДОННА не здорова, ДЖЕНИФЕР ЛОУРЕНС про ТО платье, ПИТ ДЭВИДСОН
2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.
Я использовал тип речи — рассуждение, когда выполнял задание 1 этого упражнения, потому что отвечал на вопрос «Почему?».
3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).
В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. Мы пошли гулять в лес, и я отпустил его с поводка, чтобы он вдоволь набегался. Гуляя по лесу, я упустил его из виду. Я начал волноваться за его жизнь, и сразу позвал его: «Бублик, Бублик, ко мне!». Он не отзывался несколько минут. Я уже отчаялся, как вдруг, из кустов выбегает Бублик.
Я так обрадовался, сказал ему, чтобы больше не убегал так далеко, и мы пошли домой.
1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича — описание помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Назначение вступления — передать основную тему рассказа — описать общую обстановку в кабинете. Во вступлении говорится, что кабинет напоминает каюту корабль по своей чистоте и порядку, что сразу указывает на то, что его владелец — служил на корабле.
В основной части автор уже выделяет значимые детали: ручки мебели, ее запах и состояние, мат на полу и т.д.
Назначение заключительной части — подвести итоги — рассказать о том, что хозяином кабинета действительно является адмирал, и именно поэтому интерьер кабинета напоминает каюту корабля.
Продолжение на следующей странице 140
![]()
Страница 138
![]()
Страница 140
Источник: 1klass.org
6-класс | Русский язык | Признаки текста. Tекст, его типы
Мама говорит, что наш кот Лукьян — интеллектуал. Он самостоятельно поднимается к нам на третий этаж,
Мама резала колбасу на столе. А потом повернулась спи-ной и стала мыть сковороду под краном. И тут Лукьяну захо-телось кое-чего отведать. Он забрался на стул и потянулся к колбасе. Тянулся, тянулся и оглядывался на маму.
Лукьян не знал, что сковоро-да не очень грязная и мама помо-ет её очень быстро.
— Ты что делаешь, Лука-ша?! — воскликнула мама, по-вернувшись к столу. — Как тебе не стыдно!
Коту стало стыдно, и он опу-стил глаза.
138

2) Определите тип речи каждого фрагмента. Если затрудняетесь, задайте следующие вопросы: «Почему кота Лукьяна можно назвать интеллектуалом?», «Что произошло в тот день, когда авторитет кота упал в глазах его хозяйки?».
181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
Однажды всей дружной компанией одноклассники от-правились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля загля-нула Осень и тронула своей волшебной кистью деревья и тра-вы. 3. Это только считается, что все люди любят лето. Мно-гим, наоборот, нравится осень, а кто-то с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком.
5. Я долгое время не мог понять принцип работы кондиционера, но мой друг легко сумел мне объяснить. 6. В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. 7. Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной. 8. В корне сло-ва «подберёзовик» есть орфограмма.
2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.
3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).

Описание даёт возможность представить предмет, чело-века, животное, природу, местность, помещение. Главными в описаниях являются признаки, и каждое новое предложение содержит указание на новые признаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация «Композиционные особенности описания» 5 класс
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
КОМПОЗИЦИОННЫЕ
(УРОК № 1РОДНОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Чупина Т.И. «Ильинской СОШ» филиал МБОУ «Кучукская СОШ»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПОЗНАКОМИТЬ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕКСТА-
ОТРАБАТЫВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕКСТОВ ОПИСАНИЯ
Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари, висят в застывшем воздухе. На цветочных лепестках, на листьях деревьев, на стеблях травы блестят
171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Объясните почему.
хрустальные капли росы. Тёплые лучи солнца ласково гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.
2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите, что каждую группу предложений объединяет своя тема.
Описание – текст, в котором
изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п.
К тексту – описанию можно поставить вопрос к а к о й?
Изображение предметов, людей,
животных, явлений
Мир в покое. Можно изобразить на одном фото, рисунке.
Человек и природа. Природа — наш дом. Природа нуждается в защите. Друзья природы.
172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или
главная мысль отражена в каждом из них.
Как сберечь зелёные насаждения.
Быть другом природы — великое счастье! Охрана природы.
Зелёный патруль. Посадите дерево!
173. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его, выбрав название из
ряда предложенных в упражнении 172.
Зелёный патруль — это общественная форма организации охраны растительного мира.
Зелёные патрули создаются в школах,
оздоровительных лагерях, высших учебных заведениях, чтобы бороться с нарушителями законов об охране природы, принимать
активное участие в озеленении городов и посёлков, распространять знания о значении природы в жизни людей.
2) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные
территории? 3) Насколько важной является деятельность
Смысловая часть текста — завершённая часть
(единица) текста, предложения в которой объединены общей темой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.
Микротема — это часть общей темы текста. Тема текста может объединять две микротемы и более, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную
Ключевые слова — это слова и словосочетания, которые помогают понять тему и идею текста.
Лингвистические заметки Композиция текста — это его строение,
взаимное расположение частей. Обычно текст включает следующие композиционные
- вступление, в котором определена или намечена тема;
- основную часть, в которой тема получает своё развитие;
- заключение, в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или
явлений с целью пояснить один с помощью другого.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном
значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, т.е.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство,
заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.
-
Козёл был чёрный с белыми пятнами. Одного глаза на белой
половине морды у него не было, а глаз на чёрной половине был открыт и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный,
убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.
181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
отправились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью деревья и травы. 3. Это только считается, что все люди любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а кто- то с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком.
5. В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. 6. Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она
была похожа
блестящую на
на пушинку, солнце. В стороны
расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина
была словно
шестиконечная звёздочка.
(Из сочинения ученицы)
Описание даёт возможность представить
предмет, человека, животное, природу,
местность, помещение. Главными в описаниях
являются признаки, и каждое новое
предложение содержит указание на новые
Обычно в таких текстах сначала называется
предмет описания, затем передаётся общее
впечатление от предмета или характеризуется
предмет в целом, а затем описываются детали.
182. 1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича —описание
помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Несмотря на потёртую обивку старомодной мебели и
старенькие вещи, бывшие в кабинете, всё в этой небольшой
комнате имело необыкновенно опрятный и даже
приветливый вид, сияя тою умопомрачающею чистотой,
какая только бывает на военных кораблях. Пол сверкал,
точно зеркало. Дверные ручки, оконные задвижки и медные
кнопки гвоздиков, на которых висели, занимая сплошь всю
стену, фотографии в чёрных простых рамках, — блестели под
лучами редкого петербургского солнца, светившего в течение
целого августовского дня. Занавески на окнах были
ослепительной белизны; фикусы, аралии и пальмочки
вымыты и выхолены.
Одним словом, решительно всё в комнате
свидетельствовало о привычке хозяина к порядку и щепетильной чистоте, и всё, казалось, дышало приветливостью. Даже хорошенькая «Верушка», как звал Максим Иванович маленькую канарейку, и та, заливавшаяся во всё горло, казалась
необыкновенно чистенькой и весёлой, а клетка, которую адмирал собственноручно чистил два раза в день, просторная, белая клетка, усыпанная
песком, содержалась в безукоризненном порядке.
Кабинет напоминал каюту, и в нём даже пахло немного кораблём от острого смолистого запаха мата, лежавшего вместо коврика под ногами адмирала.
Домашнее задание: описание своей комнаты
Источник: uchitelya.com