Как быть, если ваш ребенок вдруг поссорился с лучшим другом? Или подружка, с которой ваша дочь делилась всеми секретами, больше не хочет ее знать? Советы психолога помогут вам справиться с ситуацией.
С одной стороны, вам хочется помочь ребенку и избавить его от страданий. С другой, – вы понимаете, что от переживаний никто не застрахован, а от любой мелочи детей не уберечь. Разумеется, в первые дни после разрыва накал страстей будет наивысшим. Но что, если даже спустя время, ребенок не сможет справиться с предательством или обидой?
Что, если он не сможет найти новых друзей? Некоторые дети быстро переключаются на новый круг общения, а для некоторых установить близкие отношения – задача не из легких. После десяти лет, считают психологи, у ребенка начинается время активного самоопределения.
Ребенок начинает задумываться о том, чем он хотел бы заниматься в будущем, искать свое место в обществе, а ведь пока его общество – это те, кого он встречает в школе и после уроков. Постепенно дети все больше эмоционально отделяются от родителей, а мнение друзей и одноклассников становится все более важным. Но социальные навыки, которыми обладают школьники, все еще минимальные. Именно поэтому в средней школе ребята так часто меняют друзей – они ищут совпадений, а сделать это можно только методом проб и ошибок. Добавьте сюда гормональные изменения, быстрый рост и лидеров, которые могут безжалостно третировать слабых ребят (это касается как мальчиков, так и девочек).
Публикация «Консультация для родителей „Вы, ваш ребенок и его друзья“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
Но как при всем этом вести себя родителям? Стоит ли бесстрастно наблюдать за происходящим или попытаться защитить ребенка от неприятностей? И, хотя универсальных рецептов не существует, все психологи сходятся в одном: установление дружеских отношений – это проблема вашего ребенка, а не ваша. И с поддержкой взрослых или без нее, но с этим он должен справиться сам.
Детская дружба – это репетиция серьезных и взрослых отношений. Ребенок учится таким вещам, как доверие, близость, верность. И, если ваше вмешательство слишком настойчиво, это не позволит детям приобрести опыт, который в будущем может оказаться бесценным. Однако это не означает, что родителям нужно оставаться в стороне. «Иметь друзей может только тот, кто сам умеет быть другом».
Ральф Вальдо Эмерсон, американский философ и поэт.
Если ребенка бросил друг.
Начните разговор. Хотя не стоит слишком опекать ребенка, не забывайте, что вы для него сейчас – основная опора и поддержка, поэтому обязательно попытайтесь поговорить о его переживаниях. Детям чаще всего хочется поделиться своими проблемами, и, если родители при этом не осуждают и не читают нотаций, разговор по душам состоится.
Лучшее, что вы можете сделать, – это дать понять ребенку, что вы готовы выслушать его в любое время. Одному ребёнку будет достаточно предложения попить вместе чаю для начала разговора. Другому не так просто начать говорить о наболевшем, поэтому со стороны родителей потребуется терпение и шаг навстречу. Не стоит спрашивать: «Ты переживаешь из-за того, что Катя с тобой больше не дружит?» Ответом вам будет скупое «да» или «нет». Спросите: «Как ты думаешь, почему она так поступила?» И скорее всего ребенок начнет размышлять вслух.
Второй важный момент – не критикуйте поступки ребенка и не давайте советы, о которых вас не просили. Если родители пытаются диктовать, как, по их мнению, стоит поступать ребенку, диалог прекращается.
Помогите ребенку взглянуть на происшествие в перспективе. Вот типичный случай: 9-летняя Юля очень страдала от того, что ее постоянно дразнила девочка, которую она считала лучшей подругой. И, хотя Юля тяжело переживала насмешки, она не хотела отказываться от своей «подруги».
В подобном случае стоит сесть и обстоятельно поговорить с ребенком о том, какой смысл он вкладывает в понятие «друг». Как ведут себя настоящие друзья? Поддерживают ли они друг друга? Не дают в обиду? И какое поведение недопустимо по отношению к друзьям?
Если вы заметили, что причиной разрыва стало неправильное поведение вашего ребенка, об этом нужно сказать, но в мягкой форме. Прежде всего стоит похвалить за то, что для ребенка важна дружба. А затем постарайтесь как можно нежнее объяснить, что некоторые поступки, которые ребенок совершает, не только не помогают ему добиться желанной цели, но даже мешают. К примеру, мальчики часто пытаются показаться веселыми и остроумными, а в результате больно ранят окружающих своими шутками. Помогите понять, в чем ошибка, и поговорите о том, что можно изменить и как менее болезненными способами произвести впечатление на окружающих.
Постарайтесь расширить круг общения. Новые знакомства помогают ребенку отвлечься и начать все сначала. Это особенно полезно, если отношения в школе оставляют желать лучшего. Одноклассники знают своих друзей как облупленных, и очень сложно изменить то, как тебя воспринимают.
Идеально подойдут художественная студия, спортивная секция, дискуссионный клуб, где занимаются ребята разного возраста. Расширить круг общения полезно, даже когда у ребенка есть друг в школе : если закадычный приятель заболел или уехал, ваш ребенок не будет чувствовать себя в изоляции.
Реже пользуйтесь словосочетанием «лучший друг». Такая характеристика создает идеальный образ, отсюда идут завышенные требования. Чаще всего дружба, которая завязалась в начальной школе, проходит, когда дети вырастают. Ребенку нужно понимать, что это нормально: если у тебя изменились интересы, могут появиться и новые друзья.
В книгах и фильмах мы часто встречаем истории о настоящей дружбе, которая зародилась еще в детстве и прошла все испытания. Но в жизни это встречается редко.
Не относитесь к чувствам ребенка пренебрежительно. Ни в коем случае нельзя говорить: «Ерунда, подружишься с кем-нибудь еще!» Дайте ребенку понять, что вы осознаете, как ему не просто, и готовы его поддержать. Можно рассказать о ваших переживаниях в том же возрасте.
Не ругайте бывшего друга. «Я даже рада, что ты с ним больше не дружишь! Он ленивый и хулиган, теперь ты даже учиться стал лучше!» – подобных вещей лучше не говорить. Дети ссорятся, а потом мирятся. И, если ваш ребенок наладит отношения с другом, эти слова вам вполне могут припомнить, и не раз.
Не звоните родителям друзей. Как бы вам ни хотелось помочь, не позволяйте втягивать себя в выяснение отношений с бывшими друзьями и их родителями. Для родителей естественно защищать своих детей, обвиняя других во всех смертных грехах. Поэтому, если не хотите услышать неприятных слов о своих детях, не вмешивайтесь. Важно, чтобы ребенок понимал : вы верите в его силы и в то, что он справится с ситуацией.
Когда ваш ребенок бросил друга.
Помогайте и поддерживайте. Поговорите о том, как прекратить отношения с наименьшими потерями. Порепетируйте, что можно сказать бывшему другу, чтобы не обидеть его. В некоторых случаях стоит даже отрепетировать диалог по ролям. Научите ребенка строить так называемые «я-фразы», которые звучат менее категорично и менее обидно для собеседника, чем «ты-фразы».
Не стоит говорить: «Ты не умеешь кататься на роликах, поэтому мне с тобой не интересно». Гораздо лучше так: «Я теперь хожу на спортивные занятия, и у меня меньше времени после школы».
Поделитесь своим опытом. Умение завязывать и завершать отношения – это такой же навык, как и все остальные. А это значит, что ребенку нужны примеры и модели для подражания. Истории из вашей жизни или из жизни ваших знакомых помогут ребенку осознать, что идеальной дружбы не бывает и трения между друзьями неизбежны.
Вероятно, он сможет взглянуть на своего друга менее критично и захочет сохранить отношения. Прекрасно, если вам удастся донести до детей и такую мысль: близких друзей не бывает много, но могут быть и приятели, с которыми интересно проводить время.
Не позволяйте себе давить на ребенка. Даже если вашему ребенку нет и семи лет, он имеет право выбирать, с кем дружить, а с кем – нет. Вы не можете настаивать на ваших желаниях. Когда ребенок чувствует, что вы недовольны его поведением, он может чувствовать себя виноватым. Наоборот, задача взрослого – объяснить, что ничьей вины тут нет.
Когда все серьезно.
Но все-таки бывают ситуации, в которые взрослые обязаны вмешаться, причем как можно скорее. Если вы подозреваете, что есть угроза психическому или физическому здоровью одного из детей, необходима помощь взрослых. Нередки случаи, когда бывший друг не просто разрывает отношения, но и уговаривает других одноклассников устроить ребенку бойкот. В таких ситуациях можно смело обращаться к преподавателям и даже к директору школы.
Кроме того, вам могут помочь психологи, которые специализируются на подростках (хороший вариант для начала – бесплатный школьный психолог: даже если конфликт произошел за пределами школы, вам могут помочь советом). Тревожные симптомы, которые должны стать сигналом к немедленному вмешательству взрослых, – это нарушения сна, потеря аппетита, отказ ребенка идти в школу и (в крайних случаях) суицидальные мысли. Если конфликт продолжается дольше трех месяцев, обращайтесь за помощью к специалистам. Даже если ребенку нет и семи лет,
он имеет право сам решать, с кем дружить.
Как быть с другом-хулиганом?
Как себя вести, если ваш ребенок выбрал в друзья отъявленного хулигана? Главный совет: не торопитесь запрещать общение, если только у нового друга не было неприятностей с законом. Если вы попросту не разрешаете ребенку дружить с кем-то, то неизбежно начнется война.
Прежде всего присмотритесь к новому другу. Может быть, он не так плох, как кажется? Постарайтесь выяснить, что привлекло ребенка к новому приятелю. «Вы быстро подружились. У вас общие интересы?» – «Твоя новая подруга не похожа на других девчонок, чем она тебе понравилась?»
Поделитесь своими опасениями. Будьте предельно аккуратны со словами. «Я слышала, что за драку на улице он попал в милицию. Это правда?» Если вы волнуетесь, разрешите детям первое время видеться у вас дома, под вашим присмотром.
Если вы убедились, что новый друг плохо влияет на вашего ребенка, запретите им общаться. Скажите: «Твоя безопасность для меня дороже всего». И корректно перечислите причины.
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Благодарный ребенок» Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое лучшее:образование,красивые вещи,привить правильные манеры. Но нередко отдавая своему чаду.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное «общение «ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.

Консультация для родителей «Ребенок и книга» Консультация для родителей «Ребенок и книга». Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник.
Консультация для родителей «Ребенок и телефон» В век прогрессивно развивающихся технологий, трудно представить жизнь человека без телефона и других всевозможных гаджетов. Телефон давно.
Консультация для родителей «Ребенок у телеэкрана» Телеэкран — плохой или хороший помощник? Телевизоры, прочно обосновавшиеся в нашей жизни, таят в себе как пользу, так и вред, особенно.

Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице» Уважаемые родители! Взрослые всегда являетесь для детей образцом поведения. Родители — значимый объект любви и подражания для ребенка. Это.
Консультация для родителей «Застенчивый ребенок» Застенчивость является признаком сдержанного темперамента, и,если она не мешает жизни ребенка, не следует считать это проблемой. Но в случае,.
Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.
Источник: www.maam.ru
«Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» «Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» 5-6 классы Мы ребята –5 и 6 класса! Учителя все в «восторге» — презентация
Презентация на тему: » «Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» «Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» 5-6 классы Мы ребята –5 и 6 класса! Учителя все в «восторге»» — Транскрипт:
2 «Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» «Итожим то, что прожили за 2009–2010 уч. год» 5-6 классы Мы ребята –5 и 6 класса! Учителя все в «восторге» от нас! Мы весёлые, смешные И, конечно, озорные! Никого нет лучше нас, Мы ребята — просто класс!
3 Так родился наш коллектив 5- 6 классы Так родился наш коллектив 5- 6 классы 6 – а класс 5 – а класс 1 ученик Быковской школы школы 2 ученика Рябиновскойшколы 4 – а класс 5 учеников 4 – в класса 2 ученика Морянскойшколы
4 Наш д евиз: «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить» Наш д евиз: «Детей не надо воспитывать, с ними надо дружить»
5 Наши достижения Наши достижения
6 « Мы ими гордимся»:
7 Участники соревнований: Участники соревнований:
8 Участники во всероссийских конкурсах Участники во всероссийских конкурсах «Человек всегда был и будет самым любознательным явлением для самого человека» Международный конкурс «Великая Отечественная войнаМеждународный конкурс «Великая Отечественная война глазами детей»- 3 Русский медвежонок – 3Русский медвежонок – 3 КИТ – 4КИТ – 4 Мудрая белка — 4Мудрая белка — 4 ИНФОЗНАЙКА 2010 – 2ИНФОЗНАЙКА 2010 – 2 Чемпионат «математика» – 12 Чемпионат «математика» – 12
9 Посещение кружков и секций: Посещение кружков и секций:
10 Мероприятия, в которых мы участвовали
11 Мероприятия, в которых мы участвовали
12 Мероприятия, в которых мы участвовали
13 Наши дела Наши дела Тимуровский рейд Тимуровский рейд
14 Интересные формы Интересные формы отдыха отдыха
15 Наши дела Наши дела Трудовые будни Трудовые будни
16 Наши таланты… Наши таланты… Выступление на школьной новогодней ёлке
17 Как хорошо в кругу друзей! Концерт Постановка сказки
18 Оформление классного уголка Разное Участие в конкурсах совместно с классным руководителем Участие в конкурсах совместно с классным руководителем
19 Участие в районном семинаре учителей технологии
20 Мнения родителей: родителей: Берёзкина Елена Викторова 1.Школа, в которой учится Ваш ребёнок – это учебное заведение, стремящееся соответствовать требованиям современного образовательного учреждения. 2.Класс, в котором учится Ваш ребёнок – это коллектив с присущими детскому коллективу трудностями, шалостями, беззаботностью, малой заинтересованностью к учёбе, рождающей разделение между детьми, и всё же любимого моего сына. 3.Одноклассники Вашего ребёнка – это дети – результат воспитания семьи, школы, общества, времени. 4.Какие традиции, на Ваш взгляд, развиваются в коллективе ? Новый год, знакомство с родным краем через поездки, экскурсии. 5. Оцените «жизнь коллнктива» по 5 бальной системе — «5 »
21 Мнения родителей: родителей: Кузьмина Мадина Ахатовна 1.Школа, в которой учится Ваш ребёнок – это образовательное учреждение, отвечающее требованиям современного образования, имеющее штат квалифицированных педагогов, где созданы оптимальные условия для обучения и воспитания детей. 2.Класс, в котором учится Ваш ребёнок – это коллектив детей, в котором мой ребёнок проводит большую часть времени. 3.Одноклассники Вашего ребёнка – это дети, с которыми мой сын ежедневно общается, под влиянием которых формируется его взгляд на жизнь, суждения, но у которого, по-моему мнению, ещё недостаточно сформирована система этических ценностей. 4.Какие традиции, на Ваш взгляд, развиваются в коллективе ? Участие в проведении общешкольных мероприятий, экскурсии разного характера. 5. Оцените «жизнь коллектива» по 5 бальной системе — « 4 »
22 Мнения учителей: учителей: Амосова Елена Валентиновна — учитель русского языка и литературы 1. Как у Вас получается «справляться» с нашими классами? В 5-6 классе никаких трудностей нет, они в прошлом. Я думаю, мы привыкли и приняли друг друга. 2.Если нам вдруг поменяют учителя русского языка, Вы будете по нам скучать? Буду.
И буду вспоминать и тех троих, кому чаще всего делаю замечания. 3.Вы сравниваете нас с учениками предыдущего выпуска Елена Валентиновна? Нет, потому что вы совсем другие. 4.У Вас есть «любимчики»? Люблю аккуратные тетради, работы без ошибок, заинтересованность предметом. Значит, есть «любимчики». И их не так и мало.
5. Оцените нас по 5 бальной системе — и все-таки « 4 » балла, а так бы хотелось «отлично».
23 Мнения учителей: учителей: Кузьмин Сергей Юрьевич — учитель математики 1. Как у Вас получается «справляться» с нами? Стараюсь находить взаимопонимание, но с отдельными учениками не всегда получается. 2.Если нам вдруг поменяют учителя математике, Вы будете по нам скучать? Буду скучать, так как я к вам уже привык. 3.Вы сравниваете нас с учениками предыдущего выпуска Сергей Юрьевич?
Нет, так как каждый класс индивидуален, отличается от предыдущего, хотя отдельных учеников можно сравнивать. 4.У Вас есть «любимчики» ? Любимчиков нет, я всех ребят уважаю, потому что каждый из вас по своему интересен и стараюсь ко всем относиться справедливо. 5. Оцените нас по 5 бальной системе — « 4 »
24 Мнения классного руководителя: классного руководителя: Данилина Надежда Геннадьевна 1.Как у Вас получается справляться с нами? Проблем в этом нет. Потому, что свою работу с вами стараюсь строить на доверии и взаимопонимании. 2. Если нам поменяют классного руководителя, Вы будете по нам скучать? Конечно. По-другому и быть не может.
3. Вы сравниваете нас с учениками Вашего предыдущего выпуска? Когда вы только пришли, сравнения с предыдущими моими учениками были. А теперь мы все — одна семья, и сравнения с другими детьми нет. 4. У Вас есть любимчики в классе? Нет. Каждый ученик для меня особенный.
В каждом есть что-то хорошее, за что его можно уважать. 5. Оцените «жизнь нашего коллектива» по 5 бальной системе — « 4 »
25 Под чутким руководством нашего классного руководителя Данилиной Надежды Геннадьевны мы держим правильный курс в мир знаний, увлечений, здорового образа жизни, духовного развития и досуга. Она всегда опрятна, весела. Мы уважаем её за её честность, трудолюбие и доброту. Она хороший друг и наставник, умная и мудрая.
Если что-нибудь у нас не получается, всегда поможет и даст совет, она доверяет нам во всём и везде. Нам очень нравится наша классная руководительница. Ей мы посвящаем это стихотворение: Самая умная и справедливая, Добрая, честная и красивая. Трудно ей с нами, очень мы шумные, Но нас не ругает, ведь она мудрая. шумные, Но нас не ругает, ведь она мудрая.
Уроки, тетради – всё успевает, Грустной она никогда не бывает. Любим ее, как хорошего друга, Самая лучшая наша подруга. Отзывы учащихся Отзывы учащихся о классном руководителе Нашакласснаясамаяклассная
26 В создании проекта принимали участие: В создании проекта принимали участие: Кукушкина Кристина Бондаренко Анастасия Кузьмин Константин Руководитель: Данилина Надежда Геннадьевна.
27 Мы знаем, наш нелёгок путь, Ждут испытания, мы знаем, Но дерзок ум, науки друг, И мы пытаемся, дерзаем!’
Источник: www.myshared.ru
Дети в школе: Как им помочь в общении с одноклассниками?
Как быть, если вашего ребенка обижают в школе? С чем это связано и как бороться с травлей и издевками? Стоит ли всю ответственность перекладывать на учителей? Ключ к позитивному общению вашего ребенка со сверстниками – в успешной социализации. Как вы можете помочь детям выстраивать отношения в школе?
Как влияет на общение в классе внешний вид и здоровье вашего чада? Что сделать, чтобы ребенок не стал изгоем?
Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе?

Вы, наверное, помните фильм «Чучело», и знаете, как тяжело бывает в школе ребенку, против которого ополчились одноклассники. К сожалению, подобная ситуация в школе – совсем не редкость, и родителям важно помнить, что от них зависит, как будут складываться отношения в классе у их детей.
Что может послужить причиной для насмешек и конфликтов? Да все, что угодно! Маленький рост, очки, невнятное произношение, особенности прически или походки, хорошие отметки. А всегда ли эти особенности приводят к возникновению насмешек и конфликтов? Вовсе нет!
Чем больше историй про разборки и травлю в классе я слышала, тем прочнее во мне росла уверенность в том, что в большой мере все это зависит от взрослого – от учителя, воспитателя. Именно он задает тон отношений в классе, и если взрослый считает, что все в его классе должны общаться уважительно, то дети это прекрасно чувствуют. И точно так же, к сожалению, если учитель и сам считает, что один из учеников «немного не такой», то он не будет препятствовать возникновению дразнилок и обзывательств. Одного и того же ребенка могут все одноклассники любить в первой школе, а если он перейдет в новую школу, то станет изгоем.
И наоборот: если конфликт в классе уже есть, то сменить школу часто бывает наиболее правильным решением.
Родители часто стараются отстраниться от рассказов ребенка о подобных конфликтах. «Дети сами должны решать свои проблемы!» – считают они. Однако не всегда у детей достаточно сил и ресурса для того, чтобы справиться самим. Когда дети рассказывают вам о своих горестях и бедах, как минимум, выслушайте и посочувствуйте ребенку. После этого попробуйте расспросить, есть ли в классе у ребенка друзья. Возможно, вам стоит позвать в гости кого-то из одноклассников сына или дочки, погулять с ними вместе в парке, помочь им подружиться.
Если же дело дошло до травли и бойкота, то без вмешательства взрослых не обойтись. Вам надо будет поговорить и с учителем, и с другими родителями, объяснив им, что это уже не просто детские обиды. Важно понять, что вызывает конфликт, и как можно его погасить.

Сейчас очень многие родители изо всех сил стараются с самого раннего возраста своего ребенка учить – математике, английскому, чтению, чему угодно. В детских садах дети заняты буквально с утра до вечера, у них расписана каждая минуточка. Что получается в итоге? Детям не остается времени на построение свободной игры, они не учатся взаимодействовать между собой, не учатся делиться, мириться, спорить и договариваться, согласовывать планы и вместе строить что-то. Вот что говорит в интервью «Новой газете» руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова:
«Сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек посетили 9 московских детских садов, где наблюдали, как играют дети в привычных для них условиях. Воспитателей просили оставить детей в покое на полчаса, чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Найти даже полчаса для свободной игры оказывалось крайне затруднительным.