Рассказ «Телеграмма» напоминает читателям о том, что время проходит быстро, поэтому нужно ценить все жизненные моменты. В наше быстротечное время люди «тонут» в делах, предполагая, что от решения важных проблем зависит их жизнь. Подобным образом рассуждала героиня рассказа «Телеграмма» Настя, которая заплатила за страшную ошибку.
Она отправилась в Ленинград, чтобы осуществить свою мечту, увлекаясь своими делами она забывает написать маме письмо. Пожилая дома редко посылала дочери письма, так как не хотела быть для нее обузой. В действительности она хотела увидеть дома свою дочь. Настя не приезжала домой, так как не видела смысла в посещении глухой деревни. Она не писала письма, предполагая укоры матери.
В результате из-за неспособности проявлять свои эмоции, они оказались в такой ситуации.
Вдруг у Екатерины Петровны ухудшилось здоровье, она поняла, что не переживет зиму, поэтому отправила письмо дочери, но девушка не успела вовремя прочитать послание. Ответа на письмо не было, но мужичок из деревни жалеет пожилую женщину, отправляя телеграмму Насте о том, что у ее матери ухудшилось здоровье. Кто являлся этим человеком, какую роль он играет в рассказе?
Телеграмма. Константин Паустовский
Этот мужчина работал сторожем. Он давно жил в деревне. Он знал семью Екатерины Петровны, поэтому Тихон стремился поддержать в хозяйственных делах: колол дрова, рассказывал забавные истории. Тихон не имел должного образования, поэтому не был родственной душой для женщины. Стоит отметить, что он проявляет в рассказе человеческие чувства.
Тихон жалел бедную женщину, наблюдая ее тоску по дочери. Тихон решает вмешаться в ситуацию, отправляя телеграмму Насте, чтобы девушка быстрее приехала домой, но мужчина не получает ответа. Тогда мужчина стремится обмануть женщину. Он идет на почту отправляя сообщение Катерине от лица Насти.
Когда он читает женщине послание от Насти, то она раскрывает обман, так как Тихон не был обучен грамотному письму. Катерина благодарна мужчине за обман, она понимает, что дочь не ответила на ее письмо.
Поступок мужчины не привлекает внимание людей, но он отражает благородную сущность старого Тихона.
Мужчина показал добрый пример всем участникам истории.
Константин Паустовский — русский писатель, создавший множество гениальных произведений, поражающих точностью и красочностью используемых слов. Его проза наполнена любовью и вниманием к величию природы, к людям, понимающим красоту окружающего мира. Эти особенности присущи и новелле «Телеграмма», характеристика главных героев которой помогает читателю лучше понять глубокую мысль, заложенную автором в произведении.
С наступлением октябрьских холодов главной героине Катерине Петровне, уже доживающей свой век, стало трудно ходить и вставать. Жила она в селе Заборье в доме-музее своего отца — известного художника. К ней ежедневно приходила дочка колхозного сапожника Манюшка, помогавшая старушке по хозяйству. Кроме неё, к героине захаживал сторож при пожарном сарае, делавший работу по двору.
Своя же собственная дочь Настя уже как три года не навещала мать. Жила она в Ленинграде и даже не писала Катерине Петровне писем, а лишь присылала каждые два-три месяца денежные переводы по двести рублей. Старушка не хотела мешать дочери, поэтому писала Насте редко, но всегда о ней думала.
Однажды женщине показалось, что кто-то долго стучит в калитку. Она с трудом оделась и вышла посмотреть. Но на улице никого не было. В тот же вечер она написала дочери письмо, в котором просила Настю поскорее приехать погостить хоть на денёк, поскольку чувствовала, что зиму уже не переживёт. Анастасия трудилась в Союзе художников, где занимала должность секретаря. Работы было много:
- устройство выставок;
- организация конкурсов;
- поиск талантливых художников.
Письмо девушка получила на работе, но открыла его не сразу, а решила прочитать уже дома. В то время девушка была занята судьбой молодого скульптора Тимофеева, создавшего гениальный бюст Гоголя, пронизывавший её взглядом, словно укоряя в том, что письмо до сих пор лежит в сумочке. Когда Настя всё-таки прочла его, то решила никуда не ехать, ведь нужно было подготовить выставку скульптору.
В течение двух недель девушка занималась организационными вопросами. А в день, когда открылась выставка Тимофеева, ей принесли телеграмму о скорой кончине Катерины Петровны. Она снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя и в тот же вечер отправилась в Заборье.
Старушка не вставала десять дней. Тихон отправил Насте телеграмму, а на другом почтовом бланке написал ответ, будто она уже выезжает и просит её дождаться. Придя к Катерине Петровне, мужчина прочёл телеграмму. Но старушка ему не поверила и, поблагодарив за заботу, отвернулась к стене и вскоре умерла.
Хоронили Екатерину на следующий день. Настя приехала в село уже после похорон. Всю ночь она проплакала в опустевшем холодном доме, ведь знала, что получить прощение могла только от матери, но не успела. Утром девушка уезжала крадучись, чтобы её никто не видел и ни о чём не расспрашивал.
История создания
Однажды Константин Георгиевич рассказал о трогательном событии, которое легло в основу «Телеграммы». Герои новеллы взяты из реальной жизни. Когда-то писатель жил под Рязанью в усадьбе Пожалостина — знаменитого гравёра. Хозяйку дома звали Катерина Ивановна. Её собственная дочь совсем забыла о матери и лишь высылала ей денежные переводы.
Вечерами писатель пил чай с хозяйкой и подолгу с ней беседовал. Она нередко давала ему почитать письма отца, рассказывала, что знала Тургенева и была на похоронах Гюго.
Помогала Катерине Ивановне по хозяйству соседская девочка Нюрка. А телеграмму её дочери Насте после смерти старушки отослал сам Константин Георгиевич. Дочка приехала спустя трое суток после похорон.
Из автобиографии Паустовского можно проследить некоторую взаимосвязь его собственной полуслепой сестры с действующим лицом Катериной. Есть основания полагать, что в его героине находит отображение не только судьба хозяйки усадьбы Пожалостиных, но и образы близких автору людей. Ведь Катерина Петровна изображена с очень большой любовью, искренним сожалением, тоской и добротой.
Характеристика героев
В «Телеграмме» Паустовского прослеживаются образы нескольких персонажей. Список их небольшой, но все они играют важную роль в сочинении:
- Катерина Петовна;
- Настя;
- Манюша;
- Тихон;
- Тимофеев.
Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.
А вот у родной дочери не нашлось времени навестить старушку или даже просто написать ей письмо. Единственная помощь, оказанная Настей — денежные переводы. Катерина Петровна, казалось, забывала, что деньги эти даже не находились у дочки в руках, но она сжимала их и нюхала, ведь ей мерещился запах Настиных духов на них. Старушке не нужна была материальная помощь, а лишь любовь и забота, которую приходилось получать от соседей, а не от родного человека.
Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.
Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.
Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.
Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.
Анализ Телеграммы
Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2017 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.
Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.
В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).
Произведение Паустовского напоминает своим читателям, что всё в этой жизни следует делать вовремя: говорить о любви близким, стремиться проявлять к ним больше внимания и заботы. Ведь в любой момент эту возможность может отобрать судьба, проявляющая порой особую жестокость.
Источник: na5.club