Группа — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. Признаком, отличающим группу, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. Единство цели при этом — основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие.
Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
Малая группа — это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Одноклассники, сверстники, друзья. Обществознание 5 класс
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают:
— формальные — группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
— неформальные — группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Наиболее важной является роль лидера. Лидерв группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения:
· конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
· внушаемость (человек не раздумывая принимает линию поведения, принятую в группе),
· активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
· нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
u Членом каких малых групп являетесь вы? Приведите 3 примера. Какие модели поведения в группе вы используете?
Человек не может жить в полном одиночестве. Люди с которыми он взаимодействует непосредственно называют малой группой.
Группа — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. Признаком, отличающим группу, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. Единство цели при этом — основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие.
Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).

Малая группа — это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают:
— формальные — группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
— неформальные — группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Наиболее важной является роль лидера. Лидерв группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения:
· конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
· внушаемость (человек не раздумывая принимает линию поведения, принятую в группе),
· активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
· нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
u Членом каких малых групп являетесь вы? Приведите 3 примера. Какие модели поведения в группе вы используете?
1. Группа, которую ты выбираешь, начинается ________________________________.
2. Есть группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто __________________.
3. А есть другие группы, где ребята объединены _______________________________.
4. Каждый человек при желании может найти и создать_________________________.
Задание 2. Составьте таблицу.
Меня научили в классе или в группе
Я могу научить других ребят
Пункт: Кто может быть лидером (стр. 117)
Сформулируйте и запишите понятие:
Лидер – это человек ______________________________________________.
Задание 2. Составьте схему.
Какими качествами должен обладать лидер?

Прочитайте примеры на странице 117-118 учебника и укажите, в каком из них речь идёт о лидере? Свой ответ поясните.
Пункт: Что можно, чего нельзя и что за это бывает (стр. 118)
Внимательно прочтите текст пункта. Вам указаны слова. Объясните, какое отношение эти слова имеют к данному пункту?
Пункт: О поощрениях и наказаниях (стр. 119)
Санкции – средства охраны групповых норм
Пользуясь знаниями, полученными на уроке и личным опытом, заполните таблицу (запишите примеры санкций).
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах , которые составляют общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах , которые составляют общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
I. Постановка темы урока его целей и задач.
II. Изучение нового материала
3.Правила и нормы жизни в обществе.
III. Закрепление изученного.
— Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса
Вопрос к классу: Как называется наш предмет?
Вопрос к классу: Что означает название?
Знания об обществе.
Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?
Поможет общаться и т. д.
Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?
Личность подростка (нас)
Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?
Я (мы) часть общества.
— На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).
Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.
На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей).
Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.
Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.
— Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.
Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.
— Предлагаю записать тему в тетрадь.
— Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?
(вероятнее к обществу)
( весело, интересно, вместе общаться и т.д.)
Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь.
— Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным, т.е. общество необходимо для его нормального развития.
Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.
-Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение
Ученики приводят в пример Маугли.
— Давайте сделаем вывод.
Человек полноценно развивается только в обществе. (записывают в тетрадь)
— Вопрос к классу : Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?
— приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо).
-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.
— Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.
Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.
— Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?
Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д.
— Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).
Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.
Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре ( 2-я колонка), в школе ( 3-я колонка) 5 минут.
— Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.
— А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.
Прошу сделать общий вывод.
Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества.
— Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.
Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.
— Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то
. что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.
— мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
- Отчет по воспитательной работе по направлениям в начальной школе
- Презентация образовательной программы доу в соответствии с фгос
- Программа педагога психолога с трудными детьми в школе
- Принцип работы синопсиса кратко
- Содержание понятия пространство в доу
Источник: obrazovanie-gid.ru
конспект урока по обществознанию по теме: Одноклассники, сверстники, друзья.
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Цель урока: сформировать у учащихся представления об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения.
— вовлечь обучающихся в познавательную деятельность;
-формировать умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации.
Используемые педагогические технологии:
— элементы игровой технологии;
— информационно — коммуникативные технологии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические.
— персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
— Обществознание Учебник для 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф Иванова М. « Просвещение» 2008
— карточки для индивидуальной работы.
Цели: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Здравствуйте ребята! Проверка готовности к уроку. Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи!
( проверка готовности к уроку- на парте все необходимые принадлежности)
II . Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели: — организовать актуализацию знаний учащихся по теме;
— Давайте проверим д/з. Кто хочет прочитать сочинение, которое вы писали дома на тему « Школа моей мечты»?
— Мы выяснили, что все вы хотите школу оборудованную по самым современным технологиям, добрых , внимательных учителей. Дружных и внимательных одноклассников.
2-3 уч-ся зачитывают свои работы
III.Изучение нового материала
Цели: — организовать постановку цели урока;
— организовать составление совместного плана действий;
Методы постановки учебной цели :- подводящий к теме диалог.
-Послушайте внимательно стихотворение:
У него вагон достоинств, недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать, он сильный, а не слабый,
О нем я толстую тетрадь Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет, не боится проиграть, «Очень быстро он умнеет!» Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице, дал котенку молоко.
Он умеет извиниться, это тоже нелегко!
-О чем данное стихотворение или о ком?
— Как вы думаете, почему я начала наш урок этим четверостишьем?
-Действительно тема сегодняшнего урока : Одноклассники, сверстники, друзья. Слайд №1
-Запишите в тетрадь тему нашего урока. У каждого из вас на парте лежит приготовленный бланк, вы будете сегодня работать по нему, чтобы сэкономить время, а дома вклеите его в свои тетради.
— Зная тему урока, как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать?
— Все правильно, мы сегодня постараемся выяснить все что вы перечислили , а еще поговорим о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения.
Слайд№2 (план урока) Итак посмотрим на план нашего урока.
- Ты и другие ребята.
- Слово не воробей.
3.Стать настоящим другом.
Источник: nsportal.ru
Одноклассники это определение обществознание 6
27. Друзья и ровесники

Что такое дружба?
Дружба, как и вражда, — постоянный спутник человека. Она встречается во все эпохи, у всех народов, во всех обществах, у людей разных возрастов и разного пола. Каждый человек, взрослый или ребенок, нуждается в друзьях.
На дружбе основано воинское (или как его еще называют — окопное) братство солдат.
У многих племен заключение дружбы совпадало с обрядом посвящения юноши во взрослое состояние.
Древние греки верили, что человек бессмертен до тех пор, пока его помнят друзья. Великий мыслитель Античности Платон посвятил основные литературные труды памяти друга, умершего в расцвете лет.
Друзьями греки называли приверженцев, единомышленников, людей, объединенных общими интересами.
Советуем запомнит
Дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
Она играет очень важную роль на всех этапах жизни человека.
Это значение термина — дружба как товарищество — сохранится и в дальнейшем.
Отношения дружбы
Одно из неоценимых качеств дружбы — умение хранить тайну. Ребята сообщают другу «по большому секрету» свои маленькие тайны и требуют от него, чтобы тот не разглашал их. А если он разболтал секрет, с ним могут рассориться на всю жизнь. Он выдал вашу тайну, фактически предал ваше доверие. Отныне на него нельзя положиться в трудную минуту.
Ученые установили, что дружеские связи раннего подросткового периода не отличаются устойчивостью.
Мальчики менее требовательны к дружбе, они ждут от своих сверстников меньшего, чем девочки. Между девочками устанавливаются более теплые личные отношения. Им присуще стремление к душевной близости, в то время как мальчики больше озабочены своей независимостью.
Когда младшие школьники покидают стены начальной школы для продолжения учебы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими и разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов.
Дополнительное чтение
В юношеских определениях дружбы (мы просили испытуемых дописать несколько неоконченных предложений типа «друг — это тот, кто. », «с другом я часто. ») на первом месте стоит мотив взаимопомощи и верности, а на втором — мотив внутренней близости («кто меня понимает», «кто меня любит» и т. п.), причем с возрастом значение этого второго мотива возрастает. Разграничивая дружбу и приятельские отношения, молодые люди подчеркивают опять-таки большую глубину, доверительность, интимность дружбы. Как уровень требований к дружбе, так и ее фактическая избирательность от 7 класса к 10 заметно возрастают.
Только каждый седьмой из опрошенных санкт-петербургских юношей-девятиклассников и одна из четырнадцати девушек сказали, что имеют четверых и более друзей. Почти четверть юношей и треть девушек имеют только по одному другу. Лишь немногих из них связывает с друзьями какая-то общая предметная деятельность — любительские занятия, спорт и т. п. Для большинства дружба — форма общения, причем молодые люди уверены, что друзья понимают их значительно лучше, чем родители, и сами они гораздо откровеннее с друзьями, чем со всеми остальными людьми.
Обычно больше всего друзей появляется в детстве и юности. Далее поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до пяти и меньше.
В течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подростки становятся более разборчивыми, и количество дружеских связей уменьшается.
Подростки и младшие школьники склонны выбирать друзей, ценности и увлечения которых похожи на их собственные. Друзей они выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола. Мальчики чаще дружат с мальчиками, а девочки — с девочками.
Истинная дружба бескорыстна, соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи и т. д. не имеют в ней решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения человека к самому себе. Друг — наше второе «я».
Друзья являются одновременно и «другими», и «своими». По-родственному они теплы, отзывчивы и заботливы, но по-«неродственному» — строги и взыскательны. Друзья не прощают таких поступков, какие могут простить родители или любящие бабушка с дедушкой. Они могут объективнее судить о наших недостатках и откровенно сказать об этом, что опять же не всегда делают родители. Шаг за шагом друзья выполняют полезную роль проводника в мир взрослых.
Стать личностью, не имея крепких и надежных друзей, сложнее, нежели обладая таковыми. С другом ты делишься своими мечтами, обсуждаешь самые интимные и щекотливые вопросы, о которых не рискнул бы заговорить с родителями.
Верность — это, пожалуй, главное, что требуется в детстве и юности от друга. Верить другу крайне важно.
С другом мы проводим долгие часы в телефонных разговорах, посещаем вместе с ним школу, кружок, спортивные соревнования. Мы часто копируем его манеру одеваться и поведение. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, получил схожее воспитание, живет по соседству, учится в той же школе и классе, находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения.
Подавляющее большинство предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. И очень важно, чтобы совпадали или были близки интересы, нравственные ценности, основные черты характера.
Подведем итоги
Дружеские отношения играют важную роль на всех этапах жизни человека. Детская и подростковая дружба имеют свои особенности. Умение хранить тайну, быть бескорыстным и верным — черты настоящей дружбы.
Проверьте свои знания
1. Как вы понимаете, что такое «дружба», «верность», «предательство».
2. Составьте перечень черт характера, которыми должен обладать хороший друг.
3. Как вы понимаете пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Продолжите перечень пословиц о дружбе.
4. Продолжите фразу: «В дружбе недопустимо. »
Практикум
1. Как бы вы ответили на вопросы младших школьников: «Как завести друзей в школе, если ты новенький?», «Нужно ли стараться походить на остальных, чтобы завоевать признание одноклассников?»
2. Прочитайте текст из дополнительного чтения. Совпадает ли ваше мнение с результатами опроса школьников?
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник: edufuture.biz