Суффиксальный способ словообразование – это образование новых слов от однокоренных при помощи добавления суффиксов.
Общее понятие о словообразовании
Более распространённым в международной лингвистике названием словообразования является морфологическая деривация.
Замечание 1
Словообразование в самом общем виде представляет собой образование от однокоренных новых слов (дериватов).
Термин «деривация» произошёл от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отведение, отклонение».
Словообразование может быть осуществлено несколькими способами:
- морфологический способ — способ образования новых слов через присоединение аффиксов к корню или основе слова (он включает присоединение или сокращение приставок и суффиксов, а также словосложение и аббревиацию);
- •морфолого-синтаксический способ – способ образования новых слов через переход слова из одной части речи в другую (например, рабочий человек – молодой рабочий);
- лексико-семантический способ – способ образования новых слов через приобретения ими иных значений (например, долг [задолженность] – долг [обязанность]);
- лексико-синтаксический способ – способ образования новых слов путем сращения словосочетания (например, с ума сшедший – сумасшедший).
Таким образом, говоря о суффиксальном способе словообразования, мы подразумеваем участие в этом процессе суффикса.
8 Способов ПРАНКАНУТЬ УЧИТЕЛЯ в Школе !
Суффикс как словообразовательная морфема
Определение 2
Суффикс – это морфема, которая, как правило, располагается после корня.
«Суффиксальный способ словообразования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Термин «суффикс» произошёл от латинского слова «suffixus», который переводится на русский язык как «прикреплённый».
В контексте темы настоящей статьи необходимо провести разграничение между формообразующими и словообразующими суффиксами.
Формообразующие суффиксы участвуют в создании новых форм слова, то есть они придают слову другое грамматическое значение при сохранении его общего лексического значения. В этом случае не образуются новых слов, они по сути остаются одними и теми же лексическими единицами языка.
Например, посредством добавления суффиксов образуются формы сравнительной степени прилагательного (вкусный – вкуснЕЕ), формы прошедшего времени глагола (делать – делаЛ), формы множественного числа существительного (время — времЕНа).
Словообразующие суффиксы принимают участие в образовании слов, которые представляют собой новые лексемы. Они прибавляются к уже существующим словам, причём это прибавление способствует образованию слова части речи, отличной от исходного.
В качестве таких примеров можно привести следующие пары слов:
- камень (существительное) → каменНый (прилагательный);
- красный (прилагательное) → краснЕть (глагол);
- крутой (прилагательное) → крутО (наречие);
- гав (междометие) → гавКАть (глагол).
Особенности суффиксального способа словообразования различных частей речи
В зависимости от того, слово какой части речи выступает в качестве исходного и слово какой части речи должно в итоге образоваться, различаются суффиксы, которые используются для словообразования.
10 СПОСОБОВ ПРАНКАНУТЬ СТОМАТОЛОГА (АНИМАЦИЯ)
Словообразование существительных заключается в трансформации мужского рода в женский. Для этого используют суффиксы -к-, -иц-, -ниц-. Например, волейболист → волебойлистКа; учитель → учительНИЦа.
Чтобы образовать от существительных и глаголов названия лиц, используют суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- (барабан → барабанЩИК, кормить → кормилЕЦ).
А наименования предметов и приспособлений образуются с помощью суффикса -ник-/-ниц- (сахар → сахарНИЦа).
Если присоединить к основе прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин-, то будут образованы названия качеств и отвлеченных признаков предметов (добрый → добрОТа, смелый → смелОСТЬ).
Как правило, от присоединения к глаголам суффикса –к- создают существительные, которые обозначают предмет, процесс действия или его результат (попытаться → попытКа). Зачастую исходный глагол имеет в своём составе приставку, однако конечное существительное является результатом суффиксального способа словообразования (красить → ПОкрасить → покрасКа).
Кроме того, от глаголов при помощи суффиксов -ни-/ени- образовано большое число отвлеченных существительных (восстановить → восстановлЕНИе).
Суффиксы активно используются при образовании прилагательных. Особенно это относится к прилагательным, образованным от существительных с помощью суффикса -н- (осень → осенНий). Также в данном случае применяют такие суффиксы, как -онн-/енн-, -ин-, -ан-/ян-, -ск-, -ив-/ев-, -ист-, -ат-, -аст-, -лив- (лебедь → лебедИНый, серебро → серебрИСТый).
Также прилагательные часто образуются от глаголов. Это достигается благодаря суффиксам –н-, -ен-, -енн-, -л- (жарить → жарЕНый, зреть → зреЛый).
Образование глаголов происходит только с помощью суффиксов, основными из которых являются –е-, -и-, -о-, -а- (богатый → богатЕть, завтрак → завтракАть).
Также глаголы образуются от существительных через суффиксы -ова-/-ева- (танец → танцЕВАть).
Суффиксы –а-, -я- участвуют в образовании глаголов несовершенного вида, которые являются парными бесприставочным глаголам совершенного вида (бросить → бросАть).
Если речь идёт о приставочных глаголах, то используют суффиксы –ива-, -ыва- (рассказать → рассказЫВАть).
Несколько глаголов суффиксальным способом (суффиксы –а-, -ка-) образованы от междометий и звукоподражательных слов (хи-хи → хихиКАть).
Ещё одной частью речи, которая образуется при помощи суффиксов, является наречие.
От прилагательных, которые имеют суффикс –ск-, наречия образуются через суффикс –и- (дружеский → дружескИ). Во всех остальных случаях применяют суффиксы –о- и –е- (близкий → близкО).
При помощи архаичного суффикса –жды наречия образуются от количественных числительных (два → дваЖДЫ).
Таким образом, суффиксальный способ словообразования активно применяется в русском языке, располагая при этом разветвленным списком используемых суффиксов.
Источник: spravochnick.ru
Одноклассник это суффиксальный способ
Привет Лёва Середнячок
Словообразовательный разбор слов
Вышивать, подсказка, соседний, бесстрашие, одноклассник.
Помогите пожалуйста ребят! очень срочно надо.
Ответ проверен экспертом
4 (31 оценка)
triolana 5 лет назад
Светило науки — 553134 ответа — 388270 раз оказано помощи
Вышивать от вышить, суффикс ВА.Суффиксальный.
Одноклассник = одн( о ) + класс + ник. Сложение + суф.
Подсказка от подсказать ( суф К ) . Суффиксальный
Соседний от сосед, суф. Н. Суффиксальный
Бесстрашие от страх, приставочно- суф.
Источник: vashurok.com
2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- ( пере-плы -ть ← плы -ть).
- Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
- Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- ( смол- и -ть ← смол -а).
- Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез- няк □ ← берёз -а; перепис- ыва -ть ← перепис/а -ть; сер- оват -ый ← сер -ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер- е -ть ← сер -ый; сер- ость □ ← сер -ый; сер- о ← сер -ый).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
- В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся: а) возвратный постфикс -ся ;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь . - Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи -ть- ся ← учи -ть; как -ой- то ← как -ой; когда- либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.
Например: высь -Ø □ («высокое пространство») ← выс/ок -ий; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть.
- Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
- Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов: 1. восхожд- ениj -е ← восход/и -ть; надрез- к -а ← надрез/а -ть; удаль- ств -о ← удал -ой; 2. восход -Ø □ ← восход/и -ть; надрез -Ø □ ← надрез/а -ть; удаль -Ø □ ← удал -ой. В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) – нулевая суффиксация.
Обратите внимание!
В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
Синь ← синий, глушь ← глухой.
- При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть; рассказ -Ø □ ← рассказ/а -ть; щебет -Ø □ ← щебет/а -ть.
5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
-
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан- ник □ ← стакан □ ; под -шеф- н -ый ← шеф □ ; обез -оруж- и -ть ← оружи- j -е; по -сво- ему ← сво -й.
Обратите внимание!
1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.
Ср.: под -окон- ник □ («под окном») ← окн -о; под -стакан- ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун- иj -е («без луны») ← лун -а.
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взросл ому ← взросл ый; по-хорош ему ← хорош ий; по -товарищески ← товарищеск ий; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий;
б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый; в-треть-их ← трет ий.
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
без -билет- н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред- н -ый («без вреда») ← вред □ .
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
-
приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака -ть- ся ← плака -ть; в -чита -ть- ся ← чита -ть.
Толп- и -ть- ся ← толп -а; скуп- и -ть- ся ← скуп -ой.
Пере -шуч- ива -ть- ся ← шут/и -ть.
Упражнения к теме «2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов»
- 2.1. Состав слова
- 2.2. Корень слова
- 2.3. Правописание гласных в корне
- 2.4. Правописание согласных в корне
- 2.5. Приставки
- 2.6. Правописание приставок
- 2.7. Суффиксы. Постфиксы
- 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
- 2.9. Основа и окончание
- 2.10. Словообразование. Основные понятия
- 2.11. Основные способы словообразования
- 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
- 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
- 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
- 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова
- Главная
- Каталог
- Онлайн — библиотека
- Новинки
- Как сделать заказ
- Оплата
- Доставка
- Карта сайта
- Политика конфиденциальности
- Новости
Источник: licey.net