СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+
Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
- Новое Древо
- Публикации для педагогов и воспитателей
- Автор работы: Бухмина Полина Сергеевна
05.2020
Должность:Студентка
Учебное заведение:
Населенный пункт:Самарская область, г. Тольятти
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель – к.п.н. Харская Д.А.,
ГБПОУ «Гуманитарный колледж»
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение устанавливать межличностные отношения являются одной из важнейших задач развития ребенка на этапе младшего школьного возраста [1].
�дования межличностных отношений в младшем школьном возрасте нашла своё отражение в работах ряда ученых (В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной Я.Л. Коломинского, Г.М. Андреевой, С.Л. Рубинштейна, Л.С.
«Относись к сомнениям правильно..» // МОТИВАТОР ( #мотивация #саморазвитие #успех )
Выготского, A.M. Прихожан, Д.Б. Эльконина и др.).
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Младший школьник активно овладевает навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.
Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
Первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом месте также стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
Ролик о важности образования
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе [2].
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу [3].
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [4].
По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение — эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское – как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом [5].
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
Отношения между мальчиками и девочками нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они будут правильно развиваться сами по себе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. [6]
Ученики по-разному относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.
В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь.
У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют дуг для друга второй круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.
В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием.
Система опыта взаимоотношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. Исправить положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также будет значительно труднее.
Таким образом, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а также и индивидуальные нравственные качества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абременкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] // В. В. Абременкова. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017.- 511 с.
2. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству [Текст]// О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. — М.: Сфера, 2015. — 436 c.
3. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] // Л.В. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2017. — 224 c.
4. Елькина, О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития [Текст] // О.Ю. Елькина. М.: Директ-Медиа, 2015. 144 с.
5. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст] // О.О. Гонина. — М.: Флинта, 2018.-272 с.
6. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]// Н.Ф. Голованова. –– СПб.: Речь, 2015. – 272 с.
Источник: novoedrevo.ru
Мотивы учения, общения и их изменения от 1 к 4 классу
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией.
Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образовании. В его составе психологи выделяют:
Познавательные мотивыв самом широком смысле – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Социальные мотивы– стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определённую позицию.
Считается, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться только ради оценки.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивацияучения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.
Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении. Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции.
Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельностиметодом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.
Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа.
Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности.
Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу непроисходит. У школьников, отстающих в учении, наряду с самооценкой и уровнем притязаний своеобразно развивается тесно связанная с ними мотивация учения. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 4 классу они в определённой мере появляются.
Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе. В 4 классе, как и в 1, интересыпроявляются обычно к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки.
Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегчённой учебной работе. В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремление к более лёгким видам учебной работы.
Желание получить более высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 4 уже не проявляется ярко – сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности – в занятиях спортом, музыкой и т.п.
На фоне удовлетворённой в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний. Тем не менее возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих 4-классников в целом не предвещает общего снижения уровня отношения к учёбе.
Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в 1 классе больше половины учащихся относятся к учебной работе положительно, то в 4 классеих количество сокращается до 40%, а наряду с неопределённым отношением появляется и чисто отрицательное. Воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определённой эффективности учебной работы ребёнка. Второй путь – формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегчённым механическим видам работы, к наглядности, к игровым моментам и т.д.)
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-13 лет)
Ведущая деятельность — учение.Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом.
Новообразования:
Источник: mydocx.ru
Основным мотиватором отношений с одноклассниками в 3 м классе является
ВниманиеСкидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса
Департамент образования города Москвы
Университетский педагогический колледж №5
Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса
Введение
ГЛАВА I . Теоретическое исследование проблемы формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы
1.1 Понятие коллектива, структура коллектива. Влияние коллектива на личность
1.2 Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего школьного возраста друг с другом
1.3 Групповая форма деятельности как педагогическая категория. Групповая форма работы как средство развития коллективистских отношений учащихся
ГЛАВА II .Экспериментальное исследование вопроса использования групповых форм работы в формировании коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом
2.1 Целесообразность и необходимость выбора методов исследования
2.2 Разработка содержания воспитательных мероприятий группового характера, направленных на формирование коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Введение
Исследование проблемы формирования коллективистских отношений школьников друг с другом в процессе организации групповых форм работы представляется нам актуальным и требующим углубленного изучения вопросом.
Еще Аристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты … И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует – ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи – кому- то посвятил; решил сложнейшую задачу первым – гордость проявляется на людях. Так возвратно – оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного.
Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.
В настоящее время педагоги стали значительно больше уделять внимания совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, таких как Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Василий Александрович Сухомлинский.
Большую ценность для проведения исследования по проблеме формированию коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы представляют разработки Антона Семеновича Макаренко, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан следующий вывод: о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообществ сверстников, которые наилучшим образом могли бы решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.
Постановка цели исследования определила ряд задач:
- Проанализировать сущность понятий «взаимодействие», «групповые формы взаимодействия», выделить предпосылки развития коллективистских отношений в процессе организации групповых форм работы.
- Исследовать возможность и эффективность организации групповых форм работы в процессе формирования коллективистских отношений школьников.
- Выявить педагогические условия реализации групповых форм работы с целью формирования коллективистских отношений.
- Определить особенности педагогических отношений в процессе организации групповых форм работы.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию коллективистских отношений учащихся друг с другом в процессе организации групповой формы работы.
ГЛАВА I . Теоретическое исследование проблемы формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповых форм работы
- Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «зачем это надо – нам, тебе, мне?»: «помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?”:
- Право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких нет;
- Подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
- Подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;
- Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
- Максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
- Акцент на добровольность участия во всех делах;
- Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело;
- При анализе коллективной творческой деятельности: постановка вопросов типа «что дало тебе участие в деле?», «какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «кому бы ты хотел сказать «спасибо»?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.
- константирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
- возрастные особенности учащихся класса;
- степень сформированности детского коллектива;
- особенности взаимоотношений педагога и учащихся;
- степень доверия детей друг к другу и взрослым.
- Ваше общее впечатление от группы?
- Кто вызывает положительные черты и почему?
- Кто вызывает тревогу? Почему?
- лидер (1): Алиса М.;
- предпочитаемые (5): Никита С., Андрей Щ., Саша П., Катя Р., Влад З.
- Отверженные (9): Олег В., Катя М., Ира П., Клавдия С., Карина Б., Аня Д., Соня Ф., Максим Т., Лаша Х.
- Изолированные (3): Юра К., Саша М., Андрей М. (см. рис.1)
- Внешность (привлекательность – не привлекательность);
- Особенности поведения;
- Знания, умение, навыки, используемые в учении;
- Знания, умение, навыки общения;
- Представление о дружбе.
- Как ты думаешь, что бы ответили одноклассники на вопрос: «Дружно ли вы живете?»
- Как ты считаешь, дружный ли у вас класс?
- Есть ли у вас кто-либо более популярный? Кто? Почему?
- Что не хватает ребятам, чтобы быть дружным классом, по-твоему?
- Чтобы ты могла сделать, чтобы класс стал более дружным?
- Карина Б.
- Олег В.
- Аня Д.
- Влад З.
- Соня Е.
- Юра К.
- Катя М.
- Ира П.
- Саша П.
- Рита П.
- Катя Р.
- Клавдия С.
- Никита С.
- Максим Т.
- Лаша Х.
- Андрей Щ.
- Катя М.
- Ира П.
- Саша П.
- Рита П.
- Катя Р.
- Клавдия С.
- Никита С.
- Максим Т.
- Лаша Х.
- Андрей Щ.
- «Приветствие», «Волшебный стул», «Ассоциации», «Прощание до следующего занятия».
- «Найди себя», «Необитаемый остров», «Комплемент другу», «Прощание с помощью игрушки».
- «Атомы», «Снежинка», «Изображаем слова», «Скульптор».
- «Вместе весело шагать», «Держи меня покрепче», «Надпись на спине», «Дождик».
- Соня Е.
- Юра К.
- Рита П
- Катя Р.
Источник: doc4web.ru