Детство Чичикова и вся его биография подробно описываются в 11-ой главе поэмы «Мертвые души».
Ниже представлено описание детства, семьи, происхождения и образования Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя.
Детство и семья Чичикова, его происхождение, воспитание, образование
Господин Чичиков по происхождению является бедным дворянином:
«. Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. «
Известно, что отец Чичикова владел всего одной семьей крепостных крестьян:
«. кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. «
Чичиков почти ничего не получил в наследство от бедного отца:
«. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. «
В чем настоящий смысл «Мертвых душ»?
В детстве у Павла Чичикова не было ни друзей, ни товарищей:
«. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве. »
Семья Чичикова жила в крестьянском доме, в маленькой горнице. Этот дом не похож на традиционное жилье дворян:
«. Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето. «
Отец Чичикова все время болел:
«. отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу. «
| Воспитание Чичикова. Художник М. Шагал |
Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:
«. При расставании слез не было пролито из родительских глаз. «
«. знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост. »
Когда маленький Павлуша Чичиков делал что-то не так, отец драл ему уши:
«. вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев. «
Характеристика Чичикова в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя
Чичиков помнит мало деталей из своего детства:
«. вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память . «
Автор ничего не рассказывает о матери Чичикова. Возможно, она умерла при родах или когда Чичиков был маленьким.
Образование Чичикова
Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына.
Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:
![]() |
| Павлуша Чичиков и учитель. Художник А. Лаптев |
«. на третий день утром добрались до города [. ] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [. ] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. «
В училище Павлуша не отличался особенным умом. Зато он был очень прилежным и опрятным учеником:
«. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [. ] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. «
Еще в училище Чичиков научился угождать начальству:
«. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. «
После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения — в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.
Это было описание детства, семьи, происхождения, воспитания и образования Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя.
Источник: www.literaturus.ru
Краткое описание детства Чичикова в поэме «Мертвые души»
В произведениях Гоголя главные герои, как правило, предстают перед читателем вполне сформировавшимися личностями, имеющими устоявшуюся жизненную позицию и занимающими определенное социальное положение. О прошлом если и упоминается, то в качестве необходимых пояснений. В поэме «Мертвые души» детство Чичикова автор описывает без назойливых подробностей, но не упуская моментов, ставших отправными в судьбе главного героя.

Семья и домашнее воспитание
Родился Чичиков у обедневших дворян, имеющих в услужении всего лишь одну семью крепостных. Какой была его мать и как звать ее, остается неизвестным, словно ребенок был исторгнут в мир самой «кисло-неприютной» жизнью, навечно поселившейся в «маленькой горенке». И только реплика дальней родственницы, которая помогала при родах и почему-то думала, что ребенок должен «пойти в бабку» по материнской линии, доказывает, что Чичиков был зачат, выношен и рожден естественным образом.
Отношения с учителем и учениками
Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.
Мальчик обладал практичным умом и способностью ограничить себя во всем. Он не только не угощал одноклассников, как заповедовал ему отец, но и принятое от них угощение мог продать им же, безо всякого смущения и укоров совести. Имеющиеся деньги маленький Чичиков пускал в прибыльный оборот. Покупал еду на рынке и продавал голодным одноклассникам по цене «сообразной аппетиту».

Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.
Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:
- аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»,
- книгу, подаренную за прилежание и благонравие,
- собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.
Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.
Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.
Важность экскурса в детство героя
Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:

- Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
- У него нет друзей.
- Отец необычайно строг и раздражителен.
- Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
- Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.
В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.
В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.
Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.
Источник: tarologiay.ru
Детство Чичикова
Детство Чичикова из “Мёртвых душ” нельзя назвать самым лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, весёлых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.
Детские воспоминания
По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.
Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.
Отъезд в город и отцовский наказ
В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.
Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.
Годы в училище
Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.
Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало.
Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.
Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.
Автор уделяет целую главу для описания истории жизни Чичикова, чтобы читатель мог понять, почему герой стал таким безнравственным, лицемерным, меркантильным, неспособным на дружеские отношения и любовь.
Источник: obrazovaka.ru
