«Некоторые мои знакомые, неверующие люди, когда я начинаю говорить с ними о Православии, о Боге, говорят мне, что религия – это всего лишь способ управления государством, и я всегда пребываю в растерянности, что на это ответить; может быть, Вы поможете мне в этом?» – это вопрос от Елены.
– На каждый роток не накинешь платок. Я вам скажу так: речь идет о мировоззрении, и чтобы ответить на этот вопрос, надо сопоставить христианское мировоззрение с другими. Откуда взяли, что нет Бога? Надо сопоставить, где больше аргументов, а где меньше.
Если мы говорим, что есть Бог и есть душа, есть вечность, – я понимаю весь смысл человеческой жизни этой; если нет Бога, нет души, нет вечности, тогда скажите, какой смысл жизни моей? Без Бога бессмыслица и пустота, вот о чем надо говорить. Но чтобы говорить об этом аргументированно, нужно кое-что почитать.
Я бы посоветовал хотя бы почитать митрополита Вениамина (Федченкова), есть хорошая работа «О вере, неверии и сомнении». Или почитать Льюиса, это английский автор, очень хороший, называется просто «Христианство», или другое название – «Сущность христианства». Я думаю, что там вы найдете очень много интересных, полезных мыслей, которые помогут правильно оценить то и другое мировоззрение.
Докажите, что есть Бог (Интервью телеканалу «Тонус», 1999.01.14) / А.И. Осипов
– «Ваше отношение к вопросу восстановления монархии в России, нужно ли нам это вообще?».
– Не важно, как я думаю. Игнатий (Брянчанинов) сказал, что наш народ может и должен стать орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии. То есть в нашем народе особенно сильна мысль о монархии.
Если вы почитаете Библию, то увидите: когда евреи захотели иметь себе царя, Господь разгневался на них и послал им бесноватого Саула, который стал первым царем. А другой эпизод – Нектарий Оптинский, когда его спросили, будет ли царь на Руси, прямо ответил: «антихрист, антихрист, антихрист». Поэтому надо бы задуматься об этом.
Монархия – это не просто взяли и выбрали царя, монарх – это кристалл, который вырастает на соответствующей почве. Откуда он сейчас? Это вопрос очень и очень сложный. Да избавит Бог, если наш народ действительно должен стать орудием гения из гениев, то есть антихриста. Надо быть очень внимательным и осторожным.
– «Один ли Бог во всех религиях?».
– Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского.
Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог?
Есть ли доказательства существования Бога? — Осипов А.И.
Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать.
В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца.
Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, – почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти.
Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом.
Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа – представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.
– Главное – жить по совести, а Церковь и обряды не обязательны, у меня Бог в душе – приемлема ли такая позиция для православного христианина?
– Здесь элементарная ошибка. Что такое – жить по совести? А где я узнаю, что значит «жить по совести»? Простой пример: мусульманин придет в Страстную пятницу в ресторан, покушает барашка, еще что-нибудь, он совершит грех? Нет, конечно, потому что его совесть чиста.
Сделает это православный христианин – это страшный грех.
Вот тут, человек, и выбери. Интересно, какую религию ты выберешь, чтоб жить по совести? По одной совести можно убивать, по другой совести – нельзя. По одной совести – можно обманывать, потому что он не ближний, по другой – нельзя. По одной совести можно иметь несколько жен, по другой – только одну.
О какой совести идет речь? Тот христианин, кто приобщен к Церкви, то есть к определенной общине, где существуют правила христианской жизни – богослужения, приобщение к таинствам, и так далее. Так что сказать: «у меня Бог в душе, я живу по совести», это, знаете ли, очень неопределенно.
Никого не убивал, не грабил, не изменял своей жене, а что вы еще хотите? А то, что я пронизан тщеславием, завистью, гордыней, жадностью, недружелюбием, ненавистью, так это ж разве грехи? Христианство все это называет злом души, а другое мировоззрение говорит: ты никого не убил, не ограбил, ты уже по совести живешь. Подумайте, какая разница! Это глубокая ошибка, так рассуждать.
– «Почему именно наша Православная Церковь является истинной? И почему Вы преподносите неверную информацию о католичестве и протестантизме?».
– Очень важный вопрос. В отношении неверной информации я бы хотел знать конкретно, что неверно. Я еще пока не слышал ни от одного оппонента, что тот фактический материал, который я привожу, это неверная информация.
Итак, почему же я православный, а не католик, не протестант? Достаточно привести несколько примеров. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какая ваша Церковь. Обратимся к той же Католической Церкви. Великие святые, не какие-нибудь там, а великие святые, которые являются учителями Церкви, вы посмотрите на них, что они из себя представляют. Блаженная Анжела.
Ей шепчет дух: «Дочь моя, возлюбленная моя, я любил пророков и апостолов, но никого так не любил, как тебя люблю». Она входит в бок Христов, она видит себя во мраке, обратите внимание, Святой Троицы, не правда, ли интересно? Екатерина Сиенская, 20-летняя девчонка, часами ходит по саду и разговаривает. С кем, вы думаете? С Иисусом Христом.
Она непрерывно твердит молитву, какую? «Соединись со мной браком в вере». Все эти ее, так сказать, контакты с Иисусом мы знаем чем кончаются: он обнимает ее, вынимает ее сердце, дает ей другое сердце. И после этого она начинает писать послания ко всем великим людям Европы – королям, папе, кардиналам, князьям, причем какие послания: «слушайте Духа Святого и меня».
Это вещи совершенно страшные – совершенно ясно, что происходит с ней. Возьмите Терезу Авильскую, когда Господь ей, наконец, является и говорит: доныне Я был Бог твой, а теперь Я супруг твой. Она аж падает в обморок. Она сама говорит, что возлюбленная Христова. Другая Тереза, Малая умерла в 23 года, папа Иоанн Павел II провозгласил ее учителем Церкви.
Что она пишет, подумайте, о какой любви она пишет? «Мы взглянули друг на друга с Иисусом, и мы все поняли без слов, и утонула бедная маленькая Тереза в океане любви Иисуса».
То есть, вы понимаете, с чем сталкиваемся? Это молодые девушки, у них не использована природная потенция любви, и она на Кого обратилась? На Иисуса. И начинаются видения, начинается такое учительство, что диву даешься. Это что, разве ложь?
Это факты.
Вот издана на русском языке этой Терезы Малой книга. О Екатерине Сиенской, пожалуйста, прочтите, – издана в Милане.
Это куда же мы придем? Это называется любовью Христовой? Я уж не говорю о папе Римском. Христос сказал: «Мое Царство не от мира сего». Папу Римского с самого отделения ставят главой государства, вот. А что мы читаем в катехизисе для молодежи? Знаменитые слова пророка Исаии древнего, который говорит: «се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил».
Как в этом катехизисе написано? «Вот молодая женщина во чреве приимет». Любой, кто хоть немного знаком с христианством, скажет: под корень все христианство летит. Никакой Христос не Богочеловек. И что же я после этого должен избрать?
Протестантизм взять – там вообще поразительно, до чего дошло это вероучение: верующему прощаются все грехи, прошлые, настоящие и будущие. Почему они мне прощаются? Потому что я верю, что Иисус Христос пришел – Он Бог, Христос Спаситель, Он искупил. «И будущие» – это что такое?
Это где же оправдание в Евангелии? «Царство Божие нудится», силою берется, и понуждающие себя только приобретают его. А здесь посмотрите, что такое? Все прощено.
Или вот: чужая праведность закрывает наши грехи от Бога. И таким образом мы оказываемся вне наказания. Вы думаете, о ком идет речь? Чья это – чужая праведность? Праведность Христа!
Это что такое?
Вот почему я говорю: Православие – истинная вера, она отвергает эти вещи как заблуждение, никто не может спастись просто признанием Христа как Совершившего искупление. И бесы веруют и трепещут – и остаются бесами: вера сама по себе ничего не дает. Это же в высшей степени важное положение.
Вот почему остаемся мы православными, вот почему я говорю, что Православие держится той истины, которая изначала дана в Евангелии, дана апостолами, святыми отцами. На Западе уже этого нет. Новые учителя и богословы становятся кумирами этих людей. Ни одна Поместная Церковь не гарантирована от заблуждений и сейчас, когда у нас исчезла идеологическая граница между Россией и Западом, когда какая угодно религиозная система спокойно приходит к нам и занимается пропагандой. Мы стоим перед очень тяжелой проблемой – как сохранить Православие неповрежденным.
Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Источник: orthodox-newspaper.ru
Алексей Осипов — Зачем Бог?!
Имя профессора Алексея Ильича Осипова известно каждому ищущему свой путь к Богу человеку, а его книги и лекции стали откровением для миллионов.
Простыми, но очень сильными словами он открывает нам, кто есть Бог. Ведь одной из основных причин, приводящих человека к мысли о Боге, становится поиск смысла жизни.
Зачем Бог в мире, зачем Он среди нас, зачем Он поступает с нами так, а не иначе? Почему Господь посылает страдания, казалось бы, праведным людям?
Почему иногда кажется, что Он не помогает? Бывает ли так, что Бог оставляет нас? Почему покаяние – основа жизни каждого христианина?
Как наша греховность связана с событиями, происходящими в нашей жизни, и влияет ли она на наших детей? Что нужно делать, чтобы жить правильно? Как победить самого себя? И почему Бог – это Любовь?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге «Зачем Бог?!» Алексея Ильича Осипова, профессора Московской духовной академии.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Бесплатно читать онлайн Зачем Бог?!
Один из святых, Исаак Сирин, сказал: «Выше всякой добродетели – рассудительность». Действительно, любовь, кротость, смирение, милосердие – все что угодно без рассуждения может превратиться в карикатуру. Поэтому в данной книге постараемся рассуждать о многих вещах, о Божественных и о вполне земных, человеческих, и, конечно, об их взаимосвязи.
Главное – зачем человеку Бог и Богу человек, что дает человеку или, напротив, отнимает у него вера в Бога? Как понимать Церковь, ее таинства – это христианская магия или что-то иное? Что такое спасение? И многое другое.
Первый же вопрос, конечно, таков: есть ли Бог и кто Он?
Есть ли Бог и кто Он?
Об этом написано очень много – и за, и против. С одной стороны, есть традиция доказательств существования Бога, приводятся аргументы: космологическое доказательство, телеологическое, онтологическое… А с другой – есть то, о чем говорят известные слова священника Павла Флоренского: «Православие не доказуется, а показуется». Как же относиться к традиции доказательств?
«Бога никто никогда не видел» (Ин. 1: 18) – это слова апостола и евангелиста Иоанна, а не атеистов (они об этом тоже говорят, однако совсем в другом смысле). Но если Бога никто никогда не видел, возникает вполне логичный вопрос: а как мы можем знать, есть ли Бог и кто Он такой?
В связи с этим расскажу вполне реальный случай: однажды, еще в советское время, в Московской духовной академии группа атеистически настроенных людей подошла к одному из семинаристов, и ему был задан коварный вопрос: «Кто Бога видел? Никто? Значит, Его нет!» На что он остроумно ответил: «А вы свой ум видели? Нет? Значит…»
Понятно, что такие основания для отрицания Бога примитивны. Мы не видим ни своего ума, ни своих мыслей и мыслей других людей, но из того, что человек нам говорит, мы узнаем об этих мыслях, о его уме. Так же по красоте и целесообразности чего-то сделанного человеком мы судим о его разуме, способностях, талантах.
И все же: есть ли Бог? А как мы узнаем о существовании чего бы то ни было? Например: кентавры есть или нет? Люди верили, гадали, но так никто и не увидел живого кентавра, и в конце концов стало понятно: их нет. А жирафы?
Совершенно необыкновенные животные, с настолько длинной шеей, что можно подумать, что их и не может быть. Однако известно, что они точно есть, например, в Кенийском национальном парке. Это, конечно, далековато находится и непросто до него добраться, но возможно.
А чтобы Бога увидеть, нужно отправиться туда, где Он – в Его «духовный парк». О том, где находится этот «парк», сказано: «Бог есть Дух» (Ин. 4: 24), и Его парк и Его Самого увидят «чистые сердцем» (Мф. 5: 8). Что такое эта чистота сердечная и как она достигается, еще поговорим, а сейчас заметим, что в рассуждениях о бытии Бога и подобных вопросах нужно быть сдержанными.
И постараться не просто настаивать на своих убеждениях, а вести беседу так, как древнегреческий философ Сократ. Его метод называется майевтика (др. – греч. μαιευτική – «повивальное искусство»), поскольку схож с действиями повивальной бабки, принимающей роды. То есть нужно не утверждать и настаивать, а задавать такие вопросы, которые помогли бы самому человеку в конечном счете «родить» верный ответ, в том числе и на вопрос о бытии Бога.
Что значит доказать?
Часто человек говорит: я не верю, потому что нет доказательств. И тогда разговор стоит начинать с того, чтобы в принципе разобраться – что такое доказательство, что понимается под этим словом применительно к вере в Бога? Это вопрос, требующий разъяснения.
Если говорить в самой общей форме, то доказательство – это установление истинности какого-либо суждения. Но суждения могут носить разный характер! Одно дело – математическое утверждение, например: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Соответственно утверждению будет и математическое же доказательство чисто логического порядка.
И совсем другое доказательство требуется, когда речь идет о реальности существования чего-то или кого-то в нашей жизни, например: есть в этом лесу волки или нет? Или: есть кто-то там, выше нас – или нет? Здесь требуется проверка опытом, а не просто логика.
Порой люди думают о Боге так: это какое-то существо, которое находится где-то в центре Вселенной и управляет оттуда миром, и его, если хотите, даже можно попытаться нарисовать. Но в том-то и дело, что Бог есть Дух, а не то, что имеет какие-то формы, поддающиеся изображению. А какой Дух? В качестве аналогии приведем закон тяготения: мы можем как-нибудь изобразить его?
Да, он реально существует, но как его можно видеть, или слышать, или изобразить? Можно видеть только его проявления – и больше ничего. И Бог тоже есть реальность, но духовная, значит, и познаваемая тоже духовно.
Говорить о бытии Бога можно в такой неразрывной паре: есть утверждение «я верю в Бога» – и есть утверждение «я верю, что нет Бога». Но здесь есть одна серьезная особенность: когда что-то отрицается, то для отрицания всегда нужно неизмеримо больше оснований, чем для утверждения. Например: есть ли в этом лесу волк?
Кто-то говорит, что видел его и видели даже несколько человек – это серьезный аргумент. А если кто-то утверждает, что волка в лесу нет, то придется провести тщательные исследования, чтобы точно установить, что его тут нет и быть не может! Но даже когда его не обнаружат, еще останется сомнение: вдруг он спрятался где-то под кустом и его не заметили?
Тот, кто говорит: «Я верю, что нет Бога», – должен представить соображения, почему так утверждает. И это один из необходимых вопросов, когда мы говорим о доказательствах бытия Божия: «Какие основания верить, что Бога нет?»
Был такой рассказ из дореволюционных времен: везет крестьянин барина. Барин, уже воспитанный в духе эпохи Просвещения, посмеивается, когда видит, что мужик-кучер, проезжая мимо храма, крестится, а на насмешки не отвечает. Приезжают, барин расплачивается, и вдруг мужик заговорил:
Тот с изумлением:
– А вдруг Бог есть?
Такого барин не ожидал и так задумался над этим простым вопросом, что в результате стал верующим человеком.
Первичным и самым серьезным доказательством бытия Бога является то, что называется религиозным опытом. Когда он единичный – это не довод: мало ли что кому покажется. Когда несколько человек утверждают – интересно, но все же еще не доказательно. Но когда о таком опыте говорит все человечество, то мы должны отнестись к этому самым серьезным образом. В истории человечества не было ни одного безрелигиозного народа, ни одной атеистической культуры – это научно подтвержденный факт.
Источник: chitat-online.org
ПРОФЕССОР ОСИПОВ: ПРОСТИТ ЛИ БОГ АБОРТ?
В программе «Профессор Осипов» мы отвечаем на самые сложные вопросы о нашей жизни, о церкви и богословии. Делитесь этим видео и оставляйте комментарии. Приятного просмотра!
Кадры из видео
Тэги из видео
Комментарии пользователей:
2023-04-27 07:09:35
А если болеешь нельзя рожать?
Ірина Небожченко
2023-04-26 16:47:10
Мне недавно по скорой сделали кс, ребенку 2,5 месяцев, то нельзя почти 2 года забеременеть, потому сто швы разойдутся, грудью не кормлю и уже месячные пошли, врач сказала что могу забеременеть в любую секунду, то что делать, если так случится, контрацепция 100 процентной гарантии не дает
Лидия Кандаурова
2023-04-26 13:13:52
Мужики виноваты, а не бабы, с козла и бедняги жили, не вините себя дорогие женщины, бог со всеми разберётся, молитесь, кайтесь и не унывай те и не угнетайте себя
Лидия Кандаурова
2023-04-26 12:12:06
Если бы раньше знать, мы сами себя наказали уже, здоровья то нет
Лидия Кандаурова
2023-04-26 12:09:42
Я делала аборты, только боялась, нищету плодить, а про грех не знала, в больнице, на малом сроке, таксикоз был не выносимый, прости меня господи
Maria Ntzanistidou
2023-04-26 03:24:53
АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ДОРОГОЙ НАШ ЧЕЛОВЕК. ДАЙ БОГ ВАМ ЗДОРОВЬЯ. КАКОЕ СЧАСТЬЕ ЧТО МОЖЕМ ВАС СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ. СПАСИБО ГОСПОДИ ИСУСЕ ХРИСТЕ СПАСИ НАС ГРЕШНЫХ И ПОМИЛУЙ.
Александра Li
2023-04-25 20:54:03
Прочитала коменты. Женщины каются, взывают к Богу.. А что же мужчина ? Или он в стороне и его как бы не касается. Что-то ни одного покаяния от них. Это справедливо.
2023-04-21 16:33:49
Делали по незнанию своему,
Господи прости меня грешную. Аминь
Victoria Bliznets
2023-04-20 13:33:52
Господи, помилуй меня, грешную
Марина Уникель
2023-04-19 14:30:12
Невозможно винить женщин,если всё так устроено вокруг,что это не считается чем-то страшным. в этом проблема!в том,что женщина идёт на аборт от незнания,невежества. если ей всё вокруг говорят. ничего страшного это в нашем мире в порядке вещей. не переживай. ты такая же как все вокруг. с детства она слышит,что это не убийство,а некое стесненное обстоятельство. это ужасно. проблема в том,что считается все ресурсы важны: нефть,газ. а люди -это не столь важно. когда нас начнут с глубокого детства учить тому,что человек и его жизнь -священна. тогда всё измениться
Keith Toll
2023-04-19 02:31:12
Христос воскресе . каялась уже исповедалась уже но такое сожаление сердце плачет о воспоминании и тех годах когда ничего мы не знали. а сейчас.
молодые люди это для вас. пожалуйста услышьте не ломайте свои жизни. важнейшая часть жизни Христианина. низкий поклон вам уважаемые Алекснй Ильич и Роман
2023-04-18 18:56:47
Сделала один аборт, в 19 лет, в 1982 году. понимала, что это наш ребенок , не эмбрион. обида была на отца ребёнка, за то, что он бросил меня беременную . он и врача нашел.
Светлана Купреева
2023-04-18 17:18:13
Слава Богу, этого греха на мне нет
маргарита морданова
2023-04-18 12:19:41
А удаление онкологической опухоли, тоже тяжкий грех?
Вера Веретянникова
2023-04-18 05:15:14
Да, в молодости натворила много бед. Прости, Господи меня грешную, если хочешь. На всё воля Твоя.
Евгений Крылов
2023-04-17 23:46:10
Бог бесстрастен, т.е. ему на все насрать. Чушь полная от дурака «профессора». Как всегда несет всякий бред этот самодовольный дядя.
Елена Владимировна
2023-04-17 20:25:23
Слава Господу за то, когда меня врачи направляли на аборт в силу своего незнания и страха, я отстояла и выносила здорового ребенка. Воспитывала его одна, т.к. его отец бросил меня сразу же как только узнал о беременности. Даже сейчас, когда мне жить невыносимо и я не справляюсь со своим трудным подростком, я не жалею, что родила его.
А мама моя делала несколько абортов, в то время, время СССР это было как зуб вырвать. Господи, помилуй! И спасибо за сына и дочь! Помоги мне воспитать детей достойными людьми!
Нина Козлова
2023-04-17 19:57:43
Как жаль что мы не понимали я пишу о себе я не знала и не понимала что это Живая Душа , у меня сердечная недостаточность ,Врачи запретили рожать а я все равно родила и слава Богу а потом сделала аборты , а теперь одна боль что погубила младенцев , Господь давал детей ,это же какое счастье ,а люди годами лечаться а детей нет, дорогие девушки и женщины не делайте аборты , Дарите Жизнь , Господь всегда помогает я была молода и не понимала что это Живая Душа ,а теперь Каждый день не проходит без слез ,ведь я убила своих младенцев , а теперь мучаюсь всю Жизнь , а муж у меня хороший ,даже не разрешал делать , Прости нас Господи .
Александра Денисенко
2023-04-17 09:45:52
«Когда человек психически ненормальный, то он может убить, прибить, разрушить…» В этом описании сразу узнаёшь одно существо.
Источник: www.mk-tula.ru