Людей, которые никогда не списывали, можно пересчитать по пальцам. Взаимовыручка в школе – вещь естественная, но сегодня мы поговорим о тех, кто не сотрудничает с одноклассниками, а просто механически списывает.
Для начала я провожу небольшой опрос в школьном коридоре.
— Я никогда не списываю, — говорит хорошистка Диана Ларионова. – Сама иногда даю списать домашку. Отказываю, когда у меня мало времени, просто не хочется или плохое настроение. А на уроке вообще не даю списывать. На меня обижаются, называют какашкой.
Я предлагала нашей двоечнице помощь, но она не хочет учиться.
— Я хорошист, сам списываю о-очень редко. Когда просят, всегда даю списать, — рассказывает Артем Булавский. — Кому-то не хочется делать домашку, а мне не лень. Нет, не жалко, что я работал, а кто-то спишет, воспользуется моим трудом.
Мне все время встречаются хорошисты, но экспресс-опрос показывает, что отношение к списыванию у них разное.
— Я хорошистка, списать даю, но не всем, — признается Мария Афанасьева. — Даю подругам, а пацанам отказываю, они уже и не просят.
КАК СПИСЫВАТЬ С ТЕЛЕФОНА НА УРОКЕ😱😍#shorts

Даже беглого разговора в коридоре достаточно, чтобы понять: списывание у одноклассников – не такое простое явление, как может показаться на первый взгляд. Чтобы разобраться в его нюансах, я обратилась к заместителю директора школы, кандидату педагогических наук Александре Новиковой.
— Александра Геннадьевна, вы сразу видите, кто списал?
— Конечно. Это видно по ошибкам, которые допущены у одного и другого. Этого не скроешь и тогда, когда списывают, не обращая внимания на учителя.
— Почему ученики списывают?
— Тут много причин. Кто-то по объективным причинам – не вовремя записал, не узнал, полетела система в Элжуре: задание не высветилось и человек не выполнил домашнюю работу, потом прибежал и списал. Или ученик заболел. Хуже, когда он на все забил и это вошло в систему, в привычку. Человек ничего не делает и надеется, что кто-то выручит, даст списать.
— Это помогает тому, кто списывает?
— Вряд ли есть обдуманное списывание. Скорее, это делается чисто механически, ну, может, за редким исключением.
— Лучше списать, чем вообще ничего не делать?
— Не знаю, кому от этого лучше.

— У человека хоть что-то в голове останется.
— Может и останется, но, скорее, нет, если он механически списывал, лишь бы учителя от него отвязались. Вот у нас после каникул ученик пропустил тему, не разобрался, не знал, как сделать. Списал, понимая, что потом разберется.
— Бывает, что тот, у кого списали, и тот, кто списал, получают одинаковые оценки?
— Конечно, если не заметил учитель или задание не требует какого-то другого варианта – это не сочинение или что-то еще такого рода, а математика. Где точные науки, там сложно разобраться, если нет ошибок.
САМЫЕ ВЫГОДНЫЕ МЕСТА ПРИ СПИСЫВАНИИ В ШКОЛЕ
— Но учителя же знают, кто какой ученик, а они сделали одинаково…
— Ученик мог подготовиться, потому что задания, тесты, были даны заранее.
— Он мог выучить, и никак не докажешь, что списал?
— Да. А так всегда с особым пристрастием смотришь на тех, на кого особо не рассчитываешь. Вот у меня сейчас случай: не думала, что один ученик может написать тест на тройку, следила за ним, потому что нужно было оценку за триместр исправлять. Но он все-таки справился, наскреб на три, не списывая.
— Что вы cкажите тем, кто списывает, и тем, у кого списывают?
— Я могу правильно ответить: «Ни в коем случае нельзя давать списывать!», но от этого пользы не будет. Да, списывание не должно входить в систему, но друга иногда надо выручать. Я дала ему списать, и мы вместе разобрались в теме.
— Это уже взаимовыручка. А как быть с «профессиональными» списывальщиками?
— Если ты не даешь списать, на тебя пальцем показывают. Ты становишься жадиной, а то и изгоем. Раньше таких ребят называли очкариками, а сейчас могут просто начать гнобить. Тут важно понять, по каким причинам человек списывает.
— Когда просят списать, спрашивать, по какой причине?! Если по этой – дам, а по другой – извини!
— (Смеется.) Наверное, списывание неискоренимо… Я недавно выставляла оценки за триместр и думала: несправедливо, что мы ставим тройку за 2,56 и 3,50. Ребята сейчас все подгоняют под эту арифметику: «У меня есть 2,56, мне хватит, три все равно нарисуют». К сожалению, высокомотивированных учеников, которые учатся для себя, чтобы развиваться, сейчас мало. Списывать станут меньше, когда каждый школьник начнет задумываться: зачем мне это нужно, что останется в моей голове.

Виктория Середа
Источник: 7peremena.ru
Учитель разрешает соседу по парте списывать у моей дочери. Что делать?
В школе люди делятся на два типа: есть те, кто даёт списывать, и те, кто списывает сам. Что делать, если один ученик списывает у другого, а учитель закрывает на это глаза? Отвечает наш эксперт, учитель информатики Станислав Шапкин.
Вопрос. Моя дочь учится в 3-м классе. Сидит за партой с ребенком другой национальности, плохо понимающим школьную программу. Учитель закрывает глаза на то, что тот точь-в-точь копирует работы моей дочери, и не разрешает пересаживаться. Ребенок мой, мягко говоря, не в восторге (так же как и я), не может подчас сосредоточиться.
Прежде чем заводить разговор с учителем, решила посоветоваться с вами. Что можете подсказать?
Ответ. Конечно, самый легкий и, казалось бы, очевидный вариант — это попросить учителя пересадить вашего ребенка. Но, по-хорошему, стоит понять, что именно вас не устраивает в данной ситуации.
Учителя часто просят учеников помогать друг другу, это нормально. Правда, есть пара важных деталей. Перекладывание какой-то части учительских обязанностей на ребенка возможно и эффективно лишь в тех случаях, когда нужно занять ученика, хорошо понимающего материал. Объясняешь что-то другим — начинаешь разбираться в этом еще лучше. Но это должно происходить не в ущерб учебному процессу, а с посылом «ты молодец, объясни своему соседу».
Если это происходит в формате «его оценки — твоя ответственность», то это в корне неверно
В этом случае стоит попросить педагога не нагружать вашего ребенка лишней ответственностью, потому что он не справляется. Скажите, что ваша дочь концентрируется на помощи, а не на уроке, или боится подвести учителя. В общем, выберите то, что соответствует вашей ситуации. Если это разовая акция, то ничего страшного. Если это происходит системно и мешает учебному процессу, то нужно говорить с педагогом.
Подумайте еще раз: что именно вас задевает в этой ситуации? Если вас просто не устраивает соседство с ребенком другой национальности — это проявление ксенофобии.
Вообще, обсуждая с ребенком эту ситуацию, важно не делать акцент на национальности соседа по парте
Помните, что дети в этом возрасте очень хорошо копируют наше поведение и наши взгляды.
Если говорить об оценивании и списывании, то здесь вопрос в справедливости оценки. Учитель в современной школе должен всех вытянуть минимум на тройку, ведь ему не очень хочется работать с двоечниками. Скорее всего, поэтому он и закрывает глаза на списывание.
Подводя итог сказанному, я могу посоветовать сформулировать для себя, что именно вам не нравится. Если для решения этих проблем необходимо общение с педагогом, аккуратно поговорите с ним об этой ситуации и совместно придумайте решение.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Дарью Хромченко. Фото: Shutterstock / fotosparrow
Источник: mel.fm
Спрячь шпаргалку: кто из редакции НЭН списывал в школе, а кто давал списывать
Колесо жизни продолжает крутиться, а в Твиттере вновь обсуждают, не стыдно ли приличному человеку списать на экзамене.
6 июня 2023

Иллюстрация Насти Железняк
А рассказать проверяющим о том, что списывает кто-то другой?
Часть пользователей в ответ указали на то, что экзамен формата ЕГЭ полностью списать со шпаргалки нельзя, за донос баллов не добавляют, а авторка поступила не по-человечески, а вовсе как крыса. Другие же высказались против жизни по тюремным понятиям, а некоторые в рассуждениях даже дошли до того, что «не сдать девочку было бы коррупцией».
В общем, тема благодатная, поэтому наши коллеги и экс-коллеги по редакции вспоминают, каким было их собственное отношение со списыванием в школе, а также размышляют о том, каким образом должна измениться наша система образования, чтобы списывать больше не нужно было никому.
Интересное по теме
«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»
Тамара Высоцкая, колумнистка:
Я вообще любила списывать в школе — чаще со шпаргалок, но иногда и с заранее согласных соседей. Не помню, много ли нас таких было в классе, но я точно была не одна. К старшим классам у меня образовался небольшой пул дисциплин, по которым я не преуспевала, не хотела и не старалась. Чтобы не скатиться в двойки, выход был один — списывать и договариваться с соседкой Леной, которая успевала за время контрольной по физике решить задачи и за первый, и за второй вариант.
Я всегда креативно подходила к шпаргалкам: начиная от банальных надписей на руке до хитроумных способов типа блокнота, в котором информация была зашифрована в виде криптограмм, шпаргалки, написанной на ткани (делала вид, что это мой носовой платок) или шпаргалки, вставленной в прозрачный корпус шариковой ручки — оттуда было удобно списывать даты на контрольной по истории.
Не помню, чтобы меня ловили или ругали — я всегда нагло сидела на первой или второй парте, и учителя не обращали на меня внимания.
Вопрос о том, как должна измениться школа, чтобы в ней никто не списывал, кажется мне слишком глобальным и немного фантастическим. Наверное, в идеале должно быть так, чтобы дети были мотивированы учиться, а не получать хорошие оценки. Когда ты заинтересован в получении знаний, у тебя вряд ли возникнет желание воровать их и выдавать за свои или клепать шпаргалки, чтобы переносить с них информацию на лист, минуя мозг. Но, боюсь, для этого надо изменить всю систему образования, начиная с фундамента — она давно этого просит.
Пока наши школы находятся в том состоянии, в котором они есть сейчас, я, если честно, ничего сверхкриминального в списывании не вижу.
С одним «но» — я решительно против воровства чужого интеллектуального труда: переписывания сочинений, копирования докладов и рефератов, передирания научных работ. Одно дело — списать ответы на примеры, которые твой сосед и так бы решил, а другое дело — присвоить себе чужой труд и чужие идеи.
Ладно, есть еще второе «но» — я против списывания, когда оно происходит от банальной лени. У меня были одноклассники, которые на каждый урок ходили с томиком ГДЗ, как будто даже не пытались приложить усилия — за этим грустно наблюдать. Однако использовать списывание и шпоры как способ не провалиться по двум-трем нелюбимым предметам — это неплохой тест на адаптивность и изобретательность, почему бы и нет.
Интересное по теме
Учеба без границ: школы, в которых можно учиться дистанционно
Катя Статкус, экс-редакторка:
Мне казалось это очень благородной миссией — давать другим списывать, потому что, во-первых, «надо делиться», а во-вторых, я знала, что некоторых моих одноклассников родители будут безумно ругать дома за плохие отметки, и хотелось их великодушно «спасти». В этом смысле меня всегда вдохновлял пример моего дедушки, который ходил сдавать экзамен за друга в институте с переклеенной фотографией в зачетке (но до таких высот я никогда не доходила).
Однажды — классе в восьмом — учительница по биологии решила все-таки проучить мою манеру и поставила мне двойку за то, что я давала ребятам списать контрольную (тем, кто списывал, поставили четверки и пятерки). Было ужасно обидно.
А еще про списывание вспоминается такая история. Когда мне было лет 18, я поехала летом на две недели учить немецкий в языковую школу в Мюнхен. В моей группе были еще две девушки из России.
И вот в тот день, когда мы должны были писать итоговый тест, один парень из Франции попросил нас рассадить, потому что сказал, что у него уже «сложился слишком негативный опыт с русскими коллективистами».